бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Feb. 6, 2017 утверждено Feb. 12, 2017
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 6, 2017
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Feb. 6, 2017

Б1.В.ОД.2.1 Специальная педагогика, 2 семестр

Б-6112, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения осуществления коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2) знание сущности, закономерностей, принципов и направлений коррекционно-педагогической деятельности в ее историческом развитии знаниевый
владение алгоритмом осуществления различных направлений коррекционно-педагогической деятельности с учетом сущности, закономерностей, принципов и направлений ее развития в историческом ракурсе ориентировочный
умение реализовывать различные направления коррекционно-педагогической деятельности с учетом сущности, закономерностей, принципов и направлений ее развития в историческом ракурсе операциональный
Способность к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности (ПК-8) знание современных исследований отечественных и зарубежных ученых в области специального образования знаниевый
знание теории и истории специальной педагогики, этапов становления специального образования знаниевый
владение способами анализа научной информации с целью исследования ориентировочный
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации операциональный
умение изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных ученых в области истории специальной педагогики операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умения анализировать и оценивать накопленный исторический опыт в образовании лиц с ОВЗ и учитывать его при проектировании современного образовательного процесса.

Задачи

  1. Формировать умения анализировать и оценивать накопленный исторический опыт в образовании лиц с ОВЗ на основе знаний истории становления и развития специального образования в России и за рубежом.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 17.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 11.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.5 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.0 ч. из 9.0 ч.
Часов в неделю 2.75 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. История специальной педагогики Формировать знания об истории становления и развития отечественной и зарубежной специальной педагогики как отрасли научно-педагогического знания Умение анализировать ход развития научной мысли в специальной педагогике на основе знаний о современной истории науки и становлении специального образования людей с ограниченными возможностями здоровья. Знание этапов развития научного знания в специальной педагогике в связи с формированием отдельных ее отраслей; важнейших научных идей, концепций, теорий, оказавших определяющее влияние на развитие специальной педагогики и ее отраслей
  • Теоретико - методологические основания истории специальной педагогики.
  • Представления о человеке с нарушениями развития в античном мире и Раннем Средневековье.
  • Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальной жизни и науке Средневековья (6-16 вв.). Западная Европа. Восточные цивилизации.
  • Становление специальной педагогики в эпоху новой интеллектуальной революции и классической науки Нового времени (17-18вв.).
  • Развитие специальной педагогики в эпоху неклассической науки (19 в. и первая половина 20 в.).
  • Специальная педагогика в эпоху становления постклассической науки (вторая половина 20 в.).

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теоретико- методологические основания истории специальной педагогики Лекция 2.0 1
2 Представление о человеке с ограниченными возможностями в ритуальном обществе Семинар 2.0 1
3 Представление о человеке с ограниченными возможностями в ритуальном обществе Индивидуальная работа 2.0 1
4 Представления о человеке с нарушениями в развитии в Античном мире и Раннем Средневековье Лекция 2.0 1
5 Представления о человеке с нарушениями в развитии в Античном мире и Раннем Средневековье Семинар 2.0 1
6 Представления о человеке с нарушениями в развитии в Античном мире и Раннем Средневековье Индивидуальная работа 2.0 1
7 Представления о человеке с ограниченными возможностями здоровья в Античном мире Семинар 2.0 1
8 Представления о человеке с ограниченными возможностями здоровья в Античном мире Вариативное задание 2.0 1
9 Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальной жизни и науке Средневековья ( 6-16 вв) западная Европа , восточные цивилизации Лекция 2.0 1
10 Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальной жизни и науке Средневековья ( 6-16 вв) западная Европа , восточные цивилизации Семинар 2.0 1
11 Представление о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в Раннем Средневековье Лекция 2.0 1
12 Представление о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в Раннем Средневековье Семинар 1.0 1
13 Представление о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в Раннем Средневековье Индивидуальная работа 2.0 1
14 Древнерусское государство Лекция 2.0 1
15 Древнерусское государство Семинар 2.0 1
16 Древнерусское государство Индивидуальная работа 2.0 1
17 Зарождение педагогических идей и практики воспитания детей с нарушениями развития (эпоха Возрождения) Конференция 2.0 1
18 Зарождение педагогических идей и практики воспитания детей с нарушениями развития (эпоха Возрождения) Самостоятельное изучение 2.0 1
19 Становление специальной педагогики в эпоху в торой интеллектуальной революции и классической науки Нового времени ( 17-18 вв) Лекция 2.0 1
20 Становление специальной педагогики в эпоху в торой интеллектуальной революции и классической науки Нового времени ( 17-18 вв) Индивидуальная работа 1.0 1
21 Развитие науки Нового времени Коллоквиум 2.0 1
22 Развитие науки Нового времени Самостоятельное изучение 2.0 1
23 Становление специальной педагогики в эпоху неоклассической науки ( 19 в и первая половина 20 в) Семинар 2.0 1
24 Становление специальной педагогики в эпоху неоклассической науки ( 19 в и первая половина 20 в) Другое 1.0 1
25 Отечественная специальная педагогика в период развития неоклассической науки (конец 19 первая половина 20 века) Лекция 2.0 1
26 Отечественная специальная педагогика в период развития неоклассической науки (конец 19 первая половина 20 века) Самостоятельное изучение 2.0 1
27 Отечественная специальная педагогика в период развития неоклассической науки (конец 19 первая половина 20 века) Индивидуальная работа 2.0 1
28 Специальная педагогика и педагогическая мысль зарубежом конец 19 первая половина 20 века Самостоятельное изучение 2.0 1
29 Специальная педагогика и педагогическая мысль зарубежом конец 19 первая половина 20 века Контрольная работа 2.0 1
30 Специальная педагогика в эпоху становления постклассической науки вторая половина 20 века Семинар 2.0 1
31 Специальная педагогика в эпоху становления постклассической науки вторая половина 20 века Индивидуальная работа 2.0 1
32 Зарубежная специальная педагогика во второй половине 20 века Семинар 2.0 1
33 Зарубежная специальная педагогика во второй половине 20 века Самостоятельное изучение 2.0 1
34 Зарубежная специальная педагогика во второй половине 20 века Индивидуальная работа 1.0 1
35 Рубежный контроль специальная педагогика в СССР в период начала развития постклассической науки Лекция 2.0 1
36 Рубежный контроль специальная педагогика в СССР в период начала развития постклассической науки Коллоквиум 2.0 1
37 Рубежный контроль специальная педагогика в СССР в период начала развития постклассической науки Контрольная работа 2.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теоретико- методологические основания истории специальной педагогики Лекция перечислять ключевые закономерности развития специальной педагогики Узнавание
анализировать различные источники информации о мифологии и метафизическом познании Применение
2 Представление о человеке с ограниченными возможностями в ритуальном обществе Семинар демонстрировать пропаганду толерантного отношения к лицам с ОВЗ Применение
3 Представление о человеке с ограниченными возможностями в ритуальном обществе Индивидуальная работа объяснять методологические основы специальной педагогики Воспроизведение
демонстрировать пропаганду толерантного отношения к лицам с ОВЗ Применение
4 Представления о человеке с нарушениями в развитии в Античном мире и Раннем Средневековье Лекция объяснять методологические основы специальной педагогики Воспроизведение
5 Представления о человеке с нарушениями в развитии в Античном мире и Раннем Средневековье Семинар объяснять методологические основы специальной педагогики Воспроизведение
демонстрировать пропаганду толерантного отношения к лицам с ОВЗ Применение
6 Представления о человеке с нарушениями в развитии в Античном мире и Раннем Средневековье Индивидуальная работа объяснять методологические основы специальной педагогики Воспроизведение
7 Представления о человеке с ограниченными возможностями здоровья в Античном мире Семинар охарактеризовать общественное положение людей с нарушениями развития в античном мире, иметь представления о трудах мыслителей античного мира. Воспроизведение
Уметь на основе анализа литературных источников приводить конкретные исторические примеры, составлять схемы Применение
8 Представления о человеке с ограниченными возможностями здоровья в Античном мире Вариативное задание охарактеризовать общественное положение людей с нарушениями развития в античном мире, иметь представления о трудах мыслителей античного мира. Воспроизведение
Уметь на основе анализа литературных источников приводить конкретные исторические примеры, составлять схемы Применение
9 Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальной жизни и науке Средневековья ( 6-16 вв) западная Европа , восточные цивилизации Лекция охарактеризовать общественное положение людей с нарушениями развития в античном мире, иметь представления о трудах мыслителей античного мира. Воспроизведение
10 Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальной жизни и науке Средневековья ( 6-16 вв) западная Европа , восточные цивилизации Семинар охарактеризовать общественное положение людей с нарушениями развития в античном мире, иметь представления о трудах мыслителей античного мира. Воспроизведение
11 Представление о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в Раннем Средневековье Лекция Объяснить общественное положение людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в эпоху средневековья Воспроизведение
Уметь на основе анализа литературных источников приводить конкретные исторические примеры, составлять схемы Применение
12 Представление о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в Раннем Средневековье Семинар Уметь на основе анализа литературных источников приводить конкретные исторические примеры, составлять схемы Применение
13 Представление о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в Раннем Средневековье Индивидуальная работа Объяснить общественное положение людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в эпоху средневековья Воспроизведение
Уметь на основе анализа литературных источников приводить конкретные исторические примеры, составлять схемы Применение
14 Древнерусское государство Лекция описать особенности развития науки, культуры и образования в странах Западной Европы и период Раннего Средневековья, его влияние на положение людей с ОВЗ. Воспроизведение
15 Древнерусское государство Семинар описать особенности развития науки, культуры и образования в странах Западной Европы и период Раннего Средневековья, его влияние на положение людей с ОВЗ. Воспроизведение
анализировать имеющуюся научную литературу, характеризующую данный исторический период становления специальной педагогики Применение
16 Древнерусское государство Индивидуальная работа описать особенности развития науки, культуры и образования в странах Западной Европы и период Раннего Средневековья, его влияние на положение людей с ОВЗ. Воспроизведение
анализировать имеющуюся научную литературу, характеризующую данный исторический период становления специальной педагогики Применение
17 Зарождение педагогических идей и практики воспитания детей с нарушениями развития (эпоха Возрождения) Конференция описать особенности развития науки, культуры и образования в странах Западной Европы и период Раннего Средневековья, его влияние на положение людей с ОВЗ. Воспроизведение
анализировать имеющуюся научную литературу, характеризующую данный исторический период становления специальной педагогики Применение
18 Зарождение педагогических идей и практики воспитания детей с нарушениями развития (эпоха Возрождения) Самостоятельное изучение анализировать имеющуюся научную литературу, характеризующую данный исторический период становления специальной педагогики Применение
19 Становление специальной педагогики в эпоху в торой интеллектуальной революции и классической науки Нового времени ( 17-18 вв) Лекция описать особенности развития науки, культуры и образования в странах Западной Европы и период Раннего Средневековья, его влияние на положение людей с ОВЗ. Воспроизведение
Знать традиции православия и народной педагогики, особенности отношения древнерусского общества к людям, имеющих физические и психические недостатки. Узнавание
20 Становление специальной педагогики в эпоху в торой интеллектуальной революции и классической науки Нового времени ( 17-18 вв) Индивидуальная работа анализировать имеющуюся научную литературу, характеризующую данный исторический период становления специальной педагогики Применение
Знать традиции православия и народной педагогики, особенности отношения древнерусского общества к людям, имеющих физические и психические недостатки. Узнавание
21 Развитие науки Нового времени Коллоквиум Знать традиции православия и народной педагогики, особенности отношения древнерусского общества к людям, имеющих физические и психические недостатки. Узнавание
22 Развитие науки Нового времени Самостоятельное изучение Знать традиции православия и народной педагогики, особенности отношения древнерусского общества к людям, имеющих физические и психические недостатки. Узнавание
23 Становление специальной педагогики в эпоху неоклассической науки ( 19 в и первая половина 20 в) Семинар представить прогрессивные идеи, связанные с проблемами специального образования педагогов 19 века. Воспроизведение
дискутировать о принципиальных позициях неклассической науки за рубежом и в России в 19 в. Применение
24 Становление специальной педагогики в эпоху неоклассической науки ( 19 в и первая половина 20 в) Другое дискутировать о принципиальных позициях неклассической науки за рубежом и в России в 19 в. Применение
сравнивать ведущие идеи неклассической науки и их роль в развитии специальной педагогики; раскрывать особенности оригинальных педагогических систем М. Монтессори и Р. Штайнера. Воспроизведение
25 Отечественная специальная педагогика в период развития неоклассической науки (конец 19 первая половина 20 века) Лекция представить прогрессивные идеи, связанные с проблемами специального образования педагогов 19 века. Воспроизведение
26 Отечественная специальная педагогика в период развития неоклассической науки (конец 19 первая половина 20 века) Самостоятельное изучение дискутировать о принципиальных позициях неклассической науки за рубежом и в России в 19 в. Применение
Охарактеризовать состояние отечественной специальной педагогике в период развития неклассической науки; проанализировать концептуальные основания российской педологии и ее значение для развития дефектологии Применение
27 Отечественная специальная педагогика в период развития неоклассической науки (конец 19 первая половина 20 века) Индивидуальная работа дискутировать о принципиальных позициях неклассической науки за рубежом и в России в 19 в. Применение
сравнивать ведущие идеи неклассической науки и их роль в развитии специальной педагогики; раскрывать особенности оригинальных педагогических систем М. Монтессори и Р. Штайнера. Воспроизведение
28 Специальная педагогика и педагогическая мысль зарубежом конец 19 первая половина 20 века Самостоятельное изучение дискутировать о принципиальных позициях неклассической науки за рубежом и в России в 19 в. Применение
29 Специальная педагогика и педагогическая мысль зарубежом конец 19 первая половина 20 века Контрольная работа представить прогрессивные идеи, связанные с проблемами специального образования педагогов 19 века. Воспроизведение
30 Специальная педагогика в эпоху становления постклассической науки вторая половина 20 века Семинар анализировать перспективы развития отечественной специальной педагогики и практики обучения, воспитания детей с ОВЗ; систематизировать достижения отечественных и зарубежных ученых Применение
31 Специальная педагогика в эпоху становления постклассической науки вторая половина 20 века Индивидуальная работа анализировать перспективы развития отечественной специальной педагогики и практики обучения, воспитания детей с ОВЗ; систематизировать достижения отечественных и зарубежных ученых Применение
32 Зарубежная специальная педагогика во второй половине 20 века Семинар анализировать различные источники информации о мифологии и метафизическом познании Применение
Понимать причины возникновения и развития двух методических направлений в теории и практики индивидуального обучения глухих в странах Западной Европы. Узнавание
33 Зарубежная специальная педагогика во второй половине 20 века Самостоятельное изучение демонстрировать пропаганду толерантного отношения к лицам с ОВЗ Применение
Понимать причины возникновения и развития двух методических направлений в теории и практики индивидуального обучения глухих в странах Западной Европы. Узнавание
34 Зарубежная специальная педагогика во второй половине 20 века Индивидуальная работа Анализировать роль выдающихся мыслителей гуманистов, философов, педагогов в формировании новой прогрессивной педагогики на основе литературных источников Применение
35 Рубежный контроль специальная педагогика в СССР в период начала развития постклассической науки Лекция обсудить влияние на специальную педагогику исследований Леонтьева и Л.С.Выготского. Воспроизведение
36 Рубежный контроль специальная педагогика в СССР в период начала развития постклассической науки Коллоквиум обсудить влияние на специальную педагогику исследований Леонтьева и Л.С.Выготского. Воспроизведение
37 Рубежный контроль специальная педагогика в СССР в период начала развития постклассической науки Контрольная работа анализировать перспективы развития отечественной специальной педагогики и практики обучения, воспитания детей с ОВЗ; систематизировать достижения отечественных и зарубежных ученых Применение

Литература

Основная

  1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования : учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / А.Н. Джуринский. - 2-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 675, [1] c.
  2. Джуринский, А. Н. Сравнительная педагогика : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. и гуманитар. направлениям и специальностям / А. Н. Джуринский ; Моск. пед. гос. ун-т . - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 440, [1] с. - (Бакалавр и магистр). - Гриф МО. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-7039-5 : 769-97.
  3. История педагогики и образования : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / З.И. Васильева [и др.] ; под ред. З.И. Васильевой. - 6-е изд., перераб. - М. : Академия, 2011. - 428, [3] c.
  4. Попов, В.А. История педагогики и образования : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / В.А. Попов ; под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд. ; испр. - М. : Академия, 2012. - 200, [4] с.
  5. Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов : в 3 т. Т. 1 : История специальной педагогики / под ред. Н.М. Назаровой. - М. : Академия, 2007. - 351, [1] с.
  6. Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов : в 3 т. Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / под ред. Н.М. Назаровой. - М. : Академия, 2008. - 347, [2] с

Дополнительная

  1. Бухарова, Г.Д. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М. : Академия, 2009. - 335, [1] с.
  2. Назарова, Н. М. Сравнительная специальная педагогика : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Н. М. Назарова, Е. Н. Моргачёва, Т. В. Фуряева. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 334, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Специальное (дефектологическое) образование). - ISBN 978-5-7695-8755-9 : 583-00.
  3. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Электронный ресурс] : учеб. метод. комплекс / Т. Г. Неретина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Флинта: НОУ ВПО "МПСИ", 2014. - 376 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Znanium.com. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=406371. - Загл. с экрана
  4. Патопсихология: теория и практика : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / [И.Ю. Левченко и др.] ; под ред. И.Ю. Левченко. - 3-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Академия, 2013. - 222, [2] с.
  5. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли [Электронный ресурс]: учебник для вузов по специальностям "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика": доп. М-вом образования РФ / В. Г. Торосян. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 351 с. - (Учебник для вузов). - Библиогр. в конце гл.. - ISBN 5-305-00090-4.Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/55814/

Цифровые ресурсы

  1. Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика [Электронный ресурс]: сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции 2013 г. № 1 (1). - Воронеж: ВГЛТА, 2013. - 338 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы znanium.com.- Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=453492.- Загл. с экрана.
  2. Павлова Т. Л. История педагогики и образования [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Т. Л. Павлова ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск: НГПУ, 2010. - 4,01 МБ. Режим доступа: http://lib.nspu.ru/umk/39fb37fe144df179/

Источники

  1. hhttp://www.invalid-detstva.ru/index.php - Особый ребенок
  2. www.vidod.edu.ru – федеральный портал "Дополнительное образование детей" Федеральные и межведомственные программы, Нормативно-правовое и научно-методическое http://psyparents.ru/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1. В.ОД.2.1 Специальная педагогика [Электронный ресурс]: Б -6111 Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, экзамен / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун- т»; сост. А.А. Боброва. – Электрон. Дан.- Сургут: СурГПУ, 2017. Режим доступа: http: // els. surgu. ru /, ограничен: необходима авторизация.- Загл. с экрана.