бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2012-13 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
Л.Н. Носова заведующий кафедрой
согласовано Nov. 14, 2012
В.Н. Бойко декан факультета

Б.3.11 Основы саморазвития личности , 1 семестр

Б-2131, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Основы безопасности жизнедеятельности), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
И.А. Верченко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенции не сформулированы

Цели изучения дисциплины

сформировать у студента ориентировочную основу действия самопознания и личностного самосовершенствования

Задачи

  1. Формирование у студентов знаний о психологических механизмах процесса саморазвития
  2. Формирование у студентов умений самоанализа личностных свойств и качеств, а также рефлексии процесса саморазвития

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 42.0 ч. (38.89%)
Контроль самостоятельной работы 6.0 ч.
Самостоятельная работа студента 66.0 ч. (61.11%)
Процент выполнения нагрузки 100.0%
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 7.5 ч.
Часов в неделю 2.63 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Личность: биологическое и социальное Формирование у студентов знаний о психологических механизмах процесса саморазвития знать содержание терминов "Образ-Я", "Я-концепция", "темперамент", "характер", "способности"; понимание значения проспективного образа-Я для продуктивности процесса собственного самопознания, саморазвития и самопринятия, владение средствами и премами анализа собственного образа-Я; владения способами построения проспективного образа-Я; опыт рефлексии собственного актуального образа-Я
  • Человек как природное и социальное существо
  • Персоногенез личности. Структура личности. Я-образ
  • Движущие силы, психологические механизмы и условия развития личности. Индивид, личность, индивидуальность. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности
  • Проявления индивидуальных свойств.Темперамент. Характер. Способности
Самосознание и профессиональное саморазвитие Формирование у студентов умений самоанализа личностных свойств и качеств, а также рефлексии процесса саморазвития знать содержание терминов "саморазвитие", "самопознание", "самопонимание", "самопринятие", "самосознания", "сознание", "самоценка", "успех", "успешность", "социализация", "толерантность"; понимание необхлдимности саморазвития для успешности деятельности (как учебной, так и профессиональной), владение средствами и премами анализа самооценки; опыт рефлексии самооценки
  • Самопроцессы: самопознание и самопринятие. Саморазвитие. Самооценка: определение, виды, факторы и условия формирования. Самоотношение. Самопонимание
  • Профессиональное саморазвитие. Успешность деятельности
  • Социогенез личности. Социализация: определение, институты, механизмы. Толерантность

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Человек как природное и социальное существо Лекция 2.0 1
2 Персоногенез личности Лекция 2.0 1
3 Влияние депривации на интеллектуальное, эмоционально-волевое, личностное становление ребенка Самостоятельное изучение 4.0 2
4 Природная и социальная детерминация психического развития Семинар 2.0 2
5 Анализ структуры личности Практическая работа 2.0 2
6 Психологическая характеристика структуры личности Вариативное задание 4.0 2
7 Психологическая характеристика структуры личности Индивидуальная работа 2.0 3
8 Психическое развитие личности Лекция 2.0 3
9 Индивид, личность, индивидуальность Семинар 2.0 4
10 Индивидуально-психологические свойства личности Лекция 2.0 5
11 Оценка типологических свойств и особенностей темперамента личности Практическая работа 2.0 5
12 Психологическая характеристика типологических свойств и особенностей темперамента личности Вариативное задание 3.0 6
13 Психологическая характеристика типологических свойств и особенностей темперамента личности Индивидуальная работа 2.0 6
14 Анализ черт характера личности Практическая работа 2.0 6
15 Способности как проявление индивидуального в личности Практическая работа 2.0 7
16 Личность: биологическое и социальное Контрольная работа 2.0 7
17 Психологическая характеристика особенностей характера личности Вариативное задание 4.0 8
18 Психологическая характеристика особенностей характера личности Индивидуальная работа 2.0 8
19 Самосознание личности Лекция 2.0 8
20 Самопроцессы Лекция 2.0 9
21 Процессы самосознания Практическая работа 2.0 9
22 Психологическая характеристика общих и специальных способностей личности Вариативное задание 4.0 10
23 Психологическая характеристика общих и специальных способностей личности Индивидуальная работа 2.0 10
24 Самооценка как важнейший компонент самосознания Практическая работа 2.0 10
25 Профессиональное саморазвитие личности Лекция 2.0 11
26 Успешность деятельности Практическая работа 2.0 11
27 Психологическая характеристика самооценки личности Вариативное задание 3.0 12
28 Психологическая характеристика самооценки личности Индивидуальная работа 2.0 12
29 Социогенез личности Лекция 2.0 12
30 Развитие толерантности Практическая работа 2.0 13
31 План саморазвития личности Другое 2.0 13
32 Самосознание и профессиональное саморазвитие Контрольная работа 2.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Человек как природное и социальное существо Лекция Результаты не указаны
2 Персоногенез личности Лекция Результаты не указаны
3 Влияние депривации на интеллектуальное, эмоционально-волевое, личностное становление ребенка Самостоятельное изучение описывать характериные особенности депривации на развитие личности Узнавание
4 Природная и социальная детерминация психического развития Семинар описывать биологические и средовые факторы развития человека Узнавание
описывать социальные факторы развития человека Узнавание
описывать характериные особенности депривации на развитие личности Узнавание
5 Анализ структуры личности Практическая работа описывать персоногенез как жизненный путь Узнавание
описывать содержание понятий жизненные планы и сценарии Узнавание
выделять компоненты структуры личности по К.К. Платонову Воспроизведение
выделять компоненты структуры личности по С.Л. Рубинштейну Воспроизведение
выделять компоненты структуры личности по А.В. Петровскому Воспроизведение
описывать содержание понятия "Я-образ" Узнавание
выделять компоненты структуры "Я-образа" Воспроизведение
выделять функции "Я-образа" Воспроизведение
6 Психологическая характеристика структуры личности Вариативное задание выделять компоненты структуры личности по К.К. Платонову Воспроизведение
выделять компоненты структуры личности по С.Л. Рубинштейну Воспроизведение
выделять компоненты структуры личности по А.В. Петровскому Воспроизведение
описывать содержание понятия "Я-образ" Узнавание
выделять компоненты структуры "Я-образа" Воспроизведение
выделять функции "Я-образа" Воспроизведение
7 Психологическая характеристика структуры личности Индивидуальная работа выделять компоненты структуры личности по К.К. Платонову Воспроизведение
выделять компоненты структуры личности по С.Л. Рубинштейну Воспроизведение
выделять компоненты структуры личности по А.В. Петровскому Воспроизведение
описывать содержание понятия "Я-образ" Узнавание
выделять компоненты структуры "Я-образа" Воспроизведение
выделять функции "Я-образа" Воспроизведение
8 Психическое развитие личности Лекция Результаты не указаны
9 Индивид, личность, индивидуальность Семинар выделять характерные черты метафизической концепции Воспроизведение
выделять характерные черты диалектической концепции Воспроизведение
перечислять механизмы психического развития личности Узнавание
перечислять закономерности психического развития личности Узнавание
перечислять факторы психического развития личности Узнавание
описывать содержание понятия индивид Узнавание
описывать содержание понятия личность Узнавание
описывать содержание понятия индивидуальность Узнавание
описывать содержание понятия субъект деятельности Узнавание
10 Индивидуально-психологические свойства личности Лекция Результаты не указаны
11 Оценка типологических свойств и особенностей темперамента личности Практическая работа описывать темперамент как индивидуально-психологичнское свойство личности Узнавание
выделять физиологические основы и психологические свойства темперамента Воспроизведение
выделять характерные черты типов темперамента Воспроизведение
применять методы и методики исследования темперамента Применение
12 Психологическая характеристика типологических свойств и особенностей темперамента личности Вариативное задание описывать темперамент как индивидуально-психологичнское свойство личности Узнавание
выделять физиологические основы и психологические свойства темперамента Воспроизведение
выделять характерные черты типов темперамента Воспроизведение
применять методы и методики исследования темперамента Применение
13 Психологическая характеристика типологических свойств и особенностей темперамента личности Индивидуальная работа описывать темперамент как индивидуально-психологичнское свойство личности Узнавание
выделять физиологические основы и психологические свойства темперамента Воспроизведение
выделять характерные черты типов темперамента Воспроизведение
применять методы и методики исследования темперамента Применение
14 Анализ черт характера личности Практическая работа описывать характер как индивидуально-психологичнское свойство личности Узнавание
выделять подходы к типологиии характера Воспроизведение
применять методы и методики исследования характера Применение
15 Способности как проявление индивидуального в личности Практическая работа описывать способности как индивидуально-психологичнские особенности личности Узнавание
выделять виды и уровни способностей Воспроизведение
применять методы и методики исследования способностей Применение
16 Личность: биологическое и социальное Контрольная работа описывать биологические и средовые факторы развития человека Узнавание
описывать социальные факторы развития человека Узнавание
описывать характериные особенности депривации на развитие личности Узнавание
описывать персоногенез как жизненный путь Узнавание
описывать содержание понятий жизненные планы и сценарии Узнавание
выделять компоненты структуры личности по К.К. Платонову Воспроизведение
выделять компоненты структуры личности по С.Л. Рубинштейну Воспроизведение
выделять компоненты структуры личности по А.В. Петровскому Воспроизведение
описывать содержание понятия "Я-образ" Узнавание
выделять компоненты структуры "Я-образа" Воспроизведение
выделять функции "Я-образа" Воспроизведение
выделять характерные черты метафизической концепции Воспроизведение
выделять характерные черты диалектической концепции Воспроизведение
перечислять механизмы психического развития личности Узнавание
перечислять закономерности психического развития личности Узнавание
перечислять факторы психического развития личности Узнавание
описывать содержание понятия индивид Узнавание
описывать содержание понятия личность Узнавание
описывать содержание понятия индивидуальность Узнавание
описывать содержание понятия субъект деятельности Узнавание
перечислять возрастно-половые свойства человека Узнавание
перечислять индивидуально-типические свойства человека Узнавание
описывать темперамент как индивидуально-психологичнское свойство личности Узнавание
выделять физиологические основы и психологические свойства темперамента Воспроизведение
выделять характерные черты типов темперамента Воспроизведение
применять методы и методики исследования темперамента Применение
описывать характер как индивидуально-психологичнское свойство личности Узнавание
выделять подходы к типологиии характера Воспроизведение
применять методы и методики исследования характера Применение
описывать способности как индивидуально-психологичнские особенности личности Узнавание
выделять виды и уровни способностей Воспроизведение
применять методы и методики исследования способностей Применение
17 Психологическая характеристика особенностей характера личности Вариативное задание описывать характер как индивидуально-психологичнское свойство личности Узнавание
выделять подходы к типологиии характера Воспроизведение
применять методы и методики исследования характера Применение
18 Психологическая характеристика особенностей характера личности Индивидуальная работа описывать характер как индивидуально-психологичнское свойство личности Узнавание
выделять подходы к типологиии характера Воспроизведение
применять методы и методики исследования характера Применение
19 Самосознание личности Лекция Результаты не указаны
20 Самопроцессы Лекция Результаты не указаны
21 Процессы самосознания Практическая работа описывать саморазвитие как процесс самосознания Узнавание
описывать самопознание как процесс самосознания Узнавание
описывать самопонимание как процесс самосознания Узнавание
описывать самопринятие как процесс самосознания Узнавание
описывать самоотношение как компонент самосознания Узнавание
22 Психологическая характеристика общих и специальных способностей личности Вариативное задание описывать способности как индивидуально-психологичнские особенности личности Узнавание
выделять виды и уровни способностей Воспроизведение
применять методы и методики исследования способностей Применение
23 Психологическая характеристика общих и специальных способностей личности Индивидуальная работа описывать способности как индивидуально-психологичнские особенности личности Узнавание
выделять виды и уровни способностей Воспроизведение
применять методы и методики исследования способностей Применение
24 Самооценка как важнейший компонент самосознания Практическая работа описывать самооценку как компонент самосознания Узнавание
выделять виды и функции самооценки Воспроизведение
выделять показатели и уровни самооценки Воспроизведение
применять методы и методики исследования самооценки Применение
25 Профессиональное саморазвитие личности Лекция Результаты не указаны
26 Успешность деятельности Практическая работа описывать содержание понятий успех и успешность Узнавание
выделять критерии профессионального и карьерного успеха Воспроизведение
выделять критерии успешности профессионального обучения Воспроизведение
27 Психологическая характеристика самооценки личности Вариативное задание описывать самооценку как компонент самосознания Узнавание
выделять виды и функции самооценки Воспроизведение
выделять показатели и уровни самооценки Воспроизведение
применять методы и методики исследования самооценки Применение
28 Психологическая характеристика самооценки личности Индивидуальная работа описывать самооценку как компонент самосознания Узнавание
выделять виды и функции самооценки Воспроизведение
выделять показатели и уровни самооценки Воспроизведение
применять методы и методики исследования самооценки Применение
29 Социогенез личности Лекция Результаты не указаны
30 Развитие толерантности Практическая работа описывать содержание понятия толерантность Узнавание
выделять виды и модели толерантности Воспроизведение
выделять основные факторы и условия развития толерантности Воспроизведение
31 План саморазвития личности Другое выделять компоненты структуры "Я-образа" Воспроизведение
описывать содержание понятия личность Узнавание
описывать темперамент как индивидуально-психологичнское свойство личности Узнавание
описывать характер как индивидуально-психологичнское свойство личности Узнавание
описывать способности как индивидуально-психологичнские особенности личности Узнавание
описывать самопонимание как процесс самосознания Узнавание
описывать самопринятие как процесс самосознания Узнавание
32 Самосознание и профессиональное саморазвитие Контрольная работа выделять характерные черты метафизической концепции Воспроизведение
выделять характерные черты диалектической концепции Воспроизведение
перечислять механизмы психического развития личности Узнавание
перечислять закономерности психического развития личности Узнавание
перечислять факторы психического развития личности Узнавание
описывать содержание понятия индивид Узнавание
описывать содержание понятия личность Узнавание
описывать содержание понятия индивидуальность Узнавание
описывать содержание понятия субъект деятельности Узнавание
перечислять возрастно-половые свойства человека Узнавание
перечислять индивидуально-типические свойства человека Узнавание
описывать темперамент как индивидуально-психологичнское свойство личности Узнавание
выделять физиологические основы и психологические свойства темперамента Воспроизведение
выделять характерные черты типов темперамента Воспроизведение
применять методы и методики исследования темперамента Применение
описывать характер как индивидуально-психологичнское свойство личности Узнавание
выделять подходы к типологиии характера Воспроизведение
применять методы и методики исследования характера Применение
выделять виды и уровни способностей Воспроизведение
применять методы и методики исследования способностей Применение
описывать саморазвитие как процесс самосознания Узнавание
перечислять формы саморазвития Узнавание
описывать самопознание как процесс самосознания Узнавание
выделять закономерности и механизмы самопознания Воспроизведение
описывать самопонимание как процесс самосознания Узнавание
описывать самопринятие как процесс самосознания Узнавание
описывать самоотношение как компонент самосознания Узнавание
описывать самооценку как компонент самосознания Узнавание
выделять виды и функции самооценки Воспроизведение
выделять показатели и уровни самооценки Воспроизведение
применять методы и методики исследования самооценки Применение
описывать содержание понятия профессиональное саморазвитие Узнавание
выделять сновные условия профессионального развития человека Воспроизведение
выделять эпапы профессионального развития Воспроизведение
объяснять роль профессиональной деятельности в развитии личности Воспроизведение
описывать содержание понятий успех и успешность Узнавание
выделять критерии профессионального и карьерного успеха Воспроизведение
выделять критерии успешности профессионального обучения Воспроизведение
выделять социально-психологические качества личности в малой группе Воспроизведение
описывать содержание понятия социализация Узнавание
перечислять характерные особенности институтов социализации Воспроизведение
выделять основные механизмы социализации Воспроизведение
описывать содержание понятия толерантность Узнавание
выделять виды и модели толерантности Воспроизведение
выделять основные факторы и условия развития толерантности Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 363 с.
  2. Капустина, Н.Г. Психология саморазвития личности: [учеб. пособие] / Н.Г. Капустина, Н.В. Бякова. - Сургут, 2010
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: [учебник для вузов] / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2005. - 583 с.
  4. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [учеб. пособие] / В.Г. Маралов. - М., 2004. - 256 с.
  5. Пастернак, Н.А. Психология воспитания: [учеб.пособие] / Н.А. Пастернак; под общей редакцией А.Г. Асмолова. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 224 с.
  6. Психология: [учебник для гуманитарных вузов] / Под общей ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2007. - 656 с.
  7. Слотина, Т.В.Психология личности : [учеб. пособие] / Т.В. Слотина. - СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 304 с. : ил. - (Учебное пособие ). - ISBN 978-5-388-00144-3 : 215-80.
  8. Столяренко, Л.Д. Психология личности [Текст] / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Фе-никс, 2009. – 575 с.

Дополнительная

  1. Батаршев, А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика [Текст] / А.В. Батаршев. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 336 с.
  2. Введение в психологию [Текст] / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Академия, 1997. – 535 с.
  3. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст] / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Роспедагенство, 1998. – 315 с.
  4. Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии : учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Давыдов. - М. : Академия, 2005. - 176 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-1603-8.
  5. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности [текст] / О.П. Елисеев. - СПб.: Питер, 2005. - 509 с.
  6. Ефимова, Н.С. Основы психологической безопасности : учеб. пособие для студентов вузов / Н.С. Ефимова. - М. : Форум [и др.], 2010. - 191, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-8199-0415-2 : 210-00.
  7. Носкова О.Г. Психология труда : учеб. пособие для студентов вузов по направлению и специальностям психологии / О.Г. Носкова ; под ред. Е.А. Климова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 382, [1] с. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф МО. - ISBN 5-7695-3518-0 : 198-99.
  8. Основы психологии. Практикум [текст] / Ред. – сос. Л.Д. Столяренко
  9. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства : Учеб. пособие для студентов вузов / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжников; Ред. И.Б.Чистякова. - М. : Академия, 2001. - 480с. - (Высшее обра-зование). - Гриф МО. - ISBN 5-7695-0741-1.
  10. Психологические тесты [текст] / Под ред. А.А. Карелина
  11. Слободчиков, С.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности [учеб. пособие] / С.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
  12. Шапарь, В.Б. Практическая психология инструментарий [текст] / В.Б. Шапарь

Цифровые ресурсы

  1. Глуханюк, Н.С. Практикум по общей психологии [Электронный ресурс] / Н.М. Глуханюк: [web-сайт]. – Режим доступа: http://log-in.ru
  2. Дружинин В.Н. Психология [Электронный ресурс] // В.Н. Дружинин [web-сайт]. – Режим доступа: http://www.gumer.info.
  3. Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Электронный ре-сурс] / А.А. Крылов: [web-сайт]. – Режим доступа: http://log-in.ru
  4. Куликов, Л.В. Психология сознания [Электронный ресурс] / Л.В. Куликов: [web-сайт]. – Режим досту-па: http://log-in.ru
  5. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь // Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко [web-сайт]. – Ре-жим доступа: http://www.gumer.info.
  6. НС-ПсихоТест [Электронный ресурс] // Компьютерный комплекс для психофизиологического тестиро-вания: [web-сайт]. – Режим доступа: www.neurosoft.ru.
  7. Пашукова, Т.И. Практикум по общей психологии [Электронный ресурс] / Т.И. Пашукова: [web-сайт]. – Режим доступа: http://log-in.ru
  8. Практикум по общей психологии [Электронный ресурс] // [web-сайт]. – Режим доступа: http://psylist.net

Источники

Учебно-методические материалы