бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Jan. 20, 2017 утверждено Feb. 12, 2017
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 24, 2017
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Feb. 6, 2017

Б1.В.ОД.5 Современные методы исследования, 4 семестр

Б-5111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-8 Способность к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности. Знание видов исследовательских задач, направленных на решение проблем в педагогической теории и практике. знаниевый
Знание классификации и общей характеристики методов научного исследования. знаниевый
Знание методологических основ научного исследования. знаниевый
Владение схемой анализа научно-исследовательской работы. ориентировочный
Умение оформлять библиографические записи в соответствии с требованиями. операциональный
ПК-9 Способность использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования. Знание общей характеристики методов эмпирического познания педагогических явлений. знаниевый
Знание требований к организации педагогического эксперимента. знаниевый
Умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от вида исследовательских задач. ориентировочный
Владение способом представления результатов исследования. операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умений решать профессиональные задачи в сфере исследовательской деятельности на основе совершенствования знаний студентов о методологии и методах научного исследования.

Задачи

  1. Формировать и систематизировать знания студентов о методологии и технологии научного исследования, об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании.
  2. Формировать умения решать профессиональные задачи в сфере исследовательской деятельности.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28.0 ч.
Лекция 5.0 ч.
Семинар 3.0 ч.
Практическая работа 14.0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 44.5 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 8.5 ч.
Часов в неделю 3.11 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретико-методологические основы организации научного исследования Формировать и систематизировать знания студентов о методологии и технологии научного исследования, об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании. Знание методологических основ научного исследования. Знание видов исследовательских задач, направленных на решение проблем в педагогической теории и практике. Знание классификации и общей характеристики методов научного исследования. Владение схемой анализа научно-исследовательской работы. Умение оформлять библиографические записи в соответствии с требованиями.
  • Методология научного исследования. Виды исследовательских задач. Анализ компонентов научного аппарата.
  • Логика и особенности организации научного исследования.
  • Освоение способов определения компонентов аппарата научного исследования.
  • Методы теоретического познания педагогических явлений и их характеристика.
  • Разработка и освоение способа анализа научно-исследовательской работы.
  • Освоение правил оформления библиографических записей.
  • Рубежный контроль по модулю 1.
Методические основы организации научного исследования Формировать умения решать профессиональные задачи в сфере исследовательской деятельности. Знание общей характеристики методов эмпирического познания педагогических явлений. Знание требований к организации педагогического эксперимента. Умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от вида исследовательских задач. Владение способом построения протоколов наблюдения и беседы с субъектами образовательного процесса. Владение способом представления результатов исследования.
  • Методы эмпирического познания педагогических явлений.
  • Освоение способа оформления протокола наблюдения за деятельностью и поведением ребенка.
  • Освоение способа оформления протокола беседы с ребенком, родителем, педагогом.
  • Педагогический эксперимент: назначение, модели, структура, методика и условия проведения.
  • Освоение способов представления результатов исследования.
  • Разработка и защита проекта мини исследования.
  • Рубежный контроль по модулю 2.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Методология научного исследования. Виды исследовательских задач. Анализ компонентов научного аппарата. Лекция 1.0 1
2 Методология научного исследования. Виды исследовательских задач. Анализ компонентов научного аппарата. Семинар 1.0 1
3 Логика и особенности организации научного исследования. Лекция 2.0 2
4 Освоение способов определения компонентов научного аппарата. Практическая работа 2.0 2
5 Логика и особенности организации научного исследования. Индивидуальная работа 1.0 2
6 Разработка и освоение способа анализа научно-исследовательской работы. Практическая работа 2.0 3
7 Методы теоретического познания педагогических явлений и их характеристика. Самостоятельное изучение 2.0 3
8 Методы теоретического познания педагогических явлений и их характеристика. Индивидуальная работа 2.0 3
9 Разработка и освоение способа анализа научно-исследовательской работы. Практическая работа 2.0 3
10 Освоение правил оформления библиографических записей. Практическая работа 2.0 4
11 Рубежный контроль по модулю 1. Контрольная работа 2.0 4
12 Освоение правил оформления библиографических записей. Индивидуальная работа 1.0 4
13 Методы эмпирического познания педагогических явлений. Лекция 2.0 5
14 Освоение способа оформления протокола наблюдения за деятельностью и поведением ребенка. Практическая работа 2.0 5
15 Рубежный контроль по модулю 1. Индивидуальная работа 1.0 5
16 Освоение способа оформления протокола беседы с ребенком, родителем, педагогом. Практическая работа 2.0 6
17 Методы эмпирического познания педагогических явлений. Индивидуальная работа 2.0 6
18 Педагогический эксперимент: назначение, модели, структура, методика и условия проведения. Семинар 2.0 7
19 Педагогический эксперимент: назначение, модели, структура, методика и условия проведения. Практическая работа 2.0 7
20 Освоение способа оформления протокола наблюдения за деятельностью и поведением ребенка. Индивидуальная работа 1.0 7
21 Освоение способов представления результатов исследования. Конференция 2.0 8
22 Разработка и защита проекта мини исследования. Самостоятельное изучение 2.0 8
23 Разработка и защита проекта мини исследования. Индивидуальная работа 1.0 8
24 Рубежный контроль по модулю 2. Контрольная работа 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Методология научного исследования. Виды исследовательских задач. Анализ компонентов научного аппарата. Лекция Объяснять основное назначение методологии науки. Воспроизведение
Раскрывать методологический смысл уровней методологии. Воспроизведение
2 Методология научного исследования. Виды исследовательских задач. Анализ компонентов научного аппарата. Семинар Объяснять основное назначение методологии науки. Воспроизведение
Раскрывать методологический смысл уровней методологии. Воспроизведение
Интерпретировать содержание и требования методологических принципов. Воспроизведение
3 Логика и особенности организации научного исследования. Лекция Описывать логические этапы организации научного исследования, объяснять место и роль методов научного исследования в оптимизации научно-исследовательской деятельности. Воспроизведение
4 Освоение способов определения компонентов научного аппарата. Практическая работа Выявлять связи и зависимости между компонентами научного аппарата исследования. Применение
Формулировать компоненты аппарата научного исследования. Применение
5 Логика и особенности организации научного исследования. Индивидуальная работа Описывать логические этапы организации научного исследования, объяснять место и роль методов научного исследования в оптимизации научно-исследовательской деятельности. Воспроизведение
6 Разработка и освоение способа анализа научно-исследовательской работы. Практическая работа Анализировать научно-исследовательские работы. Применение
7 Методы теоретического познания педагогических явлений и их характеристика. Самостоятельное изучение Характеризовать методы теоретического познания педагогических явлений. Воспроизведение
8 Методы теоретического познания педагогических явлений и их характеристика. Индивидуальная работа Характеризовать методы теоретического познания педагогических явлений. Воспроизведение
9 Разработка и освоение способа анализа научно-исследовательской работы. Практическая работа Анализировать научно-исследовательские работы. Применение
10 Освоение правил оформления библиографических записей. Практическая работа Оформлять библиографические записи в соответствии с нормативными требованиями. Применение
11 Рубежный контроль по модулю 1. Контрольная работа Объяснять основное назначение методологии науки. Воспроизведение
Описывать логические этапы организации научного исследования, объяснять место и роль методов научного исследования в оптимизации научно-исследовательской деятельности. Воспроизведение
Давать общую характеристику компонентов научного аппарата. Воспроизведение
Раскрывать методологический смысл уровней методологии. Воспроизведение
Интерпретировать содержание и требования методологических принципов. Воспроизведение
Выявлять связи и зависимости между компонентами научного аппарата исследования. Применение
Формулировать компоненты аппарата научного исследования. Применение
Характеризовать методы теоретического познания педагогических явлений. Воспроизведение
Анализировать научно-исследовательские работы. Применение
Оформлять библиографические записи в соответствии с нормативными требованиями. Применение
12 Освоение правил оформления библиографических записей. Индивидуальная работа Оформлять библиографические записи в соответствии с нормативными требованиями. Применение
13 Методы эмпирического познания педагогических явлений. Лекция Характеризовать методы эмпирического познания педагогических явлений. Воспроизведение
14 Освоение способа оформления протокола наблюдения за деятельностью и поведением ребенка. Практическая работа Описывать виды наблюдения. Воспроизведение
Раскрывать требования к составлению программы наблюдения. Воспроизведение
15 Рубежный контроль по модулю 1. Индивидуальная работа Объяснять основное назначение методологии науки. Воспроизведение
Описывать логические этапы организации научного исследования, объяснять место и роль методов научного исследования в оптимизации научно-исследовательской деятельности. Воспроизведение
Давать общую характеристику компонентов научного аппарата. Воспроизведение
Раскрывать методологический смысл уровней методологии. Воспроизведение
Интерпретировать содержание и требования методологических принципов. Воспроизведение
Выявлять связи и зависимости между компонентами научного аппарата исследования. Применение
Формулировать компоненты аппарата научного исследования. Применение
Характеризовать методы теоретического познания педагогических явлений. Воспроизведение
Анализировать научно-исследовательские работы. Применение
Оформлять библиографические записи в соответствии с нормативными требованиями. Применение
16 Освоение способа оформления протокола беседы с ребенком, родителем, педагогом. Практическая работа Раскрывать особенности условий и правил организации беседы как исследовательского метода. Воспроизведение
Разрабатывать протокол беседы с ребенком, родителем, педагогом. Применение
17 Методы эмпирического познания педагогических явлений. Индивидуальная работа Характеризовать методы эмпирического познания педагогических явлений. Воспроизведение
18 Педагогический эксперимент: назначение, модели, структура, методика и условия проведения. Семинар Описывать виды эксперимента, требования к методике и обработке результатов экперимента. Воспроизведение
19 Педагогический эксперимент: назначение, модели, структура, методика и условия проведения. Практическая работа Анализировать результаты опытно-экспериментальной работы на основе разработанного способа анализа и с учетом требований к методике и условиям организации педагогического эксперимента. Применение
20 Освоение способа оформления протокола наблюдения за деятельностью и поведением ребенка. Индивидуальная работа Описывать виды наблюдения. Воспроизведение
Раскрывать требования к составлению программы наблюдения. Воспроизведение
21 Освоение способов представления результатов исследования. Конференция Оформлять и представлять результаты исследования. Применение
22 Разработка и защита проекта мини исследования. Самостоятельное изучение Разрабатывать проект мини исследования с опорой на методологические знания. Применение
23 Разработка и защита проекта мини исследования. Индивидуальная работа Разрабатывать проект мини исследования с опорой на методологические знания. Применение
24 Рубежный контроль по модулю 2. Контрольная работа Характеризовать методы эмпирического познания педагогических явлений. Воспроизведение
Описывать виды наблюдения. Воспроизведение
Раскрывать особенности условий и правил организации беседы как исследовательского метода. Воспроизведение
Описывать виды эксперимента, требования к методике и обработке результатов экперимента. Воспроизведение
Оформлять и представлять результаты исследования. Применение
Разрабатывать проект мини исследования с опорой на методологические знания. Применение
Раскрывать требования к составлению программы наблюдения. Воспроизведение
Разрабатывать протокол беседы с ребенком, родителем, педагогом. Применение
Анализировать результаты опытно-экспериментальной работы на основе разработанного способа анализа и с учетом требований к методике и условиям организации педагогического эксперимента. Применение

Литература

Основная

  1. Горелов Н.А. Методология научных исследований: учебник для бакалавриата и магистратуры. - М.: издательство Юрайт, 2016. - 290 с.
  2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) - Педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 206, [2] с. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф УМО.
  3. Колесникова Г.И. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 318 с.
  4. Кузнецов И.Н. Основы научных исследрваний: Учебное пособие для бакалавров. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2016. - 284 с.
  5. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учеб. для магистратуры : учеб. для студентов вузов / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; Гос. ун-т упр. ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2015. - 255, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО.

Дополнительная

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. по-собие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцо-ва; под ред.Н.М. Борытко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320 с.
  2. Буренина, А.И. Размышления о методологии современного дошкольного воспитания [Текст] / А.И. Буренина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. - № 6. – С. 47-51.
  3. Горелов Н. А., Круглов Д. В.: Методология научных исследований. Учебник для бакалавриата и магистратуры./ Н.А. Горелов, Д.В. Круглов. Издательство: Юрайт.-2014.-290с.
  4. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов / И.Ф. Девятко. - М. : Университет, 2009. - 293, [2] с. - Гриф УМО.
  5. Евдокимов, В.И.Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту: [науч.-метод. изд.] / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 243 с.
  6. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров; под ред. Ю.Д. Железняк. – М.: Издат. центр «Академия», 2001.- С. 272.
  7. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р.Атаханова и др. ; под ред В.И. Загвязинского. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
  8. Колмогорова, Н.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.В. Колмогорова, З.А. Аксютина ; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск : Издательство СибГУФК, 2012. - 248 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274599 –Загл. с экрана
  9. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия». – М., 2003. – 256 с.
  10. Лазарев, В.С. Инноватика в школе : учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования [Текст] : Сургутский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. – 215 с.
  11. Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - (Высшее образование: Бакалавриат) Издательство: ИНФРА-М, 2014г., Серия: Высшее образование: Бакалавриат.-349 с.
  12. Носс, И.Н. Качественные и количественные методы исследований в психологии. Учебник для бакалавриата и магистратуры [Текст] /И.Н. Носс. - Издательство: Юрайт, 2014. - 362 с.
  13. Обучение наблюдением: студенты в исследовательском процессе / С.Г. Кордонский, Ю.М. Плюснин, О.М. Моргунова // Вопросы образования. – 2010. - № 4. – С. 54-69.
  14. Семенов, Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта: учеб. пособие для слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации, преподавателей, ас-пирантов и проф.-пед. работников / Л.А. Семенов. – М.: Советский спорт, 2011. – 198 с.
  15. Тихонова Е.С., Методология и методы социологического исследования./ Е.С. Тихонова. - серия: Высшее профессиональное образование. Бакалавриат.- Academia, 2012 .- 368 с.

Цифровые ресурсы

  1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г.В. Валеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД.2.2 Современные методы исследования Б-5111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен [Электронный ресурс] / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.В.ОД.2.2 Современные методы исследования Б-5111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен [Электронный ресурс] / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.