бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа*

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 6, 2017 утверждение отклонено Feb. 12, 2017
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласование отклонено Feb. 12, 2017
О.В. Власова декан факультета
согласование отклонено Feb. 12, 2017

Б1.В.ОД.1.2 Инновационные технологии преподавания дисциплин направления подготовки, 2 семестр

А-05251, 39.06.01, Социальная структура, социальные институты и процессы, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.Р. Аминов ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования Знание разнообразных форм методической работы (организация взаимопосещений учебных занятий, обсуждения актуальных педагогических проблем, осуществления обмена опытом и др.) знаниевый
Знание современных требований к педагогической технологии и методике проведения различных типов занятий в высшей школе, в том числе интерактивных (лекция, семинар, практическая работа, лабораторная работа, индивидуальная работа и др.) знаниевый
Знание современных требований ФГОС, предъявляемых к системе высшего образования вообще и по соответствующему направлению подготовки. знаниевый
Знание структуры и содержания программы по учебной дисциплине знаниевый
Владение общей схемой выбора современных образовательных технологий, инновационных форм и методов организации образовательного процесса в высшей школе ориентировочный
Владение общей схемой оценки результативности преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования с учетом выбранного профиля подготовки ориентировочный
Владение общей схемой проектирования занятия в соответствии с его типом, формой и воспитательным потенциалом содержания учебной информации ориентировочный
Умение оценивать результативность преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования с учетом выбранного профиля подготовки операциональный
Умение проектировать занятие в соответствии с его типом, формой и воспитательным потенциалом содержания учебной информации операциональный
Опыт разработки содержания учебной программы по учебной дисциплине в соответствии с требованиями ФГОС ВО, ОПОП по выбранному профилю подготовки опыт

Цели изучения дисциплины

освоение современных технологий преподавания в системе высшей школы в соответствии с требованиями ФГОС ВО

Задачи

  1. формирование теоретических основ методики преподавания социологических дисциплин в системе высшей школы на современном этапе
  2. развитие практических умений по использованию в учебном процессе современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС ВО

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 24.0 ч.
Лекция 2.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 18.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 48.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 0.5 ч. из 0.5 ч.
Часов в неделю 3.0 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы методики преподавания социологических дисциплин в системе высшей школы на современном этапе формирование теоретических основ методики преподавания социологических дисциплин в системе высшей школы на современном этапе знать теоретические основы методики преподавания социологических дисциплин в системе высшей школы на современном этапе
  • Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования
  • Современные требования к социологу. Профессиональный стандарт педагога
  • Компетентностная модель подготовки по профилю
Модуль 2. Использование в учебном процессе современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС ВО развитие практических умений по использованию в учебном процессе современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС ВО уметь использовать в учебном процессе современные образовательные технологии в соответствии с ФГОС ВО
  • Проектирование образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана
  • Выбор технологий проведения занятий в современных условиях

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования. Лекция 2.0 1
2 Современные требования к учителю социологии и обществознания. Профессиональный стандарт педагога Практическая работа (ПК) 2.0 2
3 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования Практическая работа (ПК) 2.0 3
4 Компетентностная модель подготовки по профилю Другое 2.0 4
5 Содержание и структура социологического и обществоведческого образования на современном этапе Коллоквиум 2.0 4
6 Современные инновационные технологии обучения и контроля учебных достижений студентов Конференция 2.0 5
7 Система формирования основных учебных действий студентов в процессе обучения по направлению подготовки Коллоквиум 2.0 5
8 Проектирование образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Коллоквиум 2.0 6
9 Проектирование образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Индивидуальная работа 0.5 6
10 Рубежный контроль Коллоквиум 2.0 7
11 Выбор технологий проведения занятий в современных условиях Коллоквиум 2.0 7
12 Система оценки, анализа и интерпретации результатов учебной деятельности студентов Коллоквиум 2.0 8
13 Рубежный контроль Конференция 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования. Лекция Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
2 Современные требования к учителю социологии и обществознания. Профессиональный стандарт педагога Практическая работа (ПК) Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
3 Цели и задачи подготовки педагогических кадров в системе высшего образования Практическая работа (ПК) Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
4 Компетентностная модель подготовки по профилю Другое Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
5 Содержание и структура социологического и обществоведческого образования на современном этапе Коллоквиум Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
6 Современные инновационные технологии обучения и контроля учебных достижений студентов Конференция Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Применение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Применение
7 Система формирования основных учебных действий студентов в процессе обучения по направлению подготовки Коллоквиум Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Применение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Применение
8 Проектирование образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Коллоквиум Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Применение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Применение
9 Проектирование образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Индивидуальная работа Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Применение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Применение
10 Рубежный контроль Коллоквиум Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
11 Выбор технологий проведения занятий в современных условиях Коллоквиум Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Применение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Применение
12 Система оценки, анализа и интерпретации результатов учебной деятельности студентов Коллоквиум Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Применение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Применение
13 Рубежный контроль Конференция Выделять особенности целей современного образования в соответствии с ФГОС и Законом об образовании (2012 г.) Воспроизведение
Выделять современные требования к организации процесса обучения в вузе Воспроизведение
Уметь оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Применение
Давать характеристику основных нормативных документов по определению деятельности учителя социолога Воспроизведение
Выделять основные требования к деятельности учителя - воспитание, развитие, обучение Воспроизведение
Давать характеристику структурынм компонентам ФГОС ВО Воспроизведение
Давать характеристику компетентностному и деятельностному подходам в системе высшего образования Воспроизведение
Выделять особенности процесса проектирования образовательного процесса и учебной дисциплины Воспроизведение
Владеть общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана Применение
Выделять особенностии и условия применимости различных технологий обучения в системе высшей школы Воспроизведение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Применение

Литература

Основная

  1. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Громкова М.Т.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 447 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12854.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / А. П. Панфилова. - 3-е изд., испр. - М. : Академия, 2012. - 191, [1] с.

Дополнительная

  1. Градусова, Т.К. Педагогические технологии и оценочные средства для проведения текущего и промежуточного контроля успеваемости и итоговой аттестации студентов : учебное пособие / Т.К. Градусова, Т.А. Жукова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2013. - 100 с.
  2. Даутова, О. Б. Организация самостоятельной работы студентов высшей школы : [метод. пособие для преподавателей высш. шк.] / О. Б. Даутова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; [под ред. А. П. Тряпи-цыной]. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 110, [1] с.
  3. Захожая, Т. М. Рейтинговая система контроля качества обучения как условие формирования субъективной позиции студента педагогического ВУЗа : монография / Захожая Т. М. ; Департамент образо-вания и молодёж. политики ХМАО-Югры, ГОУ ВПО ХМАО-Югры " Сургут. гос. пед. ун-т", Лаб. инновац. образоват. технологий. - Тюмень : Аксиома, 2013. - 119, [1] с.
  4. Лазарев, В.С. Инноватика в школе: учеб. пособие для вузов / В.С. Лазарев. - Екатеринбург [и др.] : Гуманитарный ун-т, 2011. – 159 с.
  5. Лыгина, Н.И. Проектируем образовательный процесс по учебной дисциплине в условиях компе-тентностного подхода : учебное пособие [Электронный ресурс] / Н.И. Лыгина, О.В. Макаренко. - Новоси-бирск : НГТУ, 2013. - 131 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228833 (04.06.2014).
  6. Резник, С. Д. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры : учеб. пособие рекомендовано к использованию для орг. учеб. процесса в вузах / С. Д. Резник, И. А. Игошина ; под общ. ред. С. Д. Резника. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 507, [2] c.
  7. Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы: учеб. пособие для магистров, аспирантов и слушате-лей системы повышения квалификации и переподгот., обучающихся по доп. прогр. для получения квалификации "Преподаватель высшей школы" / Ю. В. Сорокопуд. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 541, [2] с.

Цифровые ресурсы

  1. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/obr/pri/4508/

Источники

  1. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, началь-ного общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". - Приказ Мини-стерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального об-щего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Зарегистрирован в Минюс-те РФ 6 декабря 2013. Регистрационный N 30550
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. №. 273-ФЗ;

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа." Инновационные технологии преподавания дисциплин направления подго-товки" [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.06.01 исторические науки и археология / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. С.Р. Аминов. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.