бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 18 ноября 2016 г. утверждено 1 февраля 2017 г.
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано 20 января 2017 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 20 января 2017 г.

В.3.6 Теория и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста, 6 семестр

Б-4061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Компетенция 1. Готовность реализовывать образовательную программу по предмету в соответствии с требованиями образовательнызх стандартов Згнать психолого - педагогические основы процесса освоения дошкольниками представлений о форме предметов, ориентировке в пространстве и времени у детей разных возрастных групп знаниевый
Владеть методическими подходами к организации образовательного процесса по формированию представлений о форме предметов, пространственных и временных представлений у детей разных возрастных групп ориентировочный
Уметь проектировать образовательный процесс по формированию представлений о форме предметов, ориентировке в пространстве и во времени с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. операциональный
Иметь опыт проектирования образовательной деятельности по формированию представлений о форме предметов, ориентировке в пространстве и времени у детей разных возрастных групп опыт
Компетенция 2. Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики Знать современные методы и технологии обучения и диагностики математических представлений у детей дошкольного возраста, способы взаимодействия с семьёй и начальной школой по данному направлению знаниевый
Владеть способами организации образовательного процесса по формированию математических представлений с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики ориентировочный
Уметь проектировать педагогический процесс по формированию математических представлений у дошкольников с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики детей и их родителей операциональный
Иметь опыт проектирования образовательной деятельности по формированию математических представлений у дошкольников с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики детей и их родителей опыт

Цели изучения дисциплины

научиться проектировать образовательную программу по формированию математических представлений у дошкольников с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики, осуществлять взаимодействие с родителями и педагогами начальной школы по данному направлению

Задачи

  1. Научиться формировать представления о форме предметов, ориентировке в пространстве и во времени у детей дошкольного возраста
  2. Научиться проектировать образовательную деятельность по формированию математических представлений у дошкольников с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
  3. Освоить содержание и формы взаимодействия с родителями , педагогами начальной школы по формированию математических представлений у детей

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 40,0 ч. (37,04%)
Контроль самостоятельной работы 16,0 ч.
Самостоятельная работа студента 68,0 ч. (62,96%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 12,0 ч. из 10,5 ч.
Часов в неделю 3,64 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Научиться формировать представления о форме предметов, ориентировке в пространстве и времени у детей дошкольного возраста Освоить содержание и методы формирования у детей дошкольного возраста представлений оо форме предметов, ориентировке в пространстве и времени
  • Ознакомление дошкольников с формой предметов и геометрическими фигурами
  • Ознакомление дошкольников с пространственными отношениями
  • Ознакомление дошкольников с временными отношениями
Модуль 2 Научиться проектировать образовательную деятельность с дошкольниками на диагностической основе с использованием современных методов и технологий обучения Проектирование образовательной деятельности по формированию математических представлений у дошкольников с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
  • Диагностика как основа целеполагания и проектирования работы по формированию математических представлений
  • Современные педагогические технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста
  • Проектирование образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста
Модуль 3 Научиться консультировать родителей детей дошкольного возраста, осуществлять взаимодействие с педагогами начальной школы по проблемам развития математических представлений у детей. Готовность консультировать педагогов и родителей по проблемам математического развития детей дошкольного возраста
  • Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников по проблеме формирования математических представлений у детей
  • Преемственность в работе дошкольной организации с начальной школой по формированию математических представлений у детей

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Особенности восприятия формы предметов и геометрических фигурдетьми разных возрастных групп. Лекция 2,0 1
2 Ознакомление с геометрическими фигурами детей разных возрастных групп. Практическая работа 2,0 1
3 Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Методические приёмы ознакомления дошкольников с временными отношениями Индивидуальная работа 1,0 1
4 Современные методы и методики диагностики математических представленийу детей дошкольного возраста. Индивидуальная работа 1,0 1
5 Реализация идеи интеграции в математическом развитии дошкольников. Вариативное задание 2,0 1
6 Виды занимательного геометрического материала и его использование в работе с дошкольниками. Коллоквиум 2,0 2
7 Характеристика сущности и особенностей логико - математических и развивающих игр. Минизачет 2,0 2
8 Характеристика сущности и особенностей логико - математических и развивающих игр. Индивидуальная работа 1,0 2
9 Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста.Методические приёмы формирования пространственных представлений. Лекция 2,0 3
10 Методика развития ориентировки в пространстве у детей разных возрастных групп. Практическая работа 2,0 3
11 Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Методические приёмы ознакомления дошкольников с временными отношениями Лекция 2,0 4
12 Особенности организации образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей разных возрастных групп. Практическая работа 2,0 5
13 Методические приёмы ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами, с пространственными и временными отношениями Конференция 2,0 5
14 Диагностика математического развития детей дошкольного возраста Лекция 2,0 5
15 Современные педагогические технологии развития математических представлений у детей Лекция 2,0 6
16 Современные методы и методики диагностики математических представленийу детей дошкольного возраста. Практическая работа 2,0 6
17 Современные педагогические технологии развития математических представлений у детей Индивидуальная работа 1,0 6
18 Реализация идеи интеграции в математическом развитии дошкольников. Лекция 2,0 7
19 Сущность и виды проектирования работы по ФЭМП у дошкольников. Особенности проектирования работы в контексте ФГОС дошкольного образования. Лекция 2,0 7
20 Сущность и виды проектирования работы по ФЭМП у дошкольников. Особенности проектирования работы в контексте ФГОС дошкольного образования. Вариативное задание 2,0 7
21 Технологии проектирования НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Другое 2,0 8
22 Технологии проектирования НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Вариативное задание 3,0 8
23 Создание условий для самостоятельной математической деятельности дошкольников. Вариативное задание 2,0 8
24 Создание условий для самостоятельной математической деятельности дошкольников. Семинар 2,0 8
25 Создание условий для самостоятельной математической деятельности дошкольников. Индивидуальная работа 1,0 8
26 Технологии проектирования НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Индивидуальная работа 1,0 8
27 Содержание, формы и методы взаимодействия ДОО с семьёй.Сравнительный анализ программ обучения детей математике в школе и детском саду Семинар 2,0 9
28 Проектирование и диагностика образовательной работы с детьми Контрольная работа 2,0 9
29 Планирование взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников. Другое 2,0 10
30 Требования начальной школы к математической подготовке детей, поступающих в 1 класс. Формы взаимодействия ДОО и начальной школы. Конференция 2,0 10
31 Содержание математической подготовки детей к школе. Вариативное задание 2,0 10
32 Планирование взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников. Индивидуальная работа 2,0 10
33 Взаимодействие ДОО с семьёй и школой по проблеме математического развития детей Коллоквиум 2,0 11
34 Взаимодействие ДОО с семьёй и школой по проблеме математического развития детей Индивидуальная работа 2,0 11

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Особенности восприятия формы предметов и геометрических фигурдетьми разных возрастных групп. Лекция Характеризовать особенности восприятия восприятия формы предметов и геометрических фигур. Методические приёмы ознакомления с геометрическими фигурами в разных возрастных группах. Воспроизведение
2 Ознакомление с геометрическими фигурами детей разных возрастных групп. Практическая работа Соотносить методические приёмы ознакомления с формой предметов и геометрическими фигур Воспроизведение
Составлять фрагменты занятий и игровых упражнений по ознакомлению с формой предметов и геометрическими фигурами для детей дошкольного возраста Применение
3 Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Методические приёмы ознакомления дошкольников с временными отношениями Индивидуальная работа Соотносить методические приёмы формирования временных представлений с возрастом детей Воспроизведение
4 Современные методы и методики диагностики математических представленийу детей дошкольного возраста. Индивидуальная работа Подбирать методики для диагностики математических представлений у детей дошкольного волзраста Применение
Составлять диагностические задания для детей по заданной теме Творчество
5 Реализация идеи интеграции в математическом развитии дошкольников. Вариативное задание Разрабатывать интегрированные занятия по формированию матеиатических представлений для детей разных возрастных групп Творчество
6 Виды занимательного геометрического материала и его использование в работе с дошкольниками. Коллоквиум Называть классификацию игрового занимательного геометрического материала Воспроизведение
Демонстрировать использование разных видов занимательного материала в работе с детьми Применение
7 Характеристика сущности и особенностей логико - математических и развивающих игр. Минизачет Характеризовать сущность логико - математических и развивающих игр Воспроизведение
Демонстрировать использование логико - математических и развивающих игр с детьми дошкольного возраста. Применение
8 Характеристика сущности и особенностей логико - математических и развивающих игр. Индивидуальная работа Характеризовать сущность логико - математических и развивающих игр Воспроизведение
Демонстрировать использование логико - математических и развивающих игр с детьми дошкольного возраста. Применение
9 Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста.Методические приёмы формирования пространственных представлений. Лекция Называть особенности восприятия пространства детьми разных возрастных групп Воспроизведение
Соотносить методические приёмы формирования пространственных представлений с возрастом детей Воспроизведение
10 Методика развития ориентировки в пространстве у детей разных возрастных групп. Практическая работа Соотносить методические приёмы формирования пространственных представлений с возрастом детей Воспроизведение
11 Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Методические приёмы ознакомления дошкольников с временными отношениями Лекция Характеризовать особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста Воспроизведение
Соотносить методические приёмы формирования временных представлений с возрастом детей Воспроизведение
12 Особенности организации образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей разных возрастных групп. Практическая работа Составлять фрагменты образовательной деятельности с детьми по формированию временных представлений Творчество
Анализировать фрагменты образовательной деятельности с детьми по формированию временных представлений Применение
13 Методические приёмы ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами, с пространственными и временными отношениями Конференция Характеризовать особенности восприятия восприятия формы предметов и геометрических фигур. Методические приёмы ознакомления с геометрическими фигурами в разных возрастных группах. Воспроизведение
Соотносить методические приёмы ознакомления с формой предметов и геометрическими фигур Воспроизведение
Называть классификацию игрового занимательного геометрического материала Воспроизведение
Характеризовать сущность логико - математических и развивающих игр Воспроизведение
Демонстрировать использование разных видов занимательного материала в работе с детьми Применение
14 Диагностика математического развития детей дошкольного возраста Лекция Определять сущность и виды диагностики Воспроизведение
Характеризовать этапы и методику проведения диагностики.Методика Воспроизведение
15 Современные педагогические технологии развития математических представлений у детей Лекция Характеризовать проблемно - игровую, исследовательскую проектные технологии в обучении дошкольников математике. Воспроизведение
Раскрывать сущность исследовательской деятельности и экспериментирования. Воспроизведение
16 Современные методы и методики диагностики математических представленийу детей дошкольного возраста. Практическая работа Подбирать методики для диагностики математических представлений у детей дошкольного волзраста Применение
Составлять диагностические задания для детей по заданной теме Творчество
17 Современные педагогические технологии развития математических представлений у детей Индивидуальная работа Характеризовать проблемно - игровую, исследовательскую проектные технологии в обучении дошкольников математике. Воспроизведение
Раскрывать сущность исследовательской деятельности и экспериментирования. Воспроизведение
18 Реализация идеи интеграции в математическом развитии дошкольников. Лекция Анализироватьинтегрированные занятия по формированию матеиатических представлений для детей разных возрастных групп Применение
Разрабатывать интегрированные занятия по формированию матеиатических представлений для детей разных возрастных групп Творчество
19 Сущность и виды проектирования работы по ФЭМП у дошкольников. Особенности проектирования работы в контексте ФГОС дошкольного образования. Лекция Знать сущность и виды проектирования работы по формированию математических представлений у дошкольников. Воспроизведение
20 Сущность и виды проектирования работы по ФЭМП у дошкольников. Особенности проектирования работы в контексте ФГОС дошкольного образования. Вариативное задание Уметь пректировать образовательную деятельность по математике с детьми дошкольного возраста Применение
21 Технологии проектирования НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Другое Владеть технологией проектирования непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми. Применение
Владеть технологией проектирования непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми. Применение
Самостоятельно проектировать образовательную деятельность по математике для детей разных возрастных групп Творчество
22 Технологии проектирования НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Вариативное задание Самостоятельно проектировать образовательную деятельность по математике для детей разных возрастных групп Творчество
23 Создание условий для самостоятельной математической деятельности дошкольников. Вариативное задание Уметь проектировать развивающую среду для организации самостоятельной математической деятельности дошкольников Воспроизведение
24 Создание условий для самостоятельной математической деятельности дошкольников. Семинар Знать требования к предметно - развивающей среде для самостоятельной математической деятельности дошкольников. Воспроизведение
Уметь проектировать развивающую среду для организации самостоятельной математической деятельности дошкольников Воспроизведение
25 Создание условий для самостоятельной математической деятельности дошкольников. Индивидуальная работа Знать требования к предметно - развивающей среде для самостоятельной математической деятельности дошкольников. Воспроизведение
Уметь проектировать развивающую среду для организации самостоятельной математической деятельности дошкольников Воспроизведение
26 Технологии проектирования НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Индивидуальная работа Владеть технологией проектирования непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми. Применение
Владеть технологией проектирования непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми. Применение
27 Содержание, формы и методы взаимодействия ДОО с семьёй.Сравнительный анализ программ обучения детей математике в школе и детском саду Семинар Характеризовать содержание, формы и методы взаимодействия ДОО с семьёй Воспроизведение
Определять актуальное содержание консультирования родителей детей разных возрастных групп Применение
28 Проектирование и диагностика образовательной работы с детьми Контрольная работа Подбирать методики для диагностики математических представлений у детей дошкольного волзраста Применение
Составлять диагностические задания для детей по заданной теме Творчество
Характеризовать проблемно - игровую, исследовательскую проектные технологии в обучении дошкольников математике. Воспроизведение
Раскрывать сущность исследовательской деятельности и экспериментирования. Воспроизведение
Разрабатывать фрагменты занятий для дошкольников с использованием проблемно - игровой, исследовательской и проектной технологий в развитии математических представлений у дошкольников. Применение
29 Планирование взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников. Другое Составление плана взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по проблемам математического развития детей дошкольного возраста Применение
Разработка сценариев проведения консультаций с родителями по проблемам математического развития детей Творчество
30 Требования начальной школы к математической подготовке детей, поступающих в 1 класс. Формы взаимодействия ДОО и начальной школы. Конференция Определять требования начальной школы к математической подготовке детей, поступающих в 1 класс Воспроизведение
Характеризовать формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с начальной школой. Воспроизведение
31 Содержание математической подготовки детей к школе. Вариативное задание Проводить сравнительный анализ программ обучения детей математике в ДОО и начальной школе Применение
Составлять рекомендации для родителей по подготовке детей к изучению математики в школе. Применение
32 Планирование взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников. Индивидуальная работа Составление плана взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по проблемам математического развития детей дошкольного возраста Применение
Разработка сценариев проведения консультаций с родителями по проблемам математического развития детей Творчество
33 Взаимодействие ДОО с семьёй и школой по проблеме математического развития детей Коллоквиум Характеризовать содержание, формы и методы взаимодействия ДОО с семьёй Воспроизведение
Определять актуальное содержание консультирования родителей детей разных возрастных групп Применение
Составление плана взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по проблемам математического развития детей дошкольного возраста Применение
Разработка сценариев проведения консультаций с родителями по проблемам математического развития детей Творчество
Проводить сравнительный анализ программ обучения детей математике в ДОО и начальной школе Применение
34 Взаимодействие ДОО с семьёй и школой по проблеме математического развития детей Индивидуальная работа Характеризовать содержание, формы и методы взаимодействия ДОО с семьёй Воспроизведение
Определять актуальное содержание консультирования родителей детей разных возрастных групп Применение
Составление плана взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по проблемам математического развития детей дошкольного возраста Применение
Разработка сценариев проведения консультаций с родителями по проблемам математического развития детей Творчество
Проводить сравнительный анализ программ обучения детей математике в ДОО и начальной школе Применение

Литература

Основная

  1. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.А. Габова. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 534 с. . - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239494 –Загл. с экрана
  2. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для бакалавров по направлению подготовки 050100 "Педагогика" / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. [и др.] : Питер, 2013. - 464 с. : ил. - (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения). - Гриф УМО
  3. Микляева Н.В. Теория и технологии развития математических представлений у детей (1-е изд.) учебник.- М.: Академия, 2015.

Дополнительная

  1. Абашина, В.В. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста в схемах и таблицах:уч. - метод. пособие /В.В. Абашина; Сургут. гос. пед. ун-т.- Сургут: РИО СурГПУ, 2011.-98с.
  2. Баймуратова Д.Ж. и др.Дидактические игры и упражнения как средство развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста.//Международный журнал экспериментального образования. -2013. №4. С.14-17. – Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/30269448. .-Загл. с экрана.
  3. Белошистая А.В. Математическое развитие дошкольников: вопросы теории и практики. Курс лекций. [Текст]. М.: «Владос». –2004. – 400 с. Гриф МО УМО РФ.
  4. Вербенец А.М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода. [Текст]. // Детский сад: теория и практика. – 2012. - №1.
  5. Воронина, Л.В. Математическое образование периода детства: исторический экскурс [Электронный ресурс]/ Образование и наука, 2009.Т. 67.№ 10С.70-81 – Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа:http://elibrary.ru/query_results.asp?pagenum=2.-Загл. с экрана.
  6. Михайлова З.А., Иоффе И.Н.. Математика от трех до семи: Учебно - методическое пособие для воспитателей детских садов. [Текст].- СПб.:ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. – 176 с.
  7. Михайлова З.А. , Чеплашкина И.Н. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений.- СПб.:ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 112с.
  8. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. /Под ред. А.Г.Гогоберидзе [Текст]..- СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2011. – 592 с.
  9. Смоленцева А.А., Суровцева О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. [Текст]. – СПб.: Детство – Пресс, 2010.- 125 с.
  10. Фрейнлах Н.И. Методика математического развития./ Н.И. Фрейнлах. -2 –е изд., перераб. и доп. [Текст]. – М:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2014. – 240с.
  11. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников : учеб. пособие : [для студентов вузов по специальности "Дошкольное воспитание"] / Е.И. Щербакова. - М. [и др.] : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та [и др.], 2005. - 387, [2] c. - (Библиотека педагога-практика). - Гриф МО

Цифровые ресурсы

  1. Обучение математике в игровой занимательной форме. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http: shop/mycab/ru-346904.html
  2. Обучение математике дошкольников. [Электронный ресурс]. - Реежим доступа:http: shop/mycab/ru. obuchenie - Matematike - doshkolnicov-3804.htm
  3. Развивающие игры для дошкольников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.igromagazin.ru/metodika-zajceva/

Источники

  1. Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11678

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б3.В.ОД.6. Теория и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" профиль «Дошкольное образование» [Электронный ресурс]: Б-3061, Б-3062 Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" профиль «Дошкольное образование» / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б3.В.ОД.6. Теория и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" профиль «Дошкольное образование»/ ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.