бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 11 сентября 2017 г. утверждено 5 февраля 2018 г.
Д.Б. Петрова заведующий кафедрой
согласовано 20 сентября 2017 г.
Д.В. Ларкович декан факультета
согласовано 14 ноября 2017 г.

Б1.Б.20 Психология, 3 семестр

Б-6211, 42.03.02, Журналистика, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Е.И. Алферова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОК-3 - способен использовать знания в области общегуманитарных социальных наук (социология, психология, культурология и других) в контексте своей социальной и профессиональной деятельности знать понятия социальной группы и групповой динамики, основы группового поведения знаниевый
знать сущность конфликта как социального явления знаниевый
определять значение психологических аспектов развития личности ориентировочный
понимать значения возможностей и потребностей личности ориентировочный
понимать способы управления конфликтом ориентировочный
выделять критерии оценки возможностей и потребностей личности, а также определять методы их изучения операциональный
выделять специфику способов построения межличностных отношений в группах; использовать схему анализа группы как социально-психологического феномена, характеризовать трудовой коллектив как социально-психологический феномен; идентифицировать феномены группового поведения, давать им характеристику операциональный
владеть приемами развития возможностей и потребностей личности; опыт
владеть способами и опытом анализа группы как социально-психологического феномена опыт
ОПК-10 - способен учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте знать потребности и возможности коллег, социальных партнеров в отношении качества профессиональной деятельности , а также методы их изучения знаниевый
знать характер, условия, приемы и способы организации сотрудничества в профессиональной деятельности; знаниевый
выделять типовые профессиональные задачи и соотносить их со способом решения согласно знаниям психологии ориентировочный

Цели изучения дисциплины

Сформировать у студентов способность и готовность использовать знания психологии в контексте своей социальной и профессиональной деятельности

Задачи

  1. сформировать у студентов представления об условиях развития и функционирования психики через усвоение основных психологических категорий
  2. сформировать у студентов представления о социально-психологических закономерностях общения через усвоение основных психологических категорий

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 42,0 ч. (38,89%)
Контроль самостоятельной работы 4,0 ч.
Самостоятельная работа студента 67,0 ч. (62,04%)
Процент выполнения нагрузки 100,93%
Индивидуальная работа со студентами 10,0 ч. из 8,5 ч.
Часов в неделю 2,63 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Современное научное психологическое знание освоить теоретико-методологические основы психологии понимать значимость психологического знания в профессиональной деятельности; психика и описывать виды психических процессов; выделять характерные особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы; выделять структурные компоненты направленности личности; характеризовать особенности индивид, личность, субъект, индивидуальность; объяснять индивидуальные особенности личности; выделять структурные компоненты деятельности;
  • Психология как наука
  • Психические процессы
  • Психология личности
  • Индивидуальные особенности личности
  • Психология деятельности
  • Общение как центральная категория психологии
Психология личности и группы освоить теоретико-методологические основы социальной психологии описывать специфику социальной психологии; описывать социальную структуру общества; выделять общие и отличительные черты социальных общностей и социальных групп; выделять общие и отличительные черты наций и народностей; описывать особенности межгрупповых и внутригрупповых отношений; выделять механизмы формирования солидарности; описывать особенности видов конфликта; описывать социально-психологическую характеристику конфликта; описывать методологию социально-психологического исследования; определять методы социально-психологического исследования
  • Социально-психологические аспекты социальной структуры общества
  • Проблема группы в социальной психологии
  • Социализация личности
  • Социальное поведние личности
  • Лидерство и руководство

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Психология как наука Лекция 2,0 1
2 Психология как наука Индивидуальная работа 1,0 1
3 Проблемы личности в психологии Практическая работа 2,0 2
4 Проблемы личности в психологии Индивидуальная работа 1,0 2
5 Познавательная сфера личности Практическая работа 2,0 3
6 Познавательная сфера личности Лекция 2,0 3
7 Познавательная сфера личности Практическая работа 2,0 4
8 Индивидуальные особенности личности Практическая работа 2,0 4
9 Проблемы личности в психологии Вариативное задание 2,0 4
10 Познавательная сфера личности Индивидуальная работа 1,0 5
11 Индивидуальные особенности личности Практическая работа 2,0 5
12 Эмоционально-волевая сфера личности Практическая работа 2,0 6
13 Мотивационно-потребностноая сфера личности Практическая работа 2,0 6
14 Индивидуальные особенности личности Вариативное задание 2,0 6
15 Индивидуальные особенности личности Индивидуальная работа 1,0 6
16 Понятие деятельности в психологии Семинар 2,0 7
17 Мотивационно-потребностноая сфера личности Вариативное задание 2,0 7
18 Рубежный контроль. Психология как наука Другое 2,0 8
19 Общение как главный вид деятельности человека Практическая работа 2,0 8
20 Понятие деятельности в психологии Индивидуальная работа 1,0 8
21 Эффективные технологии общения Практическая работа 2,0 9
22 Общение как главный вид деятельности человека Вариативное задание 2,0 9
23 Социально-психологические аспекты социальной структуры общества Практическая работа 2,0 10
24 Проблема группы в социальной психологии Практическая работа 2,0 10
25 Групповая динамика Индивидуальная работа 1,0 11
26 Групповая динамика Практическая работа 2,0 11
27 Социализация личности Практическая работа 2,0 12
28 Социально-психологическая характеристика личности Практическая работа 2,0 12
29 Лидерство и руководство Практическая работа 2,0 13
30 Социально-психологическая характеристика личности Индивидуальная работа 2,0 13
31 Рубежный контроль. Психология личности и группы Другое 2,0 14
32 Влияние социальной установки и социальных стереотипов на поведение человека Практическая работа 2,0 14
33 Рубежный контроль. Психология личности и группы Индивидуальная работа 2,0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Психология как наука Лекция описывать предмет и задачи психологии Узнавание
знать сущность понятия "психика" Узнавание
характеризовать структуру психики Воспроизведение
2 Психология как наука Индивидуальная работа Результаты не указаны
3 Проблемы личности в психологии Практическая работа выделять структурные компоненты направленности личности Воспроизведение
характеризовать особенности категорий "индивид", "личность"," субъект деятельности"," индивидуальность" Воспроизведение
объяснять содержание отечественных теорий личности Воспроизведение
4 Проблемы личности в психологии Индивидуальная работа выделять структурные компоненты направленности личности Воспроизведение
характеризовать особенности категорий "индивид", "личность"," субъект деятельности"," индивидуальность" Воспроизведение
объяснять содержание отечественных теорий личности Воспроизведение
5 Познавательная сфера личности Практическая работа описывать виды психических процессов Воспроизведение
выделять характерные особенности познавательной сферы Воспроизведение
6 Познавательная сфера личности Лекция описывать виды психических процессов Воспроизведение
выделять характерные особенности познавательной сферы Воспроизведение
7 Познавательная сфера личности Практическая работа описывать виды психических процессов Воспроизведение
выделять характерные особенности познавательной сферы Воспроизведение
8 Индивидуальные особенности личности Практическая работа выделять структурные компоненты направленности личности Воспроизведение
характеризовать особенности категорий "индивид", "личность"," субъект деятельности"," индивидуальность" Воспроизведение
перечислять индивидуально-типические свойства человека Воспроизведение
9 Проблемы личности в психологии Вариативное задание объяснять содержание зарубежных психологических теорий личности Воспроизведение
объяснять содержание отечественных теорий личности Воспроизведение
10 Познавательная сфера личности Индивидуальная работа описывать виды психических процессов Воспроизведение
выделять характерные особенности познавательной сферы Воспроизведение
11 Индивидуальные особенности личности Практическая работа Результаты не указаны
12 Эмоционально-волевая сфера личности Практическая работа выделять характерные особенности эмоционально-волевой сферы Воспроизведение
13 Мотивационно-потребностноая сфера личности Практическая работа объяснять содержание зарубежных психологических теорий личности Воспроизведение
выделять потребности и мотивы личности Воспроизведение
14 Индивидуальные особенности личности Вариативное задание выделять структурные компоненты направленности личности Воспроизведение
перечислять индивидуально-типические свойства человека Воспроизведение
15 Индивидуальные особенности личности Индивидуальная работа выделять структурные компоненты направленности личности Воспроизведение
характеризовать особенности категорий "индивид", "личность"," субъект деятельности"," индивидуальность" Воспроизведение
перечислять индивидуально-типические свойства человека Воспроизведение
16 Понятие деятельности в психологии Семинар выделять основные черты деятельности Узнавание
выделять структурные компоненты деятельности Воспроизведение
17 Мотивационно-потребностноая сфера личности Вариативное задание объяснять содержание зарубежных психологических теорий личности Воспроизведение
выделять потребности и мотивы личности Воспроизведение
18 Рубежный контроль. Психология как наука Другое описывать предмет и задачи психологии Узнавание
характеризовать структуру психики Воспроизведение
описывать виды психических процессов Воспроизведение
выделять характерные особенности познавательной сферы Воспроизведение
выделять характерные особенности эмоционально-волевой сферы Воспроизведение
выделять структурные компоненты направленности личности Воспроизведение
характеризовать особенности категорий "индивид", "личность"," субъект деятельности"," индивидуальность" Воспроизведение
объяснять содержание зарубежных психологических теорий личности Воспроизведение
объяснять содержание отечественных теорий личности Воспроизведение
19 Общение как главный вид деятельности человека Практическая работа дать определение общения и его основным функциям Воспроизведение
классифицировать виды общения Применение
определять уровни общения Применение
характеризовать стороны оющенния Воспроизведение
определять средства общения Применение
20 Понятие деятельности в психологии Индивидуальная работа выделять основные черты деятельности Узнавание
выделять структурные компоненты деятельности Воспроизведение
21 Эффективные технологии общения Практическая работа дать определение общения и его основным функциям Воспроизведение
характеризовать стороны оющенния Воспроизведение
определять средства общения Применение
выделять коммуникативные барьеры общения и способы преодоления их Применение
22 Общение как главный вид деятельности человека Вариативное задание определять средства общения Применение
выделять коммуникативные барьеры общения и способы преодоления их Применение
23 Социально-психологические аспекты социальной структуры общества Практическая работа описывать социальную структуру общества Узнавание
выделять общие и отличительные черты социальных общностей и социальных групп Узнавание
выделять общие и отличительные черты наций и народностей Воспроизведение
описывать особенности межгрупповых и внутригрупповых отношений Узнавание
выделять механизмы формирования солидарности Воспроизведение
24 Проблема группы в социальной психологии Практическая работа описывать особенности исследования и классификации групп в социальной психологии Воспроизведение
объяснять особенности малой группы, ее критерии Применение
25 Групповая динамика Индивидуальная работа описывать особенности межгрупповых и внутригрупповых отношений Узнавание
26 Групповая динамика Практическая работа описывать особенности межгрупповых и внутригрупповых отношений Узнавание
27 Социализация личности Практическая работа объяснять механизмы социализации Воспроизведение
объяснять сущность и виды агрессивного поведения Воспроизведение
называть и характеризовать виды ассертивного поведения Узнавание
28 Социально-психологическая характеристика личности Практическая работа объяснять влияние социальной установки на поведение индивида в группе Воспроизведение
объяснять влияние социального стереотипа на поведении индивида в группе Воспроизведение
объяснять сущность и виды агрессивного поведения Воспроизведение
называть и характеризовать виды ассертивного поведения Узнавание
знать сущность процесса конформизма Воспроизведение
29 Лидерство и руководство Практическая работа объяснять сущность лидерства с позиции различных теорий Воспроизведение
характеризовать типы лидеров Воспроизведение
сравнивать функции лидера и руководителя Узнавание
30 Социально-психологическая характеристика личности Индивидуальная работа объяснять влияние социальной установки на поведение индивида в группе Воспроизведение
объяснять влияние социального стереотипа на поведении индивида в группе Воспроизведение
объяснять сущность и виды агрессивного поведения Воспроизведение
называть и характеризовать виды ассертивного поведения Узнавание
31 Рубежный контроль. Психология личности и группы Другое описывать социальную структуру общества Узнавание
выделять общие и отличительные черты социальных общностей и социальных групп Узнавание
выделять общие и отличительные черты наций и народностей Воспроизведение
описывать особенности межгрупповых и внутригрупповых отношений Узнавание
выделять механизмы формирования солидарности Воспроизведение
описывать особенности исследования и классификации групп в социальной психологии Воспроизведение
объяснять особенности малой группы, ее критерии Применение
32 Влияние социальной установки и социальных стереотипов на поведение человека Практическая работа объяснять влияние социальной установки на поведение индивида в группе Воспроизведение
объяснять влияние социального стереотипа на поведении индивида в группе Воспроизведение
33 Рубежный контроль. Психология личности и группы Индивидуальная работа описывать социальную структуру общества Узнавание
выделять общие и отличительные черты социальных общностей и социальных групп Узнавание
выделять общие и отличительные черты наций и народностей Воспроизведение
описывать особенности межгрупповых и внутригрупповых отношений Узнавание
выделять механизмы формирования солидарности Воспроизведение
описывать особенности исследования и классификации групп в социальной психологии Воспроизведение
объяснять особенности малой группы, ее критерии Применение

Литература

Основная

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Г.М. Андреева. - Изд. 5-е ; испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 362, [2] с.
  2. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А.Г. Маклаков. - СПб. [и др.]: Питер, 2012. - 582, [1] с.: ил. - (Учебник для вузов). - Гриф УМО.
  3. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебник / ред Столяренко А.М.. – Электрон. текстовые дан. - М. : М.: Юнити-Дана, 2012,-512с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:. http://biblioclub.ru/index.php?page=search – Загл. с экрана.
  4. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 616 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118148 –Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Гуревич, П.С. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров, для студентов вузов, обучающихся по непсихол. направлениям и специальностям / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2012. - 607, [1] c. - (Бакалавр).
  2. Ильин, Е. П. Психология для педагогов [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 050700 - Педагогика / Е. П. Ильин. - СПб. [и др.] : Питер, 2012. - 638, [1] с.: ил. - (Мастера психологии).
  3. Чернова, Г.Р. Психология общения [Текст] : учеб. пособие [адресовано преподавателям, аспирантам, бакалаврам, магистрам, студентам психолог. фак.] / Г.Р. Чернова, Т.В. Слотина. - СПб. : Питер, 2012. - 235, [1] с. : ил. - (Учебное пособие) (Стандарт третьего поколения). - ISBN 978-5-459-01210-1 : 290-51.

Цифровые ресурсы

  1. Аристова, И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля [Электронный ресурс] / И.Л. Аристова: [web-сайт]. – Режим доступа: http://log-in.ru
  2. Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Электронный ресурс] / А.А. Крылов: [web-сайт]. – Режим доступа: http://log-in.ru
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология. [Электронный ресурс] // Учебное пособие: [web-сайт]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/index.php
  4. Пашукова, Т.И. Практикум по общей психологии [Электронный ресурс] / Т.И. Пашукова: [web-сайт]. – Режим доступа: http://log-in.ru

Источники

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс». - Москва, 2013. - 238 с. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/, свободный. – Загл. с экрана.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.Б.6 Психология [Электронный ресурс]: Б-4211 Направление подготовки 42.03.02 Журналистика, зачет / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. М.А. Плюснина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б3.Б.2 Психология [Электронный ресурс]: Направление подготовки 42.03.02 Журналистика / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Плюснина М.А. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.