бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа*

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 8 сентября 2017 г. утверждение отклонено 30 октября 2017 г.
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласование отклонено 30 октября 2017 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласование отклонено 30 октября 2017 г.

Б1.В.ОД.1 Специальные методы исследования в педагогике начального образования (научный семинар), 1 семестр

М-07021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6) знание актуальных исследовательских задач в области развития системы начального общего образования знаниевый
Умение выделять способы постановки исследовательских задач в области начального общего образования ориентировочный
умение применять способы постановки исследовательских задач по актуальным проблемам начального общего образования операциональный
опыт формулирования исследовательских задач по актуальным направлениям развития системы начального общего образования опыт
готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4) знание основных нормативных требований к результатам обучения в начальной школе знаниевый
умение обоснованного выбора критериев оценки результатов образовательного процесса в начальной школе ориентировочный
умение выбора методов оценки результативности реализации методик, технологий и приемов обучения в начальной школе операциональный
опыт оценки результативности реализации методик, технологий и приемов обучения в начальной школе опыт
способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5); Знание основных требований к методам организации научного исследования в системе начального общего образования знаниевый
умение определять критерии выбора методов организации научного исследования в системе начального общего образования ориентировочный
Умение выбора оптимальных методов организации научного исследования в области начального общего образования операциональный
Опыт оценки результатов применения научных методов при решении исследовательских задач в области начального общего образования опыт
способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2) знание основных направлений развития инновационной образовательной политики в современном обществе знаниевый
умение обосновывать критерии эффективности образовательной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями инновационной образовательной политики ориентировочный
умение выбирать методы диагностики эффективности образовательной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями инновационной образовательной политики операциональный
Опыт оценки эффективности образовательной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями инновационной образовательной политики опыт

Цели изучения дисциплины

научиться проектировать содержание исследовательских методов для решения профессиональных задач в начальной школе

Задачи

  1. Научится проектировать методологическую основу инновационной исследовательской деятельности в системе начального общего образования
  2. Научится применять методы исследовательской деятельности для решения профессиональных задач в начальном общем образовании

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8,0 ч. (11,11%)
Контроль самостоятельной работы 2,0 ч.
Самостоятельная работа студента 64,0 ч. (88,89%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 4,0 ч. из 3,5 ч.
Часов в неделю 0,57 ч. (2,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Методологические основы научного исследования в системе начального общего образования научится проектировать методологическую основу инновационной исследовательской деятельности в системе начального общего образования проектирование методологической основы инновационной исследовательской деятельности в системе начального общего образования
  • Методологические основы психолого-педагогических исследований в области начального общего образования
  • Методологические подходы к организации психолого-педагогических исследований в НОО
Модуль 2 Практические основы применения теоретических и эмпирических методов исследования в системе начального общего образования научится применять методы исследовательской деятельности для решения профессиональных задач в начальном общем образовании применение методов исследовательской деятельности для решения профессиональных задач в начальном общем образовании
  • Теоретические методы психолого-педагогических исследований в области начального общего образования
  • Эмпирические методы психолого-педагогических исследований в области начального общего образования
  • Научные характеристики педагогических технологий

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные тенденции развития системы начального образования РФ Самостоятельное изучение 4,0 1
2 Современные тенденции развития системы начального образования РФ Самостоятельное изучение 6,0 2
3 Методологические основы психолого-педагогического исследования в НОО Практическая работа 2,0 4
4 Методологические основы психолого-педагогического исследования в НОО Самостоятельное изучение 6,0 5
5 Теоретические методы исследования Самостоятельное изучение 6,0 6
6 Методологические основы психолого-педагогического исследования в НОО Самостоятельное изучение 4,0 6
7 Эмпирические методы исследования Семинар 2,0 7
8 Эмпирические методы исследования Самостоятельное изучение 6,0 7
9 Теоретические методы исследования Самостоятельное изучение 4,0 7
10 Эмпирические методы исследования Самостоятельное изучение 4,0 7
11 Методология диссертационного исследования Самостоятельное изучение 4,0 8
12 Методология диссертационного исследования Коллоквиум 2,0 8
13 Методология диссертационного исследования Индивидуальная работа 2,0 8
14 Научные характеристики педагогических технологий Семинар 2,0 9
15 Научные характеристики педагогических технологий Самостоятельное изучение 6,0 10
16 Научные характеристики педагогических технологий Индивидуальная работа 2,0 11

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные тенденции развития системы начального образования РФ Самостоятельное изучение умение анализировать психолого-педагогические исследования в области дошкольного образования. Применение
умение обоснованного выбора критериев оценки эффективности деятельности организаций начального общего образования Воспроизведение
знание основных положений ФГОС НОО, профессионального стандарта педагога как основы оценки деятельности педагога начальной школы Воспроизведение
2 Современные тенденции развития системы начального образования РФ Самостоятельное изучение знание актуальных исследовательских задач в области развития системы начального общего образования, знание особенностей развития отечественной системы начального общего образования. Воспроизведение
знание предмета, структуры, источников методологических исследований. Воспроизведение
3 Методологические основы психолого-педагогического исследования в НОО Практическая работа умение выделять особенности применения методологических подходов, заявленных в диссертационных исследованиях Воспроизведение
умение анализировать и оценивать опыт экспериментальной деятельности учителей начальной школы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к психолого-педагогическому исследованию Применение
4 Методологические основы психолого-педагогического исследования в НОО Самостоятельное изучение знание особенностей методологических подходов к организации исследовательской деятельности в образовании Воспроизведение
знание основных требований к реализации психолого-педагогического исследования в системе начального общего образования Воспроизведение
5 Теоретические методы исследования Самостоятельное изучение знание особенностей использовании теоретических методов в психолого-педагогических исследованиях Воспроизведение
умение подбирать теоретические методы исследования при изучении проблем начального общего образования Применение
6 Методологические основы психолого-педагогического исследования в НОО Самостоятельное изучение умение использовать методологические подходы в психолого-педагогических исследованиях в области начального общего образования, умение применять способы постановки исследовательских задач по актуальным проблемам начального общего образования Применение
7 Эмпирические методы исследования Семинар умение осуществлять подбор основных эмпирических методов для решения задач исследовательской деятельности в начальном общем образовании Воспроизведение
8 Эмпирические методы исследования Самостоятельное изучение знание особенностей применения эмпирических методов исследования при изучении проблем в области начального общего образования Воспроизведение
9 Теоретические методы исследования Самостоятельное изучение умение обосновывать выбор теоретических методов исследования при решении конкретных задач исследовательской деятельности в образовании Воспроизведение
10 Эмпирические методы исследования Самостоятельное изучение знание особенностей применения эмпирических методов исследования при изучении проблем в области начального общего образования Воспроизведение
умение осуществлять подбор основных эмпирических методов для решения задач исследовательской деятельности в начальном общем образовании Воспроизведение
11 Методология диссертационного исследования Самостоятельное изучение знание структуры и логики организации диссертационного исследования Воспроизведение
12 Методология диссертационного исследования Коллоквиум умение выделять характеристики основных форм научной работы Применение
13 Методология диссертационного исследования Индивидуальная работа умение разрабатывать план диссертационной работы, осуществлять библиографический поиск по теме исследования, разрабатывать понятийный аппарат ВКР Применение
14 Научные характеристики педагогических технологий Семинар умение осуществлять анализ педагогических технологий, выделять их структурные составляющие Применение
15 Научные характеристики педагогических технологий Самостоятельное изучение знаний особенностей классификации педагогических технологий в начальном общем образовании Воспроизведение
16 Научные характеристики педагогических технологий Индивидуальная работа умение обоснованного выбора педагогической технологии в соответствии с целями, задачами развития образовательного процесса в начальном общем образовании Применение

Литература

Основная

  1. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс]: Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - М. : Флинта, 2012. - 256 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492 – Загл. с экрана
  2. Инновационные процессы в системе начального образования [Электронный ресурс]: М. : Прометей, 2012. - 212 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212774 –Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Боликова, Л.Ю. В помощь педагогу-исследователю / Л.Ю. Боликова, Ю.А. Шурыгина. – Пенза: [Пензен. гос. пед. ун-т], 2010. – 199 с.
  2. Загвязинский, В.И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации / В.И. Загвязинский // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. - № 1. – С. 3-6.
  3. Загвязинский, В.И. О роли педагогической науки в гармонизации социальной стратегии, образовательной политики и практики реформирования российского образования / В.И. Загвязинский // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2010. - № 4. – С. 3-10.
  4. Загвязинский, В.И. Педагогическая наука и реформирование образования / В.И. Загвязинский // Народное образование. – 2010. - № 2. – С. 93-98.
  5. Крутикова, О.Н. Объективная и субъективная детерминация исследовательской культуры студенческой молодежи / О.Н. Крутикова // Педагогическое образование в России. – 2011. - № 4. – С. 233-239.
  6. Кудрова, И.А. Философия науки и познавательная деятельность студентов (на примере подготовки менеджеров) / И.А. Кудрова // Эпистемология и философия науки. – 2011. - № 1. – С. 117-128.
  7. Логика и методология науки: современное гуманитарное познание и его перспективы [Электронный ресурс] : учеб. пособие [Текст] / А. В. Павлов. - М., 2010. - 344 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=54575&sr=1 .-Загл. с экрана
  8. Манухина С.Ю. Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Манухина С.Ю., Занковский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10781.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  9. Обучение наблюдением: студенты в исследовательском процессе / С.Г. Кордонский, Ю.М. Плюснин, О.М. Моргунова // Вопросы образования. – 2010. - № 4. – С. 54-69.
  10. Педагогические технологии: учебное пособие для вузов / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духовнева, В.С. Кукушкин, Г.В. Сучков; под общ.ред. В.С. Кукушкин. – Изд-во 4-е, перераб.и доп. – Ростов-на-Дону: МарТ [и др.], 2010. – 365 с.
  11. Федотова, И.Б. Методология историко-педагогических исследований / И.Б. Федотова // Педагогическое образование и наука. – 2010. - № 12. – С. 29-34.
  12. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2011. № 3. – С. 69-83.
  13. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. – 2011. - № 5. – 3-21.

Цифровые ресурсы

  1. Долгих С.В.Инновационные образовательные технологии в преподавании гуманитарных и экономических дисциплин: Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.mami.ru/science/mami145/scientific/article/s12/s12_17.pdf
  2. Открытый фестиваль педагогических идей. Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.festival.1september.ru
  3. «Педагогика и психология высшей школы. Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php «Библиотека Гумер» - Раздел Педагогика
  4. Пешкова В.Е. Педагогика. Часть 5. Педагогические технологии в начальном образовании: К лекций: (Учебное пособие). – Майкоп, 2010. – Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/ped/ped041.htm

Источники

  1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД.1 Специальные методы исследования в педагогике начального образования (научный семинар) [Электронный ресурс]: М-07021 Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование», зачет / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б.1.В.ОД.1 Специальные методы исследования в педагогике начального образования (научный семинар) [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование» / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.