бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 7 сентября 2017 г. утверждено 17 сентября 2017 г.
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано 14 сентября 2017 г.
В.Н. Бойко декан факультета
согласовано 14 сентября 2017 г.

Б1.В.ОД.6 Теория и методика физической культуры, 3 семестр

Б-6011, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Физическая культура), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Г.М. Акушев ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Владение психолого-пеждагогическими, медико-биологическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качест обучающихся (ПК-15) Знание классификации физических способностей, основных закономерностей и принципов их развития. Знание современных тенденции в теории и методике развития силовых, скоростных и координационных способностей, выносливости, гибкости, формировании осанки и совершенствовании свойств телосложения. знаниевый
. Понимание значимости учёта медико-биологических, возрастно-половых, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических особенностей при организации физического воспитания с различным контингентом занимающихся ориентировочный
Умение подбирать методы и средства для решения частных задач физического воспитания операциональный
Опыт использования специфических методов и средств для решения частных задач физического воспитания опыт
Готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) Знание специфических особенностей профессионально-прикладных задач в учебных заведениях профессионального образования знаниевый
Понимание значимости формирования профессионально-прикладных умений на занятиях по физической культуре ориентировочный
Умение варьировать средства, методы, методические приемы, условия организации, с учетом требований образовательных стандартов операциональный
Планировать и реализовывать различные урочные и внеурочные формы занятий с обучающимися различного уровня подготовленности опыт
Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) ▪ Знание источников получения информации о новациях в выбранной сфере профессиональной деятельности знаниевый
▪ Владение критериями оценки качества анализа новшеств и опыта профессиональной деятельности ориентировочный
▪ Владение методами изучения и оценки новаций в сфере профессиональной деятельности операциональный
▪ Опыт поиска, изучения и оценки новаций в сфере профессиональной деятельности опыт
Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3) Знание форм, методов и принципов нравственного воспитания обучающихся знаниевый
Понимание значимости физического воспитания в формировании духовного развития личности ориентировочный
Опыт проведения учебных и внеучебных форм занятий, формируемых положительные черты духовного воспитания опыт

Цели изучения дисциплины

Подготовка студентов к разносторонней профессиональной деятельности по специальности, в основе которой лежат формирование системных знаний, умений и навыков в области теории и методики физической культуры, развитие способностей к самообразованию, а также проведению исследовательской деятельности и стимулирование к развитию творческих способностей.

Задачи

  1. Обеспечить усвоение системы интегративных знаний, способствующих формированию физической культуры личности;
  2. Овладеть профессионально-педагогическими умениями, значимыми для творческой физкультурно-спортивной деятельности педагога по физической культуре;
  3. Научить трансформировать знания достижений науки, техники, теории и практики физической культуры в систему знаний, доступных школьникам;
  4. Сформировать интерес к проблемам физической культуры и умение находить нестандартные подходы и продуктивные решения, направленные на развитие личности обучаемых.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 50,0 ч. (46,3%)
Контроль самостоятельной работы 15,0 ч.
Самостоятельная работа студента 58,5 ч. (54,17%)
Процент выполнения нагрузки 100,46%
Индивидуальная работа со студентами 17,0 ч. из 16,0 ч.
Часов в неделю 3,13 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1Введение в теорию и методику физической культуры сформировать у студентов широкое профессиональное мировоззрение и интерес к проблемам физической культуры, стремление к всестороннему анализу и творческому усвоению изучаемого материала; Знать основные понятия теории физической культуры. Воспринимать физическую культуру как целостное социальное явление Знать функции физической культуры
  • Характеристика основных понятий ТиМФВ
  • Основы, цель и задачи демократических систем физического воспитания
  • Функции физической культуры
Модуль 2 Дидактические основы физического воспитаниия Сформировать знания, умения и навыки о дидактических основах формирования физической культуры личности Научить пользоваться выбором соответствующих средств и методов физического воспитания для обучения двигательным действиям и развития физических качеств на основе требований принципов, регламентирующих процесс физического воспитания
  • Средства формирования физической культуры личности
  • Методические принципы занятий физическими упражнениями
  • Методы формирования физической культуры личности
  • Основы обучения двигательным действиям
  • Развитие физических способностей
Модуль 3 Воспитание личностных качеств, занимающихся физическими упражнениями Установить связь физического воспитания с другими направлениями формирования социально активной личности Разбтраться в задачах, содержании и путях формирования интеллектуального, трудового, нравственного и эстетического направления развития личности средствами физического воспитания
  • Роль физической культуры в формировании личностных качеств. Единство и взаимосвязь между сторонами воспитания.
Формы построения занятий в физическом воспитании Познакомить с содержанием и структурой используемых в процессе физического воспитания различных форм организации занятий Знать классификацию, общую характеристику, содержание и структуру форм физического воспитания.
  • Общая характеристика форм построения занятий. Классификация занятий урочного типа. Содержание занятий урочного типа
  • Построение занятий урочного типа.
  • Общая характеристика занятий неурочного типа.
Планирование контроль и учет в физическом воспитании Познакомить с основными видами планирования, контроля т учета в процессе физического воспитания Иметь представление о процессе планирования, его видах и содержании. Знать содержание основных этапах контроля и учета.
  • Понятие о планировании, его виды, содержание.
  • Общая характеристика основных документов планирования (учебный план, учебная программа, общегодовой план по физической культуре, план-график учебного процесса, тематический план, расписание занятий, планы-конспекты занятий)
  • Виды, содержание и основные методы контроля.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные понятия в ТиМФК Лекция 1,0 1
2 Основные понятия в ТиМФК Семинар 1,0 1
3 ТиМФК - учебная и научная дисциплина Лекция 1,0 1
4 ТиМФК - учебная и научная дисциплина Семинар 1,0 1
5 Основные понятия в ТиМФК Индивидуальная работа 1,0 1
6 Планирование и контроль в физическом воспитании Индивидуальная работа 1,0 1
7 ТиМФК - учебная и научная дисциплина Индивидуальная работа 1,0 2
8 Понятие о системе физического воспитания в стране и ее структуре Лекция 2,0 2
9 Понятие о системе физического воспитания в стране и ее структуре Семинар 2,0 2
10 Понятие о системе физического воспитания в стране и ее структуре Индивидуальная работа 1,0 3
11 Понятие о системе физического воспитания в стране и ее структуре Другое 2,0 3
12 Функции и формы физической культуры в обществе Коллоквиум 2,0 4
13 Функции и формы физической культуры в обществе Индивидуальная работа 1,0 4
14 Средства физического воспитания Лекция 2,0 4
15 Средства физического воспитания Практическая работа 2,0 5
16 Средства физического воспитания Индивидуальная работа 1,0 5
17 Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты выполнения физических упражнений Лекция 1,0 5
18 Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты выполнения физических упражнений Семинар 1,0 5
19 Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты выполнения физических упражнений Индивидуальная работа 1,0 6
20 Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты выполнения физических упражнений Контрольная работа (< 1 часа) 1,0 6
21 Основные стороны и методические принципы физического воспитания Лекция 1,0 7
22 Основные стороны и методические принципы физического воспитания Семинар 1,0 7
23 Основные стороны и методические принципы физического воспитания Индивидуальная работа 1,0 8
24 Методы физического воспитания Лекция 1,0 8
25 Методы физического воспитания Практическая работа 1,0 9
26 Основы теории и методики обучения двигательным действиям Лекция 2,0 9
27 Методы физического воспитания Индивидуальная работа 2,0 10
28 Основы теории и методики обучения двигательным действиям Семинар 2,0 10
29 Основы теории и методики обучения двигательным действиям Практическая работа 2,0 10
30 Основы теории и методики обучения двигательным действиям Индивидуальная работа 2,0 11
31 Основы теории и методики обучения двигательным действиям Минизачет 1,0 11
32 Основы теории и методики воспитания физических качеств Лекция 6,0 12
33 Основы теории и методики воспитания физических качеств Семинар 2,0 12
34 Основы теории и методики обучения двигательным действиям Другое 1,0 12
35 Основы теории и методики воспитания физических качеств Индивидуальная работа 2,0 13
36 Основы теории и методики воспитания физических качеств Контрольная работа (< 1 часа) 1,0 13
37 Особенности процесса формирования личности в аспекте его взаимодействия с физическим воспитанием Коллоквиум 1,0 14
38 Особенности процесса формирования личности в аспекте его взаимодействия с физическим воспитанием Минизачет 2,0 14
39 Формы построения занятий в физическом воспитании Лекция 2,0 15
40 Планирование и контроль в физическом воспитании Лекция 2,0 15
41 Особенности процесса формирования личности в аспекте его взаимодействия с физическим воспитанием Другое 1,0 15
42 Формы построения занятий в физическом воспитании Коллоквиум 1,0 16
43 Планирование и контроль в физическом воспитании Практическая работа 2,0 16
44 Планирование и контроль в физическом воспитании Контрольная работа 2,0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные понятия в ТиМФК Лекция Владеть основными понятиями ТиМФК Узнавание Тема №1
2 Основные понятия в ТиМФК Семинар Владеть основными понятиями ТиМФК Узнавание Тема №1
3 ТиМФК - учебная и научная дисциплина Лекция Знать структуру и содержание предмета, этапы формирования науки Узнавание Тема №1
4 ТиМФК - учебная и научная дисциплина Семинар Знать структуру и содержание предмета, этапы формирования науки Узнавание Тема №1
5 Основные понятия в ТиМФК Индивидуальная работа Результаты не указаны
6 Планирование и контроль в физическом воспитании Индивидуальная работа Результаты не указаны
7 ТиМФК - учебная и научная дисциплина Индивидуальная работа Знать структуру и содержание предмета, этапы формирования науки Узнавание Тема №1
8 Понятие о системе физического воспитания в стране и ее структуре Лекция Разбираться в сущности систем физического воспитания. Знать содержание ее основ, принципов работы. Разбираться в цели и направлении задач системы физического воспитания РФ Воспроизведение Тема № 2
9 Понятие о системе физического воспитания в стране и ее структуре Семинар Разбираться в сущности систем физического воспитания. Знать содержание ее основ, принципов работы. Разбираться в цели и направлении задач системы физического воспитания РФ Воспроизведение Тема № 2
10 Понятие о системе физического воспитания в стране и ее структуре Индивидуальная работа Разбираться в сущности систем физического воспитания. Знать содержание ее основ, принципов работы. Разбираться в цели и направлении задач системы физического воспитания РФ Воспроизведение Тема № 2
11 Понятие о системе физического воспитания в стране и ее структуре Другое Разбираться в сущности систем физического воспитания. Знать содержание ее основ, принципов работы. Разбираться в цели и направлении задач системы физического воспитания РФ Воспроизведение Тема № 2
12 Функции и формы физической культуры в обществе Коллоквиум Знать содержание функций ФК Узнавание Тема №2
Разбираться в разнообразии форм ФК, знать основные стороны и задачи основных форм Узнавание Тема №2
13 Функции и формы физической культуры в обществе Индивидуальная работа Разбираться в разнообразии форм ФК, знать основные стороны и задачи основных форм Узнавание Тема №2
14 Средства физического воспитания Лекция Знать классификацию средств, сущность структуры техники ФУ, ее характеристик. Разбираться в понятиях содержания и формы ФУ Воспроизведение Тема №4
15 Средства физического воспитания Практическая работа Знать классификацию средств, сущность структуры техники ФУ, ее характеристик. Разбираться в понятиях содержания и формы ФУ Воспроизведение Тема №4
16 Средства физического воспитания Индивидуальная работа Знать классификацию средств, сущность структуры техники ФУ, ее характеристик. Разбираться в понятиях содержания и формы ФУ Воспроизведение Тема №4
17 Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты выполнения физических упражнений Лекция Знать параметры нагрузки (объем, интенсивность, отдых). Иметь представление о влиянии нагрузки на организм человека Воспроизведение Тема №4
18 Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты выполнения физических упражнений Семинар Знать параметры нагрузки (объем, интенсивность, отдых). Иметь представление о влиянии нагрузки на организм человека Воспроизведение Тема №4
19 Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты выполнения физических упражнений Индивидуальная работа Знать параметры нагрузки (объем, интенсивность, отдых). Иметь представление о влиянии нагрузки на организм человека Воспроизведение Тема №4
20 Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты выполнения физических упражнений Контрольная работа (< 1 часа) Знать параметры нагрузки (объем, интенсивность, отдых). Иметь представление о влиянии нагрузки на организм человека Воспроизведение Тема №4
21 Основные стороны и методические принципы физического воспитания Лекция Знать группы принципов. Знать требования методических принципов в процессе обучения Узнавание Тема №6
22 Основные стороны и методические принципы физического воспитания Семинар Знать группы принципов. Знать требования методических принципов в процессе обучения Узнавание Тема №6
23 Основные стороны и методические принципы физического воспитания Индивидуальная работа Знать группы принципов. Знать требования методических принципов в процессе обучения Узнавание Тема №6
24 Методы физического воспитания Лекция Владеть основными понятиями темы, знать основные группы и подгруппы классификации методов Узнавание Тема №5
25 Методы физического воспитания Практическая работа Владеть основными понятиями темы, знать основные группы и подгруппы классификации методов Узнавание Тема №5
Уметь выбирать соответствующие методы при решении различных задач ФВ Применение Тема №5
26 Основы теории и методики обучения двигательным действиям Лекция Знать уровни формирования ДД, разюираться в содержании фаз в ЦНС при формировании ДДС Воспроизведение Тема №7
27 Методы физического воспитания Индивидуальная работа Владеть основными понятиями темы, знать основные группы и подгруппы классификации методов Узнавание Тема №5
Уметь выбирать соответствующие методы при решении различных задач ФВ Применение Тема №5
28 Основы теории и методики обучения двигательным действиям Семинар Знать уровни формирования ДД, разюираться в содержании фаз в ЦНС при формировании ДДС Воспроизведение Тема №7
Знать цель, задачи и подзадачи трех этапов формирования двигательного действия Воспроизведение Тема №7
29 Основы теории и методики обучения двигательным действиям Практическая работа Знать уровни формирования ДД, разюираться в содержании фаз в ЦНС при формировании ДДС Воспроизведение Тема №7
Знать цель, задачи и подзадачи трех этапов формирования двигательного действия Воспроизведение Тема №7
30 Основы теории и методики обучения двигательным действиям Индивидуальная работа Знать уровни формирования ДД, разюираться в содержании фаз в ЦНС при формировании ДДС Воспроизведение Тема №7
Знать цель, задачи и подзадачи трех этапов формирования двигательного действия Воспроизведение Тема №7
31 Основы теории и методики обучения двигательным действиям Минизачет Знать уровни формирования ДД, разюираться в содержании фаз в ЦНС при формировании ДДС Воспроизведение Тема №7
Знать цель, задачи и подзадачи трех этапов формирования двигательного действия Воспроизведение Тема №7
32 Основы теории и методики воспитания физических качеств Лекция Знать понятия темы и закономерности процесс воспитания качеств Узнавание Тема №8
Знать разновидностисиловых способностей, средства и методы их развития Воспроизведение Тема №8
Знать аэробные и анаэробные режимы нагрузок, средства и методы воспитания качества Воспроизведение Тема №10
Разбираться в основных составляющих качеств. Знать средства и методы развития ловкости и гибкости Узнавание
33 Основы теории и методики воспитания физических качеств Семинар Знать понятия темы и закономерности процесс воспитания качеств Узнавание Тема №8
Знать разновидностисиловых способностей, средства и методы их развития Воспроизведение Тема №8
Знать аэробные и анаэробные режимы нагрузок, средства и методы воспитания качества Воспроизведение Тема №10
Разбираться в основных составляющих качеств. Знать средства и методы развития ловкости и гибкости Узнавание
34 Основы теории и методики обучения двигательным действиям Другое Знать уровни формирования ДД, разюираться в содержании фаз в ЦНС при формировании ДДС Воспроизведение Тема №7
Знать цель, задачи и подзадачи трех этапов формирования двигательного действия Воспроизведение Тема №7
35 Основы теории и методики воспитания физических качеств Индивидуальная работа Знать разновидностисиловых способностей, средства и методы их развития Воспроизведение Тема №8
Знать аэробные и анаэробные режимы нагрузок, средства и методы воспитания качества Воспроизведение Тема №10
Разбираться в основных составляющих качеств. Знать средства и методы развития ловкости и гибкости Узнавание
36 Основы теории и методики воспитания физических качеств Контрольная работа (< 1 часа) Знать понятия темы и закономерности процесс воспитания качеств Узнавание Тема №8
Знать разновидностисиловых способностей, средства и методы их развития Воспроизведение Тема №8
Знать аэробные и анаэробные режимы нагрузок, средства и методы воспитания качества Воспроизведение Тема №10
Разбираться в основных составляющих качеств. Знать средства и методы развития ловкости и гибкости Узнавание
37 Особенности процесса формирования личности в аспекте его взаимодействия с физическим воспитанием Коллоквиум Знать примеры из практики ФВ, влияющие на формирование всестороннего развития личности Узнавание Тема №3
Знать проблемы и методы воспитания личности, личностные качества преподавателя ФВ. Узнавание Тема №3
Знать задачи и средства формирования сторон гармонической личности Узнавание Тема №3
38 Особенности процесса формирования личности в аспекте его взаимодействия с физическим воспитанием Минизачет Знать примеры из практики ФВ, влияющие на формирование всестороннего развития личности Узнавание Тема №3
Знать проблемы и методы воспитания личности, личностные качества преподавателя ФВ. Узнавание Тема №3
Знать задачи и средства формирования сторон гармонической личности Узнавание Тема №3
39 Формы построения занятий в физическом воспитании Лекция Знать классификацию форм занятий в ФВ Узнавание
Знать содержание и структуру урока Воспроизведение
40 Планирование и контроль в физическом воспитании Лекция Знать структуру различных форм планирования Применение Составление различных планов по заданию преподавателя
Знать содержание видов планирования. Уметь создавать различные документы планирования Творчество Выполнение заданий планирования
Знать виды контроля Узнавание
41 Особенности процесса формирования личности в аспекте его взаимодействия с физическим воспитанием Другое Знать проблемы и методы воспитания личности, личностные качества преподавателя ФВ. Узнавание Тема №3
Знать задачи и средства формирования сторон гармонической личности Узнавание Тема №3
42 Формы построения занятий в физическом воспитании Коллоквиум Знать классификацию форм занятий в ФВ Узнавание
Знать содержание и структуру урока Воспроизведение
Знать формы и содержание внеурочных занятий ФК Узнавание
43 Планирование и контроль в физическом воспитании Практическая работа Знать структуру различных форм планирования Применение Составление различных планов по заданию преподавателя
Знать содержание видов планирования. Уметь создавать различные документы планирования Творчество Выполнение заданий планирования
Знать виды контроля Узнавание
44 Планирование и контроль в физическом воспитании Контрольная работа Знать структуру различных форм планирования Применение Составление различных планов по заданию преподавателя
Знать содержание видов планирования. Уметь создавать различные документы планирования Творчество Выполнение заданий планирования
Знать виды контроля Узнавание

Литература

Основная

  1. Кадыров Р.М., Маризинина Д.И. Теория и методика физической культуры.учебное пособие., М.: КноРус,2016., 132 с.
  2. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры / А.М. Максименко, -2-е изд, испр. и доп. -М.: Физическая культура, 2009.-496 с.
  3. Семенов, Л.А.Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта [Текст] :учеб. пособие/ Л.А.Семенов.-М.: Советский спорт, 2011.-200 с. : ил.
  4. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под ред.проф.Ю.Ф.Курамшина.-3-е изд.,стереотип.-М.:Советский спорт,2007.-464 с.

Дополнительная

  1. Синявский, Н.И., Акушев Г.М., Власов В.В., Н.Н.Безноско Урок физической культуры в школе : учебно-методическое пособие. Специальность 050 720 Физическая культура.-Сургут:РИО СурГПУ, 2010.-174 с.
  2. Теория и методика физического воспитания: Учеб.для студентов фак.физ.культуры пед.ин-тов /Б.А.Ашмарин, Ю.А.Виноградов, З.Н.Вяткина и лр. /Под ред Б.А.Ашмарина.-М.:Просвещение,1990.-287 с.
  3. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов высших учебных заведений физического воспитания и спорта /Под ред.профессора Т.Ю.Круцевич.-в 2-х томах.-Киев.:Олимпийская литература,2003.-391 с.
  4. Теория и методика физической культуры: Учебно-методический комплекс:- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011.-133 с.
  5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. [Текст]- М.: Академия, 2007.
  6. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы [Текст]: учебное пособие.-М.:Советский спорт, 2005.-272 с.

Цифровые ресурсы

  1. http: //lib.sportedu.ru/press/tptk – журнал «Теория и практика физической культуры».
  2. http: lib.sportedu.ru – сайт Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту
  3. http: //www.infosport.ru – сайт Отраслевого информационного портала.
  4. http: //www.rossport.ru – сайд Федерального агенства по физической культуре и спорту.
  5. http: //www.rubrikon.com – информационно-энциклопедический проект.

Источники

  1. http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2001n4/p2-8.htmКонцепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации
  2. http://www.oprf.ru/ru/about/structure/structurenews/newsitem/14089?PHPSESSID=59emdisva9eo8bpa4lqkpodm65 Федеральный закон РФ о развитии физическрй культуры и спорта
  3. Распоряжение ПравительстваРоссийской Федерации"Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года"

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа В.3.1. Теория и методика физической культуры.[Электронный ресурс] Направление 050100 "педагогическое образование" профиль "Физкультурное образование"/, зачет ГОУ ВПО "Сургутский гос.пед.университет" сост.Г.М.Акушев Электр.дан.-Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана
  2. Синявский Н.И., Акушев Г.М., Фурсов А.В., Садыков Р.И. Внеурочная деятельность по предмету "физическая культура" в у словиях реализации ФГОС: учеб.-метод. пособие /Синявский Н.И. и др.; бюджет. учреждение высш. образования ХМАО-Югры "Сургут. гос. пед. ун-т".-Сургут: РИО СурГПУ, 2016. - 123, [1] с.
  3. Учебная программа В.3.1. Теория и методика физической культуры.[Электронный ресурс] Направление 050100 "Педагогическое образование" профиль "Физкультурное образование"/, зачет ГОУ ВПО "Сургутский гос.пед.университет" сост.Г.М.Акушев Электр.дан.-Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экранаhttp://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана