бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 3 февраля 2017 г.
Н.В. Ганущак заведующий кафедрой
согласовано 3 февраля 2017 г.
В.В. Толмачева декан факультета

Б.1.В.ДВ.1 Практикум по русскому языку, 2 семестр 2 полусеместр

Б-6091, 37.03.01, Психология, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Т.А. Ермаковская ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4). Знание правил русской орфографии и пунктуации; понятий орфограмма, пунктограмма, орфографическое и пунктуационное правило; условий выбора орфограмм, пунктограмм; классификации орфографических и пунктуационных ошибок; знание требований к оформлению схем предложений, сравнительным таблицам и орфографическим алгоритмам. знаниевый
Умение находить в тексте орфограммы и пунктограммы и обосновывать их выбор; осуществлять орфографический и пунктуационный разборы;классифицировать ошибки; осуществлять редактирование предложенного текста. ориентировочный
Владение навыками грамотного письма; навыками обнаружения в тексте орфографических и пунктуационных ошибок; умением осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в рамках дисциплины. операциональный
Опыт осуществления письменной коммуникации в соответствии с нормами СРЛЯ. опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться грамотно осуществлять письменную коммуникацию и обосновывать выбор орфограмм и пунктограмм в логически последовательной форме.

Задачи

  1. Научиться осуществлять письменную коммуникацию в соответствии с нормами орфографии русского языка.
  2. Научиться осуществлять правильную постановку знаков препинания в предложениях разных типов на основе применения синтаксического анализа.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28,7 ч. (39,86%)
Контроль самостоятельной работы 4,7 ч.
Самостоятельная работа студента 43,4 ч. (60,28%)
Процент выполнения нагрузки 100,14%
Индивидуальная работа со студентами 9,0 ч. из 8,0 ч.
Часов в неделю 3,19 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Орфография Научиться осуществлять правильный выбор орфограммы, применяя морфемный, словообразовательный и морфологический анализ слова. Знание морфемного состава слова. Умение применять правила орфографии и способность осуществлять орфографический анализ. Умение делать обобщение теоретического материала и применять его в логически последовательной форме.Умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в рамках дисциплины.
  • Правописание значимых частей слова
  • Правописание знаменательных частей слова
  • Правописание служебных частей речи
Пунктуация Научиться правильно осуществлять постановку знаков препинания в предложениях разных типов, обосновывая свой выбор в логически последовательной форме. Знание правил пунктуации простого и сложного предложения. Умение осуществлять синтаксический анализ. Владение терминологическим минимумом дисциплины. Умение применять в ходе рассуждений метод сравнения, классификации, обобщения. Умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль при составлении письменных текстов.
  • Пунктуация в простом предложении
  • Пунктуация в сложном предложении

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Входной контроль. Проверяемые гласные и согласные в корне слова. Правописание корней с чередующимися гласными. Лекция 2,0 1
2 Правописание гласных после шипящих и ц во всех частях слова. Практическая работа 2,0 1
3 Правописание приставок. Практическая работа 2,0 2
4 Употребление и правописание ь и ъ. Вариативное задание 1,0 3
5 Рубежный контроль Контрольная работа (< 1 часа) 1,0 3
6 Правописание окончаний и суффиксов имён существительных Самостоятельное изучение 2,0 3
7 Правописание личных окончаний глаголов, гласных перед суффиксами глаголов, причастий и деепричастий. Практическая работа 2,0 4
8 Правописание н и нн во всех частях речи. Практическая работа 2,0 4
9 Правописание н и нн во всех частях речи. Индивидуальная работа 2,0 4
10 Слитное, раздельное написание не и ни со всеми частями речи. Практическая работа 1,0 5
11 Слитное, раздельное написание не и ни со всеми частями речи. Индивидуальная работа 2,0 5
12 Рубежный контроль Другое 1,0 6
13 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2,0 6
14 Рубежный контроль Индивидуальная работа 1,0 7
15 Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Практическая работа 1,0 7
16 Пунктуация в предложениях с однородными членами. Практическая работа 2,0 7
17 Пунктуация в предложениях с обособленными членами. Практическая работа 2,0 7
18 Пунктуация в предложениях при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения. Самостоятельное изучение 1,0 7
19 Пунктуация в предложениях с вводными и вставными конструкциями. Практическая работа 1,0 8
20 Рубежный контроль: Пунктуация в простом осложнённом предложении. Контрольная работа (< 1 часа) 1,0 8
21 Пунктуация в сложносочинённом предложении. Практическая работа 2,0 9
22 Пунктуация в сложноподчинённом предложении. Практическая работа 3,0 9
23 Пунктуация в предложениях с разными видами связи. Практическая работа 2,0 9
24 Рубежный контроль: Пунктуация в сложном предложении Другое 1,7 9
25 Рубежный контроль: Пунктуация в сложном предложении Индивидуальная работа 2,0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Входной контроль. Проверяемые гласные и согласные в корне слова. Правописание корней с чередующимися гласными. Лекция Уметь подбирать проверочное слово при написании безударной гласной. Применение
Умение подбирать проверочные слова. Знать сильные и слабые позиции созласных звуков. Применение
2 Правописание гласных после шипящих и ц во всех частях слова. Практическая работа Знать условия выбора написания гласных после шипящих и ц. Применение
3 Правописание приставок. Практическая работа Знание традиционного и фонетического принципа орфографии. Умение обосновывать выбор букв при написании приставок. Применение
4 Употребление и правописание ь и ъ. Вариативное задание Знать функции ъ и ь. Уметь обосновывать выбор написания ъ и ь. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в рамках изучения темы. Применение
5 Рубежный контроль Контрольная работа (< 1 часа) Уметь подбирать проверочное слово при написании безударной гласной. Применение
Знать условия выбора написания корней с чередующимися гласными. Уметь отличать корни с чередованием от других корней. Применение
Знание традиционного и фонетического принципа орфографии. Умение обосновывать выбор букв при написании приставок. Применение
Знать функции ъ и ь. Уметь обосновывать выбор написания ъ и ь. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в рамках изучения темы. Применение
6 Правописание окончаний и суффиксов имён существительных Самостоятельное изучение Результаты не указаны
7 Правописание личных окончаний глаголов, гласных перед суффиксами глаголов, причастий и деепричастий. Практическая работа Результаты не указаны
8 Правописание н и нн во всех частях речи. Практическая работа Уметь осуществлять выбор Н и НН в разных частях речи и объяснять его. Составление алгоритма написания Н и НН в разных частях речи. Осуществление взаимного контроля. Применение
9 Правописание н и нн во всех частях речи. Индивидуальная работа Результаты не указаны
10 Слитное, раздельное написание не и ни со всеми частями речи. Практическая работа Уметь разграничивать частицы НЕ и НИ. Уметь правильно писать НЕ и НИ с разными частями речи. Применение
11 Слитное, раздельное написание не и ни со всеми частями речи. Индивидуальная работа Уметь разграничивать частицы НЕ и НИ. Уметь правильно писать НЕ и НИ с разными частями речи. Применение
12 Рубежный контроль Другое Уметь осуществлять морфемный анализ имён существительных и прилагательных и осознавать зависимость написания окончаний от части слова и ударения. Применение
Составление сравнительной таблицы правописания личных окончаний глаголов. Уметь обосновывать выбор написания гласных в личных окончаниях глаголов в логически последовательной форме. Применение
Уметь отличать предлоги от самостоятельных частей речи. Знать правила употребления и написания предлогов. Применение
Уметь разграничивать частицы НЕ и НИ. Уметь правильно писать НЕ и НИ с разными частями речи. Применение
13 Рубежный контроль Индивидуальная работа Результаты не указаны
14 Рубежный контроль Индивидуальная работа Результаты не указаны
15 Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Практическая работа Уметь находить главные члены предложения, знать способы их выражения. Применение
16 Пунктуация в предложениях с однородными членами. Практическая работа Понимание сущностной характеристики однородности в предложении. Умение находить в предложении однородные члены и обосновывать постановку знаков препинания при них в логически последовательной форме. Составление схем предложений, включающих в себя однородные члены. Применение
17 Пунктуация в предложениях с обособленными членами. Практическая работа Знать разновидности обособленных членов предложения. Уметь находить в тексте обособленные определения, обстоятельства, дополнения и знать условия их обособления. Составление схем предложений, раскрывающих сущность обособления. Узнавание
18 Пунктуация в предложениях при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения. Самостоятельное изучение Знать условия обособления уточняющих, пояснительных и присоединительных члено предложения. Применение
19 Пунктуация в предложениях с вводными и вставными конструкциями. Практическая работа Уметь разграничивать понятия: "вводное слово", "вставная конструкция", "вводное предложение", знать условия их обособления. Применение
20 Рубежный контроль: Пунктуация в простом осложнённом предложении. Контрольная работа (< 1 часа) Уметь находить главные члены предложения, знать способы их выражения. Применение
Знать разновидности обособленных членов предложения. Уметь находить в тексте обособленные определения, обстоятельства, дополнения и знать условия их обособления. Составление схем предложений, раскрывающих сущность обособления. Узнавание
Знать условия обособления уточняющих, пояснительных и присоединительных члено предложения. Применение
Уметь разграничивать понятия: "вводное слово", "вставная конструкция", "вводное предложение", знать условия их обособления. Применение
21 Пунктуация в сложносочинённом предложении. Практическая работа Знать отличительные признаки ССП. Знать средсва связи в ССП. Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП в логически последовательной форме. Применение
22 Пунктуация в сложноподчинённом предложении. Практическая работа Знать сущностную характеристику СПП. Уметь разграничивать средства связи в СПП: союзы и союзные слова. Составление сравнительной таблицы. Применение
23 Пунктуация в предложениях с разными видами связи. Практическая работа Уметь систематизировать полученные знания и применять их при осуществлении синтаксического анализа предложений с разными видами связи. Применение
24 Рубежный контроль: Пунктуация в сложном предложении Другое Знать отличительные признаки ССП. Знать средсва связи в ССП. Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП в логически последовательной форме. Применение
Знать сущностную характеристику СПП. Уметь разграничивать средства связи в СПП: союзы и союзные слова. Составление сравнительной таблицы. Применение
Уметь расставлять знаки препинания в БСП, обосновывая свой выбор в логически последовательной форме. Пунктуационный анализ предложений. Применение
Уметь систематизировать полученные знания и применять их при осуществлении синтаксического анализа предложений с разными видами связи. Применение
25 Рубежный контроль: Пунктуация в сложном предложении Индивидуальная работа Знать отличительные признаки ССП. Знать средсва связи в ССП. Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП в логически последовательной форме. Применение
Знать сущностную характеристику СПП. Уметь разграничивать средства связи в СПП: союзы и союзные слова. Составление сравнительной таблицы. Применение
Уметь расставлять знаки препинания в БСП, обосновывая свой выбор в логически последовательной форме. Пунктуационный анализ предложений. Применение
Уметь систематизировать полученные знания и применять их при осуществлении синтаксического анализа предложений с разными видами связи. Применение

Литература

Основная

  1. Практикум по русскому языку и культуре речи [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.А. Пугачёв; М.Б. Будильцева; И.Ю. Варламова; Н.Ю. Царёва. - Изд. 7-е. - Москва : Российский университет дружбы народов, 2013. - 160 с.-Доступ с сайта электронной библиотечной системы "Университетская библиотека онлайн".-Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226491.-Загл. с экрана.
  2. Розенталь Д.И., Голуб И.Б. Русский язык: Орфография и пунктуация. – М.: Айрис, 2012

Дополнительная

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык: Справочные материалы. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Большой орфографический словарь русского языка [Электронный ресурс]/ — М.: Мир и Образование, Оникс, 2010.— 1152 c.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14567.html.-Загл. с экрана
  3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка:ок.100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - М. : Мир и Образование, [2014]. - 1375, [1] с.

Цифровые ресурсы

  1. Институт русского языка им. Виноградова В.В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ruslang.ru
  2. Информационно-справочный портал «Русский язык». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gramota.ru
  3. Культура письменной речи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. gramma. ru
  4. Русский язык для всех. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gramota.ru
  5. Центр развития русского языка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ruscentr.ru

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. В1.В.ДВ.1 Практикум по русскому языку [Электронный ресурс]: 37.03.01. Психология Направленность: Психологическое консультирование / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Т. А. Ермаковская. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.