бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Feb. 3, 2017
Н.В. Ганущак заведующий кафедрой
согласовано Feb. 3, 2017
Д.В. Ларкович декан факультета
согласовано Feb. 6, 2017

Б.1.В.ДВ.6 ДВ: Практикум по пунктуации, 4 семестр 1 полусеместр

Б-5082, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Русский язык и литература), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Т.А. Ермаковская ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций. Знание основных категорий и понятий изучаемой дисциплины; знание последовательность действий при осуществлении синтаксического анализа предложения. знаниевый
Умение осуществлять подготовку письменных текстов в соответствии с нормами СРЛЯ. ориентировочный
Владение системными знаниями в области коммуникативной грамматики русского языка. операциональный
Опыт осуществления комплексного лингвистического анализа текста. опыт
Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4) Знание правил русской орфографии и пунктуации; понятий орфограмма, пунктограмма, орфографическое и пунктуационное правило; условий выбора орфограмм, пунктограмм; классификации пунктуационных ошибок, норм оценки грамотности письменных работ;знание требований к оформлению схем предложений, сравнительным таблицам и орфографическим алгоритмам. знаниевый
Умение находить в тексте орфограммы и пунктограммы и обосновывать их выбор; осуществлять орфографический и пунктуационный разборы;классифицировать ошибки;оценивать грамотность письменных работ; осуществлять редактирование предложенного текста. ориентировочный
Владение навыками грамотного письма; навыками обнаружения в тексте орфографических и пунктуационных ошибок;навыками оценивания письменных работ; умением осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. операциональный
Опыт классификации пунктуационных ошибок в письменных работах учащихся; опыт редакторской правки предложенных текстов. опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться грамотно составлять письменные тексты и обосновывать выбор орфограмм и пунктограмм в логически последовательной форме.

Задачи

  1. научиться осуществлять правильную постановку знаков препинания в простом осложнённом предложении на основе применения синтаксического анализа.
  2. научиться осуществлять правильную постановку знаков препинания на основе применения синтаксического анализа сложного предложения.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28.4 ч. (39.44%)
Контроль самостоятельной работы 3.4 ч.
Самостоятельная работа студента 43.7 ч. (60.69%)
Процент выполнения нагрузки 100.14%
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 3.16 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Пунктуация в простом и осложнённом предложении Научиться правильно расставлять знаки препинания в простом предложении, обосновывая свой выбор в логически последовательной форме. Знание правил пунктуации простого предложения. Умение осуществлять синтаксический анализ простого и простого осложнённого предложения. Владение терминологическим минимумом дисциплины. Умение применять в ходе рассуждений метод сравнения, классификации, обобщения. Умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль при составлении письменных текстов.
  • Простое предложение (1)
  • Пунктуация в предложениях с однородными членами(2)
  • Пунктуация в предложениях с обособленными членами (3)
  • Пунктуация при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения (4)
  • Пунктуация при словах, грамматически не связанных с членами предложения (5)
Пунктуация в сложном предложении научиться осуществлять правильную постановку знаков препинания на основе применения синтаксического анализа сложного предложения. Знание всех типов сложного предложения СРЛЯ. Умение применять правила орфографии и пунктуации, используя разные виды лингвистического анализа. Знание параметров разработки схем сложного предложения, сравнителльных таблиц и алгоритмов. Умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в рамках изучения модуля.
  • Пунктуация в сложносочинённом предложении (1)
  • Пунктуация в сложноподчинённом предложении (2)
  • Пунктуация в бессоюзном предложении (3)
  • Пунктуация в предложениях с разными видами связи (4)

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Пунктуация в простом предложении. Практическая работа 2.0 1
2 Пунктуация при однородных членах предложения Практическая работа 2.0 2
3 Пунктуация при однородных членах предложения Практическая работа 2.0 2
4 Пунктуация при обособленных определениях Практическая работа 2.0 3
5 Пунктуация при обособленных определениях Индивидуальная работа 2.0 3
6 Пунктуация при обособленных определениях Другое 2.0 4
7 Пунктуация при обособленных обстоятельствах и дополнениях Практическая работа 2.0 5
8 Пунктуация при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения Практическая работа 2.0 5
9 Пунктуация при вводных и вставных конструкциях. Обращение Практическая работа 3.0 6
10 Пунктуация при вводных и вставных конструкциях. Обращение Индивидуальная работа 1.0 6
11 Контрольный диктант с грамматическим заданием Контрольная работа (< 1 часа) 0.4 7
12 Контрольный диктант с грамматическим заданием Индивидуальная работа 2.0 7
13 Пунктуация в сложносочинённом предложении Практическая работа 2.0 8
14 Пунктуация в сложноподчинённом предложении Практическая работа 4.0 8
15 Пунктуация в сложноподчинённом предложении Индивидуальная работа 2.0 8
16 Пунктуация в бессоюзном сложном предложении Практическая работа 2.0 9
17 Пунктуация в предложениях с разными видами связи. Практическая работа 2.0 9
18 Контрольный диктант с грамматическим заданием Другое 1.0 9
19 Контрольный диктант с грамматическим заданием Индивидуальная работа 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Пунктуация в простом предложении. Практическая работа Знание условий постановки тире в простом предложении. Умение выделять грамматическую основу предложения и второстепенные члены. Умение обосновывать правильность выбранного знака. Применение
2 Пунктуация при однородных членах предложения Практическая работа Умение осуществлять правильную расстановку знаков препинания при однородных членах. Применение
3 Пунктуация при однородных членах предложения Практическая работа Умение осуществлять правильную расстановку знаков препинания при однородных членах. Применение
4 Пунктуация при обособленных определениях Практическая работа Знание условий обособления второстепенных членов предложения и умение осуществлять правильную постановку знаков препинания. Умение обосновывать выбор знаков препинания при обособленных членах предложения. Применение
5 Пунктуация при обособленных определениях Индивидуальная работа Знание условий обособления второстепенных членов предложения и умение осуществлять правильную постановку знаков препинания. Умение обосновывать выбор знаков препинания при обособленных членах предложения. Применение
6 Пунктуация при обособленных определениях Другое Знание условий обособления второстепенных членов предложения и умение осуществлять правильную постановку знаков препинания. Умение обосновывать выбор знаков препинания при обособленных членах предложения. Применение
7 Пунктуация при обособленных обстоятельствах и дополнениях Практическая работа Знание условий обособления второстепенных членов предложения и умение осуществлять правильную постановку знаков препинания. Умение обосновывать выбор знаков препинания при обособленных членах предложения. Применение
8 Пунктуация при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения Практическая работа Умение выделять в предложенном тексте уточняющие члены предложения и осуществлять правильную постановку знаков препинания Применение
9 Пунктуация при вводных и вставных конструкциях. Обращение Практическая работа Знание условий обособления вводных слов и вставных конструкций, умение видеть их в предложенном тексте. Применение
10 Пунктуация при вводных и вставных конструкциях. Обращение Индивидуальная работа Знание условий обособления вводных слов и вставных конструкций, умение видеть их в предложенном тексте. Применение
11 Контрольный диктант с грамматическим заданием Контрольная работа (< 1 часа) Знание условий постановки тире в простом предложении. Умение выделять грамматическую основу предложения и второстепенные члены. Умение обосновывать правильность выбранного знака. Применение
Умение осуществлять правильную расстановку знаков препинания при однородных членах. Применение
Знание условий обособления второстепенных членов предложения и умение осуществлять правильную постановку знаков препинания. Умение обосновывать выбор знаков препинания при обособленных членах предложения. Применение
Умение выделять в предложенном тексте уточняющие члены предложения и осуществлять правильную постановку знаков препинания Применение
Знание условий обособления вводных слов и вставных конструкций, умение видеть их в предложенном тексте. Применение
12 Контрольный диктант с грамматическим заданием Индивидуальная работа Знание условий постановки тире в простом предложении. Умение выделять грамматическую основу предложения и второстепенные члены. Умение обосновывать правильность выбранного знака. Применение
Умение осуществлять правильную расстановку знаков препинания при однородных членах. Применение
Знание условий обособления второстепенных членов предложения и умение осуществлять правильную постановку знаков препинания. Умение обосновывать выбор знаков препинания при обособленных членах предложения. Применение
Умение выделять в предложенном тексте уточняющие члены предложения и осуществлять правильную постановку знаков препинания Применение
Знание условий обособления вводных слов и вставных конструкций, умение видеть их в предложенном тексте. Применение
13 Пунктуация в сложносочинённом предложении Практическая работа Знание типов сложносочинённого предложения, условий постановкит знаков препинания в них. Применение
14 Пунктуация в сложноподчинённом предложении Практическая работа Знание типов СПП. Умение осуществлять полный синтаксический анализ предложения. Умение классифицировать сложные предложения и давать их сущностную характеристику. Применение
15 Пунктуация в сложноподчинённом предложении Индивидуальная работа Знание типов СПП. Умение осуществлять полный синтаксический анализ предложения. Умение классифицировать сложные предложения и давать их сущностную характеристику. Применение
16 Пунктуация в бессоюзном сложном предложении Практическая работа Знание условий постановки знаков препинания в БСП. Применение
17 Пунктуация в предложениях с разными видами связи. Практическая работа Умение видеть в тексте предложения с разными видами связи и осуществлять синтаксический анализ предложенного предложения. Выделять характерные черты и особенности разных типов предложения (сравнительная таблица). Применение
18 Контрольный диктант с грамматическим заданием Другое Знание типов сложносочинённого предложения, условий постановкит знаков препинания в них. Применение
Знание условий постановки знаков препинания в БСП. Применение
Умение видеть в тексте предложения с разными видами связи и осуществлять синтаксический анализ предложенного предложения. Выделять характерные черты и особенности разных типов предложения (сравнительная таблица). Применение
19 Контрольный диктант с грамматическим заданием Индивидуальная работа Знание типов сложносочинённого предложения, условий постановкит знаков препинания в них. Применение
Знание условий постановки знаков препинания в БСП. Применение
Умение видеть в тексте предложения с разными видами связи и осуществлять синтаксический анализ предложенного предложения. Выделять характерные черты и особенности разных типов предложения (сравнительная таблица). Применение

Литература

Основная

  1. Практикум по русскому языку и культуре речи [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.А. Пугачёв; М.Б. Будильцева; И.Ю. Варламова; Н.Ю. Царёва. - Изд. 7-е. - Москва : Российский университет дружбы народов, 2013. - 160 с.-Доступ с сайта электронной библиотечной системы "Университетская библиотека онлайн".-Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226491.-Загл. с экрана.
  2. Розенталь Д.И., Голуб И.Б. Русский язык: Орфография и пунктуация. - М.: Айрис, 2012
  3. Русский язык: сборник упражнений: учебное пособие для студентов вузов / Т.М. Воителева. - М.: Издательский центр "Академия", 2015. - 224 с.

Дополнительная

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык: Справочные материалы. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Большой орфографический словарь русского языка [Электронный ресурс]/ — М.: Мир и Образование, Оникс, 2010.— 1152 c.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14567.html.-Загл. с экрана
  3. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2010.
  4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : ок. 100000 слов, терминов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - М. : Мир и Образование, [2014]. - 1375, [1] с.

Цифровые ресурсы

  1. Институт русского языка им. Виноградова В.В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ruslang.ru
  2. Информационно-справочный портал «Русский язык». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gramota.ru
  3. Культура письменной речи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. gramma. ru
  4. Центр развития русского языка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ruscentr.ru

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. В1.В.ДВ.36 Практикум по пунктуации [Электронный ресурс]: 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность: Русский язык и литература / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Т. А. Ермаковская. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.