бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Jan. 19, 2017 утверждено Feb. 8, 2017
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано Feb. 6, 2017
В.Н. Бойко декан факультета
согласовано Feb. 6, 2017

Б3.В.ОД.8 Адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста, 6 семестр

Б-4191, 49.03.02, Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Н.А. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
умением обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры (ПК – 1) знает особенности обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность знаниевый
Владеет способами обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность ориентировочный
умеет обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность операциональный
опыт применения специальных знаний и способов их рационального применения при воздействии на телесность опыт
умением планировать содержание уроков, занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся, санитарно-гигиенических основ образовательной деятельности, климатических, национальных, религиозных особенностей (ОПК-5) знает структуру и содержание уроков, занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся знаниевый
Знает технологии отбора содержания, методов, средств для организации и проведения учебной деятельности учащихся в соответствии с современными требованиями к организации учебного процесса детей с инвалидностью знаниевый
Умеет отбирать оптимальные методы, приемы, средства и формы обучения в соответствии с выбранной технологией и нозологией ребенка операциональный
умеет планировать содержание уроков, занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся операциональный
Умеет ставить цель и отбирать содержание занятий по АФК операциональный
Опыт выбора современных методик и технологий, в зависимости от конкретной образовательной ступени и конкретного образовательного учреждения опыт
умением развивать физические качества, обучать новым способам двигательной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, исходя из нарушенных или навсегда утраченных функций (ПК – 19) Знает основы двигательной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, исходя из нарушенных или навсегда утраченных функций знаниевый
Знает особенности развития физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, исходя из нарушенных или навсегда утраченных функций знаниевый
Владеет способами обучения двигательной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, исходя из нарушенных или навсегда утраченных функций ориентировочный
Умеет использовать средства и методы обучения двигательной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, исходя из нарушенных или навсегда утраченных функций операциональный
умеет обучать новым способам двигательной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, исходя из нарушенных или навсегда утраченных функций операциональный
Опыт применения средств и методов обучения двигательной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, исходя из нарушенных или навсегда утраченных функций опыт
опыт проведения занятий, направленных на развитие физических качеств, обучение новым способам двигательной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, исходя из нарушенных или навсегда утраченных функций опыт
умением способствовать развитию психических и физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний (ПК – 9) Знание сенситивных периодов развития физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических форм знаниевый
Владение способами выбора средств и методов развития физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний ориентировочный
Умение составлять комплексы средств для развития физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний операциональный
Опыт разработки комплексов средств для развития физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться проектировать учебные занятия по АФК различных нозологических групп в соответствие с его целевыми установками

Задачи

  1. научиться выделять особенности занятий по адаптивному физическому воспитанию
  2. научиться владеть методикой построения занятий по АФВ в различных нозологических группах

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч. (40.74%)
Контроль самостоятельной работы 18.0 ч.
Самостоятельная работа студента 65.0 ч. (60.19%)
Процент выполнения нагрузки 100.93%
Индивидуальная работа со студентами 11.5 ч. из 11.0 ч.
Часов в неделю 2.93 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Особенности содержания занятий по АФВ научиться выделять особенности занятий по адаптивному физическому воспитанию В результате освоения данного модуля студент подготавливает сопроводительные документы по оценке эффективности проведения уроков (занятий) по АФВ
  • Средства, методы и формы построения занятий по АФВ
  • Определение плотности урока АФК
  • Урок физической культуры в СМГ
Модуль 2. Методика АФВ различных нозологических групп научиться владеть методикой построения занятий по АФВ в различных нозологических группах В результате освоения данного модуля студенты разрабатывают алгоритм занятий по АФВ в различных нозологических группах
  • Методика АФВ при нарушении слуха
  • Методика АФВ при нарушении зрения
  • Методика АФВ при нарушении ОДА
  • Методика АФВ при нарушении интеллекта
  • Методика АФВ при соматических заболеваниях и комбинированных поражениях

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Содержание занятий по АФВ Лекция 2.0 1
2 Отличительные особенности адаптивного физического воспитания. Цели и задачи АФВ Лекция 2.0 1
3 Содержание занятий по АФВ Практическая работа 2.0 2
4 Плотность урока АФК Практическая работа 2.0 3
5 Плотность урока АФК Лекция 2.0 3
6 Плотность урока АФК Индивидуальная работа 1.0 3
7 Плотность урока АФК Другое 2.0 4
8 Урок физической культуры в 1-4 классах в СМГ Практическая работа 2.0 5
9 Урок физической культуры в 1-4 классах в СМГ Лекция 2.0 5
10 Плотность урока АФК Индивидуальная работа 1.0 5
11 Урок физической культуры в 5-9 классах в СМГ Практическая работа 2.0 6
12 Урок физической культуры в 5-9 классах в СМГ Контрольная работа 2.0 7
13 Урок физической культуры в 1-4 классах в СМГ Индивидуальная работа 1.0 7
14 Урок физической культуры в 10-11 классах в СМГ Практическая работа 2.0 7
15 Модуль 1. Особенности содержания занятий по АФВ Другое 2.0 8
16 Средства, методы и формы АФВ при нарушении слуха Практическая работа 2.0 9
17 Средства, методы и формы АФВ при нарушении слуха Другое 2.0 9
18 Урок физической культуры в 10-11 классах в СМГ Индивидуальная работа 1.0 9
19 Средства, методы и формы АФВ при нарушении зрения Практическая работа 2.0 10
20 Средства, методы и формы АФВ при нарушении слуха Индивидуальная работа 2.0 10
21 Средства, методы и формы АФВ при нарушении ОДА Практическая работа 2.0 11
22 Средства, методы и формы АФВ при нарушении зрения Другое 2.0 11
23 Средства, методы и формы АФВ при нарушении зрения Индивидуальная работа 2.0 11
24 Средства, методы и формы АФВ при нарушении ОДА Другое 2.0 12
25 Средства, методы и формы АФВ при нарушении ОДА Индивидуальная работа 2.0 12
26 Средства, методы и формы АФВ при нарушении интеллекта Контрольная работа 2.0 13
27 Средства, методы и формы АФВ при нарушении интеллекта Практическая работа 2.0 13
28 Средства, методы и формы АФВ при нарушении интеллекта Индивидуальная работа 1.5 13
29 Средства, методы и формы АФВ при соматических заболеваниях и комбинированных поражениях Другое 2.0 14
30 Модуль 2. Методика АФВ различных нозологических групп Другое 2.0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Содержание занятий по АФВ Лекция знает средства, методы и формы построения занятий по АФВ Узнавание
2 Отличительные особенности адаптивного физического воспитания. Цели и задачи АФВ Лекция знает средства, методы и формы построения занятий по АФВ Узнавание
разрабатывает конспект занятий по АФВ Воспроизведение
3 Содержание занятий по АФВ Практическая работа знает средства, методы и формы построения занятий по АФВ Узнавание
разрабатывает конспект занятий по АФВ Воспроизведение
4 Плотность урока АФК Практическая работа знает структуру определения плотности урока АФК Узнавание
проводит хронометрирование урока АФК Применение
проводит пульсометрию урока АФК Применение
5 Плотность урока АФК Лекция знает структуру определения плотности урока АФК Узнавание
6 Плотность урока АФК Индивидуальная работа проводит хронометрирование урока АФК Применение
проводит пульсометрию урока АФК Применение
отбирает средства, методы и формы для определения плотности урока АФК Воспроизведение
7 Плотность урока АФК Другое знает структуру определения плотности урока АФК Узнавание
проводит хронометрирование урока АФК Применение
проводит пульсометрию урока АФК Применение
8 Урок физической культуры в 1-4 классах в СМГ Практическая работа знает особенности построения урока физической культуры в СМГ Узнавание
разрабатывает урок физической культуры в СМГ Применение
9 Урок физической культуры в 1-4 классах в СМГ Лекция знает особенности построения урока физической культуры в СМГ Узнавание
разрабатывает урок физической культуры в СМГ Применение
10 Плотность урока АФК Индивидуальная работа знает структуру определения плотности урока АФК Узнавание
проводит хронометрирование урока АФК Применение
проводит пульсометрию урока АФК Применение
11 Урок физической культуры в 5-9 классах в СМГ Практическая работа знает особенности построения урока физической культуры в СМГ Узнавание
разрабатывает урок физической культуры в СМГ Применение
12 Урок физической культуры в 5-9 классах в СМГ Контрольная работа знает особенности построения урока физической культуры в СМГ Узнавание
разрабатывает урок физической культуры в СМГ Применение
13 Урок физической культуры в 1-4 классах в СМГ Индивидуальная работа знает особенности построения урока физической культуры в СМГ Узнавание
разрабатывает урок физической культуры в СМГ Применение
14 Урок физической культуры в 10-11 классах в СМГ Практическая работа знает особенности построения урока физической культуры в СМГ Узнавание
разрабатывает урок физической культуры в СМГ Применение
15 Модуль 1. Особенности содержания занятий по АФВ Другое разрабатывает конспект занятий по АФВ Воспроизведение
проводит хронометрирование урока АФК Применение
проводит пульсометрию урока АФК Применение
разрабатывает урок физической культуры в СМГ Применение
разрабатывает содержание уроков, занятий и других форм использования физических упражнений Применение
отбирает средства, методы и формы для определения плотности урока АФК Воспроизведение
проводит урок физической культуры в СМГ Применение
определяет отличительные особенности адаптивного физического воспитания Воспроизведение
16 Средства, методы и формы АФВ при нарушении слуха Практическая работа знает особенности методики построения урока АФВ при нарушении слуха Узнавание
отбирает оптимальные средства, методы и формы АФВ при нарушении слуха Воспроизведение
17 Средства, методы и формы АФВ при нарушении слуха Другое знает особенности методики построения урока АФВ при нарушении слуха Узнавание
отбирает оптимальные средства, методы и формы АФВ при нарушении слуха Воспроизведение
18 Урок физической культуры в 10-11 классах в СМГ Индивидуальная работа знает особенности построения урока физической культуры в СМГ Узнавание
разрабатывает урок физической культуры в СМГ Применение
19 Средства, методы и формы АФВ при нарушении зрения Практическая работа знает особенности методики построения урока АФВ при нарушении зрения Узнавание
отбирает оптимальные средства, методы и формы АФВ при нарушении зрения Воспроизведение
20 Средства, методы и формы АФВ при нарушении слуха Индивидуальная работа знает особенности методики построения урока АФВ при нарушении слуха Узнавание
отбирает оптимальные средства, методы и формы АФВ при нарушении слуха Воспроизведение
21 Средства, методы и формы АФВ при нарушении ОДА Практическая работа знает особенности методики построения урока АФВ при нарушении ОДА Узнавание
отбирает оптимальные средства, методы и формы АФВ при нарушении ОДА Воспроизведение
22 Средства, методы и формы АФВ при нарушении зрения Другое знает особенности методики построения урока АФВ при нарушении зрения Узнавание
отбирает оптимальные средства, методы и формы АФВ при нарушении зрения Воспроизведение
23 Средства, методы и формы АФВ при нарушении зрения Индивидуальная работа отбирает оптимальные средства, методы и формы АФВ при нарушении зрения Воспроизведение
разрабатывает алгоритм применения средств и методов обучения двигательной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, исходя из нарушенных или навсегда утраченных функций зрения Применение
проводит занятия, направленные на развитие физических качеств, обучение новым способам двигательной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, исходя из нарушенных или навсегда утраченных функций зрения Творчество
организовывает процесс обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность при нарушении зрения Применение
24 Средства, методы и формы АФВ при нарушении ОДА Другое знает особенности методики построения урока АФВ при нарушении ОДА Узнавание
отбирает оптимальные средства, методы и формы АФВ при нарушении ОДА Воспроизведение
25 Средства, методы и формы АФВ при нарушении ОДА Индивидуальная работа знает особенности методики построения урока АФВ при нарушении ОДА Узнавание
отбирает оптимальные средства, методы и формы АФВ при нарушении ОДА Воспроизведение
26 Средства, методы и формы АФВ при нарушении интеллекта Контрольная работа знает особенности методики построения урокаАФВ при нарушении интеллекта Узнавание
отбирает оптимальные средства, методы и формы АФВ при нарушении интеллекта Воспроизведение
27 Средства, методы и формы АФВ при нарушении интеллекта Практическая работа знает особенности методики построения урокаАФВ при нарушении интеллекта Узнавание
отбирает оптимальные средства, методы и формы АФВ при нарушении интеллекта Воспроизведение
28 Средства, методы и формы АФВ при нарушении интеллекта Индивидуальная работа отбирает оптимальные средства, методы и формы АФВ при нарушении интеллекта Воспроизведение
разрабатывает алгоритм применения средств и методов обучения двигательной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, исходя из нарушенных или навсегда утраченных функций интеллекта Применение
проводит занятия, направленные на развитие физических качеств, обучение новым способам двигательной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, исходя из нарушенных или навсегда утраченных функций интеллекта Творчество
организовывает процесс обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность при нарушении интеллекта Применение
29 Средства, методы и формы АФВ при соматических заболеваниях и комбинированных поражениях Другое знает особенности средств, методов и форм АФВ при соматических заболеваниях и комбинированных поражениях Узнавание
отбирает оптимальные средства, методы и формы АФВ при соматических заболеваниях и комбинированных поражениях Воспроизведение
30 Модуль 2. Методика АФВ различных нозологических групп Другое отбирает оптимальные средства, методы и формы АФВ при нарушении слуха Воспроизведение
отбирает оптимальные средства, методы и формы АФВ при нарушении зрения Воспроизведение
отбирает оптимальные средства, методы и формы АФВ при нарушении ОДА Воспроизведение
отбирает оптимальные средства, методы и формы АФВ при нарушении интеллекта Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ С.П. Евсеев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Советский спорт, 2014.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/40766.— ЭБС «IPRbooks»
  2. Ростомашвили Л.Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ростомашвили Л.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Советский спорт, 2015.— 164 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/40847.— ЭБС «IPRbooks»
  3. Харченко Л.В. Теория и методика адаптивной физической культуры для лиц с сенсорными нарушениями [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Харченко Л.В., Синельникова Т.В., Турманидзе В.Г.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2016.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59660.— ЭБС «IPRbooks»
  4. Частные методики адаптивной физической культуры : учеб. для студентов вузов / [под общ. ред. Л.В. Шапковой]. - М. : Советский спорт, 2009. - 603 с. : ил. - (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья). - Гриф МО. - ISBN 978-5-9718-0403-1 : 350-00.

Дополнительная

  1. Адаптивная физическая культура. – 2011- 2015. - № 1-4
  2. Артамонова, Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Артамонова Л.Л., Панфилов О.П., Борисова В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос-Пресс, 2010.— 389 c.—Доступ с сайта электронно-библиотечной системы ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14172. Загл.с экрана
  3. Богомолова, Н.Д. Организационные технологии реабилитации инвалидов [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Богомолова Н.Д., Ивойлов В.М., Артамонова Г.В.— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровская государственная медицинская академия, 2009.— 44 c.— Доступ с сайта электронно-библиотечной системы ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6177
  4. Козырева, О.В. Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура. Кинезитерапия : учеб. слов.-справ. / О.В. Козырева, А.А. Иванов. - М. : Советский спорт, 2010. - 278, [1] с.
  5. Рипа, М.Д. Коррекционно-развивающие основы лечебной и адаптивной физической культуры. Часть I [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Рипа М.Д., Кулькова И.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2013.— 288 c.— Доступ с сайта электронно-библиотечной системы ЭБС «IPRbooks» . - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26508. Загл.с экрана
  6. Ростомашвили, Л.Н.Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития : учеб. пособие для студентов вузов по направлению 032100 - "Физическая культура (по магистерской программе "Адаптивная физическая культура") / Л.Н. Ростомашвили. - М. : Советский спорт, 2009
  7. Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 1-12.
  8. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. – N 1-6.

Цифровые ресурсы

  1. Оскожова, Е. А. Адаптивное физическое воспитание в системе профессиональной адаптации глухих учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-adaptivnoe-fizicheskoe-vospitanie-v-sisteme-professionalnoy-adaptatsii-gluhih-uchaschihsya-spetsialnyh-korrektsionnyh-obr#ixzz2RYMrywMZ
  2. Первый Российский Интернет - портал для инвалидов [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.disability.ru.
  3. Физкультурно-оздоровительная программа адаптивного физического воспитания для младших школьников с задержкой психического развития // Физическое воспитание студентов. - 2008. № 6. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bmsi.ru/doc/86d1c968-ec11-4d7a-a73a-8e75aeab47ae.

Источники

  1. О направлении рекомендаций по совершенствованию преподавания физической культуры и спорта в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях[Текст] : письмо Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания М-ва образования и науки РФ от 13 окт. 2001 г., N 19-255 // Вестник образования. - 2012. - № 7 - С. 72-80.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД.8 «Адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста» Направление подготовки: 49.03.02 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура), квалификация (степень) «бакалавр», экзамен /БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Н.А. Бойко. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.В.ОД.8 «Адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста» 49.03.02 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура), квалификация (степень) «бакалавр», экзамен / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Н.А. Бойко. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.