бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 20 января 2017 г.
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано 20 января 2017 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 10 февраля 2017 г.

Б.3.13 Мониторинг результатов освоения ООП НОО, 8 семестр

Б-3021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Е.Л. Запольская ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4) владение способами определения целей мониторинга на разных уровнях образования ориентировочный
умение анализа результатов мониторга ООП НОО операциональный
опытсоставления диагностичсекой программы в рамках мониторинга уровня основения ООП НОО опыт
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) знать методики оценивания образовательной среды, уровня развития, воспитанности и обученности ребенка в разных моделях начального образования, в том числе с использованием информационных технологий знаниевый
знать способы самоанализа и анализа полученных результатов в сопоставлении с поставленной целью знаниевый
владеть анализом результатов методов диагностирования, навыками анализа, оценивания и прогнозирования возможностей, потребностей, достижений обучающихся; ориентировочный
умение осуществлять отбор методов исследования для изучения и оценки уровня освоения ООП НОО операциональный

Цели изучения дисциплины

научить реализовывать технологию мониторинга результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Задачи

  1. овладеть знаниями об особенностях управления образовательной организацией на основе внедрения мониторинговой технологии в образовательный процесс;
  2. овладеть умениями выделять проблемы развития современной начальной школы и пути их решения посредством использования технологии мониторинга;
  3. научить реализовывать технологию мониторинга в образовательном процессе начальной школы

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 34,0 ч. (31,48%)
Контроль самостоятельной работы 2,0 ч.
Самостоятельная работа студента 75,0 ч. (69,44%)
Процент выполнения нагрузки 100,93%
Индивидуальная работа со студентами 10,0 ч. из 9,5 ч.
Часов в неделю 3,4 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Научно-методические основы мониторинговых исследований в современном начальном образовании овладеть знаниями об особенностях управления образовательной организацией на основе внедрения мониторинговой технологии в образовательный процесс; знание особенностей управления образовательной организацией на основе внедрения мониторинговой технологии в образовательный процесс;
  • Управление качеством современного начального образования.
  • Мониторинг как технология оценки качества образования.
Модуль 2 Мониторинг как практическая система овладеть умениями выделять проблемы развития современной начальной школы и пути их решения посредством использования технологии мониторинга; умения выделять проблемы развития современной начальной школы и пути их решения посредством использования технологии мониторинга;
  • Технология разработки и проведения мониторинга качества начаольного образования.
  • Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества НШ
  • Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в начальном образовании
Модуль 3 Практикум по разработке технологии мониторинга научить реализовывать технологию мониторинга в образовательном процессе начальной школы овладение функциями, видами и этапами реализации технологии мониторинга в образовательном процессе начальной школы
  • Практикум по разработке мониторинга качества воспитательно-образовательного процесса в НШ

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Управление качеством современного начального образования Лекция 2,0 1
2 Управление качеством современного начального образования Семинар 4,0 1
3 Управление качеством современного начального образования Вариативное задание 7,0 1
4 Управление качеством современного начального образования Индивидуальная работа 2,0 1
5 Мониторинг как технология оценки качества образования Лекция 2,0 2
6 Мониторинг как технология оценки качества образования Семинар 4,0 2
7 Мониторинг как технология оценки качества образования Индивидуальная работа 2,0 2
8 Технология разработки и проведения мониторинга качества начального образования Лекция 2,0 5
9 Технология разработки и проведения мониторинга качества начального образования Семинар 2,0 5
10 Технология разработки и проведения мониторинга качества начального образования Вариативное задание 8,0 5
11 Технология разработки и проведения мониторинга качества начального образования Индивидуальная работа 2,0 5
12 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества НОО Лекция 2,0 6
13 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества НОО Семинар 4,0 6
14 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в начальники образовании Лекция 2,0 7
15 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в начальники образовании Семинар 2,0 7
16 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в начальники образовании Вариативное задание 8,0 7
17 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в начальники образовании Индивидуальная работа 2,0 7
18 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества НОО Вариативное задание 6,0 7
19 Практикум по разработке мониторинга качества образовательного процесса в НШ Практическая работа 6,0 8
20 Практикум по разработке мониторинга качества образовательного процесса в НШ Индивидуальная работа 2,0 9
21 Практикум по разработке мониторинга качества образовательного процесса в НШ Контрольная работа 2,0 10
22 Практикум по разработке мониторинга качества образовательного процесса в НШ Вариативное задание 8,0 10

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Управление качеством современного начального образования Лекция хараткеризует понятие "качество образования", "система оценки качества образования", "управление", "образовательный процесс" Воспроизведение
2 Управление качеством современного начального образования Семинар хараткеризует понятие "качество образования", "система оценки качества образования", "управление", "образовательный процесс" Воспроизведение
выделяет особенности организации образовательного процесса на разных уровнях Воспроизведение
3 Управление качеством современного начального образования Вариативное задание хараткеризует понятие "качество образования", "система оценки качества образования", "управление", "образовательный процесс" Воспроизведение
выделяет особенности организации образовательного процесса на разных уровнях Воспроизведение
4 Управление качеством современного начального образования Индивидуальная работа составляет кластер "управление качеством образования" (ступень начального обюразования) Применение
5 Мониторинг как технология оценки качества образования Лекция характеризует понятие "мониторинг качества образования" Воспроизведение
определяет особенности видов мониторинга в системе оценки качества образования Воспроизведение
6 Мониторинг как технология оценки качества образования Семинар характеризует понятие "мониторинг качества образования" Воспроизведение
определяет особенности видов мониторинга в системе оценки качества образования Воспроизведение
наполняет сущностным содержанием направлениямониторинга в системе оценки качества образования Воспроизведение
7 Мониторинг как технология оценки качества образования Индивидуальная работа характеризует понятие "мониторинг качества образования" Воспроизведение
8 Технология разработки и проведения мониторинга качества начального образования Лекция выделяет компоненты системы мониторинга в оброазовательной организации Воспроизведение
характеризует объект и предмет мониторинга Воспроизведение
определяет сущность принципов мониторингового исследования Воспроизведение
9 Технология разработки и проведения мониторинга качества начального образования Семинар выделяет компоненты системы мониторинга в оброазовательной организации Воспроизведение
10 Технология разработки и проведения мониторинга качества начального образования Вариативное задание выделяет компоненты системы мониторинга в оброазовательной организации Воспроизведение
характеризует объект и предмет мониторинга Воспроизведение
определяет сущность принципов мониторингового исследования Воспроизведение
11 Технология разработки и проведения мониторинга качества начального образования Индивидуальная работа выделяет компоненты системы мониторинга в оброазовательной организации Воспроизведение
12 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества НОО Лекция характеризует сущность диагностической программы мониторнга Воспроизведение
определяет значение комплексности оценки при реализации технологии мониторинга Воспроизведение
13 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества НОО Семинар характеризует сущность диагностической программы мониторнга Воспроизведение
определяет значение комплексности оценки при реализации технологии мониторинга Воспроизведение
осуществляет выбор диагностических методик и составлении программы диагностики в зависимости от поставленных целей Применение
14 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в начальники образовании Лекция знать основные диагностические методики для определения возможностей, потребностей, достижений обучающихся Воспроизведение
составлляет программы педагогического наблюдения Применение
15 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в начальники образовании Семинар знать основные диагностические методики для определения возможностей, потребностей, достижений обучающихся Воспроизведение
составлляет программы педагогического наблюдения Применение
владеть умением анализировать результаты педагогчиеского наблюдения и формулировать выводы Применение
16 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в начальники образовании Вариативное задание знать основные диагностические методики для определения возможностей, потребностей, достижений обучающихся Воспроизведение
составлляет программы педагогического наблюдения Применение
владеть умением анализировать результаты педагогчиеского наблюдения и формулировать выводы Применение
17 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в начальники образовании Индивидуальная работа знать основные диагностические методики для определения возможностей, потребностей, достижений обучающихся Воспроизведение
18 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества НОО Вариативное задание осуществляет выбор диагностических методик и составлении программы диагностики в зависимости от поставленных целей Применение
19 Практикум по разработке мониторинга качества образовательного процесса в НШ Практическая работа выделяет критерии оценки результатов освоения предметных областей Применение
владеет методическими приемами составления экспертных таблиц Применение
владеет этапностью составления заключения по результатам мониторинга Применение
20 Практикум по разработке мониторинга качества образовательного процесса в НШ Индивидуальная работа владеет этапностью составления заключения по результатам мониторинга Применение
21 Практикум по разработке мониторинга качества образовательного процесса в НШ Контрольная работа хараткеризует этапы разаработки прграммы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Воспроизведение
выделяет критерии оценки результатов освоения предметных областей Применение
владеет методическими приемами составления экспертных таблиц Применение
владеет этапностью составления заключения по результатам мониторинга Применение
22 Практикум по разработке мониторинга качества образовательного процесса в НШ Вариативное задание владеет этапностью составления заключения по результатам мониторинга Применение

Литература

Основная

  1. Вергелес, Г. И. Система формирования учебной деятельности младших школьников : учеб. пособие для студентов вузов, ведущих подгот. по направлению 44.03.01 "Педагогическое образование" / Г. И. Вергелес. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФPA-M, 2016. - 172, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-011636-5 : 409-40.ЭКЗ: 20
  2. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 222, [1] с. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-7695-6196-2 : 184-30.ЭКЗ: 20

Дополнительная

  1. Мониторинг качества учебного процесса : принципы, анализ, планирование / авт.-сост.: Г.П. Попова, Г.А. Размерова, И.Б. Ремчукова. - 2-е изд. - Волгоград : Учитель, 2011. - 124 с. - ISBN 978-5-7057-2417-8 : 73-28.ЭКЗ: 25
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий : пособие : в 3 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 213, [3] с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-024003-1 : 82-80.ЭКЗ: 30
  3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий : пособие : в 3 ч. Ч. 2 / [Л. Л. Алексеева и др.] ; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2011. - 239, [1] с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-024722-1 : 82-80.ЭКЗ: 30
  4. Оценка качества деятельности образовательного учреждения / [В. И. Васильев и др.]. - М. : ИКАР, 2005. - 320 с.ЭКЗ: 3
  5. Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития / ред. М. А. Ушакова. - М. : Сентябрь, 2004. - 160 с. - ISBN 5-88753-068-5.ЭКЗ: 2
  6. Планируемые результаты начального общего образования : пособие / [Л. Л. Алексеева и др.] ; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 119, [2] с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-025236-2 : 66-20.ЭКЗ: 30

Цифровые ресурсы

  1. Российский образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (вступает в силу с 01.09.2013, за исключением отдельных положений). - М. : КНОРУС, 2013. – 175 с.

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б1.Б21. Мониторинг результатов освоения ООП НОО [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование» / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Е.Л.Запольских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.