бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра высшей математики и информатики

Рабочая программа*

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 11 сентября 2017 г.
Н.В. Суханова заведующий кафедрой
О.В. Власова декан факультета

Б1.Б.7 Введение в профессию, 1 семестр 1 полусеместр

Б-7051, 44.03.05, Педагогическое образование (направленность Математика и информатика), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________
В.И. Седакова ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1) . Знает особенности профессиональной деятельности педагога НОО. знаниевый
Знание об опыте лучших представителей профессии знаниевый
Знание основных требований рынка труда к специалистам данного профиля знаниевый
Знание о современных требованиях к системе подготовки специалистов в высшей школе знаниевый
Знание сущности профессиональных стандартов знаниевый
Знания о конкретной профессиональной деятельности и способах достижения профессионального мастерства знаниевый
Выделяет основные признаки профессии педагога начального общего образования и выделять ее место в современном обществе. Выделяет специфику профессиональной деятельности педагога НОО ориентировочный
Умение описывать сущностные признаки профессии и выделять ее место в современном обществе ориентировочный
Умение строить схему действий субъекта профессиональной деятельности ориентировочный
Умеет анализировать особенности профессиональной деятельности педагога НОО операциональный
Умение выделять признаки профессиональной деятельности операциональный
Имеет опыт анализа особенности профессиональной деятельности педагога НОО опыт
Опыт характеристик системы подготовки кадров в высшей школе (учебная конференция 1 курса) опыт
Способен к самоорганизации и самообразованию (ОК-6) Знает содержание понятия профессиональное саморазвитие знаниевый
Знание об особенностях индивидуальной траектория обучения. Роль студента в подготовке будущего специалиста знаниевый
Знание содержания понятия профессиональное саморазвитие знаниевый
Знания о компетентностной модели выпускника (ФГОС ВО, учебный план подготовки конкретного выпускника и т.д.). знаниевый
Владеет общей схемой построения собственной программы профессионального обучения, ориентируясь на требования нормативно-правовых актов сферы образования ориентировочный
Умение оценивать себя в качестве субъекта профессиональной деятельности ориентировочный
Умение строить собственную программу профессионального обучения ориентировочный
Умеет строить собственную программу профессионального обучения, ориентируясь на требования нормативно-правовых актов сферы образования операциональный
Умение определять качества субъекта профессиональной деятельности операциональный
Умение формулировать условия получения качественного профессионального образования операциональный
Имеет опыт написания собственной программы профессионального обучения, ориентируясь на требования нормативно-правовых актов сферы образования опыт
Опыт оценки профессиональной деятельности (в условиях общественно – полезной практики) опыт
Опыт создания собственного плана достижения профессионального результата опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование понимания особенностей и содержания избранной профессии и способов достижения профессионального мастерства

Задачи

  1. Освоение основных характеристик профессиональной деятельности педагога согласно современным требованиям.
  2. Сформировать мотивацию к педагогической деятельности.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29,0 ч. (40,28%)
Контроль самостоятельной работы 9,0 ч.
Самостоятельная работа студента 44,0 ч. (61,11%)
Процент выполнения нагрузки 101,39%
Индивидуальная работа со студентами 13,0 ч. из 12,0 ч.
Часов в неделю 3,63 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Общая характеристика педагогической профессии Формировать у студентов представление о педагогической профессии и сепени своего соответствия ей Знать основные исторические аспекты возникновения педагогической профессии. Уметь выделять особенности педагогической профессии. Уметь определять перспективы развития педагогической профессии в условиях информатизации общества. Уметь анализировать особенности саморазвития личности педагога
  • Характеристика основных тенденций развития отрасли
  • Профессиональная деятельность и личность педагога
  • Общая и профессиональная культура педагога
  • Педагогическое общение
Модуль 2. Профессиональная компетентность педагога Знакомство с инновационными процессами в образовании, требованиями, которые предъявляются к современному педагогу Владеть понятиями компетенции и компетентности. Иметь представление о модели профессиональной компетентности педагога. Понимать требования к профессиональной культуре педагога. Понимать возможности развития профессиональной карьеры педагога.
  • Требования к системе подготовки педагога
  • Модель профессиональной компетентности педагога
  • Профессиональное становление и развитие педагога

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы педагогической профессии Лекция 2,0 1
2 Исторические аспекты происхождения педагогической профессии Семинар 2,0 1
3 Исторические аспекты происхождения педагогической профессии Индивидуальная работа 2,0 1
4 Сущность и специфика педагогической деятельности Практическая работа 2,0 3
5 Сущность и специфика педагогической деятельности Лекция 2,0 3
6 Знакомство со стилем работы учителей-математиков и педагога начального общего образования Другое 2,0 4
7 Общая и профессиональная культура педагога Практическая работа 2,0 4
8 Общая и профессиональная культура педагога Индивидуальная работа 3,0 4
9 Социальная миссия педагога. Педагогическое мастерство. Практическая работа 2,0 5
10 Социальная миссия педагога. Педагогическое мастерство. Индивидуальная работа 2,0 5
11 Общая и профессиональная культура педагога Семинар 2,0 5
12 Педагогическое общение педагога Семинар 2,0 6
13 Рубежный контроль. Коллоквиум Коллоквиум 2,0 6
14 Педагогическое общение педагога Индивидуальная работа 2,0 6
15 Компетентностная модель выпускника Практическая работа 2,0 7
16 Компетентностная модель выпускника Индивидуальная работа 2,0 7
17 Профессиональное становление и развитие педагога Практическая работа 2,0 7
18 Встреча с педагогами, получившими признание Другое 3,0 8
19 Профессиональное становление и развитие педагога Индивидуальная работа 2,0 8
20 Рубежный контроль Образ учителя-профессионала Конференция 2,0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы педагогической профессии Лекция описывать основные виды педагогической деятельности Применение
давать характеристику целей и содержания педагогической деятельности Применение
выделять типологию современных педагогических специальностей Применение
описывать социальную роль и значимость профессии учителя Творчество
2 Исторические аспекты происхождения педагогической профессии Семинар выделять предпосылки появления педагогической специальности Воспроизведение
представлять основные этапы развития педагогической профессии Применение
составлять классификацию педагогических ценностей Применение
определять предназначение педагогической профессии Применение
3 Исторические аспекты происхождения педагогической профессии Индивидуальная работа выделять предпосылки появления педагогической специальности Воспроизведение
представлять основные этапы развития педагогической профессии Применение
составлять классификацию педагогических ценностей Применение
определять предназначение педагогической профессии Применение
4 Сущность и специфика педагогической деятельности Практическая работа описывать педагогические основы педагогической профессии Применение
иметь представление о требованиях рынка труда к педагогам-математикам Применение
перечислять основные функции учителя математики Применение
выделять гностические, конструктивные способности педагога Применение
выделять организаторские и коммуникативные способности педагога Применение
Знает особенности профессиональной деятельности педагога НОО Воспроизведение
Выделяет специфику профессиональной деятельности педагога НОО Применение
Умеет анализировать особенности профессиональной деятельности педагога НОО Применение
5 Сущность и специфика педагогической деятельности Лекция описывать педагогические основы педагогической профессии Применение
перечислять основные функции учителя математики Применение
выделять гностические, конструктивные способности педагога Применение
6 Знакомство со стилем работы учителей-математиков и педагога начального общего образования Другое определять предназначение педагогической профессии Применение
описывать основные виды педагогической деятельности Применение
давать характеристику целей и содержания педагогической деятельности Применение
выделять типологию современных педагогических специальностей Применение
определять значение деятельности учителя как субъекта педагогической деятельности Воспроизведение
определять стиль педагогической деятельности Применение
7 Общая и профессиональная культура педагога Практическая работа перечислять компоненты общей культуры педагога Применение
составлять основные требования к педагогу высокой культуры Творчество
перечислять компоненты профессиональной культуры педагога Применение
сравнивать компоненты профессиональной культуры педагога с культурой другой специальности Применение
перечислять уровни сформированности педагогической культуры Применение
перечислять критерии сформированности педагогической культуры Применение
8 Общая и профессиональная культура педагога Индивидуальная работа составлять классификацию педагогических ценностей Применение
перечислять компоненты общей культуры педагога Применение
перечислять компоненты профессиональной культуры педагога Применение
9 Социальная миссия педагога. Педагогическое мастерство. Практическая работа перечислять основные учебные заведения в России в XX и XXI веках Применение
выделять основные способы подготовки учителей на современном этапе Применение
определять значение деятельности учителя как субъекта педагогической деятельности Воспроизведение
определять стиль педагогической деятельности Применение
описывать социальную роль и значимость профессии учителя Творчество
уметь анализировать составные компоненты общей культуры педагога Применение
составлять основные требования к педагогу высокой культуры Творчество
10 Социальная миссия педагога. Педагогическое мастерство. Индивидуальная работа описывать основные виды педагогической деятельности Применение
давать характеристику целей и содержания педагогической деятельности Применение
выделять типологию современных педагогических специальностей Применение
определять значение деятельности учителя как субъекта педагогической деятельности Воспроизведение
определять стиль педагогической деятельности Применение
описывать социальную роль и значимость профессии учителя Творчество
11 Общая и профессиональная культура педагога Семинар составлять классификацию педагогических ценностей Применение
перечислять компоненты общей культуры педагога Применение
перечислять компоненты профессиональной культуры педагога Применение
сравнивать компоненты общей и профессиональной культуры педагога Применение
перечислять уровни сформированности педагогической культуры Применение
перечислять критерии сформированности педагогической культуры Применение
12 Педагогическое общение педагога Семинар выделять виды педагогического общения Применение
перечислять требования к педагогическому общению Применение
приводить примеры различных стилей общения Применение
различать стиль общения в приведенных ситуациях Применение
описыватт этику отношений педагога в различных системах Применение
определять способы общения в предложенных конфликтных ситуациях Применение
13 Рубежный контроль. Коллоквиум Коллоквиум описывать основные виды педагогической деятельности Применение
давать характеристику целей и содержания педагогической деятельности Применение
выделять типологию современных педагогических специальностей Применение
определять значение деятельности учителя как субъекта педагогической деятельности Воспроизведение
описывать социальную роль и значимость профессии учителя Творчество
сравнивать компоненты общей и профессиональной культуры педагога Применение
анализировать стиль работы учителей-математиков Применение
14 Педагогическое общение педагога Индивидуальная работа моделировать ситуации проявления педагогического такта в общении Применение
перечислять требования к педагогическому общению Применение
приводить примеры различных стилей общения Применение
описыватт этику отношений педагога в различных системах Применение
определять способы общения в предложенных конфликтных ситуациях Применение
15 Компетентностная модель выпускника Практическая работа описывать педагогические основы педагогической профессии Применение
иметь представление о требованиях рынка труда к педагогам-математикам Применение
перечислять основные функции учителя математики Применение
выделять гностические, конструктивные способности педагога Применение
выделять организаторские и коммуникативные способности педагога Применение
анализировать понятия "компетенция" и "компетентность" Применение
выделять основные структурные компоненты профессиональной компетентности педагога Применение
определять факторы и движущие силы становления педагога Применение
16 Компетентностная модель выпускника Индивидуальная работа Знает особенности профессиональной деятельности педагога НОО Воспроизведение
Выделяет специфику профессиональной деятельности педагога НОО Применение
Умеет анализировать особенности профессиональной деятельности педагога НОО Применение
17 Профессиональное становление и развитие педагога Практическая работа описывать педагогические основы педагогической профессии Применение
выделять гностические, конструктивные способности педагога Применение
выделять организаторские и коммуникативные способности педагога Применение
выделять основные пути овладения педагогической профессией Применение
определять факторы и движущие силы становления педагога Применение
выделять основные пути овладения педагогической профессией Воспроизведение
разрабатывать программы профессионально-личностного становления и развития Творчество
определять факторы и движущие силы становления педагога Применение
Знает содержание понятия профессиональное саморазвитие Воспроизведение
Знает содержание понятия профессиональное саморазвитие Воспроизведение
18 Встреча с педагогами, получившими признание Другое определять предназначение педагогической профессии Применение
перечислять основные учебные заведения в России в XX и XXI веках Применение
выделять основные способы подготовки учителей на современном этапе Применение
перечислять критерии сформированности педагогической культуры Применение
анализировать критерии сформированности педагогической культуры в конкретных ситуациях Применение
различать стиль общения в приведенных ситуациях Применение
определять способы общения в предложенных конфликтных ситуациях Применение
19 Профессиональное становление и развитие педагога Индивидуальная работа иметь представление о требованиях рынка труда к педагогам-математикам Применение
разрабатывать программы профессионально-личностного становления и развития Творчество
Знает особенности профессиональной деятельности педагога НОО Воспроизведение
Выделяет специфику профессиональной деятельности педагога НОО Применение
Умеет анализировать особенности профессиональной деятельности педагога НОО Применение
20 Рубежный контроль Образ учителя-профессионала Конференция определять значение деятельности учителя как субъекта педагогической деятельности Воспроизведение
определять стиль педагогической деятельности Применение
описывать социальную роль и значимость профессии педагога Творчество
владеть критериями отбора и приема специалиста в системе образования Воспроизведение
иметь представление о системе подготовки педагогов Применение
перечислять требования основных нормативных документов в ОУ Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность [Электронный ресурс] : учебник / А.Г. Бермус. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 112 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242 .-Загл. с экрана
  2. Корепанова, М.В. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. учреждений высших проф. образования / М.В. Корепанова, О.В. Гончарова, И.А. Лавринец [Текст]. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с.
  3. Кузнецов, В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность: учебник для студ. учреждений высших проф. образования / В.В. Кузнецов [Текст]. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 176 с.
  4. Кукушин, В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие / В.С. Кукушин [Текст]. – Изд. 3-е, исправ. и доп.. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2010. – 256 с.

Дополнительная

  1. Введение в педагогическую деятельность. А.С. Роботовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изда-тельский центр «Академия», 2004. – 208 с.
  2. Мижериков, В.А., Ермоленко, М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студен-тов пед. уч. заведений [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 288 с.
  3. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Никитин, Н.В. Кислинская [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
  4. Орлов, А.А., Агафонова, А.С.Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А.А. Орлова [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

Цифровые ресурсы

  1. Возникновение и становление педагогической профессии на протяжении времен [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://woman-man.ru/vozniknovenie-i-stanovlenie-pedagogicheskoj/
  2. Возникновение и становление педагогической профессии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.konc-ees.ru/pedagogika/vozniknovenie-i-stanovlenie-pedagogicheskoj-professii.html
  3. Профессиональные качества современного учителя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=60
  4. Ступени педагогического мастерства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edukids.ru/articles/330

Источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации [Текст]. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
  2. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nios.ru/node/9439

Учебно-методические материалы

  1. Седакова, В.И. Планы практических занятий по дисциплине "Введение в профессию" [Электронный ресурс] / В.И. Седакова. - Электрон. дан. - Сургут: HyperMethod, [2014]. - Режим доступа: http://els.surgpu.ru/subject/course/index/subject_id/2724/course_id/438, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.