бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа*

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 6 сентября 2017 г. утверждение отклонено 29 октября 2017 г.
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
согласование отклонено 29 октября 2017 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласование отклонено 29 октября 2017 г.

Б1.В.ОД.7 Методика обучения младших школьников, 3 семестр 2 полусеместр

Б-06021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Н.В. Абрамовских ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) знание нормативно-правовых требований к планированию содержания учебной деятельности по предметам в начальной школе знаниевый
умение выбора способа планирования содержания учебной деятельности по предметам в начальной школе на основе требований ФГОС НОО, примерных образовательных программ по предметам в начальной школе ориентировочный
умение планировать содержание учебной деятельности по предметам в начальной школе на основе требований ФГОС НОО, примерных образовательных программ по предметам в начальной школе операциональный
опыт составления фрагмента рабочей программ по предмету в начальной школе опыт
готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1) знание основных дидактических затруднений в организации образовательного процесса в системе начального общего образования знаниевый
владение способом выделения видов дидактических затруднений учителя начальной школы ориентировочный
умение обосновать пути решения дидактических затруднений учителя начальной школы операциональный
Опыт разработки содержания методических мероприятий для педагогов, направленных на решение дидактических затруднений учителя начальной школы опыт
способен использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4) знание основных характеристик личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в начальной школе знаниевый
владение способом оценки образовательной среды образовательных организаций для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в начальной школе ориентировочный
умение определять содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в начальной школе операциональный
Опыт анализа типичных педагогических ситуаций с целью определения возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающимися начальной школы опыт
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) Знание особенностей современных методов и технологий организации образовательного процесса в начальной школе знаниевый
владение способами оценки возможностей методов и технологий для организации процесса обучения детей младшего школьного возраста ориентировочный
опыт разработки конспектов уроков с применением современных методов и технологий обучения детей младшего школьного возраста операциональный
умение осуществлять выбор методов обучения в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода операциональный
способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2) знание специфики организации процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями (высоким уровнем возможностей, слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся) знаниевый
Владение способом обоснования условий для индивидуализации процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями (высоким уровнем возможностей, слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся) ориентировочный
умение обосновывать методы организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями (с высоким уровнем возможностей, слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся) операциональный
опыт разработки дифференцированные заданий для детей с особыми образовательными потребностями (с высоким уровнем возможностей, слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся) опыт

Цели изучения дисциплины

научиться осуществлять обоснованный выбор методов организации процесса обучения детей младшего школьного возраста на основе нормативно-правовых требований к функционированию современной системы начального общего образования

Задачи

  1. Научиться выделять основные нормативно-правовые требования к содержанию и функционированию системы начального общего образования.
  2. Научиться моделировать образовательные ситуации в учебном процессе начальной школы и оценивать их качество с позиции требований ФГОС НОО
  3. Научиться проектировать программы внеурочной деятельности по учебным предметам начальной школы

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 16,0 ч. (14,81%)
Контроль самостоятельной работы 6,0 ч.
Самостоятельная работа студента 92,0 ч. (85,19%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 2,0 ч. из 0,0 ч.
Часов в неделю 0,94 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Содержание и нормативно-правовая база начального общего образования Научиться выделять основные нормативно-правовые требования к содержанию и функционированию системы начального общего образования. применение основных нормативно-правовые требования к содержанию и функционированию системы начального общего образования при проектировании методики обучения детей младшего школьного возраста
  • Содержание начального образования. ФГОС НОО.
  • Основы планирования образовательного процесса в начальной школе
Модуль 2. Моделирование образовательных ситуаций в учебном процессе начальной школы научиться моделировать образовательные ситуации в учебном процессе начальной школы и оценивать их качество с позиции требования ФГОС НОО, профессионального стандарта педагога. умение моделировать образовательные ситуации в учебном процессе начальной школы на основе методик развивающего обучения с учетом требований ФГОС НОО и профессионального стандарта педагога.
  • Проектирование организации учебной деятельности учителя и учащихся на основе требований ФГОС НОО
  • Проектирование урока с использованием нетрадиционных методов и форм организации обучения младших школьников
  • Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшими школьниками
  • Особенности работы с детьми с разным уровнем возможностей в соответствии с требованиями ФГОС НОО, профессионального стандарта педагога
Модуль 3. Организация внеурочной деятельности по учебным предметам в начальной школе. научиться проектировать программы внеурочной деятельности по учебным предметам начальной школы проектирование программ внеурочной деятельности по учебным предметам в начальной школе
  • Модели внеурочной деятельности в начальной школе
  • Проектирование внеурочной деятельности с младшими школьниками по учебным предметам в начальной школе

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Общие положения. Практическая работа 2,0 1
2 Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Общие положения. Самостоятельное изучение 4,0 1
3 Основная образовательная программа начального общего образования. Самостоятельное изучение 4,0 2
4 Современные концепции организации педагогического процесса в начальной школе. Лекция 2,0 2
5 Современные концепции организации педагогического процесса в начальной школе. Самостоятельное изучение 4,0 2
6 Планирование образовательного процесса. Учебный план начального общего образования. Самостоятельное изучение 4,0 3
7 Планирование образовательного процесса. Учебный план начального общего образования. Самостоятельное изучение 2,0 3
8 Планирование образовательного процесса по предмету в начальной школе. Самостоятельное изучение 2,0 4
9 Планирование образовательного процесса по предмету в начальной школе. Самостоятельное изучение 2,0 4
10 Рубежный контроль по модулю 1 Коллоквиум 2,0 4
11 Рубежный контроль по модулю 1 Самостоятельное изучение 2,0 5
12 Рубежный контроль по модулю 1 Самостоятельное изучение 2,0 5
13 Общие основы реализации системно-деятельностного подхода в начальном общем образовании Самостоятельное изучение 2,0 6
14 Общие основы реализации системно-деятельностного подхода в начальном общем образовании Самостоятельное изучение 2,0 6
15 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке Лекция 2,0 7
16 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке Самостоятельное изучение 2,0 7
17 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке Самостоятельное изучение 2,0 7
18 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке с использованием активных и интерактивных методов обучения. Лекция 2,0 8
19 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке с использованием активных и интерактивных методов обучения. Самостоятельное изучение 2,0 8
20 Разработка проекта нетрадиционного или интегрированного урока. Самостоятельное изучение 2,0 8
21 Разработка проекта нетрадиционного или интегрированного урока. Самостоятельное изучение 2,0 8
22 Способы контроля и оценки предметных результатов. Самостоятельное изучение 2,0 9
23 Способы проверки и оценки метапредметных результатов Самостоятельное изучение 2,0 10
24 Способы проверки и оценки метапредметных результатов Самостоятельное изучение 2,0 10
25 Особенности организации процесса обучения детей с высоким уровнем возможностей, критерии оценки учебных результатов Самостоятельное изучение 2,0 11
26 Особенности организации процесса обучения детей с высоким уровнем возможностей, критерии оценки учебных результатов Самостоятельное изучение 2,0 11
27 Особенности организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися начальной школы Практическая работа 2,0 12
28 Особенности организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися начальной школы Самостоятельное изучение 2,0 12
29 Особенности организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися начальной школы Самостоятельное изучение 2,0 12
30 Дидактические затруднения учителя начальной школы. Самостоятельное изучение 2,0 13
31 Рубежный контроль по модулю 2 Самостоятельное изучение 2,0 14
32 Рубежный контроль по модулю 2 Минизачет 2,0 14
33 Рубежный контроль по модулю 2 Самостоятельное изучение 2,0 14
34 Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Самостоятельное изучение 2,0 15
35 Проектирование занятий по внеурочной деятельности по изучаемым предметам начальной школы. Практическая работа 2,0 16
36 Проектирование занятий по внеурочной деятельности по изучаемым предметам начальной школы. Самостоятельное изучение 2,0 16
37 Рубежный контроль по модулю 3 Самостоятельное изучение 1,0 16
38 Рубежный контроль по модулю 3 Самостоятельное изучение 2,0 17
39 Рубежный контроль по модулю 3 Конференция 2,0 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Общие положения. Практическая работа применять основные требования ФГОС НОО к организации образовательного процесса в начальной школе для анализа ситуаций образовательных отношений Применение
2 Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Общие положения. Самостоятельное изучение знать структуру и основные положения ФГОС НОО Воспроизведение
3 Основная образовательная программа начального общего образования. Самостоятельное изучение знать основные структурные компоненты основной образовательной программы начального общего образования и их содержание (составление схемы) Воспроизведение
применять требования по построению основной образовательной програмы начального общего образования при анализе содержания основных образовательных программ образовательных организаций начального общего образования Применение
4 Современные концепции организации педагогического процесса в начальной школе. Лекция Знать историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования современной системы начального общего образования Воспроизведение
5 Современные концепции организации педагогического процесса в начальной школе. Самостоятельное изучение Использовать знания закономерностей и принципов построения и функционирования современной системы начального общего образования для анализа образовательной среды образовательных организаций начального общего образования Применение
6 Планирование образовательного процесса. Учебный план начального общего образования. Самостоятельное изучение определять основные требования к планированию образовательного процесса в начальной школе на основе преемственности исходя из требований ФГОС ДОО, ФГОС НОО, ФГОС ООО (составление кластера). Воспроизведение
определять требования к планированию образовательного процесса в начальной школе примерной основной образовательной программы начального общего образования, СанПина (составление конструктора требований) Воспроизведение
7 Планирование образовательного процесса. Учебный план начального общего образования. Самостоятельное изучение соотносить требования ФГОС НОО, примерной ООП с содержанием учебного плана образовательных организаций начального общего образования (составление экспертных таблиц) Применение
8 Планирование образовательного процесса по предмету в начальной школе. Самостоятельное изучение составлять фрагмент рабочей программ по предмету (на выбор) в начальной школе. Творчество
9 Планирование образовательного процесса по предмету в начальной школе. Самостоятельное изучение определять особенности планирования содержания учебной деятельности по предметам в начальной школе на основе примерных образовательных программ по предметам в начальной школе Применение
анализировать особенности построения традиционных и развивающих программ по учебным предметам в начальной школе Применение
10 Рубежный контроль по модулю 1 Коллоквиум применять основные требования ФГОС НОО к организации образовательного процесса в начальной школе для анализа ситуаций образовательных отношений Применение
определять требования к планированию образовательного процесса в начальной школе примерной основной образовательной программы начального общего образования, СанПина (составление конструктора требований) Воспроизведение
11 Рубежный контроль по модулю 1 Самостоятельное изучение знать структуру и основные положения ФГОС НОО Воспроизведение
12 Рубежный контроль по модулю 1 Самостоятельное изучение определять основные требования к планированию образовательного процесса в начальной школе на основе преемственности исходя из требований ФГОС ДОО, ФГОС НОО, ФГОС ООО (составление кластера). Воспроизведение
соотносить требования ФГОС НОО, примерной ООП с содержанием учебного плана образовательных организаций начального общего образования (составление экспертных таблиц) Применение
13 Общие основы реализации системно-деятельностного подхода в начальном общем образовании Самостоятельное изучение знать особенности реализации системно-деятельностного подхода в системе начального общего образования Воспроизведение
14 Общие основы реализации системно-деятельностного подхода в начальном общем образовании Самостоятельное изучение знать особенности реализации системно-деятельностного подхода в системе начального общего образования Воспроизведение
15 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке Лекция определять особенности видов обучения в начальной школе Применение
16 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке Самостоятельное изучение составлять фрагмент урока (предмет на выбор) в соответствии с его типом Применение
17 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке Самостоятельное изучение обосновывать структуру конкретного типа урока в начальной школе Применение
18 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке с использованием активных и интерактивных методов обучения. Лекция выявление возможностей нетрадиционных технологий организации образовательного процесса в начальной школе Воспроизведение
19 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке с использованием активных и интерактивных методов обучения. Самостоятельное изучение определение особенностей активных и интерактивных методов обучения в начальной школе Применение
20 Разработка проекта нетрадиционного или интегрированного урока. Самостоятельное изучение выявление возможностей нетрадиционных технологий организации образовательного процесса в начальной школе Воспроизведение
21 Разработка проекта нетрадиционного или интегрированного урока. Самостоятельное изучение определение особенностей активных и интерактивных методов обучения в начальной школе Применение
22 Способы контроля и оценки предметных результатов. Самостоятельное изучение знание способов оценивания предметных результатов в начальной школе Воспроизведение
разработка фрагмента урока (на выбор) в начальной школе с использованием разных способов проверки предметных результатов Применение
23 Способы проверки и оценки метапредметных результатов Самостоятельное изучение знание способов оценивания метапредметных результатов в начальной школе Воспроизведение
24 Способы проверки и оценки метапредметных результатов Самостоятельное изучение составление комплексного задания по предмету (на выбор) по оценке уровня развития метапредметных результатов детей младшего школьного возраста Применение
25 Особенности организации процесса обучения детей с высоким уровнем возможностей, критерии оценки учебных результатов Самостоятельное изучение обосновывать проблемы организации работы с детьми с высоким уровнем возможностей в современной системе начального общего образования Воспроизведение
26 Особенности организации процесса обучения детей с высоким уровнем возможностей, критерии оценки учебных результатов Самостоятельное изучение разработать дифференцированные задания для детей с высоким уровнем возможностей Творчество
27 Особенности организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися начальной школы Практическая работа разработать фрагмент урока с применением методов и приемов педагогической поддержки и ситуацию успеха в процессе обучения слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся начальной школы Творчество
28 Особенности организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися начальной школы Самостоятельное изучение определять причины отставания в учебе детей младшего школьного возраста Воспроизведение
29 Особенности организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися начальной школы Самостоятельное изучение определять причины отставания в учебе детей младшего школьного возраста Воспроизведение
30 Дидактические затруднения учителя начальной школы. Самостоятельное изучение выделять виды дидактических затруднений учителя начальной школы Воспроизведение
обосновать пути решения дидактических затруднений учителя начальной школы Применение
31 Рубежный контроль по модулю 2 Самостоятельное изучение обосновывать структуру конкретного типа урока в начальной школе Применение
составлять фрагмент урока (предмет на выбор) в соответствии с его типом Применение
32 Рубежный контроль по модулю 2 Минизачет определять особенности видов обучения в начальной школе Применение
выявление возможностей нетрадиционных технологий организации образовательного процесса в начальной школе Воспроизведение
33 Рубежный контроль по модулю 2 Самостоятельное изучение определение особенностей активных и интерактивных методов обучения в начальной школе Применение
34 Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Самостоятельное изучение оценка соответствия условий реализации меделей внеурочной деятельности в организациях начального образования г.Сургута Применение
35 Проектирование занятий по внеурочной деятельности по изучаемым предметам начальной школы. Практическая работа определять особенности конкретного направления организации внеурочной деятельности в начальной школе (составление таблицы) Воспроизведение
отбирать формы организации внеурочной деятельности по предметам в начальной школе Применение
36 Проектирование занятий по внеурочной деятельности по изучаемым предметам начальной школы. Самостоятельное изучение определять требования к организации занятий во внеурочной деятельности по предметам в начальной школе Воспроизведение
разработка конспекта занятия в рамках внеурочной деятельности в начальной школе (направление на выбор) Применение
37 Рубежный контроль по модулю 3 Самостоятельное изучение отбирать формы организации внеурочной деятельности по предметам в начальной школе Применение
38 Рубежный контроль по модулю 3 Самостоятельное изучение разработка конспекта занятия в рамках внеурочной деятельности в начальной школе (направление на выбор) Применение
39 Рубежный контроль по модулю 3 Конференция определять особенности конкретного направления организации внеурочной деятельности в начальной школе (составление таблицы) Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 352 с.
  2. Медникова, Л.А. Педагогические технологии в начальном образовании : учебное пособие / Л.А. Медникова, А.Р. Лопатин ; Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова, Министерство образования и науки Российской Федерации. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2015. - 268 с- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275643 – Загл. с экрана
  3. Пешкова, В.Е. Педагогика [Электронный ресурс]: курс лекций : учебное пособие / В.Е. Пешкова. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - Ч. 5. Педагогические технологии в начальном образовании. - 438 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=344730 –Загл. с экрана
  4. Теория обучения: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. И.П. Андриади. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 336с
  5. Фатеева Н.И. Образовательные программы начаьной школы : учебник для студ. учреждений высш. образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2015. - 176 с.

Дополнительная

  1. Безруких, М.М. Трудности в обучении младших школьников письму и чтению / М.М. Безруких // Управление начальной школой. - 2013. - № 2. - С. 4-15.
  2. Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания: учебник для студ. учрежденимй высш.проф.образования . - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 256 с.
  3. Кошмина, И. В. Межпредметные связи в начальной школе / И. В. Кошмина. - М. : Владос, 2001. - 144 с.
  4. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч.ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011 – 192с.
  5. Олейник, О. В. Проектная деятельность: методика обучения. 2 - 4-е классы : проекты по рус. яз. : [учеб.-метод. пособие адресовано учителям нач. кл., студентам пед. вузов] / О. В. Олейник, Л. П. Кабанюк. - М. : ВАКО, 2013. - 367, [1] с
  6. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : учеб. пособие для студентов вузов по пед. специальностям / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М. : Академия, 2006. - 282, [1] с.
  7. Петрова Л.И. Организация образовательного процесса в школе: учебно-методическое пособие / Л.И. Петрова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 443с.
  8. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛОДОС, 2000. - 320с
  9. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: Пособие для учи-теля 1 кл. / Под ред. А.Б. Воронцова. // Серия "Новые образовательные стандарты". - 2-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 192 с.
  10. Трудности в обучении: раннее предупреждение: учеб.пособие. - М.: издательский центр "Академия", 2006. - 208с.
  11. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: Книга для учителя / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова. - 3-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 288 с.

Цифровые ресурсы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Асмолов А.Г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2769
  2. Планируемые результаты начального общего образования – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2770

Источники

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 317. – (Стандарты второго поколения).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г. / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 33с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. В.3.3.2 Методика обучения младших школьников [Электронный ресурс]: Б-06021 Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность Начальное образование, экзамен / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа.Б 3.3.2 Методика обучения младших школьников [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность Начальное образование / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.