бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Feb. 2, 2017 утверждено Feb. 18, 2017
Н.В. Ганущак заведующий кафедрой
согласовано Feb. 2, 2017
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Feb. 15, 2017

Б1.Б.18 Педагогическая риторика, 4 семестр 2 полусеместр

Б-5021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.И. Зворыгина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
владеет основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5) Знание профессионально значимых видов речей и их особенностей. знаниевый
Знание требований к коммуникативным умениям педагога. знаниевый
Осознание необходимости формирования коммуникативных умений. ориентировочный
Понимание необходимости владения разными видами речей и жанрами педагогического общения для реализации профессиональной деятельности. ориентировочный
Владение способами достижения эффективности направленной профессиональной коммуникации. операциональный
Умение разрабатывать содержание профессиональных речевых жанров. операциональный
Опыт моделирования профессиональных речевых жанров. опыт
Опыт составления текстов социального характера в рамках разных видов речей и и выступления перед аудиторией. опыт
способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4) Знание основных речевых норм. знаниевый
Знание основных этических норм русской речи. знаниевый
Знание функциональных стилей русской речи. знаниевый
Владение критериями оценки своих и чужих речевых произведений с позиций нормативности, уместности и этики. ориентировочный
Осознание необходимости владения речевой культурой для осуществления эффективной устной и письменной коммуникации. ориентировочный
Умение осуществлять коммуникацию в устной и письменной формах с опорой на знание норм языка и речевого этикета. операциональный

Цели изучения дисциплины

Овладеть способами эффективной коммуникации в рамках профессиональной педагогической деятельности.

Задачи

  1. Овладеть видами речевой деятельности в сфере профессиональной коммуникации.
  2. Овладеть видами речей и жанрами профессионального педагогического общения.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30.0 ч. (41.67%)
Контроль самостоятельной работы 6.0 ч.
Самостоятельная работа студента 42.0 ч. (58.33%)
Процент выполнения нагрузки 100.0%
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 9.0 ч.
Часов в неделю 3.33 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Виды речевой деятельности педагога. Сформировать коммуникативную компетентность у будущего учителя с учётом знаний профессиональной специфики видов речевой деятельности. Знание профессиональных особенностей слушания, чтения, говорения и письма как основных видов речевой деятельности педагога.
  • Речь в ее функциональных разновидностях
Модуль 2. Виды речей педагогического дискурса. Сформировать умения и приобрести опыт построения текстов социально значимого характера разных видов речей. Владеть способами построения информационных, аргументирующих и эпидейктических речей профессиональной педагогической направленности.
  • Речь в ее целевых разновидностях
  • Риторический идеал

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Риторика как наука и искусство. Предмет и задачи педагогической риторики. Лекция 2.0 1
2 Профессионально значимые виды речевой деятельности учителя. Вариативное задание 2.0 1
3 Слушание и чтение в профессиональной деятельности учителя. Практическая работа 2.0 2
4 Слушание и чтение в профессиональной деятельности учителя. Индивидуальная работа 2.0 2
5 Слушание и чтение в профессиональной деятельности учителя. Лекция 2.0 2
6 Говорение и письмо (письменная речь) как виды речевой деятельности. Письменные и устные жанры профессионального общения учителя. Практическая работа 4.0 3
7 Говорение и письмо (письменная речь) как виды речевой деятельности. Письменные и устные жанры профессионального общения учителя. Индивидуальная работа 2.0 3
8 Рубежный контроль по 1 модулю. Виды речевой деятельности учителя. Контрольная работа 2.0 3
9 Информирующая (информативная) речь и ее особенности. Лекция 2.0 4
10 Информирующая (информативная) речь и ее особенности. Практическая работа 2.0 4
11 Информирующая (информативная) речь и ее особенности. Индивидуальная работа 2.0 4
12 Аргументирующая речь. Лекция 2.0 5
13 Аргументирующая речь. Практическая работа 4.0 5
14 Аргументирующая речь. Индивидуальная работа 2.0 6
15 Аргументирующая речь. Вариативное задание 2.0 6
16 Эпидейктическая речь. Практическая работа 2.0 7
17 Педагогический речевой (педагогико-риторический) идеал. Лекция 2.0 8
18 Рубежный контроль по 2 модулю. Профессиональные речевые жанры учителя. Контрольная работа 2.0 8
19 Педагогический речевой (педагогико-риторический) идеал. Индивидуальная работа 1.0 8
20 Рубежный контроль по 2 модулю. Профессиональные речевые жанры учителя. Вариативное задание 2.0 8
21 Промежуточная аттестация. Жизнь и деятельность одного из известных ораторов прошлого или современности. Конференция 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Риторика как наука и искусство. Предмет и задачи педагогической риторики. Лекция Предмет и задачи, история общей риторики (краткий обзор) Узнавание
Предмет и задачи педагогической риторики Узнавание
Роль общения в социальной практике. Узнавание
Виды и формы общения (устное – письменное; вербальное – невербальное; монологическое – диалогическое; контактное – дистантное; опосредованное – непосредственное; официальное – неофициальное; межличностное – групповое – массовое и т. д.). Узнавание
Особенности общения в ситуации “учитель – ученик” (“учитель – группа учащихся”). Воспроизведение
Речевой этикет. Речевая этика в профессиональной деятельности учителя. Применение
2 Профессионально значимые виды речевой деятельности учителя. Вариативное задание Специфика слушания как вида речевой деятельности. Функции слушания. Воспроизведение
Учебно-речевые ситуации, связанные с умением учителя слушать. Воспроизведение
Специфика чтения как вида речевой деятельности. Функции чтения (познавательная, регулятивная, ценностно-ориентационная). Воспроизведение
Виды чтения (изучающее, ознакомительное и др.). Применение
Учебно-речевые ситуации, связанные с умением учителя читать . Применение
“Репертуар” педагогических жанров как особых форм речевой практики учителя. Письменные профессионально значимые речевые жанры. Функции письменных педагогических жанров, их специфика. Применение
Функции и специфика устных профессиональных жанров. Оценочные высказывания в ситуации опроса, проверки домашнего задания, беседы и т. п. Применение
3 Слушание и чтение в профессиональной деятельности учителя. Практическая работа Специфика слушания как вида речевой деятельности. Функции слушания. Воспроизведение
Учебно-речевые ситуации, связанные с умением учителя слушать. Воспроизведение
Специфика чтения как вида речевой деятельности. Функции чтения (познавательная, регулятивная, ценностно-ориентационная). Воспроизведение
Виды чтения (изучающее, ознакомительное и др.). Применение
Учебно-речевые ситуации, связанные с умением учителя читать . Применение
4 Слушание и чтение в профессиональной деятельности учителя. Индивидуальная работа Специфика слушания как вида речевой деятельности. Функции слушания. Воспроизведение
Учебно-речевые ситуации, связанные с умением учителя слушать. Воспроизведение
Специфика чтения как вида речевой деятельности. Функции чтения (познавательная, регулятивная, ценностно-ориентационная). Воспроизведение
Виды чтения (изучающее, ознакомительное и др.). Применение
Учебно-речевые ситуации, связанные с умением учителя читать . Применение
5 Слушание и чтение в профессиональной деятельности учителя. Лекция Специфика слушания как вида речевой деятельности. Функции слушания. Воспроизведение
Учебно-речевые ситуации, связанные с умением учителя слушать. Воспроизведение
Специфика чтения как вида речевой деятельности. Функции чтения (познавательная, регулятивная, ценностно-ориентационная). Воспроизведение
Виды чтения (изучающее, ознакомительное и др.). Применение
Учебно-речевые ситуации, связанные с умением учителя читать . Применение
6 Говорение и письмо (письменная речь) как виды речевой деятельности. Письменные и устные жанры профессионального общения учителя. Практическая работа “Репертуар” педагогических жанров как особых форм речевой практики учителя. Письменные профессионально значимые речевые жанры. Функции письменных педагогических жанров, их специфика. Применение
Функции и специфика устных профессиональных жанров. Оценочные высказывания в ситуации опроса, проверки домашнего задания, беседы и т. п. Применение
7 Говорение и письмо (письменная речь) как виды речевой деятельности. Письменные и устные жанры профессионального общения учителя. Индивидуальная работа “Репертуар” педагогических жанров как особых форм речевой практики учителя. Письменные профессионально значимые речевые жанры. Функции письменных педагогических жанров, их специфика. Применение
Функции и специфика устных профессиональных жанров. Оценочные высказывания в ситуации опроса, проверки домашнего задания, беседы и т. п. Применение
8 Рубежный контроль по 1 модулю. Виды речевой деятельности учителя. Контрольная работа Виды и формы общения (устное – письменное; вербальное – невербальное; монологическое – диалогическое; контактное – дистантное; опосредованное – непосредственное; официальное – неофициальное; межличностное – групповое – массовое и т. д.). Узнавание
Особенности общения в ситуации “учитель – ученик” (“учитель – группа учащихся”). Воспроизведение
Специфика слушания как вида речевой деятельности. Функции слушания. Воспроизведение
Учебно-речевые ситуации, связанные с умением учителя слушать. Воспроизведение
Специфика чтения как вида речевой деятельности. Функции чтения (познавательная, регулятивная, ценностно-ориентационная). Воспроизведение
Виды чтения (изучающее, ознакомительное и др.). Применение
Учебно-речевые ситуации, связанные с умением учителя читать . Применение
“Репертуар” педагогических жанров как особых форм речевой практики учителя. Письменные профессионально значимые речевые жанры. Функции письменных педагогических жанров, их специфика. Применение
Функции и специфика устных профессиональных жанров. Оценочные высказывания в ситуации опроса, проверки домашнего задания, беседы и т. п. Применение
9 Информирующая (информативная) речь и ее особенности. Лекция Функции информирующего (информативного) высказывания. Узнавание
Устная научная информирующая речь. Специфика учебно-научной информации. Воспроизведение
Средства активизации внимания слушателей в процессе публичного выступления информирующего характера. Применение
10 Информирующая (информативная) речь и ее особенности. Практическая работа Функции информирующего (информативного) высказывания. Узнавание
Устная научная информирующая речь. Специфика учебно-научной информации. Воспроизведение
Средства активизации внимания слушателей в процессе публичного выступления информирующего характера. Применение
11 Информирующая (информативная) речь и ее особенности. Индивидуальная работа Функции информирующего (информативного) высказывания. Узнавание
Устная научная информирующая речь. Специфика учебно-научной информации. Воспроизведение
Средства активизации внимания слушателей в процессе публичного выступления информирующего характера. Применение
12 Аргументирующая речь. Лекция Функции и разновидности аргументирующей речи (убеждающая, доказательная, объяснительная, агитирующая и др.). Общая характеристика аргументирующей речи. Узнавание
Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства (прямые и косвенные). Воспроизведение
Специфика подготовки к аргументирующей речи. Устные жанры аргументирующей речи. Применение
13 Аргументирующая речь. Практическая работа Функции и разновидности аргументирующей речи (убеждающая, доказательная, объяснительная, агитирующая и др.). Общая характеристика аргументирующей речи. Узнавание
Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства (прямые и косвенные). Воспроизведение
Специфика подготовки к аргументирующей речи. Устные жанры аргументирующей речи. Применение
14 Аргументирующая речь. Индивидуальная работа Функции и разновидности аргументирующей речи (убеждающая, доказательная, объяснительная, агитирующая и др.). Общая характеристика аргументирующей речи. Узнавание
Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства (прямые и косвенные). Воспроизведение
Специфика подготовки к аргументирующей речи. Устные жанры аргументирующей речи. Применение
15 Аргументирующая речь. Вариативное задание Функции и разновидности аргументирующей речи (убеждающая, доказательная, объяснительная, агитирующая и др.). Общая характеристика аргументирующей речи. Узнавание
Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства (прямые и косвенные). Воспроизведение
Специфика подготовки к аргументирующей речи. Устные жанры аргументирующей речи. Применение
16 Эпидейктическая речь. Практическая работа Сущность и функции эпидейктической речи. Предмет и содержание эпидейктической речи, ее разновидности. Узнавание
Правила похвалы и “хулы”. Законы эпидейктической речи и ее структура. Риторические приемы организации (создания) эпидейктической речи. Применение
17 Педагогический речевой (педагогико-риторический) идеал. Лекция Соотношение общериторического и педагогического речевого идеала. Педагогический речевой идеал как конкретизация идеала риторического. Специфика педагогического речевого идеала. Узнавание
Педагогическая стратегия (основополагающий принцип речевого поведения). Стратегия коммуникативного сотрудничества в педагогическом общении и способы ее реализации. Применение
18 Рубежный контроль по 2 модулю. Профессиональные речевые жанры учителя. Контрольная работа Функции информирующего (информативного) высказывания. Узнавание
Устная научная информирующая речь. Специфика учебно-научной информации. Воспроизведение
Средства активизации внимания слушателей в процессе публичного выступления информирующего характера. Применение
Функции и разновидности аргументирующей речи (убеждающая, доказательная, объяснительная, агитирующая и др.). Общая характеристика аргументирующей речи. Узнавание
Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства (прямые и косвенные). Воспроизведение
19 Педагогический речевой (педагогико-риторический) идеал. Индивидуальная работа Соотношение общериторического и педагогического речевого идеала. Педагогический речевой идеал как конкретизация идеала риторического. Специфика педагогического речевого идеала. Узнавание
Педагогическая стратегия (основополагающий принцип речевого поведения). Стратегия коммуникативного сотрудничества в педагогическом общении и способы ее реализации. Применение
Педагогическая тактика (способ реализации стратегии речевого поведения). Тактика демонстрации доброжелательного отношения к учащимся. Похвала, порицание, оценка, одобрение и ободрение, их специфика и роль в реализации принципов гармонизирующего педагогического общения. Применение
20 Рубежный контроль по 2 модулю. Профессиональные речевые жанры учителя. Вариативное задание Функции информирующего (информативного) высказывания. Узнавание
Устная научная информирующая речь. Специфика учебно-научной информации. Воспроизведение
Средства активизации внимания слушателей в процессе публичного выступления информирующего характера. Применение
Функции и разновидности аргументирующей речи (убеждающая, доказательная, объяснительная, агитирующая и др.). Общая характеристика аргументирующей речи. Узнавание
Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства (прямые и косвенные). Воспроизведение
21 Промежуточная аттестация. Жизнь и деятельность одного из известных ораторов прошлого или современности. Конференция Предмет и задачи, история общей риторики (краткий обзор) Узнавание

Литература

Основная

  1. Зворыгина О.И. Педагогическая риторика : учебное пособие. Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование. - Сургут: РИО СурГПУ, 2013. – 163 с.
  2. Михальская А.К. Педагогическая риторика: учебное пособие / А.К. Михальская. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 379 с.
  3. Педагогическая риторика в вопросах и ответах [Электронный ресурс] : учебное пособие / З.С. Смелкова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская и др; под ред. Н.А. Ипполитовой. – Электрон. текстовые дан. - М.: МПГУ, 2011. - 254 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Издательство «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8289.html.-Загл. с экрана
  4. Педагогическая риторика / Л.В. Ассуирова, Н.Д. Десяева, Т.И. Зиновьева и др.; под ред. Н.Д. Десяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.

Дополнительная

  1. Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. Пособие для студентов пед. Вузов / О.С. Булатова; ред. Г.Л. Семенова. - М.: Академия. - 240 с.
  2. Десяева Н.Д. Культура речи педагога: учеб. пособие для студентов пед. Вузов / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова; ред. И.С. Алексеева. - М.: Академия, 2003. - 192 с.
  3. Клюев Е.В. Речевая коммуникация : учеб. Пособие / Е.В. Клюев ; ред. Е.Г. Розанова. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 320 с.
  4. Лукошкова Т.С., Зворыгина О.И. Педагогическая риторика : учебное пособие для бакалавров направления подготовки 050100.62. - Педагогическое образование. - изд. 2-е, испр. и доп. - Ишим: Изд-во филиала ФГБОУ ВПО "Тюменский государственный университет" в г. Ишиме, 2015. - 212 с.
  5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: учеб. Пособие для студентов вузов / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
  6. Риторика: учебник / З.С. Смелкова и др.; под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.: Проспект, 2010. - 447 с.
  7. Стернин И.А. Практическая риторика: учеб. Пособие для студентов вузов / И.А. Стернин. - М.: Академия, 2003. - 268 с.

Цифровые ресурсы

  1. Курсы ораторского искусства и мастерства общения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.orator.ru/
  2. Учебный центр риторики «Восхождение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ritorika.spb.ru/

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Педагогическая риторика (Б1.Б.18): Рабочая программа: АРМ преподавателя СурГПУ [Электронный ресурс]: Б-5021 Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, зачет / ГОУ ВПО-ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.И. Зворыгина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/wp/15185/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.