бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра физического воспитания

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Sept. 13, 2017 утверждено Oct. 4, 2017
Л.В. Соколовская заведующий кафедрой
согласовано Sept. 28, 2017
О.Н. Стафеев декан факультета
согласовано Sept. 29, 2017

Б1.Б.7 Физическая культура, 1 семестр

Б-7121, 43.03.01, Сервис, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.Н. Безноско ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Cпособностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; пропаганды активного долголетия, здорового образа жизни и профилактики заболеваний (ОК-7) Знать методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и методы самоконтроля в процессе занятий знаниевый
Знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни знаниевый
Знать о закономерностях повышения спортивной работоспособности, как психо-физиологической основы в достижении высокой профессиональной деятельности знаниевый
Понимание значимости влияния физической культуры и оздоровительных систем физического воспитания на укрепления здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек ориентировочный
Понимание социальной значимости физической культуры и ее роли в развитии личности и подготовки профессиональной деятельности ориентировочный
Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом ориентировочный
Владение методами определения уровня физической и функциональной подготовленности. Владение методами самоконтроля. операциональный
Владение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте. операциональный
Опыт использования теоретических и научно-практических основ физической культуры в научно-исследовательской деятельности. (Участие в работе семинаров творческих групп, научно-практических конференциях, подготовка докладов, статей, составление рефератов) опыт

Цели изучения дисциплины

Формировать мировоззренческую систему научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

Задачи

  1. Формировать понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности, знание научно- биологических, педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни
  2. Формировать систему научно-практических, специальных знаний и умений в сфере физического воспитания для их адаптивного, творческого использования с целью личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30.0 ч. (41.67%)
Контроль самостоятельной работы 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 42.0 ч. (58.33%)
Процент выполнения нагрузки 100.0%
Индивидуальная работа со студентами 7.0 ч. из 4.5 ч.
Часов в неделю 1.88 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Научно-практические, социально- биологические и педагогические основы физической культуры и здорового образа жизни в профессиональной подготовке бакалавров. Формировать знания в области физической культуры , понимание значимости и роли физической культуры и ее духовных ценностей в жизнедеятельности человека необходимыми для сохранения и укрепления здоровья, физического самосовершенствования и самовоспитания. Знать научно-практические и социально- биологические основы физической культуры и здорового образа жизни; Понимать значимость и роли физической культуры и ее духовные ценности в жизнедеятельности человека для сохранения и укрепления здоровья, физического самосовершенствования и самовоспитания.
  • Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов.
  • Социально-биологические основы физической культуры.
  • Основы здорового образа жизни студентов. Роль физической культуры в обеспечении здоровья.
Методические основы физической культуры и профессионально-прикладная физическая культура бакалавра. Формировать знания методических основ общей, специальной физической подготовки и профессионально-прикладной физической культуры для самостоятельного использования средств и методов в регулировании работоспособности. Знать методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и методы самоконтроля в процессе занятий; Знать закономерности повышения спортивной работоспособности, как психо-физиологической основы в достижении высокой профессиональной деятельности. Знать структуру и содержание профессионально-прикладной физической культурыи её роль в формировании профессиональных качеств бакалавров.
  • Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
  • Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания.
  • Методические основы и самоконтроль в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
  • Профессионально-прикладная физическая культура. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Лекция 2.0 1
2 Формирование личности в процессе физического воспитания. Самостоятельное изучение 3.0 1
3 Становление и роль физической культуры в формировании личности, в общественной и профессиональной подготовке. Контрольная работа 2.0 2
4 Формирование личности в процессе физического воспитания. Индивидуальная работа 1.0 2
5 Социально-биологические основы физической культуры. Лекция 2.0 3
6 Физиологические механизмы формирования и совершенствования двигательных навыков, характеристика процессов утомления и восстановления, спортивная работоспособность и ее изменения Самостоятельное изучение 4.0 3
7 Социальные, биологические и физиологические основы физической культуры, механизмы развития физических качеств. Практическая работа 2.0 4
8 Спортивная работоспособность и её изменения. Реферат 1.0 4
9 Физиологические механизмы формирования и совершенствования двигательных навыков, характеристика процессов утомления и восстановления, спортивная работоспособность и ее изменения Индивидуальная работа 2.0 4
10 Основы здорового образа жизни студентов. Роль физической культуры в обеспечении здоровья. Лекция 2.0 5
11 Влияние образа жизни на здоровье студентов. Организация режима труда, двигательной активности, отдыха и сна. Организация режима питания. Практическая работа 2.0 6
12 Здоровый образ жизни и его составляющие. Другое 1.0 6
13 Здоровый образ жизни и его составляющие. Индивидуальная работа 1.0 6
14 Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности. Лекция 2.0 7
15 Изменения работоспособности студентов в течение недели, семестра и в целом за учебный год. Самостоятельное изучение 3.0 7
16 Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов Практическая работа 2.0 8
17 Изменения работоспособности студентов в течение недели, семестра и в целом за учебный год. Индивидуальная работа 1.0 8
18 Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания Лекция 2.0 9
19 Развитие физических качеств. Реферат 1.0 9
20 Основные положения общей физической и спортивной подготовки в системе физического воспитания. Практическая работа 2.0 10
21 Основные положения общей физической и спортивной подготовки в системе физического воспитания. Индивидуальная работа 1.0 10
22 Методические основы и самоконтроль в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Лекция 2.0 11
23 Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Практическая работа 2.0 12
24 Гигиенические требования при проведении самостоятельных занятий. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Реферат 1.0 12
25 Профессионально-прикладная физическая культура. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра Лекция 2.0 13
26 Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки. Самостоятельное изучение 3.5 14
27 Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста. Контрольная работа (< 1 часа) 1.0 14
28 Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки. Индивидуальная работа 1.0 15
29 Профессионально-прикладная физическая подготовка – как одно из основополагающих направлений системы физического воспитания. Практическая работа 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Лекция Знать характеристику компонентов физической культуры Узнавание
Понимать роль и значимость ФК в структуре профессионального образования Узнавание
Знать структуру физической культуры Узнавание
Знать основные положения в организации физического воспитания в высшем учебном заведении. Узнавание
Знать цели и задачи физического воспитания в высшем учебном заведении. Узнавание
Знать основные положения законодательства РФ о физической культуре и спорте Узнавание
Знать основные понятия, используемые в Федеральном Законе Российской Федерации Узнавание
Знать социальные функции физической культуры Узнавание
2 Формирование личности в процессе физического воспитания. Самостоятельное изучение Понимать роль физического воспитания студентов в приобретении фонда жизненно-важных двигательных умений и навыков Узнавание
Определить систему мотивов формирования личности в процессе физического воспитания. Узнавание
3 Становление и роль физической культуры в формировании личности, в общественной и профессиональной подготовке. Контрольная работа Понимать роль физического воспитания студентов в приобретении фонда жизненно-важных двигательных умений и навыков Узнавание
Определить систему мотивов формирования личности в процессе физического воспитания. Узнавание
Знать о роли физической культуры в системе ценностей человека Узнавание
Знать социальные функции физической культуры в формировании личности Узнавание
4 Формирование личности в процессе физического воспитания. Индивидуальная работа Понимать роль физического воспитания студентов в приобретении фонда жизненно-важных двигательных умений и навыков Узнавание
Определить систему мотивов формирования личности в процессе физического воспитания. Узнавание
5 Социально-биологические основы физической культуры. Лекция Знать определение социальной основы физической культуры Узнавание
Выделить базовые функции физической культуры и спорта. Узнавание
Знать строение и функции опорно-двигательного аппарата Узнавание
Знать функции физиологических систем организма Узнавание
Иметь общие представления об адаптации Узнавание
Знать механизмы адаптационных процессов в организме при мышечной деятельности. Узнавание
знать классификацию физических упражнений Узнавание
Знать механизмы адаптации в адекватных и неадекватных условиях окружающей среды Узнавание
6 Физиологические механизмы формирования и совершенствования двигательных навыков, характеристика процессов утомления и восстановления, спортивная работоспособность и ее изменения Самостоятельное изучение Иметь представление о механизмах, фазах и компонентов образования двигательнгого навыка. Узнавание
Знать признаки утомления при разных видах мышечной деятельности. Узнавание
Иметь представление о процессах восстановления организма после физической нагрузки. Узнавание
Узнавание
7 Социальные, биологические и физиологические основы физической культуры, механизмы развития физических качеств. Практическая работа Знать естественнонаучные основы жизнедеятельности организма Узнавание
Знать физиологические основы физической культуры Узнавание
Знать физиологические характеристики организма при занятиях физическими упражнениям Узнавание
Иметь представление о физиологических механизмах развития физических качеств Узнавание
8 Спортивная работоспособность и её изменения. Реферат Знать физиологическую характеристику предстартовых состояний Узнавание
Знать характеристики врабатывания, разминки и устойчивого состояния. Узнавание
Знать характеристику «мёртвой точки» и второго дыхания. Узнавание
9 Физиологические механизмы формирования и совершенствования двигательных навыков, характеристика процессов утомления и восстановления, спортивная работоспособность и ее изменения Индивидуальная работа Иметь представление о механизмах, фазах и компонентов образования двигательнгого навыка. Узнавание
Знать признаки утомления при разных видах мышечной деятельности. Узнавание
Иметь представление о процессах восстановления организма после физической нагрузки. Узнавание
Узнавание
10 Основы здорового образа жизни студентов. Роль физической культуры в обеспечении здоровья. Лекция Знать определение здоровья и его критерии Узнавание
Иметь представление об уровнях здоровья и физического развития. Узнавание
Иметь представление о группах ценностных ориентаций студентов на здоровый образ жизни Узнавание
11 Влияние образа жизни на здоровье студентов. Организация режима труда, двигательной активности, отдыха и сна. Организация режима питания. Практическая работа Знать о факторах влияющих на здоровье. Узнавание
Знать о вреде вредных привычек на здоровье человека. Узнавание
Знать основные требования к двигательному режиму. Узнавание
Иметь представление об организации режима сна и отдыха, режима питания. Узнавание
12 Здоровый образ жизни и его составляющие. Другое Разработать научно-обоснованный режим дня и питания студента Воспроизведение
Провести сравнительный анализ научно-обоснованного режима дня и питания с собственным режимом дня и питания. Применение
Знать правила личной гигиены и закаливания. Узнавание
Знать о профилактических мерах в борьбе с вредными привычками Узнавание
13 Здоровый образ жизни и его составляющие. Индивидуальная работа Разработать научно-обоснованный режим дня и питания студента Воспроизведение
Провести сравнительный анализ научно-обоснованного режима дня и питания с собственным режимом дня и питания. Применение
Знать правила личной гигиены и закаливания. Узнавание
Знать о профилактических мерах в борьбе с вредными привычками Узнавание
14 Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности. Лекция Знать психофизиологические характеристики умственного труда студентов. Узнавание
Иметь представление о фактора, определяющих работоспособность студентов Узнавание
Знать нормы двигательной активности студентов Узнавание
Иметь представление о значении физических упражнений как средстве противодействия психическому стрессу и снятие нервно-эмоционального напряжение Узнавание
15 Изменения работоспособности студентов в течение недели, семестра и в целом за учебный год. Самостоятельное изучение Составить график изменения работоспособности в течение рабочего дня. Воспроизведение
Составить график изменения работоспособности в течение учебной недели. Воспроизведение
Составить график изменения работоспособности по семестрам, в целом за учебный год. Воспроизведение
16 Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов Практическая работа Знать о взаимосвязи физических упражнений и умственной работоспособности. Узнавание
Иметь представление о способах уменьшения психической напряжённости. Узнавание
Знать средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов.. Узнавание
17 Изменения работоспособности студентов в течение недели, семестра и в целом за учебный год. Индивидуальная работа Составить график изменения работоспособности в течение рабочего дня. Воспроизведение
Составить график изменения работоспособности в течение учебной недели. Воспроизведение
Составить график изменения работоспособности по семестрам, в целом за учебный год. Воспроизведение
18 Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания Лекция Знать методические принципы, средства и методы физического воспитания Узнавание
Иметь представление об основах и этапах обучения движениям. Узнавание
Знать особенности общей физической, специальной и спортивной подготовки студентов. Узнавание
Знать основные формы занятий физическими упражнениями. Узнавание
19 Развитие физических качеств. Реферат Знать виды физических качеств. Узнавание
Иметь представление о средствах и методах развития основных физических качеств. Узнавание
20 Основные положения общей физической и спортивной подготовки в системе физического воспитания. Практическая работа Знать понятие, задачи и содержание общей физической подготовки. Узнавание
Знать понятие, задачи и содержание специальной физической подготовки. Узнавание
Иметь представление о содержании и отличии физической, технической и тактической подготовки. Узнавание
21 Основные положения общей физической и спортивной подготовки в системе физического воспитания. Индивидуальная работа Знать понятие, задачи и содержание общей физической подготовки. Узнавание
Знать понятие, задачи и содержание специальной физической подготовки. Узнавание
Иметь представление о содержании и отличии физической, технической и тактической подготовки. Узнавание
22 Методические основы и самоконтроль в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Лекция Знать виды направленности самостоятельных занятиях студентов Узнавание
Ориентироваться в системах физических упражнений и видов спорта, выбираемых для самостоятельных занятий Узнавание
Знать принципы организации самостоятельных занятий. Узнавание
Знать как осуществляется врачебный контроль и самоконтроль на самостоятельных занятиях. Узнавание
23 Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Практическая работа Знать условия планирования объема и интенсивности физических упражнений с учётом умственной учебной нагрузки. Узнавание
Знать признаки чрезмерной нагрузки. Узнавание
Иметь представление об Энергозатратах при физической нагрузке различной направленности. Узнавание
24 Гигиенические требования при проведении самостоятельных занятий. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Реферат Знать гигиенические тредования при проведении сасостоятельных занятий. Узнавание
Знать особенности самостоятельных занятий для женщин. Узнавание
25 Профессионально-прикладная физическая культура. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра Лекция Знать определение понятия ППФП, ее цель, задачи и место ППФП в системе физического воспитания студентов. Узнавание
Знать методику подбора средств ППФП студентов, принципы организации и формы ППФП в вузе Узнавание
Знать основные принципы производственной физической культуры. Узнавание
26 Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки. Самостоятельное изучение Знать структуру специальной физической подготовки в профессионально-прикладной физической подготовке. Узнавание
27 Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста. Контрольная работа (< 1 часа) Знать цель и задачи производственной физической культуры. Узнавание
Знать методические основы производственной физической культуры. Узнавание
28 Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки. Индивидуальная работа Знать структуру специальной физической подготовки в профессионально-прикладной физической подготовке. Узнавание
29 Профессионально-прикладная физическая подготовка – как одно из основополагающих направлений системы физического воспитания. Практическая работа Знать основное содержание ППФП студентов и его реализация на факультете Узнавание
Иметь представление о влияние особенностей динамики утомления и работоспособности специалистов на содержание ППФП студентов (данного факультета) Узнавание
Составить программу ППФП студента, применительно будущей профессии. Творчество

Литература

Основная

  1. Виленский, В.И. Физическая культура : учебник / коллектив авторов : под ред. М.Я. Виленского. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2013. - 424 с. - (Бакалавриат)
  2. Евсеев, Ю.И. Физическая культура : учеб. пособие для студентов вузов / Ю. И. Евсеев . - Изд. 9-е, испр. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 444, [2] с. : ил. - (Высшее образование).

Дополнительная

  1. Григорович, Е.С., Романов, К.Ю. Физическая культура: учебное пособие /Е.С. Григорович, К.Ю. Романов. - Издатель: Вышэйшая школа, 2011. - 352 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144214&sr=1
  2. Гришина, Ю.И.Общая физическая подготовка. Знать и уметь. / Ю.И.Гришина. Учебное пособие. – Ростов-на Дону «Феникс», 2011. – 249 с.

Цифровые ресурсы

  1. Научно-методический журнал "Физическая культура" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/
  2. Научно-теоретический журнал "Теория и практика физической культуры" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/
  3. Энциклопедия спорта. Виды спорта. История олимпийских игр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pekingames.ru/

Источники

  1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329- ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Учебно-методические материалы

  1. Булатова, Г.А. Здоровье студента: здоровьесберегающая программа СурГПУ: учеб.-метод, пособие / Сургут, гос. пед. ун-т ; авт.-сост.: Г.А. Булатова, Л.И. Лебедкина, Н.Н. Безноско, P.M. Гимазов; под ред. Г.А. Булатовой. - Сургут: РИО СурГПУ, 2005. - 104 с.
  2. Диордица, Л.В. Педагогический мониторинг качества учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов : учеб.-метод. пособие для студентов очного и заочного форм обучения по направлениям подготовки / сост.: Л.В.Диордица, Л.В.Соколовская. - Сургут : РИО СурГПУ,2013. - 65 с.