бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 12 сентября 2017 г. утверждено 31 октября 2017 г.
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано 15 сентября 2017 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 26 сентября 2017 г.

Б.1.В.ОД.4 Организация инновационной методической деятельности в ДОО, 1 семестр

М-7061, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Методическое сопровождение в дошкольном образовании), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность организовать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно - экспериментальной работы (ПК-12) Знать содержание и способы организации различных форм инновационной методической деятельности с коллективом образовательной организации знаниевый
Владеть способами организацииразличных форм инновационной метедической деятельности в дошкольной образовательной организации ориентировочный
Уметь планировать и организовывать различные формы инновационной методической деятельности в дошкольной образовательной организации операциональный
Иметь опыт планирования различных форм инновационной методической деятельности в дошкольной образовательной организации опыт
готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11) Знать способы разработки и реализации методических моделей, методик, технологий и приёмов обучения, способы анализа результатов их использования в образовательных организациях знаниевый
Владеть способами разработки и реализации методических моделей, методик, технологий и приёмов обучения, способами анализа результатов их использования в образовательных организациях ориентировочный
Уметь изучать, обобщать и систематизировать инновационный методический опыт и анализировать результаты его использования в профессиональной деятельности операциональный
методических моделей, методик, технологий и приёмов обучения, результатов их использования в образовательных организациях опыт
готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1) Знать способы профессиональнойкоммуникации в процессе разработки и внедрения продуктов инновационной методической деятельности знаниевый
Владеть способами профессиональной коммуникации в процессе разработки продуктов инновационной методической деятельности. ориентировочный
Иметь опыт профессиональной коммуникации в процессе анализа продуктов инновационной методической деятельности операциональный
Уметь осуществлять профессиональную коммуникацию при анализе и разработке продуктов инновационной методической деятельности операциональный

Цели изучения дисциплины

формирование у будущих магистров дошкольного образования готовности к управлению инновационной методической деятельностью в дошкольной образовательной организации

Задачи

  1. Сформировать представление о сущности инновационной методической деятельности, её принципах, факторах, готовность планировать формы инновационной методической деятельнос ти
  2. сформировать готовность разрабатывать и анализировать продукты инновационной методической деятельности, анализировать результаты их использования в образовательных организациях
  3. сформировать готовность осуществлять профессиональную коммуникацию для решения задач организации командной работы по разработке, реализации и анализу различных продуктов и форм инновационной методической деятельности.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 26,0 ч. (24,07%)
Контроль самостоятельной работы 10,0 ч.
Самостоятельная работа студента 82,0 ч. (75,93%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 6,0 ч. из 4,0 ч.
Часов в неделю 1,63 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Инновационная методическая деятельность дошкольной организации как направление методической работы сформировать представление о сущности инновационной методической деятельности в дошкольной организации, готовностьт планировать методическую работу с педагогами образовательной организации с использованием инновационных форм; Знать сущность инновации, инновационной методической деятельности, принципы её организации, факторы и условия повышения эффективности инновационной методической деятельности.Классифицировать формы инновационной методической деятельности,уметь разрабатыва и презентовать сценарии форм инновационной методической деятельности
  • Сушность понятий "инновация", "инновационная методическая деятельность"
  • Принципы развития инновационной методической деятельности.Факторы и условия повышения её эффективности
  • Классификация форм инновационной методической работы, алгоритм их отбора
Содержание инновационной методической деятельности в дошкольной организации сформировать готовность к организации опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации, способность анализировать программу развития, образовательные программы, разрабатывать и защищать творческие проекты Овладение технологией разработки и анализа программы развития, образовательных программ, проектов,определение перспективных направлений и разработка программы опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации
  • Организация опытно - экспериментальной работыв дошкольной организации
  • Руководство разработкой авторских образовательных программ. Обобщение и презентация опыта работы. Разработка проектов
Управление инновационной методической деятельностью. Методическое и психологическое сопровождение инновационных процессов в дошкольной организации. сформировать готовность проектировать модель инновационной деятельности дошкольной организации, осуществлять методическое и психологическое сопровождение инновационных процессов в педагогическом коллективе Представление об этапах разработки и проектирования новшества, способах методического и психологического сопровождения инновационных процессов .Диагностика развития инновационного потенциала педагогического коллектива, проектирование модели инновационной деятельности дошкольной организации.
  • Формирование и развитие системы управления дошкольной организацией в режиме внедрения инноваций
  • Создание условий для формирования и развития инновационных процессов в дошкольной организации
  • Информирование и сопровождение коллектива в ходе опытно - экспериментальной работы.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Инновационная методическая деятельность дошкольной организации: принципы, факторы и условия повышения её эффективности Лекция 4,0 1
2 Инновационная методическая деятельность дошкольной организации: принципы, факторы и условия повышения её эффективности Самостоятельное изучение 3,0 2
3 Формы инновационной методической работы в дошкольной организации Конференция 2,0 3
4 Формы инновационной методической работы в дошкольной организации Реферат 4,0 3
5 Разработка и презентация сценариев форм инновационной методической работы в дошкольной организации Практическая работа 2,0 4
6 Разработка и презентация сценариев форм инновационной методической работы в дошкольной организации Самостоятельное изучение 3,0 4
7 Разработка и презентация сценариев форм инновационной методической работы в дошкольной организации Другое 2,0 4
8 Организация опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации Лекция 2,0 5
9 Организация опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации Практическая работа 2,0 6
10 Организация опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации Семинар 2,0 6
11 Руководство разработкой авторских программ. Обобщение и презентация опыта. Разработка проектов. Практическая работа 2,0 7
12 Руководство разработкой авторских программ. Обобщение и презентация опыта. Разработка проектов. Лекция 2,0 8
13 Руководство разработкой авторских программ. Обобщение и презентация опыта. Разработка проектов. Самостоятельное изучение 4,0 8
14 Разработка и защита творческих проектов Минизачет 2,0 9
15 Разработка и защита творческих проектов Самостоятельное изучение 4,0 9
16 Разработка и защита творческих проектов Индивидуальная работа 2,0 9
17 Управление инновационной методической деятельностью.Методическое и психологическое сопровождение инновационных процессов в дошкольной организации Коллоквиум 2,0 10
18 Управление инновационной методической деятельностью.Методическое и психологическое сопровождение инновационных процессов в дошкольной организации Самостоятельное изучение 4,0 10
19 Модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Самостоятельное изучение 4,0 11
20 Модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Практическая работа 2,0 11
21 Оценка инновационного потенциала педагогов дошкольной организации Практическая работа 2,0 12
22 Оценка инновационного потенциала педагогов дошкольной организации Самостоятельное изучение 4,0 12
23 Управление инновационной методической деятельностью в дошкольной организации Реферат 4,0 13
24 Управление инновационной методической деятельностью в дошкольной организации Минизачет 2,0 13
25 Управление инновационной методической деятельностью в дошкольной организации Самостоятельное изучение 4,0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Инновационная методическая деятельность дошкольной организации: принципы, факторы и условия повышения её эффективности Лекция Определять сущность инновации и нововведения Воспроизведение
Определять сущность инновационной методической деятельности Воспроизведение
Давать сравнительную характеристику методической и инновационной методической деятельности Применение
Характеризовать принципы инновационной методической деятельности Воспроизведение
Определять факторы развития инновационной методической деятельности Воспроизведение
Обосновывать условия повышения эффективности инновационной методической деятельности Применение
2 Инновационная методическая деятельность дошкольной организации: принципы, факторы и условия повышения её эффективности Самостоятельное изучение Обосновывать условия повышения эффективности инновационной методической деятельности Применение
Характеризовать классификации форм инновационной методической деятельности Воспроизведение
3 Формы инновационной методической работы в дошкольной организации Конференция Характеризовать классификации форм инновационной методической деятельности Воспроизведение
Характеризовать формы инновационной методической работы, анализировать результаты их использования в дошкольной организации Применение
4 Формы инновационной методической работы в дошкольной организации Реферат Разрабатывать и презентовать сценарии форм инновационной методической деятельности Творчество
Характеризовать формы инновационной методической работы, анализировать результаты их использования в дошкольной организации Применение
5 Разработка и презентация сценариев форм инновационной методической работы в дошкольной организации Практическая работа Характеризовать классификации форм инновационной методической деятельности Воспроизведение
6 Разработка и презентация сценариев форм инновационной методической работы в дошкольной организации Самостоятельное изучение Разрабатывать и презентовать сценарии форм инновационной методической деятельности Творчество
Характеризовать формы инновационной методической работы, анализировать результаты их использования в дошкольной организации Применение
7 Разработка и презентация сценариев форм инновационной методической работы в дошкольной организации Другое Разрабатывать и презентовать сценарии форм инновационной методической деятельности Творчество
Характеризовать формы инновационной методической работы, анализировать результаты их использования в дошкольной организации Применение
8 Организация опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации Лекция Определять направления опытно - экспериментальной деятельности в дошкольной организации. Воспроизведение
Определять тему, разрабатывать гипотезу эксперимента Применение
9 Организация опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации Практическая работа Определять тему, разрабатывать гипотезу эксперимента Применение
Осуществлять планирование организации опытно - экспери ментальной работы в условиях команды ДОО Творчество
10 Организация опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации Семинар Определять направления опытно - экспериментальной деятельности в дошкольной организации. Воспроизведение
11 Руководство разработкой авторских программ. Обобщение и презентация опыта. Разработка проектов. Практическая работа Определять критерии оценивания программ Творчество
Определять критерии оценки проектов Творчество
12 Руководство разработкой авторских программ. Обобщение и презентация опыта. Разработка проектов. Лекция Определять способы разработки авторских образовательных программ Воспроизведение
Организовывать руководство процессом обобщения и систематизации педагогического опыта, подготовки статьи по материалам педагогического опыта. Применение
Готовность осуществлять руководство разработкой проектов Применение
13 Руководство разработкой авторских программ. Обобщение и презентация опыта. Разработка проектов. Самостоятельное изучение Определять способы разработки авторских образовательных программ Воспроизведение
Определять критерии оценивания программ Творчество
14 Разработка и защита творческих проектов Минизачет Определять способы разработки авторских образовательных программ Воспроизведение
Определять критерии оценивания программ Творчество
Организовывать руководство процессом обобщения и систематизации педагогического опыта, подготовки статьи по материалам педагогического опыта. Применение
Готовность осуществлять руководство разработкой проектов Применение
Определять критерии оценки проектов Творчество
15 Разработка и защита творческих проектов Самостоятельное изучение Определять способы разработки авторских образовательных программ Воспроизведение
Определять критерии оценивания программ Творчество
Организовывать руководство процессом обобщения и систематизации педагогического опыта, подготовки статьи по материалам педагогического опыта. Применение
Готовность осуществлять руководство разработкой проектов Применение
Определять критерии оценки проектов Творчество
16 Разработка и защита творческих проектов Индивидуальная работа Определять способы разработки авторских образовательных программ Воспроизведение
Определять критерии оценивания программ Творчество
Организовывать руководство процессом обобщения и систематизации педагогического опыта, подготовки статьи по материалам педагогического опыта. Применение
Готовность осуществлять руководство разработкой проектов Применение
Определять критерии оценки проектов Творчество
17 Управление инновационной методической деятельностью.Методическое и психологическое сопровождение инновационных процессов в дошкольной организации Коллоквиум Определять условия для развития инновационных процессов в дошкольной организации Применение
Подбирать материалы для диагностики и прогнозирования развития инновационного потенциала педагогического коллектива Творчество
Определять способы методической и психологической поддержки коллектива в ходе инновационной деятельности Применение
Готовность осуществлять профессиональную коммуникацию для решения задач инновационной методической деятельности Применение
18 Управление инновационной методической деятельностью.Методическое и психологическое сопровождение инновационных процессов в дошкольной организации Самостоятельное изучение Определять условия для развития инновационных процессов в дошкольной организации Применение
Подбирать материалы для диагностики и прогнозирования развития инновационного потенциала педагогического коллектива Творчество
Определять способы методической и психологической поддержки коллектива в ходе инновационной деятельности Применение
Готовность осуществлять профессиональную коммуникацию для решения задач инновационной методической деятельности Применение
19 Модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Самостоятельное изучение Характеризовать стадии инновационного процесса, стадии разработки и проектирования новшества Воспроизведение
Изучать, обобщать и систематизировать инновационный методический опыт в профессиональной деятельности Применение
Разрабатывать модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Творчество
20 Модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Практическая работа Разрабатывать модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Творчество
21 Оценка инновационного потенциала педагогов дошкольной организации Практическая работа Определять условия для развития инновационных процессов в дошкольной организации Применение
22 Оценка инновационного потенциала педагогов дошкольной организации Самостоятельное изучение Подбирать материалы для диагностики и прогнозирования развития инновационного потенциала педагогического коллектива Творчество
23 Управление инновационной методической деятельностью в дошкольной организации Реферат Характеризовать стадии инновационного процесса, стадии разработки и проектирования новшества Воспроизведение
Изучать, обобщать и систематизировать инновационный методический опыт в профессиональной деятельности Применение
Разрабатывать модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Творчество
Определять условия для развития инновационных процессов в дошкольной организации Применение
Подбирать материалы для диагностики и прогнозирования развития инновационного потенциала педагогического коллектива Творчество
Определять способы методической и психологической поддержки коллектива в ходе инновационной деятельности Применение
24 Управление инновационной методической деятельностью в дошкольной организации Минизачет Характеризовать стадии инновационного процесса, стадии разработки и проектирования новшества Воспроизведение
Изучать, обобщать и систематизировать инновационный методический опыт в профессиональной деятельности Применение
Разрабатывать модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Творчество
Определять условия для развития инновационных процессов в дошкольной организации Применение
Подбирать материалы для диагностики и прогнозирования развития инновационного потенциала педагогического коллектива Творчество
Определять способы методической и психологической поддержки коллектива в ходе инновационной деятельности Применение
25 Управление инновационной методической деятельностью в дошкольной организации Самостоятельное изучение Подбирать материалы для диагностики и прогнозирования развития инновационного потенциала педагогического коллектива Творчество
Определять способы методической и психологической поддержки коллектива в ходе инновационной деятельности Применение

Литература

Основная

  1. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых: учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. - М. : Юрайт, 2012. - 510, [1] с. - (Бакалавр. Углубленный курс). - Гриф МО. - 90 экз.
  2. Волобуева, Л.М. Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс]/ Л.М. Волобуева, Е.Б. Кузнецова. - М. : Прометей, 2012. - 158 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211711 –Загл. с экрана
  3. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для бакалавров по направлению подготовки 050100 "Педагогика" / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 464 с. - (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения). - Гриф УМО.-30 экз.
  4. Основы дошкольной педагогики [Электронный ресурс]/ Л.В. Коломийченко [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.— 157 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32075.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная

  1. Абашина Профессиональная деятельность педагога в условиях модернизации дошкольного образования: Учебное пособие. – Сургут, РИО СурГПУ, 2008. – 250 с.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
  3. Герасимова,Н Технология разработки проектов (программ) инновационного развития образовательных организаций. [Электронный ресурс] /Педагогическое образование и наука.-2013.-№4– Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа : . http://elibrary.ru/download/77046487.pdf
  4. Деркунская В.А. Максимова С.И. Обобщение и представление педагогического опыта: советы воспитателю дошкольного образовательного учреждения. // Детский сад: теория и практика. - № 11. – 2011.- 92 – 110.
  5. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога : учеб. пособие для студентов вузов / В.И. Загвязинский. - М. : Академия, 2006. - 176 с. - (Профессионализм педагога). - Гриф УМО.
  6. Инклюзивная практика в дошкольном образовании :пособие для педагогов дошк. учреждений / [Т.В.Волосовец и др.] ; под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 141, [3] с.
  7. Крулехт, В.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Крулехт ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». - Елец : Елецкий государственный университет им И.А. Бунина, 2010. - 137 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272170 –Загл. с экрана
  8. Кузнецова Е.В. Конкурсная среда как условие совершенствования профессиональной компетентности педагога. // Детский сад: теория и практика. - № 11. – 2011.- С. 96 – 101.
  9. Лазарев В.С. Инноватика в школе: учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования /Сургутский государственный педагогический университет; - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2011. -160 с.
  10. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления иннвоационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 96 С.
  11. Пудинова, А.С., Шепилова,Н.А.. Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях. [Электронный ресурс]/ Международный журнал экспериментального образования.-2014.-№7. – Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа:http://elibrary.ru/download/10529763.pdf
  12. Ратанова Н.Я. Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- № 4. -2009.
  13. Ривкин, Е. Ю. Самоаудит как основа управления методической деятельностью : [пособие] / Е. Ю. Ривкин. - Волгоград : Учитель, 2014. - 188, [1] с. : табл. - (Федеральные государственные образовательные стандарты : ФГОС) (Управление образовательным процессом). - На обл. авт. не указан. - Гриф МО.
  14. Фалюшина Л.Н. Технологии менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования: Учебно-методическое пособие. – М.: Аркти, 2005. – 144 с.
  15. Штейкляйн С.Н., Хабарова Т.В. Деятельность дошкольных образовательных учреждений – пилотных площадок Института развития образования. // Детский сад: теория и практика. - № 11. – 2011.- С. 18-25.
  16. Яковлева Г.В. Инновационная методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, № 4 , 2009.
  17. Яковлева Г.В. Инновационная методическая работа как один из ресурсов развития кадрового потенциала дошкольного образовательного учреждения. // Детский сад: теория и практика. - № 11. – 2011.
  18. Яковлева Г.В. Концептуальные основы развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Вестник Челябинского государственного университета, 2012, № 19 (273).
  19. Яковлева Г.В. Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, № 5, 2010.

Цифровые ресурсы

  1. Инновации в Дошкольном образовании http://www.emc.spb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=230
  2. Инновационная деятельность детского сада как направление методической работы www.tiuu.ru/upload/dobavka2.

Источники

  1. Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11678

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. М2.В.ОД.9. Организация инновационной методической деятельности в ДОУ. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100.68 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»:М-5061 / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. М2.В.ОД.9. Организация инновационной методической деятельности в ДОУ. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100.68 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»:М-5061 / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.