бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Jan. 27, 2017 утверждено Feb. 12, 2017
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 6, 2017
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Feb. 6, 2017

Б1.Б.15 Основы специальной педагогики и психологии, 6 семестр

Б-4031, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Изобразительное искусство), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3) знать основы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в образовательной организации знаниевый
владеть общей схемой составления (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристики личности и деятельности обучающегося ориентировочный
владеть навыками использования документации специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) для решения профессиональных задач операциональный
владеть навыками постановки образовательных задач коррекционной направленности в процессе сопровождения обучающегося с ОВЗ операциональный
уметь планировать взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума и сопровождения обучающегося с ОВЗ операциональный
уметь проектировать мероприятия по взаимодействию со специалистами ОО и родителями (законными представителями) в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями операциональный
Готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1) выделять значимые аспекты педагогической деятельности в работе с детьми с ОВЗ операциональный
оценивать состояние сформированности собственных профессиональных умений и профессионально значимых свойств и качеств личности для осуществления педагогической деятельности с обучающимися с ОВЗ операциональный
ставить цели собственного профессионального и личностного развития операциональный
Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) знать законы и закономерности развития психики и личности при различных нарушениях знаниевый
знать основы применения психолого-педагогических технологий в инклюзивном образовании, необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями. знаниевый
владеть схемой выбора методов диагностики особенностей развития и составления психолого-педагогической характеристики на ребенка с ОВЗ ориентировочный
владеть схемой выбора психолого-педагогических технологий, для осуществления адресной помощи обучающемуся с особыми образовательными потребностями ориентировочный
владеть методами (первичного) выявления детей с особыми образовательными потребностями операциональный
уметь осуществлять планирование адресной помощи обучающемуся с ОВЗ, с использованием психолого-педагогических технологий операциональный
Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2) знать психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания лиц с ОВЗ знаниевый
знать специфику организации образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса инклюзивного образования знаниевый
знать типологию лиц с особыми образовательными потребностями и специфические закономерности их развития знаниевый
владеть общей схемой анализа образовательной среды в системе специального образования ориентировочный
владеть общей схемой выбора содержания обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ориентировочный
владеть схемой анализа особенностей развития обучающихся с ОВЗ и определения их образовательных потребностей ориентировочный
уметь использовать знания об индивидуальных особенностях развития обучающихся с ОВЗ для планирования учебно-воспитательной работы. операциональный
уметь проектировать образовательную среду для осуществления обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся операциональный
уметь проектировать образовательные и воспитательные мероприятия с учетом особенностей развития обучающихся с ОВЗ. операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умений решать профессиональные задачи по обучению, воспитанию и развитию обучающихся с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей и специфики организации инклюзивного образовательного процесса.

Задачи

  1. Формировать умения выявлять особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ на основе знаний закономерностей развития и типологии дизонтогенеза
  2. Формировать умения проектировать педагогический процесс с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и специфики организации инклюзивного образования.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29.0 ч.
Лекция 9.0 ч.
Семинар 10.0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 43.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 2.64 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Образовательные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья Формировать умения первичного выявления детей с особыми образовательными потребностями на основе знаний типологии дизонтогенеза и закономерностей развития лиц с ОВЗ Знать: законы и закономерности развития психики и личности при различных нарушениях; знать законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; типологию лиц с особыми образовательными потребностями; знать понятие структуры дефекта и его значение для определения образовательных потребностей ребенка с ОВЗ; методы выявления . Уметь: анализировать документацию различных специалистов (психологов, дефектологов, логопедав и др.); сотавлять психолого-педагогическую характеристику обучающегося совместно сдругими специалистами; выявлять образовательные потребности обучающегося с ОВЗ; выстраивать взаимодействие со специалистами в рамках ПМПк.
  • Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Классификация психического дизонтогенеза
  • Особые образовательные потребности лиц с ОВЗ
Модуль 2. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями на основе технологии индвидуализации обучения Формирование умений проектировать педагогический процесс с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и современных тенденций инклюзивного образования. Знать: основы применения психолого-педагогические технологии для адресной помощи обучающимся с ОВЗ в инклюзивном образовании; психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ; специфику организации образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в ОО, осуществляющей инклюзивное образование; нормативные документы, регламентирующие организацию и содержание образования лиц с ОВЗ. Уметь: анализировать требования к образовательной среде; проектировать образовательную среду для обучающихся с ОВЗ; осуществлять выбор содержания образования обучающихся с ОВЗ; использовать знания об индивидуальных особенностях развития обучающихся с ОВЗ для планирования и проектирования учебных и воспитательных мероприятий; разрабатывать предметное содержание обучения и воспитания лиц с ОВЗ в соответствии с ФГОС, ФГОС НО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с УО и ТМН; составлять индивидуальные программы развития, образовательные маршруты обучающихся с ОВЗ; осуществлять психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ, совместнос другими специалистами; адаптировать ОП и содержания учебного предмета с учетом вида нарушения и особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ.
  • Теория и история специальной педагогики
  • Процессы дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ
  • Основы психолого-педагогического сопровождения и адресной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями
  • Проектирование адаптированных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ОВЗ

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теоретические основы специальной психологии Лекция 2.0 1
2 Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Лекция 3.0 1
3 Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа 1.0 1
4 Классификация психического дизонтогенеза Семинар 2.0 1
5 Психологические особенности обучающихся со стойким недоразвитием, задержанным и поврежденным развитием Семинар 2.0 1
6 Психологические особенности обучающихся с дефицитарным развитием Семинар 2.0 1
7 Психологические особенности обучающихся с искаженным и дисгармоничным развитием Семинар 2.0 1
8 Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение 2.0 1
9 Рубежный контроль по М.1 Контрольная работа 2.0 1
10 Рубежный контроль по М.1 Индивидуальная работа 2.0 1
11 Теория и история специальной педагогики Лекция 2.0 1
12 Теория и история специальной педагогики Семинар 2.0 1
13 Теория и история специальной педагогики Самостоятельное изучение 1.0 1
14 Теория и история специальной педагогики Индивидуальная работа 1.0 1
15 Процессы дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ Лекция 2.0 1
16 Процессы дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ Другое 2.0 1
17 Процессы дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ Индивидуальная работа 2.0 1
18 Основы психолого-педагогического сопровождения и адресной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями Практическая работа 2.0 1
19 Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями ЭВС и поведения Самостоятельное изучение 3.0 1
20 Организация коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями Самостоятельное изучение 2.0 1
21 Разработка адаптированных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ОВЗ Практическая работа 2.0 1
22 Рубежный контроль М.2 Контрольная работа 2.0 1
23 Рубежный контроль М.2 Индивидуальная работа 3.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теоретические основы специальной психологии Лекция раскрывать сущность понятий "норма", "онтогенез", "дизонтогенез" Воспроизведение
перечислять общие, модально-неспецифические и модально-специфические закономерности психического развития Воспроизведение
анализировать соотношение биологических и социальных факторов в развитии лиц с ОВЗ Воспроизведение
2 Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Лекция перечислять общие, модально-неспецифические и модально-специфические закономерности психического развития Воспроизведение
характеризовать взаимоотношения между первичными и вторичными нарушениями в развитии лиц с ОВЗ Воспроизведение
3 Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа Результаты не указаны
4 Классификация психического дизонтогенеза Семинар перечислять и описывать параметры дизонтогенеза Воспроизведение
определять тип дизонтогенеза на основе оценки представленных данных о развитии ребенка Применение
5 Психологические особенности обучающихся со стойким недоразвитием, задержанным и поврежденным развитием Семинар перечислять и описывать параметры дизонтогенеза Воспроизведение
демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
описывать основные особенности замедленного темпа развития психики Воспроизведение
демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
определять тип дизонтогенеза на основе оценки представленных данных о развитии ребенка Применение
дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с нарушениями интеллекта Воспроизведение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением интеллекта на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с ЗПР Воспроизведение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с задержкой психического развития на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Узнавание
описать своеобразие развития ребенка при осложненном нарушении развития Воспроизведение
6 Психологические особенности обучающихся с дефицитарным развитием Семинар перечислять и описывать параметры дизонтогенеза Воспроизведение
демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
определять тип дизонтогенеза на основе оценки представленных данных о развитии ребенка Применение
дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с нарушениями зрения Воспроизведение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением зрения на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
описать психические процессы и состояния детей с нарушениями слуха Воспроизведение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением слуха на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
описать своеобразие развития детей с нарушениями речи Воспроизведение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением речи на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
описать своеобразие развития познавательной и личностной сферы ребенка с нарушениями функций ОДА Воспроизведение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением функций опорно-двигательного аппарата на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
7 Психологические особенности обучающихся с искаженным и дисгармоничным развитием Семинар перечислять и описывать параметры дизонтогенеза Воспроизведение
демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
определять тип дизонтогенеза на основе оценки представленных данных о развитии ребенка Применение
раскрыть своеобразие развития детей с ранним детским аутизмом и нарушениями поведения Воспроизведение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с расстройством аутистического спектра или нарушением эмоционально-волевой сферы на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
8 Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение описывать особенности развития ребенка в зависимости от типа дизонтогенеза Воспроизведение
раскрывать взаимосвязь трудностей в обучении и деятельности обучающегося с типом нарушенного развития и структурой дефекта Применение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением интеллекта на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с задержкой психического развития на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Узнавание
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением зрения на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением слуха на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением речи на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением функций опорно-двигательного аппарата на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с расстройством аутистического спектра или нарушением эмоционально-волевой сферы на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
9 Рубежный контроль по М.1 Контрольная работа раскрывать сущность понятий "норма", "онтогенез", "дизонтогенез" Воспроизведение
перечислять общие, модально-неспецифические и модально-специфические закономерности психического развития Воспроизведение
анализировать соотношение биологических и социальных факторов в развитии лиц с ОВЗ Воспроизведение
характеризовать взаимоотношения между первичными и вторичными нарушениями в развитии лиц с ОВЗ Воспроизведение
объяснять причины возникновения трудностей в деятельности обучающихся на основе анализа структуры дефекта Применение
перечислять и описывать параметры дизонтогенеза Воспроизведение
демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
описывать основные особенности замедленного темпа развития психики Воспроизведение
демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
определять тип дизонтогенеза на основе оценки представленных данных о развитии ребенка Применение
описывать особенности развития ребенка в зависимости от типа дизонтогенеза Воспроизведение
раскрывать взаимосвязь трудностей в обучении и деятельности обучающегося с типом нарушенного развития и структурой дефекта Применение
дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с нарушениями интеллекта Воспроизведение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением интеллекта на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с ЗПР Воспроизведение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с задержкой психического развития на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Узнавание
дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с нарушениями зрения Воспроизведение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением зрения на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
описать своеобразие развития детей с нарушениями речи Воспроизведение
описать своеобразие развития ребенка при осложненном нарушении развития Воспроизведение
описать своеобразие развития познавательной и личностной сферы ребенка с нарушениями функций ОДА Воспроизведение
раскрыть своеобразие развития детей с ранним детским аутизмом и нарушениями поведения Воспроизведение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с расстройством аутистического спектра или нарушением эмоционально-волевой сферы на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
10 Рубежный контроль по М.1 Индивидуальная работа Результаты не указаны
11 Теория и история специальной педагогики Лекция раскрывать сущность понятий: "коррекция","компенсация", "реабилитация", "адаптация", "социализация" Воспроизведение
давать сравнительную характеристику протекания процессов коррекции,компенсации, реабилитации, адаптации и социализации Воспроизведение
12 Теория и история специальной педагогики Семинар соотнести виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений с типами нарушений обучающихся Применение
разработать модель системы специального образования лиц с ОВЗ в России Применение
описывать систему ранней помощи, дошкольного и общего образования лиц с ОВЗ в России Узнавание
13 Теория и история специальной педагогики Самостоятельное изучение характеризовать этапы развития специального образования Воспроизведение
анализировать основные этапы становления специального образования Применение
сопоставлять этапы отношения общества к лицам с ОВЗ с этапами становления специальной педагогики в России и зарубежом Применение
дифференцировать процессы коррекции, компенсации, абилитации, реабилитации, адаптации и социолизации на основе анализа содержания работы Применение
давать сравнительную характеристику протекания процессов коррекции,компенсации, реабилитации, адаптации и социализации Воспроизведение
14 Теория и история специальной педагогики Индивидуальная работа разработать модель системы специального образования лиц с ОВЗ в России Применение
описывать систему ранней помощи, дошкольного и общего образования лиц с ОВЗ в России Узнавание
15 Процессы дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ Лекция описывать особенности развития ребенка в зависимости от типа дизонтогенеза Воспроизведение
перечислять нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ Узнавание
16 Процессы дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ Другое описывать особенности развития ребенка в зависимости от типа дизонтогенеза Воспроизведение
раскрывать взаимосвязь трудностей в обучении и деятельности обучающегося с типом нарушенного развития и структурой дефекта Применение
соотнести виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений с типами нарушений обучающихся Применение
перечислять нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ Узнавание
решать типовые задачи профессиональной деятельности опираясь на нормативные документы (Декларация о правах ребенка, Декларация о правах инвалида, Закон об образовании РФ, ФГОС НО, ФГОС ОО, ФГОС НО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с УО и ТМН, Примерные АОП для лиц с различными нарушениями и др.) Применение
давать сравнительную характеристику дифференцированному, интегрированному и инклюзивному образованию на основе анализа положительных и отрицательных факторов для лиц с ОВЗ и других участников образовательного процесса Воспроизведение
дискутировать на тему "Инклюзивное образование в России: польза и вред для субъектов образовательных отношений", аргументируя и научно обосновывая собственную профессиональную позицию Творчество
определять образовательный маршрут ребенка с ОВЗ на основе анализа его психолого-педагогической характеристики и нормативных документов, давая профессиональное обоснование своего выбора Применение
17 Процессы дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ Индивидуальная работа соотнести виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений с типами нарушений обучающихся Применение
18 Основы психолого-педагогического сопровождения и адресной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями Практическая работа описывать особенности развития ребенка в зависимости от типа дизонтогенеза Воспроизведение
раскрывать взаимосвязь трудностей в обучении и деятельности обучающегося с типом нарушенного развития и структурой дефекта Применение
решать типовые задачи профессиональной деятельности опираясь на нормативные документы (Декларация о правах ребенка, Декларация о правах инвалида, Закон об образовании РФ, ФГОС НО, ФГОС ОО, ФГОС НО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с УО и ТМН, Примерные АОП для лиц с различными нарушениями и др.) Применение
осуществлять выбор нормативных документов, необходимых для решения профессиональных задач образования лиц с ОВЗ Воспроизведение
осуществлять выбор методов первичного выявления лиц с ОВЗ Применение
составлять план психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка с ОВЗ Применение
составлять психолого-педагогическую характеристику на обучающегося с ОВЗ Применение
планирование содержания адресной помощи обучающемуся с особыми образовательными потребностями и его родителям в процессе сопровождения Применение
постановка коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач в процессе сопровождения обучающегося с ОВЗ Применение
19 Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями ЭВС и поведения Самостоятельное изучение описывать особенности развития ребенка в зависимости от типа дизонтогенеза Воспроизведение
раскрывать взаимосвязь трудностей в обучении и деятельности обучающегося с типом нарушенного развития и структурой дефекта Применение
раскрыть своеобразие развития детей с ранним детским аутизмом и нарушениями поведения Воспроизведение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с расстройством аутистического спектра или нарушением эмоционально-волевой сферы на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
описывать процесс психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ в ОО Воспроизведение
описывать функции педагога в процессе сопровождения Воспроизведение
осуществлять выбор методов первичного выявления лиц с ОВЗ Применение
составлять план психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка с ОВЗ Применение
составлять психолого-педагогическую характеристику на обучающегося с ОВЗ Применение
планирование содержания адресной помощи обучающемуся с особыми образовательными потребностями и его родителям в процессе сопровождения Применение
постановка коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач в процессе сопровождения обучающегося с ОВЗ Применение
выбор предметного содержания для решения образовательных и коррекционных задач Применение
постановка образовательных и коррекционных задач обучения лиц с ОВЗ Применение
проектирование образовательной среды для образования лиц с ОВЗ Применение
проектирование учебного занятия и воспитательного мероприятия для обучающихся с ОВЗ Применение
разработать проект адаптированной образовательной программы или индивидуальной прораммы развития обучающегося с ОВЗ Применение
20 Организация коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями Самостоятельное изучение описывать особенности развития ребенка в зависимости от типа дизонтогенеза Воспроизведение
раскрывать взаимосвязь трудностей в обучении и деятельности обучающегося с типом нарушенного развития и структурой дефекта Применение
описать своеобразие развития ребенка при осложненном нарушении развития Воспроизведение
выбор предметного содержания для решения образовательных и коррекционных задач Применение
постановка образовательных и коррекционных задач обучения лиц с ОВЗ Применение
проектирование образовательной среды для образования лиц с ОВЗ Применение
проектирование учебного занятия и воспитательного мероприятия для обучающихся с ОВЗ Применение
разработать проект адаптированной образовательной программы или индивидуальной прораммы развития обучающегося с ОВЗ Применение
21 Разработка адаптированных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ОВЗ Практическая работа определять тип дизонтогенеза на основе оценки представленных данных о развитии ребенка Применение
описывать особенности развития ребенка в зависимости от типа дизонтогенеза Воспроизведение
раскрывать взаимосвязь трудностей в обучении и деятельности обучающегося с типом нарушенного развития и структурой дефекта Применение
дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с нарушениями интеллекта Воспроизведение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением интеллекта на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с ЗПР Воспроизведение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с задержкой психического развития на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Узнавание
дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с нарушениями зрения Воспроизведение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением зрения на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
описать психические процессы и состояния детей с нарушениями слуха Воспроизведение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением слуха на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
описать своеобразие развития детей с нарушениями речи Воспроизведение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением речи на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
описать своеобразие развития ребенка при осложненном нарушении развития Воспроизведение
описать своеобразие развития познавательной и личностной сферы ребенка с нарушениями функций ОДА Воспроизведение
определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением функций опорно-двигательного аппарата на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
раскрыть своеобразие развития детей с ранним детским аутизмом и нарушениями поведения Воспроизведение
перечислять нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ Узнавание
решать типовые задачи профессиональной деятельности опираясь на нормативные документы (Декларация о правах ребенка, Декларация о правах инвалида, Закон об образовании РФ, ФГОС НО, ФГОС ОО, ФГОС НО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с УО и ТМН, Примерные АОП для лиц с различными нарушениями и др.) Применение
осуществлять выбор нормативных документов, необходимых для решения профессиональных задач образования лиц с ОВЗ Воспроизведение
выбор предметного содержания для решения образовательных и коррекционных задач Применение
постановка образовательных и коррекционных задач обучения лиц с ОВЗ Применение
проектирование образовательной среды для образования лиц с ОВЗ Применение
проектирование учебного занятия и воспитательного мероприятия для обучающихся с ОВЗ Применение
разработать проект адаптированной образовательной программы или индивидуальной прораммы развития обучающегося с ОВЗ Применение
22 Рубежный контроль М.2 Контрольная работа описывать особенности развития ребенка в зависимости от типа дизонтогенеза Воспроизведение
раскрывать взаимосвязь трудностей в обучении и деятельности обучающегося с типом нарушенного развития и структурой дефекта Применение
характеризовать этапы развития специального образования Воспроизведение
анализировать основные этапы становления специального образования Применение
сопоставлять этапы отношения общества к лицам с ОВЗ с этапами становления специальной педагогики в России и зарубежом Применение
раскрывать сущность понятий: "коррекция","компенсация", "реабилитация", "адаптация", "социализация" Воспроизведение
дифференцировать процессы коррекции, компенсации, абилитации, реабилитации, адаптации и социолизации на основе анализа содержания работы Применение
давать сравнительную характеристику протекания процессов коррекции,компенсации, реабилитации, адаптации и социализации Воспроизведение
соотнести виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений с типами нарушений обучающихся Применение
разработать модель системы специального образования лиц с ОВЗ в России Применение
описывать систему ранней помощи, дошкольного и общего образования лиц с ОВЗ в России Узнавание
перечислять нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ Узнавание
решать типовые задачи профессиональной деятельности опираясь на нормативные документы (Декларация о правах ребенка, Декларация о правах инвалида, Закон об образовании РФ, ФГОС НО, ФГОС ОО, ФГОС НО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с УО и ТМН, Примерные АОП для лиц с различными нарушениями и др.) Применение
осуществлять выбор нормативных документов, необходимых для решения профессиональных задач образования лиц с ОВЗ Воспроизведение
давать сравнительную характеристику дифференцированному, интегрированному и инклюзивному образованию на основе анализа положительных и отрицательных факторов для лиц с ОВЗ и других участников образовательного процесса Воспроизведение
определять образовательный маршрут ребенка с ОВЗ на основе анализа его психолого-педагогической характеристики и нормативных документов, давая профессиональное обоснование своего выбора Применение
осуществлять выбор методов первичного выявления лиц с ОВЗ Применение
составлять план психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка с ОВЗ Применение
составлять психолого-педагогическую характеристику на обучающегося с ОВЗ Применение
планирование содержания адресной помощи обучающемуся с особыми образовательными потребностями и его родителям в процессе сопровождения Применение
постановка коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач в процессе сопровождения обучающегося с ОВЗ Применение
постановка образовательных и коррекционных задач обучения лиц с ОВЗ Применение
23 Рубежный контроль М.2 Индивидуальная работа проектирование образовательной среды для образования лиц с ОВЗ Применение
проектирование учебного занятия и воспитательного мероприятия для обучающихся с ОВЗ Применение
разработать проект адаптированной образовательной программы или индивидуальной прораммы развития обучающегося с ОВЗ Применение

Литература

Основная

  1. Масленникова, Т.В. Психолого-педагогический практикум по общей и специальной дошкольной педагогике : учебное пособие / Т.В. Масленникова, Н.И. Колупаева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 138 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3726-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=273462
  2. Подольская, О.А. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева ; Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». - Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2013. - 212 с. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362651
  3. Слепович, Е.С. Специальная психология : учебное пособие / Е.С. Слепович, Т.И. Гаврилко ; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Поляков. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 512 с. - ISBN 978-985-06-2186-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144372
  4. Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов : в 3 т. Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / под ред. Н.М. Назаровой. - М. : Академия, 2008. - 347, [2] с. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф УМО

Дополнительная

  1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования : учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / А.Н. Джуринский. - 2-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 675, [1] c. - (Бакалавр. Базовый курс). - Гриф МО
  2. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / . - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. - 168 с. - ISBN 978-5-691-01851-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234851
  3. Колесникова, Г. И. Специальная психология и педагогика : учеб. пособие для студентов вузов / Г. И. Колесникова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 250, [3] с. - (Высшее образование). - Гриф МО. - ISBN 978-5-222-15947-7
  4. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Электронный ресурс] : учеб.-метод. комплекс / Т. Г. Неретина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Флинта : НОУ ВПО "МПСИ", 2014. - 376 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Znanium.com. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=406371 –Загл. с экрана
  5. Ридецкая, О.Г. Специальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ридецкая О.Г.- Электрон. текстовые данные. - М.: Евразийский открытый институт, 2011.- 352 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы IPRbooks. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10839.html. - - Загл. с экрана.
  6. Саенко, Ю. В. Специальная психология : учеб. пособие для вузов / Ю.В. Саенко ; Таганрог. ин-т упр. и экономики. - М. : Академический Проект, 2006. - 180, [2] с
  7. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении : планирование, развивающие прогр., метод. обеспечение / авт.-сост. Р. П. Карлина. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, [2016]. - (Для образовательных учреждений VII-VIII видов).
  8. Спатаева, М.Х. Специальная психология : учебное пособие / М.Х. Спатаева. - Омск : Омский государственный университет, 2013. - Ч. I. Психология познавательных процессов в условиях психического дизонтогенеза. - 188 с. - ISBN 978-5-7779-1548-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238086
  9. Специальная педагогика : учеб. для бакалавров, студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / [Л. В. Мардахаев и др.] ; под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. - М. : Юрайт, 2015. - 447, [1] с. - (Бакалавр. Базовый курс). - Гриф МО. - ISBN 978-5-9916-1894-6 : 618-45.
  10. Специальная психология [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины для студентов всех форм обучения по направлению подготовки «Психология (бакалавр)» (030300.62) / сост. Р. В. Козьяков. – М. : Директ-Медиа, 2014. – 103 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Университетская библиотека ONLINE. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241200. – Загл. с экрана.
  11. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям : [в 2 т.]. Т. 1 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 427, [2] с. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - Гриф УМО.
  12. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога : учеб. пособие для студентов вузов / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М. : Владос, 2010. - 143, [1] с. - (Коррекционная педагогика). - Гриф УМО.

Цифровые ресурсы

  1. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2007. Вып. 11. [Электронный ресурс] http://www.ikprao.ru/almanah/11/st03.htm
  2. Опыт интегрированного (совместно с нормально развивающимися детьми) воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии // Альманах института коррекционной педагогики. - № 11. - 2007. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-11#ccat
  3. Разработка и внедрение дифференцированных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья // Альманах института коррекционной педагогики. - № 14. - 2010. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-14#ccat

Источники

  1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы // утверждена распоряжением правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № - 2148-р. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B?keywords=114
  2. Государственная программа Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы». Постановление правительства от 9 октября 2013 г. № 413-п
  3. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12.2013 года № 543-п «Положение об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/#ixzz3nrmfT400
  5. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
  6. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.ug.ru/new_standards/6
  7. ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, приказ от 17 октября 2013 г. № 1155. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/
  9. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. В редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013г. - М.: - КНОРУС, 2013. - 176с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ОД.7 Основы специальной педагогики и психологии [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование (направленность Иностранные языки) / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. А.А. Боброва – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.