бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа*

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
Л.Г. Бортникова декан факультета

В.3.6 Теория и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста, 6 семестр

Резерв, 000000000, ----, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.В. Абашина ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Компетенция 1. Способность ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста (ПК-12) Знать отечественные и зарубежные концепции развития математических представлений у детей дошкольного возраста знаниевый
Владеть способами оценки концепций математического развития дошкольников ориентировочный
Уметь использовать ведущие концепции математического развития при проектировании образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста операциональный
Иметь опыт анализа концепций математического развития дошкольников опыт
Компетенция 2. Способность конструировать содержание образования детей дошкольного возраста с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей (ПК- 13) Знать психолого - педагогические основы процесса освоения дошкольниками представленийо форме предметов, ориентировке в пространстве и времени с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей знаниевый
Владеть способами методической деятельности воспитателя, направленной на развитие представлений о форме предметов, пространственных и временных представлений с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей ориентировочный
Уметь конструировать содержание развития представлений о форме предметов, пространстве и времени с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей операциональный
Иметь опыт планирования образовательной деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников опыт
Компетенция 3. Готовность осуществлять педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития ребёнка в разных моделях дошкольного образования (ПК-16) Знать особенности современных образовательных программ и технологий развития математических представлений у дошкольников, условия их применения в разных моделях дошкольного образования знаниевый
Владеть способами планирования и организации образовательного процесса по формированию представлений о форме, пространственных и временных представлений в разных моделях дошкольного образования ориентировочный
Уметь планировать и организовывать процесс развития представлений о форме, пространстве и времени в разных моделях дошкольного образования операциональный
Иметь опыт планирования образовательного процесса в разных моделях дошкольного образования опыт
Компетенция 4. Способен обеспечивать преемственность дошкольного и начального общего образования (ПК-18) Знать особенности организации дошкольной подготовки к изучению математики в предшкольном возрасте (5-7 лет) знаниевый
Владеть способами организации дошкольной подготовки к изучению математики в начальной школе с целью обеспечения преемственности формирования знаний, умений и навыков по математике ориентировочный
Уметь организовывать дошкольную подготовку к изучению математики в начальной школе с целью обеспечения преемственности в формировании знаний, умений и навыков у детей операциональный
иметь опыт сравнительного анализа программ обучения математике в подготовительной группе детского сада и первом классе школы опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к осуществлению процесса развития математических представлений у детей дошкольного возраста

Задачи

  1. 1. Сформировать готовность студентов к развитию у дошкольников представлений о форме предметов, пространственных и временных отношениях
  2. 2. Сформировать умение планировать работу по формированию математических представлений у дошкольников на диагностической основе
  3. 3. Способствовать овладению формами взаимодействия с родителями , педагогами ДОУ и начальной школы по формированию математических представлений у детей

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 10,0 ч. (9,26%)
Контроль самостоятельной работы 4,0 ч.
Самостоятельная работа студента 9,0 ч. (8,33%)
Процент выполнения нагрузки 17,59%
Индивидуальная работа со студентами 0 ч. из 450,5 ч.
Часов в неделю 0,91 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 1. Сформировать готовность студентов к развитию у дошкольников представлений о форме предметови геометрических фигур, пространственных и временных отношениях Освоение способов осуществления воспитательно - образовательного процесса по формированию у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и времени.Формирование готовности составлять конспекты образовательной деятельности с детьми по освоенному содержанию
  • Методические приёмы ознакомления дошкольников с формой предметов и геометрическми фигурами
  • )Методические приёмы ознакомления дошкольников с пространственными отношениями
  • Методические приёмы ознакомления дошкольников с временными отношениями
Модуль 2 2. Сформировать умение планировать работу по формированию математических представлений у дошкольников на диагностической основе Освоение сущности, видов, методики проведения диагностики и планирования работы с дошкольниками. Определение особенностей организации работы с детьми разных возрастных групп. Сформировать у студентов готовность к осуществлению диагностики и планирования воспитательно - образовательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников
  • Педагогиче ские условия освоения математических представлений
  • Диагностика математического развития как основа целеполагания и планирования работы по формирования математических представлений
Модуль 3 3. Способствовать овладению формами взаимодействия с родителями , педагогами ДОУ и начальной школы по формированию математических представлений у детей Освоение форм взаимодействия ДОУ с семьёй и школой, форм методической работы с педагогами. Формирование у студентов готовности осуществлять консультирование педагогов и родителей по вопросам формирования математических представлений у детей
  • Преемственность вработе дошкольного учреждения с семьёй
  • Преемственность в работе дошкольного учреждения со школой

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Особенности восприятия формы предметов и геометрических фигур. Методические приёмы ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами Лекция 2,0 1
2 Использование игрового занимательного материала в обучении детей. Коллоквиум 2,0 2
3 Особенности пространственной ориентировки детей дошкольного возраста.Содержание и система работы по освоению пространственных представлений. Лекция 2,0 3
4 Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Содержание и методика работы с детьми разных возрастных групп Лекция 2,0 4
5 Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Другое 2,0 10

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Особенности восприятия формы предметов и геометрических фигур. Методические приёмы ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами Лекция Называть особенности восприятия формы предметов и геометрических фигур Узнавание
Соотносить методические приёмы ознакомления с геометрическими фигурами и освоения знаний о них с возрастом дошкольников.м Воспроизведение
2 Использование игрового занимательного материала в обучении детей. Коллоквиум Называть классификацию игрового занимательного материала геометрического содержания Узнавание
Знать методику использования различных видов занимательного материалагеометрического содержания Воспроизведение
3 Особенности пространственной ориентировки детей дошкольного возраста.Содержание и система работы по освоению пространственных представлений. Лекция Называть особенности восприятия пространства детьми разных возрастных групп Узнавание
Соотносить методические приёмы формирования пространственных представлений с возрастом детей Воспроизведение
4 Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Содержание и методика работы с детьми разных возрастных групп Лекция Называть особенности восприятия времени детьми дошкольнорго возраста Узнавание
Называть задачи и содержание работы с детьми по формированию временных представлений. Узнавание
Соотносить методические приёмы формирования временных представлений с возрастом детей Воспроизведение
5 Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Другое Разрабатывать план взаимодействия с родителями по формированию математических представлений у детей Применение
Разрабатывать сценарий проведения консультации с родителями Творчество
Называть требования школы к математической подготовке детей Узнавание
Соотносить содержание математической подготовки в ДОУ и начальной школе Применение

Литература

Основная

  1. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.А. Габова. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 534 с. . - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239494 –Загл. с экрана
  2. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для бакалавров по направлению подготовки 050100 "Педагогика" / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. [и др.] : Питер, 2013. - 464 с. : ил. - (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения). - Гриф УМО
  3. Микляева Н.В. Теория и технологии развития математических представлений у детей (1-е изд.) учебник.- М.: Академия, 2015.

Дополнительная

  1. Абашина, В.В. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста в схемах и таблицах:уч. - метод. пособие /В.В. Абашина; Сургут. гос. пед. ун-т.- Сургут: РИО СурГПУ, 2011.-98с.
  2. Баймуратова Д.Ж. и др.Дидактические игры и упражнения как средство развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста.//Международный журнал экспериментального образования. -2013. №4. С.14-17. – Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/30269448. .-Загл. с экрана.
  3. Белошистая А.В. Математическое развитие дошкольников: вопросы теории и практики. Курс лекций. [Текст]. М.: «Владос». –2004. – 400 с. Гриф МО УМО РФ.
  4. Вербенец А.М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода. [Текст]. // Детский сад: теория и практика. – 2012. - №1.
  5. Воронина, Л.В. Математическое образование периода детства: исторический экскурс [Электронный ресурс]/ Образование и наука, 2009.Т. 67.№ 10С.70-81 – Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа:http://elibrary.ru/query_results.asp?pagenum=2.-Загл. с экрана.
  6. Михайлова З.А., Иоффе И.Н.. Математика от трех до семи: Учебно - методическое пособие для воспитателей детских садов. [Текст].- СПб.:ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. – 176 с.
  7. Михайлова З.А. , Чеплашкина И.Н. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений.- СПб.:ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 112с.
  8. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. /Под ред. А.Г.Гогоберидзе [Текст]..- СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2011. – 592 с.
  9. Смоленцева А.А., Суровцева О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. [Текст]. – СПб.: Детство – Пресс, 2010.- 125 с.
  10. Фрейнлах Н.И. Методика математического развития./ Н.И. Фрейнлах. -2 –е изд., перераб. и доп. [Текст]. – М:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2014. – 240с.
  11. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников : учеб. пособие : [для студентов вузов по специальности "Дошкольное воспитание"] / Е.И. Щербакова. - М. [и др.] : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та [и др.], 2005. - 387, [2] c. - (Библиотека педагога-практика). - Гриф МО

Цифровые ресурсы

  1. Обучение математике в игровой занимательной форме. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http: shop/mycab/ru-346904.html
  2. Обучение математике дошкольников. [Электронный ресурс]. - Реежим доступа:http: shop/mycab/ru. obuchenie - Matematike - doshkolnicov-3804.htm
  3. Развивающие игры для дошкольников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.igromagazin.ru/metodika-zajceva/

Источники

  1. Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11678

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б3.В.ОД.6. Теория и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" профиль «Дошкольное образование» [Электронный ресурс]: Б-3061, Б-3062 Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" профиль «Дошкольное образование» / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б3.В.ОД.6. Теория и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" профиль «Дошкольное образование»/ ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.