бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Sept. 11, 2017 утверждено Sept. 17, 2017
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 13, 2017
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 14, 2017

Б1.В.ОД.1.3 Специальная психология, 3 семестр

Б-6111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОПК-4) Знание вариативных моделей и особенностей организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения знаниевый
Владение способом выбора модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения ориентировочный
Умение осуществлять выбор модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения операциональный
Готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-7) Знание особенностей семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ для выявления потребности в комплексном сопровождении знаниевый
Владение общей схемой организации конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ для решения образовательных задач ориентировочный
Умение выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ для решения образовательных задач операциональный
Способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3) Знание психофизических и возрастных особенностей обучающихся с ОВЗ знаниевый
Владение способами выявления психофизических и возрастных особенностей обучающихся с ОВЗ ориентировочный
Умение выявлять психофизические и возрастные особенности обучающихся с ОВЗ операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умения анализировать и применять основные психологические концепции в профессиональной деятельности педагога-дефектолога.

Задачи

  1. Формировать знание основных теоретических концепций специальной психологии и понимание их значимости при разработке индивидуального маршрута развития ребенка с ОВЗ
  2. Формировать умения разрабатывать программу психологического сопровождения исходя из особенностей развития ребенка с ОВЗ и теорий специальной психологической науки

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 43.0 ч.
Лекция 14.0 ч.
Семинар 12.0 ч.
Практическая работа 2.0 ч.
КСР 15.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 65.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 12.0 ч. из 10.5 ч.
Часов в неделю 2.69 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Основные теоретические концепции специальной психологии Формирование знаний об основных теоретических концепций специальной психологии и понимания их значимости при разработке индивидуального маршрута развития ребенка с ОВЗ - знать теорию Культурно-исторического развития ребенка Л.С.Выготского - знать возрастную периодизацию развития - знать общие закономерности психофизического развития в норме и с ОВЗ - уметь объяснять значение теорий Л.С. Выготского для профессиональной деятельности педагога-дефектолога - уметь описывать параметры и типы дизонтогенеза исходя из классификации В.В. Лебединского - уметь определять тип дизонтогенеза при различных нарушениях развития - уметь проектировать индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ исходя из типа дизонтогенеза и индивидуальных особенностей функционирования организма
  • Теории Л.С.Выготского в специальной психологии
  • Возрастная периодизация развития
  • Общие закономерности психофизического развития в норме и с ОВЗ
  • Значение теорий Л.С. Выготского для профессиональной деятельности педагога-дефектолога
  • Параметры и типы дизонтогенеза (по классификации В.В. Лебединского)
  • Тип дизонтогенеза при различных нарушениях развития
  • Индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ (исходя из типа дизонтогенеза и индивидуальных особенностей функционирования его организма)
Модуль 2. Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ Формирование знаний о сущности процесса психологического сопровождения ребенка с ОВЗ и умения разрабатывать программу его сопровождения исходя из особенностей развития -раскрывать понятие "сопровождение" -описывать принципы, уровни, формы организации и этапы сопровождения ребенка с ОВЗ - определять место и значение диагностики в процессе сопровождения ребенка с ОВЗ - уметь планировать собственную деятельность по сопровождению ребенка с ОВЗ - уметь разрабатывать проект программы сопровождения ребенка с ОВЗ
  • Понятие психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ
  • Принципы, уровни, формы организации и этапы сопровождения ребенка с ОВЗ
  • Место и значение диагностики в процессе сопровождения ребенка с ОВЗ
  • Планирование собственной деятельности по сопровождению ребенка с ОВЗ
  • Программы сопровождения ребенка с ОВЗ

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теории Л.С. Выготского в общей и специальной психологии Лекция 4.0 1
2 Теории Л.С. Выготского в общей и специальной психологии Контрольная работа 2.0 1
3 Теории Л.С. Выготского в общей и специальной психологии Индивидуальная работа 2.0 1
4 Структура и динамика психологического возраста Самостоятельное изучение 4.0 1
5 Структура и динамика психологического возраста Индивидуальная работа 1.0 1
6 Структура и динамика психологического возраста Коллоквиум 2.0 1
7 Закономерности психофизического развития детей с норме и с ОВЗ Лекция 2.0 1
8 Закономерности психофизического развития детей с норме и с ОВЗ Семинар 2.0 1
9 Закономерности психофизического развития детей с норме и с ОВЗ Индивидуальная работа 1.0 1
10 Теории Л.С. Выготского в профессиональной деятельности дефектолога Контрольная работа 2.0 1
11 Классификация типов дизонтогенеза и их параметры в исследованиях В.В. Лебединского Лекция 2.0 1
12 Классификация типов дизонтогенеза и их параметры в исследованиях В.В. Лебединского Самостоятельное изучение 1.0 1
13 Классификация типов дизонтогенеза и их параметры в исследованиях В.В. Лебединского Семинар 2.0 1
14 Классификация типов дизонтогенеза и их параметры в исследованиях В.В. Лебединского Семинар 2.0 1
15 Классификация типов дизонтогенеза и их параметры в исследованиях В.В. Лебединского Индивидуальная работа 2.0 1
16 Индивидуальный маршрут развития ребенка на основе индивидуальных особенностей функционирования психики и организма в целом Самостоятельное изучение 2.0 1
17 Индивидуальный маршрут развития ребенка на основе индивидуальных особенностей функционирования психики и организма в целом Контрольная работа 2.0 1
18 Рубежный контроль М.1. Контрольная работа 2.0 1
19 Рубежный контроль М.1. Индивидуальная работа 2.0 1
20 Психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребенка с ОВЗ Лекция 2.0 1
21 Психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребенка с ОВЗ Практическая работа 2.0 1
22 Место и значение диагностики в процессе сопровождения ребенка с ОВЗ Семинар 2.0 1
23 Место и значение диагностики в процессе сопровождения ребенка с ОВЗ Другое 1.0 1
24 Технология планирования сопровождения ребенка с ОВЗ Лекция 2.0 1
25 Технология планирования сопровождения ребенка с ОВЗ Семинар 2.0 1
26 Технология планирования сопровождения ребенка с ОВЗ Индивидуальная работа 2.0 1
27 Программа сопровождения ребенка с ОВЗ Лекция 2.0 1
28 Программа сопровождения ребенка с ОВЗ Семинар 2.0 1
29 Программа сопровождения ребенка с ОВЗ Конференция 2.0 1
30 Рубежный контроль М.2. Контрольная работа 2.0 1
31 Рубежный контроль М.2. Индивидуальная работа 2.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теории Л.С. Выготского в общей и специальной психологии Лекция называет основные теории Л.С. Выготского Узнавание
описывает теорию психического развития, нормального и аномального развития, теорию компенсации дефекта Воспроизведение
описывает теорию единства обучения и развития Воспроизведение
описывает учение о зоне ближайшего развития Воспроизведение
2 Теории Л.С. Выготского в общей и специальной психологии Контрольная работа называет основные теории Л.С. Выготского Узнавание
описывает теорию психического развития, нормального и аномального развития, теорию компенсации дефекта Воспроизведение
описывает теорию единства обучения и развития Воспроизведение
описывает учение о зоне ближайшего развития Воспроизведение
демонстрирует значение применения изучаемых понятий в собственной профессиональной деятельности Применение
3 Теории Л.С. Выготского в общей и специальной психологии Индивидуальная работа описывает теорию психического развития, нормального и аномального развития, теорию компенсации дефекта Воспроизведение
описывает теорию единства обучения и развития Воспроизведение
описывает учение о зоне ближайшего развития Воспроизведение
демонстрирует значение применения изучаемых понятий в собственной профессиональной деятельности Применение
4 Структура и динамика психологического возраста Самостоятельное изучение анализирует периодизацию стабильного развития и кризисных периодов в норме и при дизонтогенезе Применение
5 Структура и динамика психологического возраста Индивидуальная работа описывает источник, условия и динамику развития ребенка в норме и с нарушением Воспроизведение
6 Структура и динамика психологического возраста Коллоквиум описывает представление о детском развитии в общей и специальной психологии Воспроизведение
описывает источник, условия и динамику развития ребенка в норме и с нарушением Воспроизведение
анализирует периодизацию стабильного развития и кризисных периодов в норме и при дизонтогенезе Применение
приводит примеры применения знаний о структуре и динамике развития в собственной профессиональной деятельности Применение
7 Закономерности психофизического развития детей с норме и с ОВЗ Лекция характеризует закономерности развития, общие для нормы и дизонтогенеза Воспроизведение
8 Закономерности психофизического развития детей с норме и с ОВЗ Семинар анализирует закономерности, общие для всех категорий детей с нарушением развития (модально неспецифические) Применение
анализирует модально специфические закономерности развития детей с ОВЗ Применение
9 Закономерности психофизического развития детей с норме и с ОВЗ Индивидуальная работа характеризует закономерности развития, общие для нормы и дизонтогенеза Воспроизведение
анализирует закономерности, общие для всех категорий детей с нарушением развития (модально неспецифические) Применение
анализирует модально специфические закономерности развития детей с ОВЗ Применение
10 Теории Л.С. Выготского в профессиональной деятельности дефектолога Контрольная работа характеризует культурно-историческую теорию и теорию развития ВПФ как основополагающую для продуктивной разработки проблем дефектологии Применение
проводит анализ понятий "биологическая компенсация" и "психологическая компенсация" Применение
описывает механизмы компенсации на биологическом уровне Воспроизведение
описывает механизмы компенсации на психологическом уровне Воспроизведение
11 Классификация типов дизонтогенеза и их параметры в исследованиях В.В. Лебединского Лекция дает определение дизонтогенеза Узнавание
описывает параметры дизонтогенеза Воспроизведение
перечисляет типы дизонтогенеза Узнавание
12 Классификация типов дизонтогенеза и их параметры в исследованиях В.В. Лебединского Самостоятельное изучение характеризует развитие детей с нарушениями зрения, слуха, ОДА, речи как дефицитарное Применение
характеризует развитие детей с нарушениями интеллекта и задержкой развития Применение
характеризует развитие детей с РДА как искаженное, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения как дисгармоничное Применение
характеризует психическое развитие детей с деменцией как поврежденное Применение
13 Классификация типов дизонтогенеза и их параметры в исследованиях В.В. Лебединского Семинар описывает параметры дизонтогенеза по дефицитарному типу Воспроизведение
характеризует развитие детей с нарушениями зрения, слуха, ОДА, речи как дефицитарное Применение
14 Классификация типов дизонтогенеза и их параметры в исследованиях В.В. Лебединского Семинар описывает параметры дизонтогенеза, протекающего по типу недоразвития и задержанного развития Воспроизведение
характеризует развитие детей с нарушениями интеллекта и задержкой развития Применение
описывает параметры поврежденного психического развития Воспроизведение
характеризует психическое развитие детей с деменцией как поврежденное Применение
15 Классификация типов дизонтогенеза и их параметры в исследованиях В.В. Лебединского Индивидуальная работа анализирует различные типы дизонтогенеза и их параметры Применение
характеризует развитие детей с нарушениями зрения, слуха, ОДА, речи как дефицитарное Применение
характеризует развитие детей с нарушениями интеллекта и задержкой развития Применение
характеризует развитие детей с РДА как искаженное, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения как дисгармоничное Применение
характеризует психическое развитие детей с деменцией как поврежденное Применение
16 Индивидуальный маршрут развития ребенка на основе индивидуальных особенностей функционирования психики и организма в целом Самостоятельное изучение определяет индивидуальный маршрут ребенка, исходя из типа дизонтогенеза и индивидуальных особенностей Применение
17 Индивидуальный маршрут развития ребенка на основе индивидуальных особенностей функционирования психики и организма в целом Контрольная работа анализирует результаты обследования развития ребенка Применение
дает характеристику ребенка на основе изучения результатов психолого-педагогической и медицинской диагностики Применение
определяет индивидуальный маршрут ребенка, исходя из типа дизонтогенеза и индивидуальных особенностей Применение
18 Рубежный контроль М.1. Контрольная работа описывает теорию психического развития, нормального и аномального развития, теорию компенсации дефекта Воспроизведение
описывает теорию единства обучения и развития Воспроизведение
описывает учение о зоне ближайшего развития Воспроизведение
описывает представление о детском развитии в общей и специальной психологии Воспроизведение
описывает источник, условия и динамику развития ребенка в норме и с нарушением Воспроизведение
анализирует периодизацию стабильного развития и кризисных периодов в норме и при дизонтогенезе Применение
характеризует закономерности развития, общие для нормы и дизонтогенеза Воспроизведение
анализирует закономерности, общие для всех категорий детей с нарушением развития (модально неспецифические) Применение
анализирует модально специфические закономерности развития детей с ОВЗ Применение
характеризует культурно-историческую теорию и теорию развития ВПФ как основополагающую для продуктивной разработки проблем дефектологии Применение
проводит анализ понятий "биологическая компенсация" и "психологическая компенсация" Применение
описывает механизмы компенсации на биологическом уровне Воспроизведение
описывает механизмы компенсации на психологическом уровне Воспроизведение
описывает параметры дизонтогенеза по дефицитарному типу Воспроизведение
описывает параметры дизонтогенеза, протекающего по типу недоразвития и задержанного развития Воспроизведение
описывает параметры дизонтогенеза по искаженному и дисгармоничному типу Воспроизведение
описывает параметры поврежденного психического развития Воспроизведение
19 Рубежный контроль М.1. Индивидуальная работа описывает теорию психического развития, нормального и аномального развития, теорию компенсации дефекта Воспроизведение
описывает теорию единства обучения и развития Воспроизведение
описывает учение о зоне ближайшего развития Воспроизведение
описывает представление о детском развитии в общей и специальной психологии Воспроизведение
описывает источник, условия и динамику развития ребенка в норме и с нарушением Воспроизведение
анализирует периодизацию стабильного развития и кризисных периодов в норме и при дизонтогенезе Применение
характеризует закономерности развития, общие для нормы и дизонтогенеза Воспроизведение
анализирует закономерности, общие для всех категорий детей с нарушением развития (модально неспецифические) Применение
анализирует модально специфические закономерности развития детей с ОВЗ Применение
характеризует культурно-историческую теорию и теорию развития ВПФ как основополагающую для продуктивной разработки проблем дефектологии Применение
проводит анализ понятий "биологическая компенсация" и "психологическая компенсация" Применение
описывает механизмы компенсации на биологическом уровне Воспроизведение
описывает механизмы компенсации на психологическом уровне Воспроизведение
анализирует различные типы дизонтогенеза и их параметры Применение
описывает параметры дизонтогенеза по дефицитарному типу Воспроизведение
описывает параметры дизонтогенеза, протекающего по типу недоразвития и задержанного развития Воспроизведение
описывает параметры дизонтогенеза по искаженному и дисгармоничному типу Воспроизведение
описывает параметры поврежденного психического развития Воспроизведение
анализирует результаты обследования развития ребенка Применение
20 Психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребенка с ОВЗ Лекция дает определение психолого-педагогического сопровождения и социального сопровождения ребенка с ОВЗ Узнавание
называет принципы сопровождения ребенка с ОВЗ Узнавание
описывает уровни сопровождения ребенка с ОВЗ Узнавание
21 Психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребенка с ОВЗ Практическая работа характеризует основные формы организации сопровождения ребенка с ОВЗ Применение
22 Место и значение диагностики в процессе сопровождения ребенка с ОВЗ Семинар определяет место и значение диагностики в процессе сопровождения детей с ОВЗ Воспроизведение
демонстрирует навыки диагностики детей с ОВЗ Применение
23 Место и значение диагностики в процессе сопровождения ребенка с ОВЗ Другое определяет место и значение диагностики в процессе сопровождения детей с ОВЗ Воспроизведение
24 Технология планирования сопровождения ребенка с ОВЗ Лекция перечисляет этапы планирования сопровождения ребенка с ОВЗ Узнавание
описывает процесс сопровождения ребенка с ОВЗ Воспроизведение
25 Технология планирования сопровождения ребенка с ОВЗ Семинар описывает процесс сопровождения ребенка с ОВЗ Воспроизведение
планирует содержание сопровождения ребенка с ОВЗ Применение
описывает общую схему организации конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ для решения задач сопровождения Воспроизведение
26 Технология планирования сопровождения ребенка с ОВЗ Индивидуальная работа описывает процесс сопровождения ребенка с ОВЗ Воспроизведение
планирует содержание сопровождения ребенка с ОВЗ Применение
описывает общую схему организации конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ для решения задач сопровождения Воспроизведение
27 Программа сопровождения ребенка с ОВЗ Лекция называет этапы сопровождения Узнавание
описывает содержание сопровождения ребенка с ОВЗ Узнавание
28 Программа сопровождения ребенка с ОВЗ Семинар разрабатывает мини-проект программы сопровождения ребенка с ОВЗ Творчество
выстраивает программу взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ для решения педагогических задач Применение
29 Программа сопровождения ребенка с ОВЗ Конференция разрабатывает мини-проект программы сопровождения ребенка с ОВЗ Творчество
выстраивает программу взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ для решения педагогических задач Применение
30 Рубежный контроль М.2. Контрольная работа характеризует основные формы организации сопровождения ребенка с ОВЗ Применение
определяет место и значение диагностики в процессе сопровождения детей с ОВЗ Воспроизведение
демонстрирует навыки диагностики детей с ОВЗ Применение
описывает процесс сопровождения ребенка с ОВЗ Воспроизведение
описывает общую схему организации конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ для решения задач сопровождения Воспроизведение
31 Рубежный контроль М.2. Индивидуальная работа характеризует основные формы организации сопровождения ребенка с ОВЗ Применение
определяет место и значение диагностики в процессе сопровождения детей с ОВЗ Воспроизведение
демонстрирует навыки диагностики детей с ОВЗ Применение
планирует содержание сопровождения ребенка с ОВЗ Применение
описывает общую схему организации конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ для решения задач сопровождения Воспроизведение
выстраивает программу взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ для решения педагогических задач Применение

Литература

Основная

  1. Колесникова, Г.И. Специальная психология и педагогика : учеб. пособие для студентов вузов / Г.И. Колесникова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 250, [3] с. - (Высшее образование). - Гриф МО. - ISBN 978-5-222-15947-7
  2. Слепович, Е.С. Специальная психология : учебное пособие / Е.С. Слепович, Т.И. Гаврилко ; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Поляков. - Минск : Высшая школа, 2012. - 512 с. - ISBN 978-985-06-2186-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144372
  3. Спатаева, М.Х. Специальная психология : учебное пособие / М.Х. Спатаева. - Омск : Омский государственный университет, 2013. - Ч. I. Психология познавательных процессов в условиях психического дизонтогенеза. - 188 с. - ISBN 978-5-7779-1548-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238086
  4. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям. Т. 1 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 427, [2] с.
  5. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям. Т. 2 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В.И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 273, [2] с.

Дополнительная

  1. Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. М. Астапов. Электрон. тестовые дан. - М.: ПЕР СЭ, 2006 – 176 с. - Доступ с сайта ЭБС «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233327&sr=1
  2. Безуглов, И.Г. Основы научного исследования. Учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г. Безуглов, В.В. Лебединский, А.И. Безуглов. - М. : Академический проект, 2008. - 208 с. - ISBN 978-5-8291-1000-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223141
  3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М. : Директ-Медиа, 2008. - Т. 6. - 815 с. - ISBN 978-5-4460-2079-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=81402
  4. Маклаков, А.Г. Общая психология : учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А.Г. Маклаков. - СПб. [и др.] : Питер, 2012. - 582, [1] с. : ил. - (Учебник для вузов). - Гриф УМО
  5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учеб. для студентов вузов / Л.Ф. Обухова. - М. : Высшее образование [и др.], 2007. - 460, [1] с. - (Основы наук). - Гриф МО
  6. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование / [И.Ю. Левченко и др.] ; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - 7-е изд. ; стер. - М. : Академия, 2013. - 333, [3] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Специальное (дефектологическое) образование). - Авт. указаны на обороте тит. л. - Гриф МО
  7. Саенко, Ю.В. Специальная психология : учеб. пособие для вузов / Ю.В. Саенко ; Таганрог. ин-т упр. и экономики. - М. : Академический Проект, 2006. - 180, [2] с
  8. Семаго, М.М. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. - М. : Генезис, 2011. - 400 с. - («Учебник XXI века»). - ISBN 978-5-98563-242-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236509
  9. Специальная психология : учебно-методический комплекс дисциплины для студентов всех форм обучения по направлению подготовки «Психология (бакалавр)» (030300.62) / сост. Р.В. Козьяков. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 103 с. - ISBN 978-5-4458-3624-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241200

Цифровые ресурсы

  1. Альманах института коррекционной педагогики РАО – Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru/ru/

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД.1.3 Специальная психология [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут. гос.пед.ун-т" ; сост. А.А.Боброва. - электрон. дан. - Сургут : СурГПУ, 2017. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/ , ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.В.ОД.1.3 Специальная психология [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут. гос.пед.ун-т" ; сост. , А.А. Боброва, Н.С. Кожанова. - электрон. дан. - Сургут : СурГПУ, 2017. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/ , ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.