бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 8 сентября 2017 г. утверждено 29 октября 2017 г.
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано 17 сентября 2017 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 26 сентября 2017 г.

Б1.В.ОД.10 Инновационная и исследовательская деятельность современного педагога, 3 семестр

М-06021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3) знание актуальных направлений реализации коллективных комплексных научных исследований в системе образования знаниевый
владение критериями обоснования актуальности коллективных комплексных исследований в системе образования ориентировочный
умение обосновывать актуальность коллективных комплексных исследований в системе образования операциональный
Владение опытом обоснования актуальных направлений организации коллективных комплексных исследований в системе образования опыт
готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК - 2) знание проблем и перспектив инновационного развития современной системы начального общего образования знаниевый
умение определять критерии инновационного развития современной системы начального общего образования ориентировочный
владение умением обоснованного выбора современных методов научного исследования для выявления проблем инновационного развития начального общего образования операциональный
Опыт обоснованного выбора методов научного исследования для выявления проблем инновационного развития начального общего образования опыт
готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6) Знание способов оценки результатов собственного научного исследования знаниевый
владение способами определения критериев оценки результатов собственного научного исследования ориентировочный
умение определять способы оценки результатов собственного научного исследования операциональный
иметь опыт написания статьи по результатам собственного научного исследования опыт
способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5) знание способов оценки результатов научных исследований в начальном общем образовании знаниевый
владение способами определения критериев оценки результатов исследовательской деятельности в начальном общем образовании ориентировочный
умение обобщать и критически оценивать результа¬ты, полученные отечественными и зарубежными исследователями при решении научно-исследовательских задач в начальном общем образовании операциональный
иметь опыт написания рецензии на исследовательскую деятельность в начальном общем образовании опыт
способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4) знание актуальных направлений и проблем развития инновационной образовательной политики в сфере начального общего образования знаниевый
умение обосновать выбор направления организации собственного исследования исходя из актуальных направлений развития инновационной образовательной политики в сфере начального общего образования ориентировочный
умение определять критерии обоснованного выбора направления организации собственного исследования исходя из актуальных направлений развития инновационной образовательной политики в сфере начального общего образования операциональный
опыт обоснованного выбора направления организации собственного исследования исходя из актуальных направлений развития инновационной образовательной политики в сфере начального общего образования опыт
способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5) Знание возможностей современных информационных технологий для решения задач собственного научного исследования знаниевый
Владение критериями выбора информационных технологий для решения задач собственного научного исследования ориентировочный
умение самостоятельно выбирать конкретные информационные технологии и использовать их в практической деятельности по решению задач собственного научного исследования операциональный
Опыт самостоятельного применения информационных технологий для решения задач собственного научного исследования (педагогическая практика) опыт

Цели изучения дисциплины

научится применять инновационные подходы для решения исследовательских задач в начальном общем образовании

Задачи

  1. научится проектировать методологическую основу инновационной исследовательской деятельности в системе начального общего образования
  2. научится применять методы оценки качества исследовательской деятельности для решения профессиональных задач в начальном общем образовании

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12,0 ч. (11,11%)
Контроль самостоятельной работы 5,0 ч.
Самостоятельная работа студента 96,0 ч. (88,89%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 2,0 ч. из 2,0 ч.
Часов в неделю 1,09 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Организация исследовательской деятельности в системе образования научится проектировать методологическую основу инновационной исследовательской деятельности в системе начального общего образования проектирование методологической основы инновационной исследовательской деятельности в системе начального общего образования
  • Система образования РФ
  • Методологические основы экспериментального исследования в образовании
Модуль 2 Оценка исследовательской деятельности в современном образовании научится применять методы оценки качества исследовательской деятельности для решения профессиональных задач в начальном общем образовании применение методов оценки исследовательской деятельности для решения профессиональных задач в начальном общем образовании
  • Методы экспериментального исследования в системе образования
  • Оценка качества экспериментальной работы в образовательных организациях

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Особенности развития системы образования РФ Самостоятельное изучение 6,0 1
2 Особенности развития системы образования РФ Практическая работа 1,0 1
3 Методологические основы исследовательской деятельности в образовании Конференция 2,0 2
4 Методологические основы исследовательской деятельности в образовании Самостоятельное изучение 3,0 2
5 Методологические основы исследовательской деятельности в образовании Индивидуальная работа 1,0 3
6 Научные подходы к организации педагогических исследований Самостоятельное изучение 6,0 3
7 Научные подходы к организации педагогических исследований Семинар 1,0 3
8 Научные подходы к организации педагогических исследований Коллоквиум 1,0 4
9 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение 6,0 4
10 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Практическая работа 1,0 5
11 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение 6,0 5
12 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Семинар 1,0 6
13 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение 6,0 6
14 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение 6,0 7
15 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение 6,0 7
16 Методология экспериментального исследования Практическая работа 1,0 8
17 Методология экспериментального исследования Самостоятельное изучение 6,0 9
18 Методология экспериментального исследования Самостоятельное изучение 6,0 9
19 Оценка качества организация экспериментальной работы в системе образования Семинар 2,0 10
20 Оценка качества организация экспериментальной работы в системе образования Самостоятельное изучение 4,0 10
21 Оценка качества организация экспериментальной работы в системе образования Индивидуальная работа 1,0 11
22 Оценка качества организация экспериментальной работы в системе образования Самостоятельное изучение 2,0 11
23 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение 6,0 12
24 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение 4,0 12
25 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Коллоквиум 2,0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Особенности развития системы образования РФ Самостоятельное изучение умение определять основные тенденции реформирования образования РФ Применение
2 Особенности развития системы образования РФ Практическая работа Знание особенностей реформирования отечественной системы образования. Воспроизведение
умение анализировать содержание нормативно-законодательных актов в системе образования, соотносить требования к системе образования с реальной работой образовательных организации, выделять проблемы в деятельности образовательных организаций Применение
3 Методологические основы исследовательской деятельности в образовании Конференция умение выделять виды экспериментальных исследований в системе образования. Применение
4 Методологические основы исследовательской деятельности в образовании Самостоятельное изучение Знание основных требований к организации и реализации экспериментального исследования в системе образования, Воспроизведение
5 Методологические основы исследовательской деятельности в образовании Индивидуальная работа владение обощенной схемой выделения особенностей различных видов экспериментальных исследований в системе образования Применение
6 Научные подходы к организации педагогических исследований Самостоятельное изучение владение обобщенной схемой выбора методологическог подхода в соответствии с этапов экспериментальной деятельности в системе образования Применение
7 Научные подходы к организации педагогических исследований Семинар знание сущностных характеристик основных методологических подходов к организации экспериментальной деятельности в системе образования Воспроизведение
8 Научные подходы к организации педагогических исследований Коллоквиум умение обосновывать выбор методологического подхода к решению задач собственной исследовательской деятельности Применение
9 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение знание особенностей теоретических методов организации научного исследования Воспроизведение
10 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Практическая работа умение применять теоретические методы в организации исследовательской деятельности в системе образования Применение
11 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение владение обощенной схемой применения теоретических методов экспериментальной деятельности в системе образования; Применение
12 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Семинар владение обобщеной схемой разработки содержания эмпирических методов экспериментальной деятельности Применение
13 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение знание основных характеристик эмпирических методов экспериментальной деятельности Воспроизведение
14 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение умение конструирования содержания эмпирических методов экспериментальной деятельности в соответствии с тематикой ВКР Применение
15 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение умение обосновывать выбор метода исследовательской деятельности в зависимости от типа решаемой экспериментальной задачи Воспроизведение
16 Методология экспериментального исследования Практическая работа умение определять актуальные направления экспериментальной работы в системе образования, Применение
17 Методология экспериментального исследования Самостоятельное изучение сформированность понятий об организации научного исследования в системе образования, Воспроизведение
18 Методология экспериментального исследования Самостоятельное изучение умение подбирать этапы исследовательской работы и необходимый инструментарий Применение
19 Оценка качества организация экспериментальной работы в системе образования Семинар умение обосновывать выбор этапов разработки инновацинного проекта в рамках экспериментальной деятельности в системе образования Применение
20 Оценка качества организация экспериментальной работы в системе образования Самостоятельное изучение знание особенностей организации работы над инновационным проектом в системе образования Воспроизведение
21 Оценка качества организация экспериментальной работы в системе образования Индивидуальная работа умение анализировать опыт экспериментальной работы образовательных организаций региона и применять его в для решения задач профессиональной деятельности Применение
22 Оценка качества организация экспериментальной работы в системе образования Самостоятельное изучение знание особенностей организации работы над инновационным проектом в системе образования Воспроизведение
23 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение знание актуальных направлений организации экспериментальной деятельности в системе регионального начального общего образования Воспроизведение
24 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение умение структурировать материал, отражающий опыт экспериментальной деятельности в системе образования по направлению близкому к теме ВКР магистра Применение
25 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Коллоквиум умение разрабатывать содержание научной статьи в соответствии с требованиями к научному изложению результатов исследования Творчество

Литература

Основная

  1. Андрианова, Е.И. Подготовка и проведение педагогического исследования [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / Е.И. Андрианова ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Министерство образования и науки РФ. - Ульяновск : УлГПУ, 2013. - 116 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-86045-614-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278048 (29.06.2015)
  2. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс]: Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - М. : Флинта, 2012. - 256 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492 – Загл. с экрана
  3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) - Педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 206
  4. Инновационные процессы в системе начального образования [Электронный ресурс]: М. : Прометей, 2012. - 212 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212774 –Загл. с экрана
  5. Сиротюк, А.Л. Психофизиологические основы дифференцированного обучения школьников [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.Л. Сиротюк. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 292 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4458-8859-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=254115 (29.06.2015).

Дополнительная

  1. Боликова, Л.Ю. В помощь педагогу-исследователю / Л.Ю. Боликова, Ю.А. Шурыгина. – Пенза: [Пензен. гос. пед. ун-т], 2010. – 199 с.
  2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 319 с.
  3. Загвязинский, В.И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации / В.И. Загвязинский // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. - № 1. – С. 3-6.
  4. Загвязинский, В.И. Педагогическая наука и реформирование образования / В.И. Загвязинский // Народное образование. – 2010. - № 2. – С. 93-98.
  5. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 393, [3] с.
  6. Крутикова, О.Н. Объективная и субъективная детерминация исследовательской культуры студенческой молодежи / О.Н. Крутикова // Педагогическое образование в России. – 2011. - № 4. – С. 233-239.
  7. Кудрова, И.А. Философия науки и познавательная деятельность студентов (на примере подготовки менеджеров) [Текст] / И.А. Кудрова // Эпистемология и философия науки. – 2011. - № 1. – С. 117-128.
  8. Манухина С.Ю. Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Манухина С.Ю., Занковский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10781.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  9. Современные проблемы истории образования и педагогической науки: в 3 т / Рос. Акад. Образования, Ин-т теоретической педагогики и международных исследований в образовании; под ред. З.И. Равкина. – М: [б. и.], 1994. – 186 с.
  10. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. – 2011. - № 5. – 3-21.
  11. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого- педагогических исследованийх [Электронный ресурс] :учеб. пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - 3-е изд., стер. - Москва : Флинта, 2011. - 204 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458&sr=1.- Загл. с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г.В. Валеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php
  2. Гусаковский М.А. Мультикультурализм и возможные стратегии идентичности в современном образовании / М.А. Гусаковский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isiksp.ru/library/gusakovskiy_ma/gusakovsky-000001.htm
  3. Крысанова О.А. Методология психолого-педагогических исследований / О.А. Крысанова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publisher.samsu.ru/archive/2006/files/20060332.pdf
  4. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. Краткий курс / П.И. Образцов http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978594723731&at=exc&n=0
  5. Соснин П.И. История и методология науки / П.И. Соснин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.ulstu.ru/people/SOSNIN|umk|Yistory_and_Methods_of_Science/metod.htm

Источники

  1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ОД.10 Инновационная и исследовательская деятельность современного педагога [Электронный ресурс]: М-06021 Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование», экзамен / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б.1.В.ОД.10 Инновационная и исследовательская деятельность современного педагога [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование» / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.