бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 6 февраля 2018 г. утверждено 5 июня 2018 г.
Д.Б. Петрова заведующий кафедрой
согласовано 9 февраля 2018 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 12 февраля 2018 г.

Б1.В.ОД.19 Психология социальной работы, 8 семестр 1 полусеместр

Б-4091, 37.03.01, Психология, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.И. Алферова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4) особенности социальной работы с проблемными категориями знаниевый
специфику социальной работы с различными категориями населения знаниевый
учитывать особенности психологической деятельности людей, оказавшихся в затруднительных обстоятельствах в процессе психодиагностической, психокоррекционной и консультативной работы ориентировочный
использовать навыки психологической работы с различными категориями людей, нуждающихся в психологической помощи операциональный
использовать психологичсекие методы диагностики, коррекции, реабилитации и психологического консультирования; основными методами социальной работы операциональный
использовать знания о закономерностях формирования и развития психологической деятельности людей, оказавшихся в затруднительных обстоятельствах и нуждающихся в социальной поддержке, в решении типовых профессиональных задач опыт
Способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1); знать основные психологические методы, используемые в практике социальной работы; программы психосоциальной работы с клиентом и группой знаниевый
знать психологические основы социальной работы, психологические теории, используемые в социальной работе знаниевый
осознавать границы компетентности и социальной ответственности в социальной работе ориентировочный
понимать психологические направления работы с людьми, нуждающимися в социальной помощи ориентировочный
использовать знания стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личном статусе операциональный
уметь применять на практике методы диагностики, коррекции, реабилитации и психологического консультирования; операциональный
применять методы диагностики, коррекции, реабилитации и психологического консультирования в решении типовых профессиональных задач опыт

Цели изучения дисциплины

Формировать у студентов способность и готовность к социально-психологической работе с разными категориями людей, нуждающихся в психологической помощи.

Задачи

  1. сформировать у студентов знания и представления о теоретико-методологических основах психологии социальной работы
  2. сформировать умение использовать методы и техники социально-психологической помощи

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29,5 ч. (40,97%)
Контроль самостоятельной работы 7,5 ч.
Самостоятельная работа студента 42,75 ч. (59,38%)
Процент выполнения нагрузки 100,35%
Индивидуальная работа со студентами 7,0 ч. из 6,5 ч.
Часов в неделю 3,69 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Теоретико-методологические основы психологии социальной работы 1.сформировать у студентов знания и представления о теоретико-методологических основах психологии социальной работы знать предмет, задачи и функции психологии социальной работы знать методологические основы психологии социальной работы знать границы компетентности и социальной ответственности в социальной работе знать специфику социальной работы с различными категориями населения
  • Предмет, задачи и функции психологии социальной работы
  • Методологические основы психологии социальной работы
  • Границы компетентности и социальной ответственности в социальной работе
  • Социальная работа как процесс решения проблем
  • Психология социальной адаптации и дезадаптации личности
Модуль 2 Направления социально-психологической помощи сформировать умение использовать методы и техники социально-психологической помощи знать понятие «клиент социальной помощи» характеризовать целевые группы клиентов социальных служб и особенности подходов к работе с ними знать понятие социальная психология девиантного поведения уметь применять на практике методы диагностики, коррекции, реабилитации и психологического консультирования; уметь использовать знания о закономерностях формирования и развития психологической деятельности людей, оказавшихся в затруднительных обстоятельствах и нуждающихся в социальной поддержке, в решении типовых профессиональных задач. владеть методами диагностики, коррекции, реабилитации и психологического консультирования; владеть основными методами социальной работы; владеть навыками социальной работы с различными категориями людей, нуждающихся в психологической помощи
  • Понятие «клиент социальной помощи»
  • Социальная психология девиантного поведения
  • Семейное консультирование и психокоррекция
  • Психологическое сопровождение родительства
  • Психология трудных жизненных ситуаций
  • Психология социальной работы с пожилыми людьми
  • Психологические особенности проживания кризиса и утраты

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Предмет, задачи и функции психологии социальной работы Лекция 2,0 1
2 Методологические основы психологии социальной работы Семинар 2,0 1
3 Психология трудных жизненных ситуаций Индивидуальная работа 2,0 1
4 Социальная работа как процесс решения проблем Коллоквиум 2,0 2
5 Границы компетентности и социальной ответственности в социальной работе Лекция 2,0 2
6 Границы компетентности и социальной ответственности в социальной работе Семинар 2,0 2
7 Психология социальной адаптации и дезадаптации личности Лекция 2,0 3
8 Психология социальной адаптации и дезадаптации личности Семинар 2,0 3
9 Психология социальной адаптации и дезадаптации личности Индивидуальная работа 2,0 3
10 Рубежный контроль 1 Контрольная работа 1,5 4
11 Социальная психология девиантного поведения Лекция 2,0 5
12 Понятие «клиент социальной помощи» Лекция 2,0 5
13 Целевые группы клиентов социальных служб и особенности подходов к работе с ними Самостоятельное изучение 1,0 5
14 Семейное консультирование и психокоррекция Семинар 2,0 6
15 Психологическое сопровождение родительства Семинар 2,0 6
16 Психология трудных жизненных ситуаций Коллоквиум 2,0 6
17 Психология социальной работы с пожилыми людьми Самостоятельное изучение 2,0 6
18 Психологическая наблюдательность в работе психолога социальной сферы Семинар 2,0 7
19 Психологическая наблюдательность в работе психолога социальной сферы Индивидуальная работа 3,0 7
20 Психологические особенности проживания кризиса и утраты Самостоятельное изучение 2,0 8
21 Технологии развития профессиональной компетентности социального работника Вариативное задание 2,0 8
22 Рубежный контроль 2 Другое 2,0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Предмет, задачи и функции психологии социальной работы Лекция знать предмет, задачи и функции психологии социальной работы Воспроизведение
2 Методологические основы психологии социальной работы Семинар знать методологические основы психологии социальной работы Воспроизведение
3 Психология трудных жизненных ситуаций Индивидуальная работа Результаты не указаны
4 Социальная работа как процесс решения проблем Коллоквиум характеризовать социальную работу как процесс решения проблем Воспроизведение
5 Границы компетентности и социальной ответственности в социальной работе Лекция выделять границы компетентности и социальной ответственности в социальной работе Воспроизведение
6 Границы компетентности и социальной ответственности в социальной работе Семинар ориентироваться при решении учебных ситуационных задач на использование этического кодекса психолога. Применение
7 Психология социальной адаптации и дезадаптации личности Лекция характеризовать социальную адаптацию и дезадаптацию личности Воспроизведение
8 Психология социальной адаптации и дезадаптации личности Семинар уметь выявлять социально дезадаптированную личность Применение
9 Психология социальной адаптации и дезадаптации личности Индивидуальная работа уметь выявлять социально дезадаптированную личность Применение
10 Рубежный контроль 1 Контрольная работа знать предмет, задачи и функции психологии социальной работы Воспроизведение
знать методологические основы психологии социальной работы Воспроизведение
уметь производить методологический анализ социальной работы Применение
выделять границы компетентности и социальной ответственности в социальной работе Воспроизведение
ориентироваться при решении учебных ситуационных задач на использование этического кодекса психолога. Применение
характеризовать социальную работу как процесс решения проблем Воспроизведение
характеризовать социальную адаптацию и дезадаптацию личности Воспроизведение
11 Социальная психология девиантного поведения Лекция определять понятие социальная психология девиантного поведения Воспроизведение
12 Понятие «клиент социальной помощи» Лекция знать понятие «клиент социальной помощи» Воспроизведение
13 Целевые группы клиентов социальных служб и особенности подходов к работе с ними Самостоятельное изучение знать понятие «клиент социальной помощи» Воспроизведение
14 Семейное консультирование и психокоррекция Семинар иметь понятие о семейном консультировании и психокоррекции Воспроизведение
15 Психологическое сопровождение родительства Семинар иметь понятие психологическое сопровождение родительства Воспроизведение
16 Психология трудных жизненных ситуаций Коллоквиум определять трудные жизненные ситуации клиента Воспроизведение
17 Психология социальной работы с пожилыми людьми Самостоятельное изучение знать особенности психологии социальной работы с пожилыми людьми Воспроизведение
18 Психологическая наблюдательность в работе психолога социальной сферы Семинар иметь понятие психологическое сопровождение родительства Воспроизведение
определять трудные жизненные ситуации клиента Воспроизведение
19 Психологическая наблюдательность в работе психолога социальной сферы Индивидуальная работа иметь понятие психологическое сопровождение родительства Воспроизведение
определять трудные жизненные ситуации клиента Воспроизведение
20 Психологические особенности проживания кризиса и утраты Самостоятельное изучение знать особенности проживания кризиса и утраты Воспроизведение
21 Технологии развития профессиональной компетентности социального работника Вариативное задание Результаты не указаны
22 Рубежный контроль 2 Другое знать понятие «клиент социальной помощи» Воспроизведение
определять понятие социальная психология девиантного поведения Воспроизведение
уметь выявлять девиантное поведение, различные его виды Применение
иметь понятие о семейном консультировании и психокоррекции Воспроизведение
иметь понятие психологическое сопровождение родительства Воспроизведение
уметь составлять программу психологического сопровождения родительства Применение
определять трудные жизненные ситуации клиента Воспроизведение
уметь составлять программу психологического сопровождения людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях Применение
знать особенности психологии социальной работы с пожилыми людьми Воспроизведение
знать особенности проживания кризиса и утраты Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Психология социальной работы для бакалавров : учебник / А.М. Руденко, [и др.]. - Ростов н/Дону : Феникс, 2016. - 446, [1] с. - (Высшее образование).
  2. Фирсов, М. В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики : учеб. пособие для приклад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро ; Моск. гос. обл. ун-т. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 390, [1] с. - (Бакалавр. Прикладной курс).

Дополнительная

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Г.М. Андреева. - Изд. 5-е ; испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 362, [2] с. - Гриф МО
  2. Басова, В.М. Социальная работа: учебное пособие / В.М. Басова, Н.Ф. Басов, С.В. Бойцова. - М.: Дашков и К, 2008. - 364 с.
  3. Горбатов, Д.С. Общепсихологический практикум [Текст]: учеб. пособие для бакалавров : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / Д.С. Горбатов. - 2-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 307, [1] с. - (Бакалавр. Базовый курс)
  4. Кравченко, А.И. Социальная работа: учебник для ВУЗов / А.И. Кравченко. - М.: Проспект; Велби, 2008. - 416 с
  5. Майерс, Д. (Myers, D.G.). Социальная психология = Social Psychology [Текст] : [учеб. пособие для вузов] / Дэвид Майерс ; пер. с англ. З. Замчук. - 7-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 793, [1] с. : ил. - (Мастера психологии). - На тит. л. кн. 1997 г. изд. указано: учеб. пособие для студентов вузов.
  6. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А.Г. Маклаков. - СПб. [и др.] : Питер, 2012. - 582, [1] с. : ил. - (Учебник для вузов). - Гриф УМО.
  7. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям: "Педагогика и психология", "Психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / В.С. Мухина . - 14-е изд. ; стер. - М. : Академия, 2012. - 655, [1] с. - (Высшее профессиональное образование).
  8. Сидоренков, А.В. Социальная психология малых групп : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030301 "Психология" и направлени 030300 "Психология" / А.В. Сидоренков. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 380, [3] c. - (Серия "Высшее образование"). - Гриф МО
  9. Фирсов, М. В. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики : учеб. пособие для студентов вузов / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. - М. : Академия, 2002. - 190, [2] с. - (Высшее образование). - Гриф УМО.
  10. Чурекова, Т.М. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.М. Чурекова, Д.Ф. Ахмерова, Ю.Ю. Моисеенко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011. - 100 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232333 -Загл. с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. [Электронный ресурс] // Учебное пособие: [web-сайт]. – Режим доступа: http://bookvisor.ru/mendelevich-v.d-psixologiya-deviantnogo.html
  2. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь// Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко [web-сайт]. – Режим доступа: http://www.gumer.info
  3. Москвичев, В.В. Социальная работа с несовершеннолетними: опыт организации социальной службы. [Электронный ресурс] // Учебное пособие: [web-сайт]. – Режим доступа: http://www.bookovka.info/index
  4. Овчарова, Р.В. Справочная книга для социального педагога: социальная педагогика, социальная работа. [Электронный ресурс] // Учебное пособие: [web-сайт]. – Режим доступа: http://www.booksgid.com/science/25338-spravochnaja-kniga-socialnogo-pedagoga.html
  5. Психология социальной работы / под ред. М.А. Гулиной. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ozon.ru/context/detail/id/1301858/

Источники

  1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // «ГАРАНТ.РУ». - Москва, 2013. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz3cXSMY2ni/, свободный. – Загл. с экрана. 2. 2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс». - Москва, 2013. - 238 с. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/, свободный. – Загл. с экрана.

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б1.В.ОД.19. Психология социальной работы» [Электронный ресурс]: Направление подготовки 37.03.01 – «Психология» / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Белых В.А. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.