бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Jan. 27, 2017 утверждено Feb. 12, 2017
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 6, 2017
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Feb. 6, 2017

Б1.Б.10 Специальная педагогика, 6 семестр

Б-4111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2) знание требований к применению и использованию методического и технического обеспечения в коррекционно-педагогической деятельности знаниевый
владение схемой применения методического и технического обеспечения в коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с требованиями ориентировочный
умение применять методическое и техническое обеспечение в коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с требованиями операциональный
Готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОПК-4) знание основных принципов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ знаниевый
понимание значимости осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ ориентировочный
умение организовывать работу по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ операциональный
Готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3) знание коррекционно-педагогического потенциала методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
владение схемой выбора методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
умение осуществлять выбор методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами (ОПК-2) знание сущности, структуры и требований ФГОС ДО, ФГОС НО для обучающихся с ОВЗ знаниевый
владение общей схемой выбора нормативных документов при решении задач профессиональной деятельности ориентировочный
умение осуществлять выбор и использовать нормативные документы в профессиональной деятельности операциональный
Способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ПК-1) знание структуры и содержания коррекционных образовательных программ дошкольного образования в соответствии с нарушением развития знаниевый
владение общей схемой выбора коррекционно-образовательных программ в соотвествии с видом нарушения развития в детском возрасте ориентировочный
умение осуществлять выбор коррекционно-образовательных программ в соответствии с видом нарушения развития в детском возрасте и индивидуальными особенностями ребенка с ОВЗ операциональный
Способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3) знание специфики построения образовательно-коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ знаниевый
владение общей схемой построения коррекционно-развивающей работы на основе знаний психофизических, возрастных и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ ориентировочный
умение осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ операциональный

Цели изучения дисциплины

Формировать умения осуществлять профессиональную деятельность в специальных и общеобразовательных организациях, учитывая особенности организации коррекционно- педагогического сопровождения лиц с ОВЗ

Задачи

  1. Формировать знания о коррекционно-педагогических системах образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умения определять специфику коррекционно-педагогической деятельности в специальных и общеобразовательных организациях
  2. Формировать знания о коррекционно-педагогических системах образования детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения и умения определять специфику коррекционно-педагогической деятельности в специальных и общеобразовательных организациях

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29.0 ч.
Лекция 14.0 ч.
Семинар 4.0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 3.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 43.5 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 2.07 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Коррекционно-педагогические системы образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) Формирование знаний о коррекционно-педагогических системах образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умений определять специфику коррекционно-педагогической деятельности в специальных и общеобразовательных организациях Применение знаний о коррекционно-педагогических системах образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и особенностях организации коррекционно-педагогической деятельности в ходе выполнения практических заданий
  • Система дошкольного образования детей с нарушениями ОДА
  • Обучение детей с нарушениями ОДА в школе
  • Психолого-педагогическое сопровождение и социализация детей с нарушениями ОДА
Модуль 2. Коррекционно-педагогические системы образования детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения Формирование знаний о коррекционно-педагогических системах образования детей с РЭВС и умения определять специфику коррекционно-педагогической деятельности в специальных и общеобразовательных организациях обучающихся с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения Применение знаний о коррекционно-педагогических системах образования детей с РЭВС и особенностях организации коррекционно-педагогической деятельности в специальных и общеобразовательных организациях обучающихся с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения в ходе выполнения практических заданий
  • Система дошкольного образования детей с нарушениями ЭВС и поведения
  • Обучение детей с нарушениями ЭВС и поведения в школе
  • Психолого-педагогическое сопровождение и социализация детей с нарушениями ЭВС и поведения

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общая характеристика закономерностей возникновения нарушений ОДА у детей раннего и дошкольного возраста Лекция 2.0 1
2 Общая характеристика закономерностей возникновения нарушений ОДА у детей раннего и дошкольного возраста Самостоятельное изучение 2.0 1
3 Специфика организации коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями ОДА Самостоятельное изучение 2.0 1
4 Специфика организации коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями ОДА Практическая работа 2.0 1
5 Специфика организации коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями ОДА Индивидуальная работа 2.0 1
6 Организация школьного обучения детей с различными нарушениями ОДА Лекция 2.0 1
7 Организация школьного обучения детей с различными нарушениями ОДА Самостоятельное изучение 2.0 1
8 Система профильной подготовки детей школьного возраста с нарушениями ОДА Лекция 2.0 1
9 Система профильной подготовки детей школьного возраста с нарушениями ОДА Семинар 1.0 1
10 Система профильной подготовки детей школьного возраста с нарушениями ОДА Другое 2.0 1
11 Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями ОДА Семинар 2.0 1
12 Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями ОДА Практическая работа 2.0 1
13 Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями ОДА Индивидуальная работа 2.0 1
14 Принципы и методы социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Самостоятельное изучение 2.0 1
15 Принципы и методы социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Практическая работа 2.0 1
16 Рубежный контроль Модуль 1 Контрольная работа (< 1 часа) 1.0 1
17 Структура нарушения и закономерности развития детей с расстойствами эмоционально-волевой сферы и поведения Лекция 2.0 1
18 Структура нарушения и закономерности развития детей с расстойствами эмоционально-волевой сферы и поведения Практическая работа 2.0 1
19 Система дошкольного образования детей с нарушениями ЭВС и поведения Лекция 2.0 1
20 Система дошкольного образования детей с нарушениями ЭВС и поведения Самостоятельное изучение 2.0 1
21 Система дошкольного образования детей с нарушениями ЭВС и поведения Реферат 2.0 1
22 Система дошкольного образования детей с нарушениями ЭВС и поведения Индивидуальная работа 2.0 1
23 Организация школьного обучения детей с нарушениями ЭВС и поведения Лекция 2.0 1
24 Организация школьного обучения детей с нарушениями ЭВС и поведения Самостоятельное изучение 2.0 1
25 Организация школьного обучения детей с нарушениями ЭВС и поведения Индивидуальная работа 2.0 1
26 Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями ЭВС и поведения Лекция 1.0 1
27 Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями ЭВС и поведения Самостоятельное изучение 2.0 1
28 Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями ЭВС и поведения Вариативное задание 2.0 1
29 Принципы и методы социализации детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения Лекция 1.0 1
30 Принципы и методы социализации детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения Семинар 1.0 1
31 Принципы и методы социализации детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения Самостоятельное изучение 1.0 1
32 Принципы и методы социализации детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения Индивидуальная работа 2.0 1
33 Рубежный контроль Модуль 2 Вариативное задание 2.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общая характеристика закономерностей возникновения нарушений ОДА у детей раннего и дошкольного возраста Лекция перечислить структуру двигательного нарушения при различных дефектах ОДА Воспроизведение
2 Общая характеристика закономерностей возникновения нарушений ОДА у детей раннего и дошкольного возраста Самостоятельное изучение сопоставить особенности психического и физического развития при нарушениях ОДА Применение
3 Специфика организации коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями ОДА Самостоятельное изучение описать принципы организации коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОО, осуществляющих воспитание детей с нарушениями ОДА Воспроизведение
составлять план коррекционно-развивающей работы в соответствии с особенностями детей с нарушениями ОДА Применение
4 Специфика организации коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями ОДА Практическая работа применять основные положения законодательных актов РФ, регламентирующих образование детей с ОВЗ, в процессе осуществления коррекционно-педагогической деятельности с детьми с нарушениями ОДА Применение
составлять план коррекционно-развивающей работы в соответствии с особенностями детей с нарушениями ОДА Применение
5 Специфика организации коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями ОДА Индивидуальная работа описать принципы организации коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОО, осуществляющих воспитание детей с нарушениями ОДА Воспроизведение
применять основные положения законодательных актов РФ, регламентирующих образование детей с ОВЗ, в процессе осуществления коррекционно-педагогической деятельности с детьми с нарушениями ОДА Применение
составлять план коррекционно-развивающей работы в соответствии с особенностями детей с нарушениями ОДА Применение
6 Организация школьного обучения детей с различными нарушениями ОДА Лекция описать принципы организации школьного обучения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата Воспроизведение
7 Организация школьного обучения детей с различными нарушениями ОДА Самостоятельное изучение охарактеризовать содержание образовательно-коррекционной работы с учетом особенностей развития ребенка с нарушениями ОДА Применение
спроектировать схему предпрофессиональной подготовки детей с нарушениями ОДА Творчество
8 Система профильной подготовки детей школьного возраста с нарушениями ОДА Лекция описать принципы организации школьного обучения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата Воспроизведение
9 Система профильной подготовки детей школьного возраста с нарушениями ОДА Семинар охарактеризовать содержание образовательно-коррекционной работы с учетом особенностей развития ребенка с нарушениями ОДА Применение
10 Система профильной подготовки детей школьного возраста с нарушениями ОДА Другое спроектировать схему предпрофессиональной подготовки детей с нарушениями ОДА Творчество
11 Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями ОДА Семинар охарактеризовать алгоритм осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями ОДА Применение
12 Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями ОДА Практическая работа составить программу психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями ОДА Творчество
13 Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями ОДА Индивидуальная работа охарактеризовать алгоритм осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями ОДА Применение
составить программу психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями ОДА Творчество
14 Принципы и методы социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Самостоятельное изучение охарактеризовать особенности социализации детей с нарушениями ОДА Воспроизведение
выделить особенности методического обеспечения специальной образовательной среды для развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе, у детей с нарушениями ОДА Применение
15 Принципы и методы социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Практическая работа выделить особенности методического обеспечения специальной образовательной среды для развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе, у детей с нарушениями ОДА Применение
16 Рубежный контроль Модуль 1 Контрольная работа (< 1 часа) перечислить структуру двигательного нарушения при различных дефектах ОДА Воспроизведение
сопоставить особенности психического и физического развития при нарушениях ОДА Применение
применять основные положения законодательных актов РФ, регламентирующих образование детей с ОВЗ, в процессе осуществления коррекционно-педагогической деятельности с детьми с нарушениями ОДА Применение
составлять план коррекционно-развивающей работы в соответствии с особенностями детей с нарушениями ОДА Применение
спроектировать схему предпрофессиональной подготовки детей с нарушениями ОДА Творчество
выделить особенности методического обеспечения специальной образовательной среды для развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе, у детей с нарушениями ОДА Применение
охарактеризовать алгоритм осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями ОДА Применение
составить программу психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями ОДА Творчество
17 Структура нарушения и закономерности развития детей с расстойствами эмоционально-волевой сферы и поведения Лекция описать структуру дефекта при нарушениях ЭВС и поведения детей дошкольного возраста Воспроизведение
18 Структура нарушения и закономерности развития детей с расстойствами эмоционально-волевой сферы и поведения Практическая работа определять причины трудностей в деятельности и поведении детей с нарушениями ЭВС и поведения на основе знаний о структуре дефекта Применение
19 Система дошкольного образования детей с нарушениями ЭВС и поведения Лекция описать принципы организации коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОО, осуществляющих воспитание детей с нарушениями ЭВС и поведения Воспроизведение
20 Система дошкольного образования детей с нарушениями ЭВС и поведения Самостоятельное изучение применять основные положения законодательных актов РФ, регламентирующих образование детей с ОВЗ, в процессе осуществления коррекционно-педагогической деятельности с детьми с нарушениями ЭВС и поведения Применение
составлять план коррекционно-развивающей работы в соответствии с особенностями детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения Творчество
21 Система дошкольного образования детей с нарушениями ЭВС и поведения Реферат описать принципы организации коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОО, осуществляющих воспитание детей с нарушениями ЭВС и поведения Воспроизведение
22 Система дошкольного образования детей с нарушениями ЭВС и поведения Индивидуальная работа описать принципы организации коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОО, осуществляющих воспитание детей с нарушениями ЭВС и поведения Воспроизведение
применять основные положения законодательных актов РФ, регламентирующих образование детей с ОВЗ, в процессе осуществления коррекционно-педагогической деятельности с детьми с нарушениями ЭВС и поведения Применение
составлять план коррекционно-развивающей работы в соответствии с особенностями детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения Творчество
23 Организация школьного обучения детей с нарушениями ЭВС и поведения Лекция описать принципы организации школьного обучения ребенка с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения Воспроизведение
24 Организация школьного обучения детей с нарушениями ЭВС и поведения Самостоятельное изучение описать принципы организации школьного обучения ребенка с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения Воспроизведение
охарактеризовать содержание образовательно-коррекционной работы с учетом особенностей развития ребенка с нарушениями ЭВС и поведения Применение
25 Организация школьного обучения детей с нарушениями ЭВС и поведения Индивидуальная работа описать принципы организации школьного обучения ребенка с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения Воспроизведение
охарактеризовать содержание образовательно-коррекционной работы с учетом особенностей развития ребенка с нарушениями ЭВС и поведения Применение
26 Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями ЭВС и поведения Лекция охарактеризовать алгоритм осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями ЭВС и поведения Применение
27 Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями ЭВС и поведения Самостоятельное изучение составить программу психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения Творчество
28 Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями ЭВС и поведения Вариативное задание охарактеризовать алгоритм осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями ЭВС и поведения Применение
29 Принципы и методы социализации детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения Лекция Объяснить особенности социализации детей с нарушениями ЭВС и поведения Воспроизведение
30 Принципы и методы социализации детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения Семинар выделить особенности методического обеспечения специальной образовательной среды для развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе, у детей с нарушениями ЭВС и поведения Применение
31 Принципы и методы социализации детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения Самостоятельное изучение Объяснить особенности социализации детей с нарушениями ЭВС и поведения Воспроизведение
выделить особенности методического обеспечения специальной образовательной среды для развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе, у детей с нарушениями ЭВС и поведения Применение
32 Принципы и методы социализации детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения Индивидуальная работа Объяснить особенности социализации детей с нарушениями ЭВС и поведения Воспроизведение
выделить особенности методического обеспечения специальной образовательной среды для развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе, у детей с нарушениями ЭВС и поведения Применение
33 Рубежный контроль Модуль 2 Вариативное задание применять основные положения законодательных актов РФ, регламентирующих образование детей с ОВЗ, в процессе осуществления коррекционно-педагогической деятельности с детьми с нарушениями ЭВС и поведения Применение
составлять план коррекционно-развивающей работы в соответствии с особенностями детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения Творчество
охарактеризовать алгоритм осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями ЭВС и поведения Применение
составить программу психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения Творчество

Литература

Основная

  1. История педагогики и образования : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / З.И. Васильева [и др.] ; под ред. З.И. Васильевой. - 6-е изд., перераб. - М. : Академия, 2011. - 428, [3] c.
  2. Поливара, З. В. Введение в специальную психологию /З. В. Поливара. — М.: ФЛИНТА, 2016. — 272 с.
  3. Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов : в 3 т. Т. 1 : История специальной педагогики / под ред. Н.М. Назаровой. - М. : Академия, 2007. - 351, [1] с.
  4. Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов : в 3 т. Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / под ред. Н.М. Назаровой. - М. : Академия, 2008. - 347, [2] с.
  5. Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов : в 3 т. Т. 3 : Педагогические системы специального образования / под ред. Н.М. Назаровой. - М. : Академия, 2008. - 397, [2] с.
  6. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студентов вузов / [Н.А. Борисова и др.] ; под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. - М. : Владос, 2009. - 358, [1] с.

Дополнительная

  1. Бухарова, Г.Д. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М. : Академия, 2009. - 335, [1] с.
  2. Васина, М.В. Дистанционное обучение детей с тяжелыми двигательными нарушениями при церебральном параличе с использованием дистанционных технологий / М.В. Васина, С.Ю. Танцюра // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2008. - № 2. - С. 65-70.
  3. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Электронный ресурс] : учеб. метод. комплекс / Т. Г. Неретина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Флинта: НОУ ВПО "МПСИ", 2014. - 376 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Znanium.com. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=406371. - Загл. с экрана
  4. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / И.А. Никольская. - М. : Академия, 2011. - 137, [3] с.
  5. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина; / Под ред. В.И. Селиверстова. - М. : Гуматин. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
  6. Симонова, Т.Н. Специальная образовательная среда как фактор социализации детей с тяжелыми двигательными нарушениями / Т.Н. Симонова // Специальная психология. - 2009. - № 1. - С. 21-31.
  7. Теория обучения : учеб. пособие для студентов вузов / И.П. Андриади [и др.] ; под ред. И.П. Андриади. - М. : Академия, 2010. - 334, [2] с.

Цифровые ресурсы

  1. Альманах института коррекционной педагогики РАО – Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru/ru/
  2. Дамовска, Л. Вальдорфская педагогика и дети, нуждающиеся в коррекционном обучении [Электронный ресурс] / Дамовска Л. - М.: Мозаика-синтез, 2003. - 78 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы "elibrary". - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21307093. - Загл. с экрана
  3. институт-коррекционной-педагогики.рф

Источники

  1. http://www.invalid-detstva.ru/index.php - Особый ребенок
  2. www.vidod.edu.ru – федеральный портал "Дополнительное образование детей" Федеральные и межведомственные программы, Нормативно-правовое и научно-методическое http://psyparents.ru/;

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1. Б.10 Специальная педагогика [Электронный ресурс]: Б -4111 Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, зачет/ БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун- т»; сост. А.А. Боброва. – Электрон. Дан.- Сургут: СурГПУ, 2017. Режим доступа: http: // els. surgu. ru /, ограничен: необходима авторизация.- Загл. с экрана