бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-художественного образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 10, 2017 утверждение отклонено Feb. 10, 2017
Г.И. Белошапка заведующий кафедрой
согласовано Feb. 10, 2017
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Feb. 10, 2017

Б.3.14 История изобразительного искусства, 4 семестр

Б-5031, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Изобразительное искусство), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Ю.В. Бахлюстова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОК-14 Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям Знать историю сложения и развития больших художественных стилей и школ изобразительного искусства знаниевый
Уметь выделять социо-культурное значение эстетической актуальности произведений изобразительного искусства ориентировочный
ПК-12 Способен интерпретировать содержание и структуру объектов истории художественной культуры в профессиональной деятельности Владеть технологией построения ценностно-значимой структуры содержания произведений искусства в учебно-лекционных занятиях операциональный
Иметь опыт анализа структуры живописного произведения и интерпретации семантики его образа опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование системы знаний об исторических ценностях изобразительного искусства в их соотнесенности с общей эволюцией мировой художественной культуры

Задачи

  1. Уметь выявлять особенности стилей и направлений зарубежной художественной культуры
  2. Уметь анализировать изобразительное искусство в контексте эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности рассматриваемых художественных образов

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 45.0 ч.
Лекция 10.0 ч.
Семинар 20.0 ч.
Практическая работа 2.0 ч.
КСР 13.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 63.5 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.0 ч. из 6.5 ч.
Часов в неделю 5.0 ч. (5.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Виды искусства, стили, жанры, направления Формирование у студентов знаний о видах, стилях, направлениях и жанрах изобразительного искусства Знать и различать виды, стили, жанры изобразительного искусства
  • Дидактическая единица (1) Виды искусства, стили, жанры, направления
Модуль 2 Искусство Древнего мира Формирование у студентов способности анализа художественного наследия Древнего мира Знать характерные особенности изобразительных искусств, возникших в древности
  • Дидактическая единица (1) Искусство древнего мира
Модуль 3 Искусство Западной Европы Формирование у студентов способности анализа шедевров зарубежного искусства в контексте эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности рассматриваемых художественных образов Знать основные художественные стили и направления в изобразительном искусстве Западной Европы
  • Дидактическая единица (1) Искусство Западной Европы

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Виды искусства, стили, жанры, направления Лекция 2.0 1
2 Виды искусства, стили, жанры, направления Семинар 2.0 1
3 Искусство Древнего мира Семинар 2.0 2
4 Искусство Древнего мира Лекция 2.0 2
5 Искусство Западной Европы первой половины 19 века Лекция 2.0 2
6 Искусство Средневековья Конференция 2.0 3
7 Искусство Средневековья Семинар 2.0 3
8 Искусство эпохи Возрождения Лекция 2.0 5
9 Искусство эпохи Возрождения Индивидуальная работа 1.5 5
10 Искусство эпохи Возрождения Конференция 2.0 5
11 Искусство эпохи Возрождения Семинар 4.0 5
12 Искусство Западной Европы 17 века Семинар 4.0 6
13 Искусство Западной Европы 17 века Индивидуальная работа 1.0 6
14 Искусство Западной Европы 17 века Контрольная работа 2.0 6
15 Искусство Западной Европы 18 века Лекция 2.0 7
16 Искусство Западной Европы 18 века Индивидуальная работа 1.0 7
17 Искусство Западной Европы 18 века Конференция 2.0 7
18 Искусство Западной Европы 18 века Семинар 2.0 7
19 Искусство Западной Европы первой половины 19 века Коллоквиум 2.0 8
20 Искусство Западной Европы первой половины 19 века Семинар 2.0 8
21 Искусство Западной Европы первой половины 19 века Индивидуальная работа 1.0 8
22 Искусство Западной Европы второй половины 19 века Семинар 2.0 9
23 Искусство Западной Европы 20 века Практическая работа 2.0 9
24 Искусство Западной Европы второй половины 19 века Индивидуальная работа 1.5 9
25 Искусство Западной Европы 20 века Индивидуальная работа 1.0 9
26 Искусство Западной Европы второй половины 19 века Контрольная работа (< 1 часа) 1.0 9
27 Искусство Западной Европы 20 века Контрольная работа 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Виды искусства, стили, жанры, направления Лекция Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
2 Виды искусства, стили, жанры, направления Семинар Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
3 Искусство Древнего мира Семинар Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
Знать историю зарождения и развития изобразительного искусства в древности Узнавание
Понимать ценностное значение духовно-нравственного наследия мирового изобразительного искусства Воспроизведение
Выделить особенности изобразительного искусства наданном историческом этапе Применение
4 Искусство Древнего мира Лекция Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
Знать историю зарождения и развития изобразительного искусства в древности Узнавание
5 Искусство Западной Европы первой половины 19 века Лекция Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
Знать основные художественные стили и направления исторических эпох, сложившихся в Западной Европе Узнавание
6 Искусство Средневековья Конференция Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
Знать основные художественные стили и направления исторических эпох, сложившихся в Западной Европе Узнавание
Понимать ценностное значение духовно-нравственного наследия мирового изобразительного искусства Воспроизведение
Выделить особенности художественного стиля творчества художников данной исторической эпохи Применение
7 Искусство Средневековья Семинар Понимать ценностное значение духовно-нравственного наследия мирового изобразительного искусства Воспроизведение
Выделить особенности художественного стиля творчества художников данной исторической эпохи Применение
8 Искусство эпохи Возрождения Лекция Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
Знать основные художественные стили и направления исторических эпох, сложившихся в Западной Европе Узнавание
9 Искусство эпохи Возрождения Индивидуальная работа Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
Знать основные художественные стили и направления исторических эпох, сложившихся в Западной Европе Узнавание
Понимать ценностное значение духовно-нравственного наследия мирового изобразительного искусства Воспроизведение
Выделить особенности художественного стиля творчества художников данной исторической эпохи Применение
10 Искусство эпохи Возрождения Конференция Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
Знать основные художественные стили и направления исторических эпох, сложившихся в Западной Европе Узнавание
Понимать ценностное значение духовно-нравственного наследия мирового изобразительного искусства Воспроизведение
Выделить особенности художественного стиля творчества художников данной исторической эпохи Применение
11 Искусство эпохи Возрождения Семинар Понимать ценностное значение духовно-нравственного наследия мирового изобразительного искусства Воспроизведение
Выделить особенности художественного стиля творчества художников данной исторической эпохи Применение
12 Искусство Западной Европы 17 века Семинар Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
Знать основные художественные стили и направления исторических эпох, сложившихся в Западной Европе Узнавание
Понимать ценностное значение духовно-нравственного наследия мирового изобразительного искусства Воспроизведение
Выделить особенности художественного стиля творчества художников данной исторической эпохи Применение
13 Искусство Западной Европы 17 века Индивидуальная работа Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
Знать основные художественные стили и направления исторических эпох, сложившихся в Западной Европе Узнавание
Понимать ценностное значение духовно-нравственного наследия мирового изобразительного искусства Воспроизведение
Выделить особенности художественного стиля творчества художников данной исторической эпохи Применение
14 Искусство Западной Европы 17 века Контрольная работа Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
Знать основные художественные стили и направления исторических эпох, сложившихся в Западной Европе Узнавание
Понимать ценностное значение духовно-нравственного наследия мирового изобразительного искусства Воспроизведение
Выделить особенности художественного стиля творчества художников данной исторической эпохи Применение
15 Искусство Западной Европы 18 века Лекция Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
Знать основные художественные стили и направления исторических эпох, сложившихся в Западной Европе Узнавание
Понимать ценностное значение духовно-нравственного наследия мирового изобразительного искусства Воспроизведение
16 Искусство Западной Европы 18 века Индивидуальная работа Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
Знать основные художественные стили и направления исторических эпох, сложившихся в Западной Европе Узнавание
Понимать ценностное значение духовно-нравственного наследия мирового изобразительного искусства Воспроизведение
Выделить особенности художественного стиля творчества художников данной исторической эпохи Применение
17 Искусство Западной Европы 18 века Конференция Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
Знать основные художественные стили и направления исторических эпох, сложившихся в Западной Европе Узнавание
Понимать ценностное значение духовно-нравственного наследия мирового изобразительного искусства Воспроизведение
Выделить особенности художественного стиля творчества художников данной исторической эпохи Применение
18 Искусство Западной Европы 18 века Семинар Понимать ценностное значение духовно-нравственного наследия мирового изобразительного искусства Воспроизведение
Выделить особенности художественного стиля творчества художников данной исторической эпохи Применение
19 Искусство Западной Европы первой половины 19 века Коллоквиум Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
Знать основные художественные стили и направления исторических эпох, сложившихся в Западной Европе Узнавание
Понимать ценностное значение духовно-нравственного наследия мирового изобразительного искусства Воспроизведение
Выделить особенности художественного стиля творчества художников данной исторической эпохи Применение
20 Искусство Западной Европы первой половины 19 века Семинар Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
Знать основные художественные стили и направления исторических эпох, сложившихся в Западной Европе Узнавание
Понимать ценностное значение духовно-нравственного наследия мирового изобразительного искусства Воспроизведение
Выделить особенности художественного стиля творчества художников данной исторической эпохи Применение
21 Искусство Западной Европы первой половины 19 века Индивидуальная работа Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
Знать основные художественные стили и направления исторических эпох, сложившихся в Западной Европе Узнавание
Понимать ценностное значение духовно-нравственного наследия мирового изобразительного искусства Воспроизведение
Выделить особенности художественного стиля творчества художников данной исторической эпохи Применение
22 Искусство Западной Европы второй половины 19 века Семинар Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
Знать основные художественные стили и направления исторических эпох, сложившихся в Западной Европе Узнавание
Понимать ценностное значение духовно-нравственного наследия мирового изобразительного искусства Воспроизведение
Выделить особенности художественного стиля творчества художников данной исторической эпохи Применение
23 Искусство Западной Европы 20 века Практическая работа Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
Знать основные художественные стили и направления исторических эпох, сложившихся в Западной Европе Узнавание
Понимать ценностное значение духовно-нравственного наследия мирового изобразительного искусства Воспроизведение
Выделить особенности художественного стиля творчества художников данной исторической эпохи Применение
24 Искусство Западной Европы второй половины 19 века Индивидуальная работа Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
Знать основные художественные стили и направления исторических эпох, сложившихся в Западной Европе Узнавание
Понимать ценностное значение духовно-нравственного наследия мирового изобразительного искусства Воспроизведение
Выделить особенности художественного стиля творчества художников данной исторической эпохи Применение
25 Искусство Западной Европы 20 века Индивидуальная работа Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
Знать основные художественные стили и направления исторических эпох, сложившихся в Западной Европе Узнавание
Понимать ценностное значение духовно-нравственного наследия мирового изобразительного искусства Воспроизведение
Выделить особенности художественного стиля творчества художников данной исторической эпохи Применение
26 Искусство Западной Европы второй половины 19 века Контрольная работа (< 1 часа) Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
Знать основные художественные стили и направления исторических эпох, сложившихся в Западной Европе Узнавание
Понимать ценностное значение духовно-нравственного наследия мирового изобразительного искусства Воспроизведение
Выделить особенности художественного стиля творчества художников данной исторической эпохи Применение
27 Искусство Западной Европы 20 века Контрольная работа Знать основные виды искусства, стили, жанры и направления изобразительного искусства Узнавание
Знать основные художественные стили и направления исторических эпох, сложившихся в Западной Европе Узнавание
Понимать ценностное значение духовно-нравственного наследия мирового изобразительного искусства Воспроизведение
Выделить особенности художественного стиля творчества художников данной исторической эпохи Применение

Литература

Основная

  1. Васильева-Шляпина, Г.Л. Изобразительное искусство: история зарубежной, русской и советской живо-писи : учеб. пособие для студентов вузов / Г.Л. Васильева-Шляпина. - М. : Мир [и др.], 2007. - 526 с.
  2. История искусств : учеб. пособие по направлению "Искусства и гуманитарные науки" / [Г. А. Коробова и др.] ; под науч. ред. Г. В. Драча, Т. С. Паниотовой. - М. : КноРус , 2013. - 675, [5] с. - (Бакалавриат). - Гриф УМО.
  3. Кашекова, И.Э. Изобразительное искусство [Электронный ресурс]: учебник / И.Э. Кашекова. - М. : Академический проект, 2009. - 968 с. - (Фундаментальный учебник). . - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236297 –Загл. с экрана
  4. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства : учеб. для студентов вузов : в 2 т. Т. 1 / Н.М.Сокольникова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. 296, [2] c.
  5. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства : учеб. для студентов вузов : в 2 т. Т. 2 / Н.М.Сокольникова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.–206, [2] c.

Дополнительная

  1. Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств : Пер. с нем. / Кон-Винер. - М. : СВАРОГ и К, 2000. - 217 с.
  2. Мировое искусство. Импрессионизм : [иллюстрированная энцикл.] / [сост. И.Г. Мосин]. - СПб. : Кри-сталл, 2006. - 176 с.
  3. Прилуцкая, Т.И. Живопись Франции XVII-XVIII веков / Т.И. Прилуцкая; Ред. Л.П.Анурова. - М. : Изоб-разительное искусство, 1999. - 64 с.
  4. Ревалд, Д. Постимпрессионизм : От Ван Гога до Гогена / Джон Ревалд; Вступ. ст. и общ. ред. М.А.Бессоновой; Пер. с англ. В.Мелковой. - М. : Республика,2009. - 463 с.
  5. Суминова, Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы) / Т.Н. Суминова. - М. : Академический проект, 2008. - 480 с.
  6. Энциклопедия импрессионизма = Collection petite encyclopedie L' impressionnisme / под ред. Мориса Серюлля и Арлетт Серюлля ; [пер. с фр. Н. Матяш]. - М. : Республика, 2005. - 295 с.

Цифровые ресурсы

  1. Выставочные залы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rating.artunion.ru/gallery.html
  2. Искусство нового времени [Видеозапись]: В 2 ч.: Видеокассета. - М.: Центрнаучфильм, 1987. - 1 вк.
  3. Музеи России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/

Источники

  1. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]: http://www.hmao-museums.ru/upload/iblock/98c/98c71710b416c458f4ad281863a5c701.pdf
  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 г. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б3.Б.14 История изобразительного искусства [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Художественное образование /БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Ю.В. Бахлюстова. – Элек-трон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.