бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 8 сентября 2017 г. утверждено 31 октября 2017 г.
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано 17 сентября 2017 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 26 сентября 2017 г.

В.3.6 Теория и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста, 5 семестр

Б-5061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Компетенция 1. Готовность реализовывать образовательную программу по предмету в соответствии с требованиями образовательнызх стандартов Знать теоретические и дидактические основы процесса освоения дошкольниками математических представлений, методику формирования количественных представлений и представлений о величине предметов и измерении у детей разных возрастных групп знаниевый
Владеть способами организации образовательного процесса по формированию количественных представлений и представлений о величине предметов и их измерении ориентировочный
Уметь проектировать образовательный процесс по формированию количественных представлений и представлений о величине предметов и их измерении операциональный
Иметь опыт проектирования образовательной деятельности по формированию количественных представлений и представлений о величине предметов и их измерении опыт
Компетенция 2. Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики Знать современные методы и технологии обучения и диагностики, используемые в процессе формирования количественных представлений и представлений о величине предметов и их измерении у детей дошкольного возраста знаниевый
Владеть современными методами и технологиями обучения и диагностики, используемыми в процессе формирования количественных представлений и представлений о величине предметов и измерении у детей ориентировочный
Уметь проектировать образовательный процесс по формированию количественных представлений и представлений о величине предметов с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики операциональный
Иметь опыт проектирования образовательной деятельности по формированию количественных представлений и представлений о величине предметов и измерении с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться проектировать образовательную деятельность по формированию количественных представлений и представлений о величине предметов и их измерении на основе знания теоретических и методических подходов к формированию математических представлений у детей детей дошкольного возраста

Задачи

  1. Сформировать у студентов знания о теоретических и дидактических основах формирования математических представлений у дошкольников
  2. Сформировать готовность к организации образовательной деятельности с дошкольниками по формированию количественных представлений у детей дошкольного возрастаознакомлению с множеством, числом и вычислительной деятельностью
  3. Сформировать готовность к осуществлению образовательной деятельности с дошкольниками по развитию представлений о величине предметов и их измерении

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 42,0 ч. (38,89%)
Контроль самостоятельной работы 12,0 ч.
Самостоятельная работа студента 66,0 ч. (61,11%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 10,0 ч. из 9,5 ч.
Часов в неделю 2,63 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические и дидактические основы математического образования дошкольников Сформировать у студентов знания о теоретических и дидактических основах формирования математических представлений у дошкольников Ориентация студентов в теоретических и дидактических основах формирования математических представлений у детей, в многообразии подходов к проблеме математического развития дошкольников
  • Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста как наука
  • Теоретические и дидактические основы формирования математических представлений у дошкольников
Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста Сформировать готовность к управлению процессом развития представлений о множестве, числе и вычислительной деятельности у детей дошкольного возраста Освоение задач, содержания и методических приёмов формирования количественных представлений.Формирование способности к разработкее и анализу фрагментов образовательной деятельности с детьми, творческому использованию рекомендаций различных авторов.
  • Методические системы ознакомления детей младшего и среднего дошкольного возраста с количеством и числом
  • Методические системы ознакомления старших дошкольников с числом и вычислительной деятельностью
Развитие представлений о величине и её измерении Сформировать готовность к осуществлению образовательной деятельности с дошкольниками по формированию у дошкольников представлений о величине предметови её измерении Освоение задач, содержания, методических приёмов работы с дошкольниками по формированию представлений о величине предметов и их измерении.Формирование готовности к разработке и анализу фрагментов образовательной деятельности с детьми.
  • Методические системы ознакомления дошкольников с величиной предметов
  • Методические системы ознакомления дошкольников с измерением

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теория и технологии развития математических представлений у дошкольников как научная и учебная область Лекция 2,0 1
2 История становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников" Семинар 2,0 2
3 История становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников" Индивидуальная работа 2,0 2
4 Дидактические основы формирования математических представлений у дошкольников Лекция 2,0 3
5 Краткие сведения из истории развития числа, письменной нумерации, систем счисления Самостоятельное изучение 4,0 3
6 Характеристика содержания математического развития дошкольников на основе анализа современных образовательных программ Практическая работа 2,0 4
7 Теоретические и методические основы математического образования дошкольников Контрольная работа 2,0 5
8 Генезис представлений о множестве и числе удетей раннего и дошкольного возраста Лекция 2,0 6
9 Задачи, содержание и методика формирования количественных представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста Лекция 2,0 6
10 Формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста Практическая работа 2,0 7
11 Формирование количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста Практическая работа 2,0 8
12 Формированиен количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста Лекция 2,0 8
13 Освоение дошкольниками арифметических действий в процессе решения арифметических задач Практическая работа 2,0 9
14 "Цветные цифры Кюизенера", "Стосчёт" Зайцева, "Вычислительные машины" А.А. Столяра как средство познания чисел, цифр, арифметических действий Конференция 2,0 10
15 Составление и анализ конспекта непосредственно образовательной деятельности по формированию количественных представлений у детей разных возрастных групп Практическая работа 2,0 10
16 Деловая игра "Показательное занятие в детском саду" Другое 2,0 10
17 "Цветные цифры Кюизенера", "Стосчёт" Зайцева, "Вычислительные машины" А.А. Столяра как средство познания чисел, цифр, арифметических действий Реферат 4,0 10
18 Составление и анализ конспекта непосредственно образовательной деятельности по формированию количественных представлений у детей разных возрастных групп Индивидуальная работа 2,0 10
19 Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью Контрольная работа 2,0 11
20 Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью Индивидуальная работа 2,0 11
21 Методика формирования представлений о величине предметов у детей разных возрастных групп Лекция 2,0 12
22 Методика ознакомления детей дошкольного возраста с размерами предметов Практическая работа 2,0 12
23 Методика ознакомления детей дошкольного возраста с размерами предметов Вариативное задание 2,0 12
24 Обучение дошкольников измерению условными мерками Лекция 2,0 13
25 Обучение дошкольников измерению условными мерками Индивидуальная работа 2,0 13
26 Формирование у дошкольников знаний об общепринятых мерах измерения Лекция 2,0 14
27 Составление и анализ конспекта НОД и образовательной деятельности в ходе режимных процессов по обучению дошкольников измерению Самостоятельное изучение 3,0 14
28 Деловая игра "Образовательная деятельность по обучению дошкольников измерению" Другое 2,0 14
29 Формирование у дошкольников знаний об общепринятых мерах измерения Вариативное задание 2,0 14
30 Деловая игра "Образовательная деятельность по обучению дошкольников измерению" Вариативное задание 2,0 14
31 Методические системы ознакомления дошкольников с величиной предметов Контрольная работа 2,0 15
32 Методические системы ознакомления дошкольников с величиной предметов Индивидуальная работа 2,0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теория и технологии развития математических представлений у дошкольников как научная и учебная область Лекция Знать предмет, цель и задачи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста" Воспроизведение
Составлять схему связи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошккольного возраста" с другими науками Применение
2 История становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников" Семинар Характеризовать этапы становления и развития науки "Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста" Воспроизведение
3 История становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников" Индивидуальная работа Характеризовать этапы становления и развития науки "Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста" Воспроизведение
4 Дидактические основы формирования математических представлений у дошкольников Лекция Знать предмет, цель и задачи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста" Воспроизведение
Составлять схему связи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошккольного возраста" с другими науками Применение
5 Краткие сведения из истории развития числа, письменной нумерации, систем счисления Самостоятельное изучение Владеть сведениями из истории возникновения числа, систем счисления, письменной нумерации Применение
Составлять рассказы для детей, раскрывающие историю возникновения числа, письменной нумерации, систем счисления и т.д. Творчество
6 Характеристика содержания математического развития дошкольников на основе анализа современных образовательных программ Практическая работа Характеризовать содержание математического образования дошкольников. Воспроизведение
Давать сравнительную характеристику вариативных образовательных программ дошкольного образования (раздел "Математика"). Применение
7 Теоретические и методические основы математического образования дошкольников Контрольная работа Определять основные понятия, формируемые у дошкольников Воспроизведение
Владеть сведениями из истории возникновения числа, систем счисления, письменной нумерации Применение
Составлять рассказы для детей, раскрывающие историю возникновения числа, письменной нумерации, систем счисления и т.д. Творчество
Знать основные концепции математического развития дошкольников Воспроизведение
Определять ценль и задачи мкатематического развития дошкольников Воспроизведение
Характеризовать классификации методов математического развития дошкольников Воспроизведение
Определять требования к различным дидактическим средствам Применение
8 Генезис представлений о множестве и числе удетей раннего и дошкольного возраста Лекция Анализировать задачи и содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
9 Задачи, содержание и методика формирования количественных представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста Лекция Анализировать задачи и содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
10 Формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста Практическая работа Обосновывать способы обучения детей выделению "одного" и "много" предметов, приёмы сравнения численности предметов в группах Применение
Составлять и анализировать фрагменты непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Творчество
11 Формирование количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста Практическая работа Обосновывать методику формирования деятельности счёта (количественного, порядкового, с участием различных анализаторов),независимости числа от пространственных признаков у детей дошкольного возраста Воспроизведение
Обосновывать методические приёмы обучения детей составу числа из единиц и из двух меньших чисел Воспроизведение
Определять методические приёмы ознакомления с цифрами Воспроизведение
Демонстрировать методические приёмы формирования количественных отношений у детей среднего дошкольного возраста Творчество
12 Формированиен количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста Лекция Определять виды арифметических задач, их структуру Воспроизведение
Обосновывать этапы работы над арифметической задачей Воспроизведение
Составлять тексты арифметических задач для дошкольников, фрагменты образовательных ситуаций по решению арифметических задач Применение
Обосновывать методические приёмы изучения состава числа из единиц и из двух меньших, деления целого на части. Воспроизведение
13 Освоение дошкольниками арифметических действий в процессе решения арифметических задач Практическая работа Обосновывать методические приёмы изучения состава числа из единиц и из двух меньших, деления целого на части. Воспроизведение
Демонстрировать фрагменты занятий для детей старшего дошкольного возраста по формированию количественных представлений.Результат (593406) Творчество
14 "Цветные цифры Кюизенера", "Стосчёт" Зайцева, "Вычислительные машины" А.А. Столяра как средство познания чисел, цифр, арифметических действий Конференция Характеризовать современные дидактические средства формирования количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
Демонстрировать способы использования современных дидактических средств дл я формирования количественных представлений Применение
15 Составление и анализ конспекта непосредственно образовательной деятельности по формированию количественных представлений у детей разных возрастных групп Практическая работа Характеризовать современную модель организации образовательного процесса. Воспроизведение
Анализировать конспекты непосредственно образовательой деятельности по формированию математических представлений у дошкольников. Применение
16 Деловая игра "Показательное занятие в детском саду" Другое Анализировать задачи и содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
Обосновывать способы обучения детей выделению "одного" и "много" предметов, приёмы сравнения численности предметов в группах Применение
Составлять и анализировать фрагменты непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Творчество
Обосновывать методику формирования деятельности счёта (количественного, порядкового, с участием различных анализаторов),независимости числа от пространственных признаков у детей дошкольного возраста Воспроизведение
17 "Цветные цифры Кюизенера", "Стосчёт" Зайцева, "Вычислительные машины" А.А. Столяра как средство познания чисел, цифр, арифметических действий Реферат Характеризовать современные дидактические средства формирования количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
18 Составление и анализ конспекта непосредственно образовательной деятельности по формированию количественных представлений у детей разных возрастных групп Индивидуальная работа Характеризовать современную модель организации образовательного процесса. Воспроизведение
Определять виды деятельности, способствующие освоению математических представлений Воспроизведение
Анализировать конспекты непосредственно образовательой деятельности по формированию математических представлений у дошкольников. Применение
19 Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью Контрольная работа Анализировать задачи и содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
Составлять и анализировать фрагменты непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Творчество
Обосновывать методику формирования деятельности счёта (количественного, порядкового, с участием различных анализаторов),независимости числа от пространственных признаков у детей дошкольного возраста Воспроизведение
20 Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью Индивидуальная работа Обосновывать методические приёмы обучения детей составу числа из единиц и из двух меньших чисел Воспроизведение
Определять методические приёмы ознакомления с цифрами Воспроизведение
Демонстрировать самостоятельно разработанные игровые материалы по формированию количественных представлений у дошкольников Творчество
Определять виды арифметических задач, их структуру Воспроизведение
Обосновывать этапы работы над арифметической задачей Воспроизведение
Составлять тексты арифметических задач для дошкольников, фрагменты образовательных ситуаций по решению арифметических задач Применение
21 Методика формирования представлений о величине предметов у детей разных возрастных групп Лекция Обосновывать задачи и содержание работы по возрастным группам (раздел"Величина") Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения сравнению двух предметов по величине Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения дошкольников сериации Воспроизведение
Характеризовать усложнения в построении сериаций в старшем дошкольном возрасте Воспроизведение
22 Методика ознакомления детей дошкольного возраста с размерами предметов Практическая работа Определять методические приёмы обучения сравнению двух предметов по величине Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения дошкольников сериации Воспроизведение
Характеризовать усложнения в построении сериаций в старшем дошкольном возрасте Воспроизведение
Составлять фрагменты образовательной деятельности с детьми по разделу "Величина" Применение
23 Методика ознакомления детей дошкольного возраста с размерами предметов Вариативное задание Составлять фрагменты образовательной деятельности с детьми по разделу "Величина" Применение
24 Обучение дошкольников измерению условными мерками Лекция Оппределять виды измерения и условных мерок, функциональные зависимости, доступные для освоения дошкольниками Воспроизведение
Обосновывать методику обучения измерению условными мерками Воспроизведение
25 Обучение дошкольников измерению условными мерками Индивидуальная работа Оппределять виды измерения и условных мерок, функциональные зависимости, доступные для освоения дошкольниками Воспроизведение
Обосновывать методику обучения измерению условными мерками Воспроизведение
26 Формирование у дошкольников знаний об общепринятых мерах измерения Лекция Оппределять виды измерения и условных мерок, функциональные зависимости, доступные для освоения дошкольниками Воспроизведение
Обосновывать методику обучения измерению общепринятыми мерками Воспроизведение
Составлять фрагменты образовательной деятельности по обучению дошкольников измерению условными и общепринятыми мерками , установлению функциональных зависимостей Применение
27 Составление и анализ конспекта НОД и образовательной деятельности в ходе режимных процессов по обучению дошкольников измерению Самостоятельное изучение Обосновывать методику обучения измерению условными мерками Воспроизведение
Обосновывать методику обучения измерению общепринятыми мерками Воспроизведение
Определять особенности овладения измерительной деятельностью детей старшего дошкольного возраста Воспроизведение
Составлять фрагменты образовательной деятельности по обучению дошкольников измерению условными и общепринятыми мерками , установлению функциональных зависимостей Применение
28 Деловая игра "Образовательная деятельность по обучению дошкольников измерению" Другое Обосновывать методику обучения измерению общепринятыми мерками Воспроизведение
Определять особенности овладения измерительной деятельностью детей старшего дошкольного возраста Воспроизведение
Составлять фрагменты образовательной деятельности по обучению дошкольников измерению условными и общепринятыми мерками , установлению функциональных зависимостей Применение
29 Формирование у дошкольников знаний об общепринятых мерах измерения Вариативное задание Составлять фрагменты образовательной деятельности по обучению дошкольников измерению условными и общепринятыми мерками , установлению функциональных зависимостей Применение
30 Деловая игра "Образовательная деятельность по обучению дошкольников измерению" Вариативное задание Составлять фрагменты образовательной деятельности по обучению дошкольников измерению условными и общепринятыми мерками , установлению функциональных зависимостей Применение
31 Методические системы ознакомления дошкольников с величиной предметов Контрольная работа Обосновывать задачи и содержание работы по возрастным группам (раздел"Величина") Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения сравнению двух предметов по величине Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения дошкольников сериации Воспроизведение
Характеризовать усложнения в построении сериаций в старшем дошкольном возрасте Воспроизведение
32 Методические системы ознакомления дошкольников с величиной предметов Индивидуальная работа Обосновывать задачи и содержание работы по возрастным группам (раздел"Величина") Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения сравнению двух предметов по величине Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения дошкольников сериации Воспроизведение
Характеризовать усложнения в построении сериаций в старшем дошкольном возрасте Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.А. Габова. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 534 с. . - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239494 –Загл. с экрана
  2. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для бакалавров по направлению подготовки 050100 "Педагогика" / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. [и др.] : Питер, 2013. - 464 с. : ил. - (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения). - Гриф УМО
  3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Теория и технологии развития математических представлений у детей [Текст].- М.:Издательский центр "Академия", 2015. – 352 с.

Дополнительная

  1. Абашина, В.В. Теория и технология развития математических представлений у детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для студентов педагогических вузов по направлению подготовки44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) ; Сургут. гос. пед. ун-т. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 117, [1] c.
  2. Баймуратова, Д.Ж. и др.Дидактические игры и упражнения как средство развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста.//Международный журнал экспериментального образования. -2013. №4. С.14-17. – Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/30269448. .-Загл. с экрана.
  3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей у дошкольников (Курс лекций). [Текст]. - М.:Владос, 2004/ -260 c/
  4. Вербенец, А.М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода. [Текст]. // Детский сад: теория и практика. – 2012. - №1.
  5. Воронина, Л.В. Математическое образование периода детства: исторический экскурс [Электронный ресурс]/ Образование и наука, 2009.Т. 67.№ 10С.70-81 – Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа:http://elibrary.ru/query_results.asp?pagenum=2.-Загл. с экрана.
  6. Михайлова З.А., Иоффе И.Н.. Математика от трех до семи: Учебно - методическое пособие для воспитателей детских садов. [Текст].- СПб.:ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. – 176 с.
  7. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика – это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного. Диагностика освоенности математических представлений: методическое пособие для педагогов ДОУ. [Текст].- СПб.:ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008.
  8. Смоленцева, А.А., Суровцева, О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. [Текст]. – СПб.: Детство – Пресс, 2010.- 125 с.
  9. Теория и методика обучения математике в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Л.О. Денищева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.— 248 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6536 — ЭБС «IPRbooks», по паролю
  10. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие/Е. И. Щербакова. [Текст]. –М.: Изд – во Московского психолого – социального институ-та; Воронеж: Изд – во НПО «Модэк», 2005. – 392 с.

Цифровые ресурсы

  1. Обучение математике в игровой занимательной фор-ме. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://shop.mycab.ru/shop_p_book_346904.html
  2. Обучение математике дошкольников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://odnaskazka.ru/Obuchenie-Matematike-Doshkolnikov-3803.html
  3. Развивающие игры для дошкольников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.igromagazin.ru/metodika-zajceva/

Источники

  1. Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11678

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б3.В.ОД.6. Теория и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" профиль «Дошкольное образование» [Электронный ресурс]: Б-3061, Б-3062 Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" профиль «Дошкольное образование» / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б3.В.ОД.6. Теория и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" профиль «Дошкольное образование»/ ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.