бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Jan. 19, 2017 утверждено Feb. 1, 2017
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Jan. 19, 2017
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 20, 2017

Б3.В.ОД.18 Технологии индивидуального обучения и воспитания в младшем школьном возрасте, 8 семестр 1 полусеместр

Б-3021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты (ПК-9) знание основных характеристик процессов индивидуализации и дифференциации обучения в начальной школе знаниевый
владение способами организации учебно-воспитательного процесса для разных категории обучающихся ориентировочный
умение диагностровать уровень обученности и обучаемости, выбирать технологию оценивания и др. для обеспечения индивидуализации и дифференциации операциональный
опыт подбора заданий для младших школьников с учетом уровня их обученности,уровнем развития способностей, с учетом психологических особенностей и состояния здоровья опыт
опыт проектирования индивидуальных образовательных маршрутов для разных категорий обучающихся опыт

Цели изучения дисциплины

научиться использовать технологии индивидуального обучения и воспитания при организации образовательного процесса в начальной школе

Задачи

  1. Овладеть теоретическими знаниями о сущности индивидуализации и дифференциации обучения в младшем школьном возрасте
  2. Научиться проектировать индивидуальные образовательные маршруты для разных категорий обучающихся

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29.0 ч.
Лекция 10.0 ч.
Семинар 8.0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 5.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 43.5 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 9.5 ч.
Часов в неделю 2.9 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Теоретические основы индивидуализации и дифференциации обучения Овладеть теоретическими знаниями о сущности индивидуализации и дифференциации обучения в младшем школьном возрасте Владеет знаниями о теоретических основах индивидуализации и дифференциации обучения
  • Индивидуализация образовательного процесса
  • Дифференциация обучения: виды и их характеристика.
  • Диагностика обученности и обучаемости
  • Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации требований ФГОС
Модуль 2 Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для разных категорий обучающихся Научиться проектировать индивидуальные образовательные маршруты для разных категорий обучающихся Владеет умением проектировать индивидуальные образовательные маршруты для разных категорий обучающихся
  • Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей
  • Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для детей, имеющих трудности в обучении
  • Особенности обучения леворуких детей
  • Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для длительно болеющих детей

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Индивидуализация образовательного процесса Лекция 2.0 1
2 Индивидуализация образовательного процесса Семинар 2.0 1
3 Индивидуализация образовательного процесса Индивидуальная работа 2.0 1
4 Индивидуализация образовательного процесса Вариативное задание 1.0 1
5 Дифференциация обучения: виды и их характеристика. Уровневая дифференциация как основа ФГОС НОО Лекция 2.0 2
6 Дифференциация обучения: виды и их характеристика. Уровневая дифференциация как основа ФГОС НОО Вариативное задание 2.0 2
7 Дифференциация обучения: виды и их характеристика. Уровневая дифференциация как основа ФГОС НОО Практическая работа 2.0 2
8 Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь, методы и методики выявления Лекция 2.0 3
9 Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь, методы и методики выявления Семинар 2.0 3
10 Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь, методы и методики выявления Индивидуальная работа 2.0 3
11 Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации требований ФГОС Практическая работа 2.0 4
12 Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации требований ФГОС Индивидуальная работа 2.0 4
13 Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации требований ФГОС Коллоквиум 1.0 4
14 Дидактические условия обучения одаренных детей с учетом требований ФГОС Практическая работа 2.0 5
15 Дидактические условия обучения одаренных детей с учетом требований ФГОС Конференция 2.0 5
16 Особенности организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими трудности в обучении Лекция 2.0 6
17 Особенности организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими трудности в обучении Семинар 4.0 6
18 Особенности организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими трудности в обучении Индивидуальная работа 2.0 6
19 Особенности организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими трудности в обучении Вариативное задание 1.0 6
20 Особенности обучения леворуких детей Практическая работа 2.0 8
21 Особенности обучения леворуких детей Реферат 2.0 8
22 Здоровье школьника как основа эффективного обучения. Особенности обучения длительно болеющих детей Лекция 2.0 9
23 Здоровье школьника как основа эффективного обучения. Особенности обучения длительно болеющих детей Минизачет 2.0 10

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Индивидуализация образовательного процесса Лекция характеризует основные аспекты индивидуализации учебного процесса в начальной школе: обеспечение возможности свободного выбора детьми отдельных заданий, форм и способов работы Воспроизведение
2 Индивидуализация образовательного процесса Семинар анализирует основополагающие документы по социальным и государственным гарантиям образования детей Применение
3 Индивидуализация образовательного процесса Индивидуальная работа характеризует соответствие уровня изучения предметов индивидуальным возможностям и интересам детей; учет эмоционально - личностных особенностей детей Воспроизведение
4 Индивидуализация образовательного процесса Вариативное задание умеет разрабатывать развивающие досуговые мероприятия с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей Применение
5 Дифференциация обучения: виды и их характеристика. Уровневая дифференциация как основа ФГОС НОО Лекция знает понятие дифференциация обучения как форма организации учебной деятельности обучающихся Воспроизведение
характеризует виды дифференциации: дифференциация по способностям, дифференциация по интеллекту Воспроизведение
характеризует формы дифференциации: внешняя и внутренняя Воспроизведение
6 Дифференциация обучения: виды и их характеристика. Уровневая дифференциация как основа ФГОС НОО Вариативное задание умеет выделять особенности уровневой дифференциации с учетом требований ФГОС НОО, позитивные и негативные стороны Применение
7 Дифференциация обучения: виды и их характеристика. Уровневая дифференциация как основа ФГОС НОО Практическая работа осуществляет подбор заданий для младших школьников, учитывая уровень их обученности и способностей Применение
8 Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь, методы и методики выявления Лекция знает понятие педагогическая диагностика как основа успешного обучения в начальных класса Воспроизведение
9 Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь, методы и методики выявления Семинар характеризует количественную и качественую оценку результатов деятельности обучающихся; формирующую и итоговую оценку образовательных достижений учащихся начальных классов Воспроизведение
10 Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь, методы и методики выявления Индивидуальная работа владеет обзорной характеристикой технологии оценивания, обеспечивающих индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса Воспроизведение
11 Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации требований ФГОС Практическая работа характеризует классификацию видов индивидуальных образовательных маршрутов Воспроизведение
12 Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации требований ФГОС Индивидуальная работа характеризует цели применения индивидуальных образовательных маршрутов Воспроизведение
13 Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации требований ФГОС Коллоквиум знает понятие «индивидуальный образовательный маршрут» Воспроизведение
14 Дидактические условия обучения одаренных детей с учетом требований ФГОС Практическая работа имеет опыт проектирования индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей Применение
15 Дидактические условия обучения одаренных детей с учетом требований ФГОС Конференция знает понятия «одаренность» и «способности» Воспроизведение
характеризует одаренность как высокий уровень и качественно своеобразное сочетание способностей Воспроизведение
характеризует систему дидактических условий развития познавательной деятельности одаренных школьников: своевременная диагностика интеллектуальных особенностей и способностей учащихся; адекватное содержание обучения; задания высокого мыслительного уровня; определение затрат времени на выполнение задани Воспроизведение
16 Особенности организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими трудности в обучении Лекция знает понятие "дети с трудностями в обучении" Воспроизведение
17 Особенности организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими трудности в обучении Семинар характеризует особенности учебно-познавательной деятельности детей с пониженной обучаемостью, отстающих детей, нервно - ослабленных детей и т.п. Воспроизведение
18 Особенности организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими трудности в обучении Индивидуальная работа характеризует особенности учебно-познавательной деятельности школьников с трудностями в обучении Воспроизведение
19 Особенности организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими трудности в обучении Вариативное задание имеет опыт проектирования индивидуальных образовательных маршрутов для детей с трудностями в обучении Применение
20 Особенности обучения леворуких детей Практическая работа осуществляет подбор комплекса кинезиологических упражнений для леворуких детей Применение
имеет опыт проектирования индивидуальных образовательных маршрутов для леворуких детей Применение
21 Особенности обучения леворуких детей Реферат знает психологические особенности леворуких детей Воспроизведение
характериузет процесс адаптации леворукого ребенка в «праворуком» мире Воспроизведение
знает кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе. Воспроизведение
22 Здоровье школьника как основа эффективного обучения. Особенности обучения длительно болеющих детей Лекция знает определение понятия «здоровье» Узнавание
характериузет критерии и факторы, определяющие здоровье; оценку показателей здоровья Воспроизведение
владеет особенностями обучения длительно болеющих детей младшего школьного возраста. Воспроизведение
23 Здоровье школьника как основа эффективного обучения. Особенности обучения длительно болеющих детей Минизачет характеризует особенностями организации учебно-воспитательного процесса в школе: рационализация учебного режима младших школьников Воспроизведение
составляет режим дня для детей младшего школьного возраста Применение
имеет опыт проектирования индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей Применение

Литература

Основная

  1. Вергелес, Г.И. Система формирования учебной деятельности младших школьников, М.: ИНФРА -М, 2016.-174 с.
  2. Педагогика: учеб. пособие для бакалавров/ под,ред. П.И. Пидкасистого. М.: Издательсво Юрайт, 2012. -344 с.
  3. Теория обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.М. Буслаева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6347.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  4. Фатеева, Н.И. Образовательные программы начальной школы. - М.: Издательскмй центр "Академия",2016,- 176 с.

Дополнительная

  1. Александрова, Е.А. Индивидуализация образования: учиться для себя [Текст] / Е.А. Александрова // Народное образование. – 2008. - №7. – С.243-250.
  2. Гущина, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут как средство сопровождения развития субъектности обучающихся [Текст] / ТТ.Н. Гущина // Воспитание школьников. – 2011. - №9. – С.32-38.
  3. Михайлова, В. П., Градусова, Т. К.Психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности (для будущих учителей, менеджеров, инженеров): учебное пособие / В.П. Михайлов, Т.К. Градусова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010 – 210с. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232373&sr=1
  4. Осмоловская, И.М. Организация дифференцированногообучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2005,- 216 с.
  5. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : учеб. пособие для студентов вузов по пед. специальностям / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М. : Академия, 2006. - 282 с.
  6. Петрова, Л.И. Организация образовательного процесса в школе: учебно-методическое пособие [Текст] / Л.И. Петрова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 443с.
  7. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А Колесниковой. М.: Академия, 2008. – 256с.
  8. Теория обучения: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений [Текст] / [И.П. Андриади, С.Н. Ромашова, С.Ю. Темина, Е.Б. Куракина]; под ред. И.П. Андриади. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 336с.

Цифровые ресурсы

  1. Бочкарева, Т.В. Управление качеством образование через реализацию индивидуальных образовательных программ [Электронный ресурс] / Т.В. Бочкарева. – Режим доступа: http://old.tspu.edu.ru/seminar/doklady/4/bochkareva4.doc
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Асмолов А.Г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2769
  3. Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года– [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: http://www.doinhmao.ru/netcat_files/File/gosprogramma20142020.pdf
  4. Планируемые результаты начального общего образования – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2770
  5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года – [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/?frame=1
  6. Федеральный Государственный образовательный стандарт. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. В. 3.18. Технологии индивидуального обучения и воспитания в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс]: 44.03.01, Педагогическое образование (Направленность Начальное образование), БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т»; Автор-сост. А.А. Арасланова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.