бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 15 ноября 2016 г. утверждено 12 февраля 2017 г.
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
согласовано 19 января 2017 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 20 января 2017 г.

Б1.В.ОД.5 Современные методы исследования, 4 семестр 1 полусеместр

Б-5022, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановкии решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) знание основных ориентиров развития современного образования, основных понятий в области методологии педагогики, источников методологического обеспечения, структуры методологии знаниевый
владение способом определения структуры методологии организации исследовательской деятельности в образовании ориентировочный
умение определять основное содержание этапов организации и проведения психолого-педагогического исследования операциональный
опыт анализа, оценки и выбора методов решения исследовательских задач в области образования опыт
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) знание основных требований к применению методов диагностики в системе образования (наблюдение, беседа, анкетирования, эксперимент и др.) знаниевый
опыт разработки содержания методов решения исследовательских задач в области образования (наблюдения, беседы, анкетирования и др.) ориентировочный
умение отбирать современные методы диагностики и оценки качества образовательного процесса (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.) операциональный
владение способами обоснованного выбора конкретного метода диагностики для решения исследовательских задач в области образования опыт
способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) знание особенностей организации исследовательской деятельности в образовании знаниевый
владение способами определения показателей оценки эффективности методов организации исследовательской деятельности операциональный
умение качественного и количественного анализа результатов исследования в образовательном процессе НОО операциональный

Цели изучения дисциплины

научиться осуществлять обоснованный выбор методов научного исследования для решения образовательных и исследовательских задач в предметной области знаний

Задачи

  1. овладеть способами обоснования методологической основы психолого-педагогического исследования
  2. научиться осуществлять обоснованный выбор теоретических и эмпирических методов в соответствии с этапами психолого-педагогического исследования

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28,0 ч. (38,89%)
Контроль самостоятельной работы 4,0 ч.
Самостоятельная работа студента 44,0 ч. (61,11%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 10,0 ч. из 8,5 ч.
Часов в неделю 3,5 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Теоретико-методологические основы организации научного исследования в педагогике овладеть способами обоснования методологической основы психолого-педагогического исследования обоснование методологической осовы организации психолого-педагогического исследования
  • Методологические основы научного исследования
  • Организация научного исследования
  • Работа с литературными источниками
Модуль 2 Практические основы организации психолого-педагогического исследования научиться осуществлять обоснованный выбор теоретических и эмпирических методов в соответствии с этапами психолого-педагогического исследования осуществление обоснованного выбора теоретических и эмпирических методов в соответствии с этапами психолого-педагогического исследования
  • Методы педагогического исследования
  • Способы представления данных педагогического исследования
  • Методологическая культура и мастерство исследователя

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Методологические основы научного исследования Лекция 2,0 1
2 Методологические основы научного исследования Самостоятельное изучение 2,0 1
3 Методологические основы научного исследования Семинар 2,0 1
4 Организация научного исследования Лекция 2,0 2
5 Организация научного исследования Самостоятельное изучение 2,0 2
6 Организация научного исследования Семинар 2,0 2
7 Организация научного исследования Минизачет 2,0 3
8 Работа с литературными источниками Практическая работа 2,0 3
9 Работа с литературными источниками Самостоятельное изучение 2,0 3
10 Работа с литературными источниками Индивидуальная работа 2,0 3
11 Методы психолого-педагогического исследования Лекция 2,0 4
12 Методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 2,0 4
13 Методы психолого-педагогического исследования Практическая работа 2,0 4
14 Наблюдение как метод педагогического исследования Практическая работа 2,0 4
15 Наблюдение как метод педагогического исследования Индивидуальная работа 2,0 5
16 Опросные методы изучения педагогических проблем Лекция 2,0 5
17 Опросные методы изучения педагогических проблем Практическая работа 2,0 5
18 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Лекция 2,0 6
19 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Семинар 2,0 6
20 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Индивидуальная работа 2,0 7
21 Способы представления данных педагогического исследования Практическая работа 2,0 7
22 Способы представления данных педагогического исследования Самостоятельное изучение 1,0 7
23 Методологическая культура педагога-исследователя Коллоквиум 2,0 8
24 Методологическая культура педагога-исследователя Индивидуальная работа 2,0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Методологические основы научного исследования Лекция Знание основных ориентиров развития современного образования, основных понятий в области методологии педагогики, источников методологического обеспечения, структуры методологии Воспроизведение
знание актуальных направлений развития современной системы образования Воспроизведение
знание основных проблем развития современного образования Воспроизведение
2 Методологические основы научного исследования Самостоятельное изучение умение выделить предмет научного исследования в педагогике Применение
владение схемой выделения основных характеристик научного исследования Применение
знание источников развития современного образования Воспроизведение
3 Методологические основы научного исследования Семинар владение обобщенной схемой определения структуры методологии педагогики, выделения составляющих ее компонентов Воспроизведение
умение определять виды научного исследования в системе образования Применение
владение схемой структуры методологии организации исследовательской деятельности в образовании Воспроизведение
4 Организация научного исследования Лекция знание требование, предъявляемых к научному исследованию Воспроизведение
5 Организация научного исследования Самостоятельное изучение знание требований, предъявляемых к формулированию понятийно-категориального аппарата научного исследования Воспроизведение
6 Организация научного исследования Семинар Сформированность умений определять основное содержание этапов организации и проведения психолого-педагогического исследования. Применение
7 Организация научного исследования Минизачет умение определять содержательные характеристики понятийно-категориального аппарата психолого-педагогического исследования в рамках тематики своего курсового исследования Применение
умение выделять основания для обоснования актуальности своего курсового исследования Применение
8 Работа с литературными источниками Практическая работа Сформированность умений вести различного рода записи при работе с научной литературой; грамотно оформлять литературные источники. Применение
знание способов организации работы с литературными источниками Воспроизведение
9 Работа с литературными источниками Самостоятельное изучение умение осуществлять различные виды записей при работе с литературными источниками по теме курсового исследования Применение
10 Работа с литературными источниками Индивидуальная работа сформированность умений подбора литературных источников в соответствии с темой психолого-педагогического исследования, группировки выбранных литературных источников Применение
11 Методы психолого-педагогического исследования Лекция Сформированность знаний о специфике и классификации методов психолого-педагогического исследования Воспроизведение
12 Методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение умение выбора методов исследования в соответствии с задачами исследовательской работы Воспроизведение
13 Методы психолого-педагогического исследования Практическая работа Сформированность умений анализа, оценки и выбора исследовательские методы с целью применения в образовательном процессе начального общего образования Применение
14 Наблюдение как метод педагогического исследования Практическая работа знание требований, предъявляемых к педагогическому наблюдению Воспроизведение
умение конструировать план и программу педагогического наблюдения Применение
15 Наблюдение как метод педагогического исследования Индивидуальная работа умение обосновать объекты педагогического наблюдения Воспроизведение
16 Опросные методы изучения педагогических проблем Лекция знание требований к организации и проведению педагогической беседы Воспроизведение
знание требований к анкетированию как методу научного исследования Воспроизведение
17 Опросные методы изучения педагогических проблем Практическая работа умение конструировать вопросы педагогической беседы Применение
умение конструировать различного типа вопросы в анкете Применение
18 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Лекция знание этапов организации и проведения педагогического эксперимента Воспроизведение
19 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Семинар умение проектировать содержание этапов педагогического эксперимента Применение
20 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Индивидуальная работа умение обосновать логику организации и реализации педагогического эксперимента Воспроизведение
21 Способы представления данных педагогического исследования Практическая работа Сформированность умений качественного и количественного анализа результатов исследования в образовательном процессе НОО Применение
сформированность умений офрмлять данные психолого-педагогических исследований в таблицах, диаграммах, гистограммах, графиках Применение
22 Способы представления данных педагогического исследования Самостоятельное изучение знание требований к представлению данных педагогического исследования Воспроизведение
23 Методологическая культура педагога-исследователя Коллоквиум умение обосновывать требования к методологической культуре педагога-исследователя Применение
знание требований научной этики к организации психолого-педагогического исследования Воспроизведение
24 Методологическая культура педагога-исследователя Индивидуальная работа Сформированность знаний профессиограммы педагога-исследователя, личностных качеств и профессиональных умений, необходимых для эффективной исследовательской деятельности в начальном общем образовании Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 319 с.
  2. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р. Атаханов и др. – М. «Академия», 2013. – 240 с.
  3. Лазарев, В.С. Инноватика в школе : учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования [Текст] : Сургутский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. – 215 с.
  4. Манухина С.Ю. Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Манухина С.Ю., Занковский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10781.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная

  1. Боликова, Л.Ю. В помощь педагогу-исследователю / Л.Ю. Боликова, Ю.А. Шурыгина. – Пенза: [Пензен. гос. пед. ун-т], 2010. – 199 с.
  2. Буренина, А.И. Размышления о методологии современного дошкольного воспитания [Текст] / А.И. Буренина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. - № 6. – С. 47-51.
  3. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс]: Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - М. : Флинта, 2012. - 256 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492 – Загл. с экрана
  4. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б.С. Волков: Учебное пособие для вузов. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. – 352 с.
  5. Джагаева, Т.Е. Наблюдения и эксперимент в учебно-познавательном процессе / Т.Е. Джагаева // Педагогические технологии. – 2006. - № 4. – С. 55-60.
  6. Загвязинский, В.И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации / В.И. Загвязинский // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. - № 1. – С. 3-6.
  7. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2006. – 176 с.
  8. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов пед. вузов / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2007. – 206 с.
  9. Загвязинский, В.И. О роли педагогической науки в гармонизации социальной стратегии, образовательной политики и практики реформирования российского образования / В.И. Загвязинский // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2010. - № 4. – С. 3-10.
  10. Загвязинский, В.И. Педагогическая наука и реформирование образования / В.И. Загвязинский // Народное образование. – 2010. - № 2. – С. 93-98.
  11. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 393, [3] с.
  12. Крутикова, О.Н. Объективная и субъективная детерминация исследовательской культуры студенческой молодежи / О.Н. Крутикова // Педагогическое образование в России. – 2011. - № 4. – С. 233-239.
  13. Кудрова, И.А. Философия науки и познавательная деятельность студентов (на примере подготовки менеджеров) [Текст] / И.А. Кудрова. - Режим доступа: // Эпистемология и философия науки. – 2011. - № 1. – С. 117-128.
  14. Обучение наблюдением: студенты в исследовательском процессе / С.Г. Кордонский, Ю.М. Плюснин, О.М. Моргунова // Вопросы образования. – 2010. - № 4. – С. 54-69.
  15. Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник науч. Тр. Вып 1 / отв. ред. Е.В. Ткаченко. – Екатеринбург: Издательство Урал. ГПУ, 1995. – 224 с.
  16. Федотова, И.Б. Методология историко-педагогических исследований / И.Б. Федотова // Педагогическое образование и наука. – 2010. - № 12. – С. 29-34.

Цифровые ресурсы

  1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований . - Режим доступа: // http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php
  2. Крысанова О.А. Методология психолого-педагогических исследований Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. . - Режим доступа: // http://publisher.samsu.ru/archive/2006/files/20060332.pdf
  3. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. Краткий курс // http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978594723731&at=exc&n=0
  4. Соснин П.И. История и методология науки . - Режим доступа: - http://old.ulstu.ru/people/SOSNIN|umk|Yistory_and_Methods_of_Science/metod.htm

Источники

  1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б 1.В.ОД 5 Современные методы исследования [Электронный ресурс]: Б-5022 Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование», зачет / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б 1.В.ОД 5 Современные методы исследования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование» / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.