бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Feb. 3, 2017
Н.В. Ганущак заведующий кафедрой
согласовано Feb. 3, 2017
В.В. Толмачева декан факультета

Б.1.В.ДВ.1 Практикум по русскому языку, 2 семестр 2 полусеместр

Б-6091, 37.03.01, Психология, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Т.А. Ермаковская ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4). Знание правил русской орфографии и пунктуации; понятий орфограмма, пунктограмма, орфографическое и пунктуационное правило; условий выбора орфограмм, пунктограмм; классификации орфографических и пунктуационных ошибок; знание требований к оформлению схем предложений, сравнительным таблицам и орфографическим алгоритмам. знаниевый
Умение находить в тексте орфограммы и пунктограммы и обосновывать их выбор; осуществлять орфографический и пунктуационный разборы;классифицировать ошибки; осуществлять редактирование предложенного текста. ориентировочный
Владение навыками грамотного письма; навыками обнаружения в тексте орфографических и пунктуационных ошибок; умением осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в рамках дисциплины. операциональный
Опыт осуществления письменной коммуникации в соответствии с нормами СРЛЯ. опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться грамотно осуществлять письменную коммуникацию и обосновывать выбор орфограмм и пунктограмм в логически последовательной форме.

Задачи

  1. Научиться осуществлять письменную коммуникацию в соответствии с нормами орфографии русского языка.
  2. Научиться осуществлять правильную постановку знаков препинания в предложениях разных типов на основе применения синтаксического анализа.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28.7 ч. (39.86%)
Контроль самостоятельной работы 4.7 ч.
Самостоятельная работа студента 43.4 ч. (60.28%)
Процент выполнения нагрузки 100.14%
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 7.0 ч.
Часов в неделю 3.19 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Орфография Научиться осуществлять правильный выбор орфограммы, применяя морфемный, словообразовательный и морфологический анализ слова. Знание морфемного состава слова. Умение применять правила орфографии и способность осуществлять орфографический анализ. Умение делать обобщение теоретического материала и применять его в логически последовательной форме.Умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в рамках дисциплины.
  • Правописание значимых частей слова
  • Правописание знаменательных частей слова
  • Правописание служебных частей речи
Пунктуация Научиться правильно осуществлять постановку знаков препинания в предложениях разных типов, обосновывая свой выбор в логически последовательной форме. Знание правил пунктуации простого и сложного предложения. Умение осуществлять синтаксический анализ. Владение терминологическим минимумом дисциплины. Умение применять в ходе рассуждений метод сравнения, классификации, обобщения. Умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль при составлении письменных текстов.
  • Пунктуация в простом предложении
  • Пунктуация в сложном предложении

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Входной контроль. Проверяемые гласные и согласные в корне слова. Правописание корней с чередующимися гласными. Лекция 2.0 1
2 Правописание гласных после шипящих и ц во всех частях слова. Практическая работа 2.0 1
3 Правописание приставок. Практическая работа 2.0 2
4 Употребление и правописание ь и ъ. Вариативное задание 1.0 3
5 Рубежный контроль Контрольная работа (< 1 часа) 1.0 3
6 Правописание окончаний и суффиксов имён существительных Самостоятельное изучение 2.0 3
7 Правописание личных окончаний глаголов, гласных перед суффиксами глаголов, причастий и деепричастий. Практическая работа 2.0 4
8 Правописание н и нн во всех частях речи. Практическая работа 2.0 4
9 Правописание н и нн во всех частях речи. Индивидуальная работа 2.0 4
10 Слитное, раздельное написание не и ни со всеми частями речи. Практическая работа 1.0 5
11 Слитное, раздельное написание не и ни со всеми частями речи. Индивидуальная работа 2.0 5
12 Рубежный контроль Другое 1.0 6
13 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2.0 6
14 Рубежный контроль Индивидуальная работа 1.0 7
15 Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Практическая работа 1.0 7
16 Пунктуация в предложениях с однородными членами. Практическая работа 2.0 7
17 Пунктуация в предложениях с обособленными членами. Практическая работа 2.0 7
18 Пунктуация в предложениях при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения. Самостоятельное изучение 1.0 7
19 Пунктуация в предложениях с вводными и вставными конструкциями. Практическая работа 1.0 8
20 Рубежный контроль: Пунктуация в простом осложнённом предложении. Контрольная работа (< 1 часа) 1.0 8
21 Пунктуация в сложносочинённом предложении. Практическая работа 2.0 9
22 Пунктуация в сложноподчинённом предложении. Практическая работа 3.0 9
23 Пунктуация в предложениях с разными видами связи. Практическая работа 2.0 9
24 Рубежный контроль: Пунктуация в сложном предложении Другое 1.7 9
25 Рубежный контроль: Пунктуация в сложном предложении Индивидуальная работа 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Входной контроль. Проверяемые гласные и согласные в корне слова. Правописание корней с чередующимися гласными. Лекция Уметь подбирать проверочное слово при написании безударной гласной. Применение
Умение подбирать проверочные слова. Знать сильные и слабые позиции созласных звуков. Применение
2 Правописание гласных после шипящих и ц во всех частях слова. Практическая работа Знать условия выбора написания гласных после шипящих и ц. Применение
3 Правописание приставок. Практическая работа Знание традиционного и фонетического принципа орфографии. Умение обосновывать выбор букв при написании приставок. Применение
4 Употребление и правописание ь и ъ. Вариативное задание Знать функции ъ и ь. Уметь обосновывать выбор написания ъ и ь. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в рамках изучения темы. Применение
5 Рубежный контроль Контрольная работа (< 1 часа) Уметь подбирать проверочное слово при написании безударной гласной. Применение
Знать условия выбора написания корней с чередующимися гласными. Уметь отличать корни с чередованием от других корней. Применение
Знание традиционного и фонетического принципа орфографии. Умение обосновывать выбор букв при написании приставок. Применение
Знать функции ъ и ь. Уметь обосновывать выбор написания ъ и ь. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в рамках изучения темы. Применение
6 Правописание окончаний и суффиксов имён существительных Самостоятельное изучение Результаты не указаны
7 Правописание личных окончаний глаголов, гласных перед суффиксами глаголов, причастий и деепричастий. Практическая работа Результаты не указаны
8 Правописание н и нн во всех частях речи. Практическая работа Уметь осуществлять выбор Н и НН в разных частях речи и объяснять его. Составление алгоритма написания Н и НН в разных частях речи. Осуществление взаимного контроля. Применение
9 Правописание н и нн во всех частях речи. Индивидуальная работа Результаты не указаны
10 Слитное, раздельное написание не и ни со всеми частями речи. Практическая работа Уметь разграничивать частицы НЕ и НИ. Уметь правильно писать НЕ и НИ с разными частями речи. Применение
11 Слитное, раздельное написание не и ни со всеми частями речи. Индивидуальная работа Уметь разграничивать частицы НЕ и НИ. Уметь правильно писать НЕ и НИ с разными частями речи. Применение
12 Рубежный контроль Другое Уметь осуществлять морфемный анализ имён существительных и прилагательных и осознавать зависимость написания окончаний от части слова и ударения. Применение
Составление сравнительной таблицы правописания личных окончаний глаголов. Уметь обосновывать выбор написания гласных в личных окончаниях глаголов в логически последовательной форме. Применение
Уметь отличать предлоги от самостоятельных частей речи. Знать правила употребления и написания предлогов. Применение
Уметь разграничивать частицы НЕ и НИ. Уметь правильно писать НЕ и НИ с разными частями речи. Применение
13 Рубежный контроль Индивидуальная работа Результаты не указаны
14 Рубежный контроль Индивидуальная работа Результаты не указаны
15 Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Практическая работа Уметь находить главные члены предложения, знать способы их выражения. Применение
16 Пунктуация в предложениях с однородными членами. Практическая работа Понимание сущностной характеристики однородности в предложении. Умение находить в предложении однородные члены и обосновывать постановку знаков препинания при них в логически последовательной форме. Составление схем предложений, включающих в себя однородные члены. Применение
17 Пунктуация в предложениях с обособленными членами. Практическая работа Знать разновидности обособленных членов предложения. Уметь находить в тексте обособленные определения, обстоятельства, дополнения и знать условия их обособления. Составление схем предложений, раскрывающих сущность обособления. Узнавание
18 Пунктуация в предложениях при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения. Самостоятельное изучение Знать условия обособления уточняющих, пояснительных и присоединительных члено предложения. Применение
19 Пунктуация в предложениях с вводными и вставными конструкциями. Практическая работа Уметь разграничивать понятия: "вводное слово", "вставная конструкция", "вводное предложение", знать условия их обособления. Применение
20 Рубежный контроль: Пунктуация в простом осложнённом предложении. Контрольная работа (< 1 часа) Уметь находить главные члены предложения, знать способы их выражения. Применение
Знать разновидности обособленных членов предложения. Уметь находить в тексте обособленные определения, обстоятельства, дополнения и знать условия их обособления. Составление схем предложений, раскрывающих сущность обособления. Узнавание
Знать условия обособления уточняющих, пояснительных и присоединительных члено предложения. Применение
Уметь разграничивать понятия: "вводное слово", "вставная конструкция", "вводное предложение", знать условия их обособления. Применение
21 Пунктуация в сложносочинённом предложении. Практическая работа Знать отличительные признаки ССП. Знать средсва связи в ССП. Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП в логически последовательной форме. Применение
22 Пунктуация в сложноподчинённом предложении. Практическая работа Знать сущностную характеристику СПП. Уметь разграничивать средства связи в СПП: союзы и союзные слова. Составление сравнительной таблицы. Применение
23 Пунктуация в предложениях с разными видами связи. Практическая работа Уметь систематизировать полученные знания и применять их при осуществлении синтаксического анализа предложений с разными видами связи. Применение
24 Рубежный контроль: Пунктуация в сложном предложении Другое Знать отличительные признаки ССП. Знать средсва связи в ССП. Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП в логически последовательной форме. Применение
Знать сущностную характеристику СПП. Уметь разграничивать средства связи в СПП: союзы и союзные слова. Составление сравнительной таблицы. Применение
Уметь расставлять знаки препинания в БСП, обосновывая свой выбор в логически последовательной форме. Пунктуационный анализ предложений. Применение
Уметь систематизировать полученные знания и применять их при осуществлении синтаксического анализа предложений с разными видами связи. Применение
25 Рубежный контроль: Пунктуация в сложном предложении Индивидуальная работа Знать отличительные признаки ССП. Знать средсва связи в ССП. Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП в логически последовательной форме. Применение
Знать сущностную характеристику СПП. Уметь разграничивать средства связи в СПП: союзы и союзные слова. Составление сравнительной таблицы. Применение
Уметь расставлять знаки препинания в БСП, обосновывая свой выбор в логически последовательной форме. Пунктуационный анализ предложений. Применение
Уметь систематизировать полученные знания и применять их при осуществлении синтаксического анализа предложений с разными видами связи. Применение

Литература

Основная

  1. Практикум по русскому языку и культуре речи [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.А. Пугачёв; М.Б. Будильцева; И.Ю. Варламова; Н.Ю. Царёва. - Изд. 7-е. - Москва : Российский университет дружбы народов, 2013. - 160 с.-Доступ с сайта электронной библиотечной системы "Университетская библиотека онлайн".-Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226491.-Загл. с экрана.
  2. Розенталь Д.И., Голуб И.Б. Русский язык: Орфография и пунктуация. – М.: Айрис, 2012

Дополнительная

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык: Справочные материалы. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Большой орфографический словарь русского языка [Электронный ресурс]/ — М.: Мир и Образование, Оникс, 2010.— 1152 c.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14567.html.-Загл. с экрана
  3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка:ок.100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - М. : Мир и Образование, [2014]. - 1375, [1] с.

Цифровые ресурсы

  1. Институт русского языка им. Виноградова В.В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ruslang.ru
  2. Информационно-справочный портал «Русский язык». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gramota.ru
  3. Культура письменной речи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. gramma. ru
  4. Русский язык для всех. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gramota.ru
  5. Центр развития русского языка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ruscentr.ru

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. В1.В.ДВ.1 Практикум по русскому языку [Электронный ресурс]: 37.03.01. Психология Направленность: Психологическое консультирование / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Т. А. Ермаковская. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.