бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Feb. 6, 2017 утверждено Feb. 12, 2017
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 6, 2017
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Feb. 6, 2017

Б1.Б.9 Специальная психология, 6 семестр

Б-4111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК – 9) знание видов источников информации. знаниевый
понимание значимость сбора, анализа и систематизации информации. ориентировочный
умение осуществлять выбор, анализ и систематизацию информации в сфере профессиональной деятельности педагога-дефектолога. операциональный
умение оценивать результаты собственной деятельности по сбору информации. операциональный
Способность к анализу результатов медико-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК – 6) знание диагностические и прогностические показатели психофизического развития лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; знаниевый
знание морфофункциональные особенности организма в норме и у лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы; знаниевый
знание различные клинико-психолого-педагогические и медицинские классификации нарушений в развитии. знаниевый
понимание роль клинико-психолого-педагогических классификаций расстройств эмоцинально-волевой сферы и поведения в развитии и осуществлении дифференциальной диагностики; ориентировочный
умение выделять существенные признаки развития организма в онтогенезе и дизонтогенезе; ориентировочный
умение анализировать морфофункциональные особенности организма в норме и у лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; операциональный
умение осуществлять выбор, анализ и систематизацию информации в сфере профессиональной деятельности педагога-дефектолога. операциональный
умение осуществлять дифференциальную диагностику расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения; операциональный
Способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК – 5) знание методов проведения специальных психолого-педагогических исследований лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения для выбора индивидуальной образовательной траектории; знаниевый
знание особенностей детей дошкольного возраста с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; знаниевый
понимание специфики проведения психолого-педагогического обследования лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; ориентировочный
понимание специфики проведения психолого-педагогического обследования лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умений анализировать и учитывать особенности развития детей дошкольного возраста с расстройствами эмоционально-волевой сферы при решении профессиональных задач в условиях специальных (коррекционных) образовательных организаций

Задачи

  1. Формировать научные знания об особенностях развития, диагностики, профилактики и коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста и умения решать профессиональные задачи с учетом особенностей развития детей дошкольного возраста с РЭВС

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 22.0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 65.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 3.14 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Психология детей с нарушениями поведения Сформировать у студентов научные знания об изучении, профилактике и коррекции отклонений в развитии детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. знать: основной понятийно-терминологический аппарат раздела; особенности детей дошкольного возраста с нарушениями поведения; методы проведения специальных психолого-педагогических исследования детей с нарушениями поведения; методы проведения специальных психолого-педагогических исследований лиц с нарушениями поведения для выбора индивидуальной образовательной траектории; диагностические и прогностические показатели психофизического развития лиц с нарушениями поведения; различные клинико-психолого-педагогические и медицинские классификации нарушений поведения. уметь: грамотно и адекватно оперировать основными терминами и понятиями дисциплины; понимать специфику проведения психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями поведения; понимать роль клинико-психолого-педагогических классификаций нарушенного поведения в развитии и осуществлении дифференциальной диагностики; понимать значимость сбора, анализа и систематизации информации. владеть: умением организации и осуществления психолого-педагогического обследования детей с нарушениями поведения; умением осуществлять дифференциальную диагностику нарушений поведения; умением осуществления выбора, анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности педагога-дефектолога.
  • Дидактическая единица (1) Нарушения поведения в детском возрасте как психолого-педагогическая и социальная проблема
  • Дидактическая единица (2) Классификации нарушенного поведения и его коррекция
  • Дидактическая единица (3) Реактивные состояния и конфликтные переживания в детском возрасте
  • Дидактическая единица (4) Посттравматические стрессовые расстройства в детском возрасте
  • Дидактическая единица (5) Неврозы в детском возрасте
  • Дидактическая единица (6) Акцентуации характера
  • Дидактическая единица (7) Патологические реакции. Патологическое формирование личности.
  • Дидактическая единица (8) Дисгармоничный вид психического дизонтогенеза
  • Дидактическая единица (9) Агрессивное поведение
  • Дидактическая единица (10) Депрессия у детей
  • Дидактическая единица (11) Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
  • Дидактическая единица (12) Детская тревожность
  • Дидактическая единица (13) Страхи

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Нарушения поведения в детском возрасте как психолого-педагогическая и социальная проблема Лекция 2.0 1
2 Нарушения поведения в детском возрасте как психолого-педагогическая и социальная проблема Самостоятельное изучение 2.0 1
3 Классификации нарушенного поведения и его коррекция Лекция 2.0 1
4 Классификации нарушенного поведения и его коррекция Практическая работа 2.0 1
5 Классификации нарушенного поведения и его коррекция Индивидуальная работа 2.0 1
6 Реактивные состояния и конфликтные переживания в детском возрасте Лекция 2.0 1
7 Реактивные состояния и конфликтные переживания в детском возрасте Другое 2.0 1
8 Реактивные состояния и конфликтные переживания в детском возрасте Индивидуальная работа 1.0 1
9 Посттравматические стрессовые расстройства в детском возрасте Лекция 2.0 1
10 Посттравматические стрессовые расстройства в детском возрасте Практическая работа 2.0 1
11 Посттравматические стрессовые расстройства в детском возрасте Индивидуальная работа 2.0 1
12 Неврозы в детском возрасте Практическая работа 2.0 1
13 Неврозы в детском возрасте Вариативное задание 2.0 1
14 Неврозы в детском возрасте Коллоквиум 1.0 1
15 Патологические реакции. Патологическое формирование личности. Лекция 2.0 1
16 Патологические реакции. Патологическое формирование личности. Самостоятельное изучение 2.0 1
17 Патологические реакции. Патологическое формирование личности. Вариативное задание 2.0 1
18 Дисгармоничный вид психического дизонтогенеза Практическая работа 2.0 1
19 Дисгармоничный вид психического дизонтогенеза Индивидуальная работа 1.0 1
20 Акцентуации характера Практическая работа 4.0 1
21 Акцентуации характера Самостоятельное изучение 2.0 1
22 Агрессивное поведение в дошкольном возрасте Лекция 2.0 1
23 Агрессивное поведение в дошкольном возрасте Практическая работа 4.0 1
24 Агрессивное поведение в дошкольном возрасте Вариативное задание 2.0 1
25 Агрессивное поведение в дошкольном возрасте Индивидуальная работа 2.0 1
26 Депрессии в детском возрасте Лекция 2.0 1
27 Депрессии в детском возрасте Вариативное задание 2.0 1
28 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью Лекция 2.0 1
29 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью Практическая работа 4.0 1
30 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью Индивидуальная работа 2.0 1
31 Детская тревожность Самостоятельное изучение 2.0 1
32 Детская тревожность Конференция 1.0 1
33 Страхи у детей дошкольного возраста Практическая работа 2.0 1
34 Страхи у детей дошкольного возраста Реферат 2.0 1
35 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Нарушения поведения в детском возрасте как психолого-педагогическая и социальная проблема Лекция характеризует особенности различных нарушений поведения у детей Воспроизведение
2 Нарушения поведения в детском возрасте как психолого-педагогическая и социальная проблема Самостоятельное изучение анализирует проявления нарушений поведения у детей дошкольного возраста на основе представленных характеристик Применение
3 Классификации нарушенного поведения и его коррекция Лекция описать классификации нарушений поведения в детском возрасте Воспроизведение
4 Классификации нарушенного поведения и его коррекция Практическая работа описать классификации нарушений поведения в детском возрасте Воспроизведение
сравнить имеющиеся классификации нарушений поведения Применение
5 Классификации нарушенного поведения и его коррекция Индивидуальная работа описать классификации нарушений поведения в детском возрасте Воспроизведение
сравнить имеющиеся классификации нарушений поведения Применение
6 Реактивные состояния и конфликтные переживания в детском возрасте Лекция объснить сущность понятия "реактивное состояние" Воспроизведение
описать проявления реактивных состояний у детей Воспроизведение
характеризовать понятие "конфликтное переживание" Воспроизведение
описать проявления конфликтных переживаний у детей Воспроизведение
7 Реактивные состояния и конфликтные переживания в детском возрасте Другое описать проявления реактивных состояний у детей Воспроизведение
привести примеры проявлений реактивных состояний у детей Применение
описать проявления конфликтных переживаний у детей Воспроизведение
анализировать проявления конфликтных переживаний в детском возрасте на основе представленных характеристик Применение
8 Реактивные состояния и конфликтные переживания в детском возрасте Индивидуальная работа объснить сущность понятия "реактивное состояние" Воспроизведение
описать проявления реактивных состояний у детей Воспроизведение
привести примеры проявлений реактивных состояний у детей Применение
характеризовать понятие "конфликтное переживание" Воспроизведение
описать проявления конфликтных переживаний у детей Воспроизведение
анализировать проявления конфликтных переживаний в детском возрасте на основе представленных характеристик Применение
9 Посттравматические стрессовые расстройства в детском возрасте Лекция характеризует понятие "посттравматическое стрессовое расстройство" Воспроизведение
описать этиологию ПТСР Воспроизведение
описать основные проявления ПТСР в детском возрасте Воспроизведение
10 Посттравматические стрессовые расстройства в детском возрасте Практическая работа описать этиологию ПТСР Воспроизведение
описать основные проявления ПТСР в детском возрасте Воспроизведение
характеризует особенности применения методов коррекции ПТСР в детском возрасте Применение
11 Посттравматические стрессовые расстройства в детском возрасте Индивидуальная работа описать основные проявления ПТСР в детском возрасте Воспроизведение
характеризует особенности применения методов коррекции ПТСР в детском возрасте Применение
12 Неврозы в детском возрасте Практическая работа описать этиологию невроза Воспроизведение
описать алгоритм развития невроза Воспроизведение
охарактеризовать виды неврозов Воспроизведение
представить сравнительную характеристику видов неврозов Применение
13 Неврозы в детском возрасте Вариативное задание описать алгоритм развития невроза Воспроизведение
охарактеризовать виды неврозов Воспроизведение
представить сравнительную характеристику видов неврозов Применение
14 Неврозы в детском возрасте Коллоквиум объяснить суть основных понятий: "невроз","психогения", "психическая травма" Воспроизведение
описать этиологию невроза Воспроизведение
описать алгоритм развития невроза Воспроизведение
охарактеризовать виды неврозов Воспроизведение
15 Патологические реакции. Патологическое формирование личности. Лекция сравнить понятия "патологические реакции", "патологическое формирование личености" Воспроизведение
описать причины патохарактерологических рекций в дошкольном и школьном возрасте Воспроизведение
описать критерии патохарактерологических реакций у детей Воспроизведение
16 Патологические реакции. Патологическое формирование личности. Самостоятельное изучение описать причины патохарактерологических рекций в дошкольном и школьном возрасте Воспроизведение
описать критерии патохарактерологических реакций у детей Воспроизведение
проиллюстрировать варианты патологического формирования личности на основе предложенных характеристик Применение
17 Патологические реакции. Патологическое формирование личности. Вариативное задание проиллюстрировать варианты патологического формирования личности на основе предложенных характеристик Применение
18 Дисгармоничный вид психического дизонтогенеза Практическая работа характеризовать понятие "психопатия" Воспроизведение
описать этиологию психопатий Воспроизведение
объяснить критерии психопатий Воспроизведение
описать виды психопатий Воспроизведение
сравнить варианты психопатий Воспроизведение
привести варианты методик, диагностирующих психопатии Применение
описать основные формы и методы психологической помощи при психопатиях Воспроизведение
19 Дисгармоничный вид психического дизонтогенеза Индивидуальная работа сравнить варианты психопатий Воспроизведение
привести варианты методик, диагностирующих психопатии Применение
описать основные формы и методы психологической помощи при психопатиях Воспроизведение
20 Акцентуации характера Практическая работа проиллюстрировать методы диагностики акцентуаций характера Применение
определить акцентуацию характера (ситуационная задача) Применение
21 Акцентуации характера Самостоятельное изучение сравнить классификации акцентуаций характера Воспроизведение
проиллюстрировать методы диагностики акцентуаций характера Применение
определить акцентуацию характера (ситуационная задача) Применение
22 Агрессивное поведение в дошкольном возрасте Лекция провести анализ понятий "агрессия" и "агрессивность" Применение
описать причины агрессивности Воспроизведение
описать характерологические особености агрессивных детей Воспроизведение
23 Агрессивное поведение в дошкольном возрасте Практическая работа описать характерологические особености агрессивных детей Воспроизведение
описать содержание коррекции агрессивного поведения у детей Применение
24 Агрессивное поведение в дошкольном возрасте Вариативное задание привести примеры игр и упражнений направленных на коррекцию агрессивного поведения у детей дошкольного возраста Узнавание
25 Агрессивное поведение в дошкольном возрасте Индивидуальная работа провести анализ понятий "агрессия" и "агрессивность" Применение
описать причины агрессивности Воспроизведение
проанализировать диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного возраста Применение
описать характерологические особености агрессивных детей Воспроизведение
описать содержание коррекции агрессивного поведения у детей Применение
привести примеры игр и упражнений направленных на коррекцию агрессивного поведения у детей дошкольного возраста Узнавание
26 Депрессии в детском возрасте Лекция описать проявления детской депрессии Воспроизведение
описать основные типы депрессии у детей Применение
27 Депрессии в детском возрасте Вариативное задание смоделировать ситуацию диагностики детской депрессии Творчество
объяснить принципы профилактики детской депрессии Воспроизведение
28 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью Лекция дать определение понятию "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ) Узнавание
описать факторы риска для формирования СДВГ Воспроизведение
29 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью Практическая работа описать факторы риска для формирования СДВГ Воспроизведение
описать содержание психологической и неврологической диагностики СДВГ у детей Воспроизведение
оценить значимость психологической и неврологической диагностики СДВГ у детей Применение
описать методы коррекции СДВГ Воспроизведение
дать общую оценку методов коррекции СДВГ Творчество
30 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью Индивидуальная работа описать факторы риска для формирования СДВГ Воспроизведение
описать содержание психологической и неврологической диагностики СДВГ у детей Воспроизведение
оценить значимость психологической и неврологической диагностики СДВГ у детей Применение
описать методы коррекции СДВГ Воспроизведение
дать общую оценку методов коррекции СДВГ Творчество
31 Детская тревожность Самостоятельное изучение охарактеризовать причины страхов Воспроизведение
описать виды страхов дошкольников Воспроизведение
смоделировать ситуацию диагностики страхов у дошкольника Применение
32 Детская тревожность Конференция описать содержание коррекционных мероприятий направленных на преодоление страхов у детей дошкольного возраста Узнавание
привести примеры игр и упражнений направленных на преодоление страхов у детей дошкольного возраста Творчество
33 Страхи у детей дошкольного возраста Практическая работа охарактеризовать причины страхов Воспроизведение
описать виды страхов дошкольников Воспроизведение
смоделировать ситуацию диагностики страхов у дошкольника Применение
34 Страхи у детей дошкольного возраста Реферат привести примеры игр и упражнений направленных на преодоление страхов у детей дошкольного возраста Творчество
35 Рубежный контроль Контрольная работа описать классификации нарушений поведения в детском возрасте Воспроизведение
сравнить имеющиеся классификации нарушений поведения Применение
описать проявления реактивных состояний у детей Воспроизведение
привести примеры проявлений реактивных состояний у детей Применение
описать проявления конфликтных переживаний у детей Воспроизведение
анализировать проявления конфликтных переживаний в детском возрасте на основе представленных характеристик Применение
описать этиологию ПТСР Воспроизведение
описать основные проявления ПТСР в детском возрасте Воспроизведение
характеризует особенности применения методов коррекции ПТСР в детском возрасте Применение
описать этиологию невроза Воспроизведение
описать алгоритм развития невроза Воспроизведение
охарактеризовать виды неврозов Воспроизведение
анализировать причины акцентуаций характера Применение
описать классификации акцентуаций характера (А.Е. Личко, К. Леонгард) Воспроизведение
сравнить классификации акцентуаций характера Воспроизведение
описать причины патохарактерологических рекций в дошкольном и школьном возрасте Воспроизведение
описать критерии патохарактерологических реакций у детей Воспроизведение
проиллюстрировать варианты патологического формирования личности на основе предложенных характеристик Применение
описать этиологию психопатий Воспроизведение
объяснить критерии психопатий Воспроизведение
описать виды психопатий Воспроизведение
привести варианты методик, диагностирующих психопатии Применение
описать основные формы и методы психологической помощи при психопатиях Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Думов, А. С. Педагогика девиантного поведения : учеб. пособие / А. С. Думов, С. Б. Думов, И. А. Столярчук ; ФГБОУ ВПО "Волгогр. гос. социально-пед. ун-т", Фак. психологии и соц. работы. - Волгоград : Учитель, [2015]. - 179, [1] с. - (Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС) (Планирование воспитательной работы). - ISBN 978-5-7057-4173-1 : 183-50.
  2. Поливара, З. В. Введение в специальную психологию : учеб. пособие для бакалавров направления "Психология" / З. В. Поливара. - 3-е изд., стер. - М. : Флинта [и др.], 2016. - 268, [3] с. - ISBN 978-5-9765-1666-3 : 253-00.
  3. Слепович, Е.С. Специальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.С. Слепович [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - Минск: Вышэйшая школа, 2012. - 511 c. Доступ с сайта электронно-библиотечной системы IPRbooks.-Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20280.html. - Загл. с экрана
  4. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям : [в 2 т.]. Т. 1 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 427, [2] с. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-7286-3 : 749-41.
  5. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям : [в 2 т.]. Т. 2 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 273, [2] с. : ил. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-7288-7 : 502-69.

Дополнительная

  1. Галигузова, Л. Как проявляется застенчивость / Л. Галигузова // Практическая психология и логопедия. - № 4 (33).- 2008. - С. 28-35.
  2. Грибанов, А.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / А.В. Грибанов, Т.В. Волокитина, Е.А. Гусева, Д.Н. Подоплекин. - М.: Академический Проект, 2004. - 176 с.
  3. Заостровцева, М.Н.Агрессивность дошкольников: коррекция поведения. / М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 112 с.
  4. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей : [науч.-практ. пособие] / А. И. Захаров. - СПб. : Союз, 2000. - 448 с. - (Психология ребёнка).
  5. Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А. И. Захаров. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с. - (Мир психологии).
  6. Захарова, И.Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ И.Ю. Захарова, Е.В. Моржина. - Электрон. текстовые данные. - М.: Теревинф, 2012. - 80 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». -Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12770.html. - Загл. с экрана.
  7. Колесникова, Г.И. Девиантное поведение : учеб. пособие для студентов вузов / Г.И. Колесникова, Е.А. Байер, М.В. Харагезян. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 218, [1] с. - (Высшее образование). - Гриф МО.
  8. Нарушения поведения и развития у детей [Электронный ресурс]: книга для хороших родителей и специалистов/ О.В. Защиринская [и др.].- Электрон. текстовые данные.- СПб.: КАРО, 2011.- 176 c.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19451. - Загл. с экрана.
  9. Нарушения психического развития в детском возрасте: [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.С. Быкова, И.В. Краснощекова. – Электрон. текстовые дан.. – ГБОУ ВПО ОрГМА Минздрава РФ. – 162 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21830.html. - Загл. с экрана.
  10. Неретина, Т.Г. Приемы коррекции поведения детей с различными эмоционально-волевыми нарушениями / Т.Г. Неретина // Начальная школа плюс До и После. - № 10. - 2005. - С. 42-46.
  11. Тарабрина, Н.В. Психология посттравматического стресса. Теория и практика. [Электронный ресурс]: монография / Н.В. Тарабрина. - Электрон. текстовые дан. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН». – 2009. – 304 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=87071. - Загл. с экрана.
  12. Фурманов, И.А. Психология депривированного ребенка : пособие для психологов и педагогов /И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 319 с.
  13. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. - М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 351.
  14. Юсупова, Р.Я. Психологическая помощь детям с ПТСР [Электронный ресурс] /Р.Я. Юсупова. – Электрон. текстовые дан. // Известия Чеченского государственного педагогического института. – 2009. - № 2. – С. 84-87. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Научная электронная библиотека elibrary». – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=19129296. - Загл. с экрана.

Цифровые ресурсы

  1. Зайдуллина, Г.Г. Причины отклоняющегося поведения детей дошкольнго возраста / Г.Г. Зайдуллина // Вестник Нижневартовского государственного университета. - Выпуск 4. - 2013. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-otklonyayuschegosya-povedeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta
  2. Психологическая помощь в специальном образовании [Электронный ресурс]/ И.Ю. Левченко, Т.Н. Волковская, Г.А. Ковалева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Znanium.com. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=515964–Загл. с экрана

Источники

  1. http://www.invalid-detstva.ru/index.php - Особый ребенок
  2. www.vidod.edu.ru - федеральный портал "Дополнительное образование детей" Федеральные и межведомственные программы, Нормативно-правовое и научно-методическое
  3. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо Министерства образования Российской Федерации /901-6) [Электронный ресурс] : Нормативно-правовые документы. - Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/548/58091.php
  4. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 N 30242) http://www.consultant.ru/search/?q=%D0%9F%D0%9C%D0%9F%D0%9A © КонсультантПлюс, 1992-2015

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.Б.9. Специальная психология [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут.гос.пед.ун-т"; сост. А.А.Боброва - электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. - Режим доступа: //els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.