бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Sept. 18, 2017 утверждено Oct. 30, 2017
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 29, 2017
Д.В. Ларкович декан факультета
согласовано Oct. 4, 2017

Б.3.1 Педагогика, 3 семестр

Б-6081, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Русский язык и литература), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Знание основ педагогического взаимодействия; ориентировочный
Умение определять способ организации взаимодействия с коллегами и субъектами педагогического процесса. ориентировочный
ОПК-1.Готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности Знание понятий "Педагогическая система", "Система образования РФ", "Образовательный процесс как система". Знание приоритетных направлений развития образовательной системы РФ и роли педагогической науки и отдельной личности в процессах модернизации образования. знаниевый
Умение выделять проблемы отечественной системы образования; Умение осуществлять анализ структуры и социально и личностно значимых проблем в системе образования России и обоснованно определять и роль и место педагогической науки и личности педагога в решении теоретических и практических проблем образования. операциональный
ОПК-2. Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся Знание педагогических основ учебно-воспитательного процесса: сущность, закономерности, содержание, методы и формы организации. знаниевый
Владение обобщенной схемой отбора содержания, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса. ориентировочный
Умение проектировать учебно-воспитательный процесс с учетом социальных, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. операциональный
ОПК-3. Готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса; Знание цели, задач, направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. знаниевый
Умение выделять этапы психолого-педагогического сопровождения (ППС) в зависимости от уровня ППС. ориентировочный
ОПК-4. Готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования; Знание основных нормативных документов, регламентирующих реализацию трудовых функций педагога. знаниевый
Владение общей схемой выбора нормативных документов при организации различных видов профессиональной деятельности. ориентировочный
ПК-1. Готовность реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов; Знание основных компонентов в структуре учебной программы. знаниевый
Умение проектировать структуру и содержание учебной программы дисциплины. ориентировочный
ПК-2. Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики; Знание сущности процесса обучения, закономерностей и принципов обучения, современных методов и технологий обучения, соответствующих требованиям ФГОС ОО. знаниевый
Владение общей схемой анализа сущности, движущих сил, противоречий учебного процесса; владение общей схемой проектирования учебного процесса в зависимости от профессиональной задачи (задач учебного и воспитательного процесса). операциональный
ПК-3. Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; Знание концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования: основных направлений и ценностных основ воспитания и социализации обучающихся; видов деятельности и форм занятий с обучающимися; основных формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся; планируемых результатов воспитания и социализации обучающихся. знаниевый
Умение проектировать результаты, отбирать виды деятельности и формы занятий в зависимости от цели, задач, направлений воспитания и социализации обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. ориентировочный
ПК-4. Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов; Знание требований ФГОС ОО к образовательным результатам, к условиям освоения ООП, к структуре и содержанию ООП, в том числе к образовательной среде. Знание сущности понятия "Качество учебно-ввоспитательного процесса" , критериев и методов его оценки. Знание структурных компонентов и возможностей образовательной для достижения личностных, метапредметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. знаниевый
Владение способами ориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды. операциональный
Умение проектировать содержание образовательной среды для достижения личностных и метапредметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. операциональный
ПК-5. Способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся; Знание сущности процессов социализации, закономерностей, стадий, кризисов социализации, возможных девиаций; сущности педагогического сопровождения социализации: целей, задач, направлений, а также способов профилактики девиаций. знаниевый
Умение отбирать формы, определять этапы педагогического сопровождения социализации обучающихся, а также формы педагогической профилактики девиаций. ориентировочный
ПК-6. Готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса; Знание специфики, уровней и типов взаимодействия участников образовательного процесса. знаниевый
Владение общей схемой выбора стратегии взаимодействия в зависимости от задач учебно-воспитательного процесса и категории субъектов образовательного процесса. ориентировочный
ПК-7. Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности; Знание методов, форм, средств организации сотрудничества обучающихся, поддержания активности и инициативности, самостоятельности, развития творческих способностей обучающихся. знаниевый
Владение общей схемой выбора адекватных цели и задачам учебно-воспитательного процесса методов, форм и средств организации сотрудничества обучающихся, поддержания активности и инициативности, самостоятельности, развития творческих способностей обучающихся. ориентировочный
Умение организовать сотрудничество обучающихся на основе использования активных и интерактивных форм и методов образовательного процесса, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности. операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование у студентов основ профессиональной компетентности в проектировании и организации образовательного процесса в условиях современных образовательных организаций на различных ступенях образования

Задачи

  1. Формирование знаний о структуре, организационных основах образовательного процесса и роли педагогической науки в его совершенствовании
  2. Формирование знаний о цели, содержании, организационно-деятельностных и нормативных основах образовательного процесса и умений его проектировать и осуществлять
  3. Формирование у обучающихся умений осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 18.0 ч.
Практическая работа 12.0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.0 ч. из 11.0 ч.
Часов в неделю 2.75 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретико-методологические основы современной педагогики Формирование понятий о структуре, организационных основах образовательного процесса и роли педагогической науки в его совершенствовании Знание объекта, предмета, задач, структуры и тенденций развития современной педагогической науки, методологии педагогики, основных характеристик научного педагогического исследования, сущности, структуры образовательного процесса. Знание приоритетных направлений развития системы образования РФ и роли педагогической науки и отдельной личности в процессах модернизации образования. Умение выделять социально и личностно значимые проблемы системы образования и обоснованно предлагать пути их решения, объяснять специфику связи педагогической науки и практики, роль педагогической науки в решении теоретических и практических проблем.
  • Современная система Российского образования: особенности и тенденции развития.
  • Анализ социально и личностно-значимых проблем в системе образования России.
  • Научные основы педагогической деятельности. Определение роли педагогической науки в проектировании, осуществлении и совершенствовании образовательного процесса как педагогической системы.
  • Развитие педагогических идей в трудах Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского.
  • Образовательный процесс как педагогическая система. Системный подход в построении образовательного процесса. Закономерности и принципы построения и функционирования образовательного процесса как педагогической системы.
  • Сравнительная характеристика педагогических систем прошлого (период античности).
  • Методология науки и научно-исследовательская деятельность.
  • Воспитание, школа, и педагогическая мысль в Западной Европе в Средние века.
  • Методы педагогического исследования проблем образования.
  • Рубежный контроль по модулю 1
  • Дидактическая единица (18)
Теория обучения Формирование знаний о цели, содержании, организационно-деятельностных и нормативных основах педагогического процесса, умений его проектировать и осуществлять Знание структуры и проблем современного образовательного процесса; Знание закономерностей и принципов процесса обучения; Знание современных методов, форм, технологий организации процесса обучения в соответствии с ФГОС общего образования; Умение в соответствии с современными требованиями к организации педагогического процесса проектировать содержание и образовательные результаты учебного процесса.
  • Теоретические основы учебного процесса как составной части образовательного процесса. Свойства обучения.
  • Закономерности и принципы обучения. Принцип системно-деятельностного подхода к организации современного образовательного процесса.
  • Современные зарубежные и отечественные теории и системы обучения.
  • Современные методы обучения. Разработка способа выбора методов обучения, направленных на совершенствование образовательного (учебного) процесса и достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Интерактивные методы обучения как основной способ организации современного образовательного процесса.
  • Школа и педагогика в России в конце XIX – начале XX в. (до 1917 г.) Народное образование в России. (С.Т. Шацкий. Н.К. Крупская. П.Ф. Лесгафт).
  • Современные формы организации процесса обучения. Разработка способа выбора форм организации обучения, направленных на совершенствование образовательного (учебного) процесса и достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Требования ФГОС к современному уроку.
  • Современные образовательные технологии. Разработка способа выбора образовательных технологий, направленных на совершенствование образовательного (учебного) процесса и достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Школа и педагогика в России с 1917 по1945 гг. (Педагогические взгляды П.П. Блонского. Педагогическая деятельность С.Т. Шацкго. Педагогические взгляды А.С. Макаренко).
  • Современные средства обучения и их характеристика. Способ выбора средств коммуникации в образовательном процессе.
  • Разработка способа проектирования контроля качества учебного процесса и выбора средств оценивания планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Рубежный контроль по теории обучения.
  • Дидактическая единица (13)
Основы правовой компетентности будущего педагога Развивать у обучающихся способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования Знание законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания обучающихся, федеральных государственных образовательных стандартов основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка. Умение анализировать локальные акты образовательной организации, регламентирующие ее деятельность.
  • ФГОС общего образования как нормативная основа совершенствования образовательного процсса. Общая характеристика ФГОС общего образования как основа модернизации системы образования.
  • Современные требования к содержанию образования. Фундаментальное ядро СО.
  • Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIX в. Развитие школы в XIX в. (И.Г. Песталоцци - Теория элементарного образования. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Педагогическая деятельность А.А. Дистервега).
  • Характеристика структуры, компонентов Базисного образовательного плана, основной образовательной программы ООО.Требования к личностным, метапредметным результатам, виды и содержание УУД в соответствии с ФГОС ООО. Требования к системе оценки планируемых результатов освоения ООП ООО.
  • Система внеурочной деятельности как составная часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. Виды внеурочной деятельности и особенности их организации с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.
  • Федеральный закон "Об образовании в РФ" как основа, регламентирующая деятельность образовательных организаций и субъектов образования. Локальные акты образовательных организаций, регламентирующие их деятельность.
  • Становление института защиты прав детей в России. Конвенция о правах ребенка.
  • Рубежный контроль по модулю 3

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современная система Российского образования: особенности и тенденции развития. Семинар 2.0 1
2 Анализ социально и личностно-значимых проблем в системе образования России. Практическая работа 2.0 1
3 Современная система Российского образования: особенности и тенденции развития. Индивидуальная работа 1.0 1
4 Сравнительная характеристика педагогических систем прошлого (период античности). Индивидуальная работа 1.0 2
5 Научные основы педагогической деятельности. Определение роли педагогической науки в проектировании, осуществлении и совершенствовании образовательного процесса как педагогической системы. Лекция 2.0 2
6 Анализ социально и личностно-значимых проблем в системе образования России. Индивидуальная работа 1.0 2
7 Развитие педагогических идей в трудах Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского. Индивидуальная работа 0.5 3
8 Образовательный процесс как педагогическая система. Системный подход в построении образовательного процесса. Закономерности и принципы построения и функционирования образовательного процесса как педагогической системы. Семинар 2.0 3
9 Методология науки и научно-исследовательская деятельность. Лекция 2.0 3
10 Воспитание, школа, и педагогическая мысль в Западной Европе в Средние века. Индивидуальная работа 0.5 4
11 Методы педагогического исследования проблем образования. Самостоятельное изучение 2.0 7
12 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа 2.0 7
13 Рубежный контроль по модулю 1 Индивидуальная работа 1.0 7
14 Теоретические основы учебного процесса как составной части образовательного процесса. Свойства обучения. Лекция 2.0 8
15 Закономерности и принципы обучения. Принцип системно-деятельностного подхода к организации современного образовательного процесса. Семинар 2.0 8
16 Современные зарубежные и отечественные теории и системы обучения. Индивидуальная работа 1.0 9
17 Современные методы обучения. Разработка способа выбора методов обучения, направленных на совершенствование образовательного (учебного) процесса и достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Практическая работа 2.0 10
18 Интерактивные методы обучения как основной способ организации современного образовательного процесса. Практическая работа 2.0 10
19 Школа и педагогика в России в конце XIX – начале XX в. (до 1917 г.) Народное образование в России. (С.Т. Шацкий. Н.К. Крупская. П.Ф. Лесгафт). Индивидуальная работа 1.0 10
20 Современные методы обучения. Разработка способа выбора методов обучения, направленных на совершенствование образовательного (учебного) процесса и достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Индивидуальная работа 2.0 10
21 Современные формы организации процесса обучения. Разработка способа выбора форм организации обучения, направленных на совершенствование образовательного (учебного) процесса и достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Требования ФГОС к современному уроку. Семинар 2.0 11
22 Современные образовательные технологии. Разработка способа выбора образовательных технологий, направленных на совершенствование образовательного (учебного) процесса и достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Семинар 2.0 11
23 Школа и педагогика в России с 1917 по1945 гг. (Педагогические взгляды П.П. Блонского. Педагогическая деятельность С.Т. Шацкго. Педагогические взгляды А.С. Макаренко). Индивидуальная работа 1.0 11
24 Современные формы организации процесса обучения. Разработка способа выбора форм организации обучения, направленных на совершенствование образовательного (учебного) процесса и достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Требования ФГОС к современному уроку. Практическая работа 2.0 11
25 Современные средства обучения и их характеристика. Способ выбора средств коммуникации в образовательном процессе. Самостоятельное изучение 2.0 12
26 Разработка способа проектирования контроля качества учебного процесса и выбора средств оценивания планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Семинар 2.0 12
27 Рубежный контроль по теории обучения. Контрольная работа 2.0 12
28 Современные средства обучения и их характеристика. Способ выбора средств коммуникации в образовательном процессе. Индивидуальная работа 1.0 12
29 Рубежный контроль по теории обучения. Индивидуальная работа 1.0 12
30 ФГОС общего образования как нормативная основа совершенствования образовательного процесса. Общая характеристика ФГОС общего образования как основа модернизации системы образования. Лекция 2.0 13
31 Современные требования к содержанию образования. Фундаментальное ядро СО. Практическая работа 2.0 13
32 Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIX в. Развитие школы в XIX в. (И.Г. Песталоцци - Теория элементарного образования. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Педагогическая деятельность А.А. Дистервега). Индивидуальная работа 1.0 13
33 Характеристика структуры, компонентов Базисного образовательного плана, основной образовательной программы ООО.Требования к личностным, метапредметным результатам, виды и содержание УУД в соответствии с ФГОС ООО. Требования к системе оценки планируемых результатов освоения ООП ООО. Практическая работа 2.0 13
34 Система внеурочной деятельности как составная часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. Виды внеурочной деятельности и особенности их организации с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона. Семинар 2.0 14
35 Федеральный закон "Об образовании в РФ" как основа, регламентирующая деятельность образовательных организаций и субъектов образования. Локальные акты образовательных организаций, регламентирующие их деятельность. Семинар 2.0 15
36 Становление института защиты прав детей в России. Конвенция о правах ребенка. Семинар 2.0 15
37 Рубежный контроль по модулю 3 Контрольная работа 2.0 16
38 Рубежный контроль по модулю 3 Индивидуальная работа 1.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современная система Российского образования: особенности и тенденции развития. Семинар Давать характеристику структурных компонентов, уровней системы образования, форм получения образования; особенностей системы образования в ХМАО и г. Сургуте. Знание приоритетных направлений развития системы образования РФ. Воспроизведение
Анализировать особенности функционирования структурных компонентов системы образования и их влияние на результативность развития системы образования в целом. Применение
2 Анализ социально и личностно-значимых проблем в системе образования России. Практическая работа Выделять социально и личностно-значимые проблемы в системе образования на основе определенных критериев. Применение
Анализировать социально и личностно-значимых проблемы отечественной системы образования на основе разработанного способа анализа. Применение
3 Современная система Российского образования: особенности и тенденции развития. Индивидуальная работа Давать характеристику структурных компонентов, уровней системы образования, форм получения образования; особенностей системы образования в ХМАО и г. Сургуте. Знание приоритетных направлений развития системы образования РФ. Воспроизведение
Анализировать особенности функционирования структурных компонентов системы образования и их влияние на результативность развития системы образования в целом. Применение
4 Сравнительная характеристика педагогических систем прошлого (период античности). Индивидуальная работа Объяснять сходство и различия педагогических систем периода античнсоти, осбенности этих систем, зависящие от специфики общественного устройства. Применение
5 Научные основы педагогической деятельности. Определение роли педагогической науки в проектировании, осуществлении и совершенствовании образовательного процесса как педагогической системы. Лекция Интерпретировать сущность объекта, предмета, функций, задач педагогики, взаимосвязи педагогической науки и практики. Давать характеристику категориального аппарата педагогики, связи педагогики с др.науками, роли педагогической науки в модернизации образования. Воспроизведение
Интерпретировать причинно-следственные связи, объединяющие педагогическую теорию и педагогическую практику, стмулирующие процессы обновления педагогической теории и педагогической практики. Применение
6 Анализ социально и личностно-значимых проблем в системе образования России. Индивидуальная работа Выделять социально и личностно-значимые проблемы в системе образования на основе определенных критериев. Применение
Анализировать социально и личностно-значимых проблемы отечественной системы образования на основе разработанного способа анализа. Применение
7 Развитие педагогических идей в трудах Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского. Индивидуальная работа Интерпретировать вклад великих педагогов в развитии педагогической мысли, в том числе обосновывать значимость педагогических идей Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского для современной системы образвоания. Воспроизведение
8 Образовательный процесс как педагогическая система. Системный подход в построении образовательного процесса. Закономерности и принципы построения и функционирования образовательного процесса как педагогической системы. Семинар Интерпретировать сущность и структуру педагогической системы, давать характеристику современной модели педагогической системы. Воспроизведение
Интерпретировать сущность, структурные компоненты, закономерности, функции и основные этапы образовательного процесса. Воспроизведение
9 Методология науки и научно-исследовательская деятельность. Лекция Объяснять значение методологии педагогической науки в научно-исследовательской деятельности и определять этапы научного познания. Воспроизведение
10 Воспитание, школа, и педагогическая мысль в Западной Европе в Средние века. Индивидуальная работа Называть ососбенности педагогических систем в средние века и в эпоху Возрождения, объяснять причины появления гуманистических педагогических идей в общественной и педагогической среде названного периода и их влияние на развитие образования. Воспроизведение
11 Методы педагогического исследования проблем образования. Самостоятельное изучение Называть методы исследования и критерии их выбора, выделять особенности их подготовки и реализации Воспроизведение
Выделять критерии правильности выбора методов обучения и обоснованно осуществлять оптимальный выбор методов обучения. Применение
12 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа Интерпретировать сущность и структуру педагогической системы, давать характеристику современной модели педагогической системы. Воспроизведение
Интерпретировать сущность, структурные компоненты, закономерности, функции и основные этапы образовательного процесса. Воспроизведение
Объяснять сходство и различия педагогических систем периода античнсоти, осбенности этих систем, зависящие от специфики общественного устройства. Применение
Объяснять значение методологии педагогической науки в научно-исследовательской деятельности и определять этапы научного познания. Воспроизведение
Называть ососбенности педагогических систем в средние века и в эпоху Возрождения, объяснять причины появления гуманистических педагогических идей в общественной и педагогической среде названного периода и их влияние на развитие образования. Воспроизведение
Называть методы исследования и критерии их выбора, выделять особенности их подготовки и реализации Воспроизведение
13 Рубежный контроль по модулю 1 Индивидуальная работа Давать характеристику структурных компонентов, уровней системы образования, форм получения образования; особенностей системы образования в ХМАО и г. Сургуте. Знание приоритетных направлений развития системы образования РФ. Воспроизведение
Интерпретировать сущность объекта, предмета, функций, задач педагогики, взаимосвязи педагогической науки и практики. Давать характеристику категориального аппарата педагогики, связи педагогики с др.науками, роли педагогической науки в модернизации образования. Воспроизведение
Интерпретировать сущность и структуру педагогической системы, давать характеристику современной модели педагогической системы. Воспроизведение
Называть ососбенности педагогических систем в средние века и в эпоху Возрождения, объяснять причины появления гуманистических педагогических идей в общественной и педагогической среде названного периода и их влияние на развитие образования. Воспроизведение
Называть методы исследования и критерии их выбора, выделять особенности их подготовки и реализации Воспроизведение
14 Теоретические основы учебного процесса как составной части образовательного процесса. Свойства обучения. Лекция Интерпретировать сущность, движущие силы, противоречия и логику процесса обучения. Воспроизведение
15 Закономерности и принципы обучения. Принцип системно-деятельностного подхода к организации современного образовательного процесса. Семинар Объяснять зависимость закономерностей, принципов обучения и обучающей деятельности педагога. Применение
16 Современные зарубежные и отечественные теории и системы обучения. Индивидуальная работа Анализировать виды и особенности дидактических систем (с точки зрения принципов, целей, задач, содержания, способов организации деятельности и педагогического взаимодействия). Объяснять влияние выбора дидактической системы на характер образовательных результатов. Применение
17 Современные методы обучения. Разработка способа выбора методов обучения, направленных на совершенствование образовательного (учебного) процесса и достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Практическая работа Давать характеристику современным методам обучения, соотносить методы и образовательные результаты. Применение
18 Интерактивные методы обучения как основной способ организации современного образовательного процесса. Практическая работа Объяснять характерные особенности интерактивного обучения, давать характеристику методов интерактивного обучения. Воспроизведение
Соотносить методы интерактивного обучения с планируемыми образовательными результатами и на этой основе обоснованно осуществлять выбор интерактивных методов обучения. Применение
Планировать и организовывать метод групповой работы в соответствии с требованиями к организации данного метода. Применение
19 Школа и педагогика в России в конце XIX – начале XX в. (до 1917 г.) Народное образование в России. (С.Т. Шацкий. Н.К. Крупская. П.Ф. Лесгафт). Индивидуальная работа Давать общую характеристику образовательной системы в России в конце XIX - начале XX в., объяснять влияние педагогических взглядов С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта на развитие школы и педагогики. Воспроизведение
20 Современные методы обучения. Разработка способа выбора методов обучения, направленных на совершенствование образовательного (учебного) процесса и достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Индивидуальная работа Давать характеристику современным методам обучения, соотносить методы и образовательные результаты. Применение
21 Современные формы организации процесса обучения. Разработка способа выбора форм организации обучения, направленных на совершенствование образовательного (учебного) процесса и достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Требования ФГОС к современному уроку. Семинар Раскрывать сущность современных форм обучения и учитывать требования ФГОС при выборе форм организации обучения и соотносить данный выбор с критериями правильности выбора (оценить правильность выбора). Применение
Объяснять требования ФГОС ООО к построению современного урока, к определению структурных и содержательных компонентов урока, к образовательным результатам. Воспроизведение
Разрабатывать примерный проект плана современного урока. Применение
22 Современные образовательные технологии. Разработка способа выбора образовательных технологий, направленных на совершенствование образовательного (учебного) процесса и достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Семинар Объяснять требования к образовательным технологиям, соответствующим системно-деятельностному подходу, объяснять педагогический потенциял образовательных технологий. Воспроизведение
23 Школа и педагогика в России с 1917 по1945 гг. (Педагогические взгляды П.П. Блонского. Педагогическая деятельность С.Т. Шацкго. Педагогические взгляды А.С. Макаренко). Индивидуальная работа Называть особенности школы в России с 1917 по 1945 гг. Объяснять влияние педагогических взглядов С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского на развитие системы образования в России. Применение
24 Современные формы организации процесса обучения. Разработка способа выбора форм организации обучения, направленных на совершенствование образовательного (учебного) процесса и достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Требования ФГОС к современному уроку. Практическая работа Раскрывать сущность современных форм обучения и учитывать требования ФГОС при выборе форм организации обучения и соотносить данный выбор с критериями правильности выбора (оценить правильность выбора). Применение
Объяснять требования ФГОС ООО к построению современного урока, к определению структурных и содержательных компонентов урока, к образовательным результатам. Воспроизведение
Разрабатывать примерный проект плана современного урока. Применение
25 Современные средства обучения и их характеристика. Способ выбора средств коммуникации в образовательном процессе. Самостоятельное изучение Называть современные средства обучения и объяснять влияние выбора средств обучения на качество учебного процесса. Воспроизведение
Создавать образовательный продукт по одной из изучаемых тем с использованием электронных средств обучения. Творчество
26 Разработка способа проектирования контроля качества учебного процесса и выбора средств оценивания планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Семинар Давать характеристику современным средствам оценивания образовательных результатов и определять способ проектирования конртоля качества и выбора средств оценивания результатов обучения. Применение
27 Рубежный контроль по теории обучения. Контрольная работа Интерпретировать сущность, движущие силы, противоречия и логику процесса обучения. Воспроизведение
Объяснять зависимость закономерностей, принципов обучения и обучающей деятельности педагога. Применение
Анализировать виды и особенности дидактических систем (с точки зрения принципов, целей, задач, содержания, способов организации деятельности и педагогического взаимодействия). Объяснять влияние выбора дидактической системы на характер образовательных результатов. Применение
28 Современные средства обучения и их характеристика. Способ выбора средств коммуникации в образовательном процессе. Индивидуальная работа Называть современные средства обучения и объяснять влияние выбора средств обучения на качество учебного процесса. Воспроизведение
Создавать образовательный продукт по одной из изучаемых тем с использованием электронных средств обучения. Творчество
29 Рубежный контроль по теории обучения. Индивидуальная работа Интерпретировать сущность, движущие силы, противоречия и логику процесса обучения. Воспроизведение
Объяснять зависимость закономерностей, принципов обучения и обучающей деятельности педагога. Применение
Анализировать виды и особенности дидактических систем (с точки зрения принципов, целей, задач, содержания, способов организации деятельности и педагогического взаимодействия). Объяснять влияние выбора дидактической системы на характер образовательных результатов. Применение
30 ФГОС общего образования как нормативная основа совершенствования образовательного процесса. Общая характеристика ФГОС общего образования как основа модернизации системы образования. Лекция Давать характеристику признакам инновационности ФГОС, давать содержательную характеристику требованиям ФГОС, объяснять зависимость образовательных результатов от реализации системного деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Применение
31 Современные требования к содержанию образования. Фундаментальное ядро СО. Практическая работа Выделять достоинства и недостатки теорий формирования содержания образования, давать характеристику современному пониманию содержания образования. Воспроизведение
32 Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIX в. Развитие школы в XIX в. (И.Г. Песталоцци - Теория элементарного образования. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Педагогическая деятельность А.А. Дистервега). Индивидуальная работа Называть особенности школы и педагогической мысли в странах Западной Европы и США в XIX веке, объяснять влияние педагогических идей И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А.А. Дистервега на развитие школы названного периода. Воспроизведение
33 Характеристика структуры, компонентов Базисного образовательного плана, основной образовательной программы ООО.Требования к личностным, метапредметным результатам, виды и содержание УУД в соответствии с ФГОС ООО. Требования к системе оценки планируемых результатов освоения ООП ООО. Практическая работа Давать содержательную характеристику Базисному образовательному плану образовательной организации, структурным компонентам ООП. Интерпретировать требования к личностным, метапредметным результатам, видам и содержанию УУД в соответствии с ФГОС общего образования, объяснять требования к системе оценки планируемых результатов освоения ООП общего образования. Воспроизведение
34 Система внеурочной деятельности как составная часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. Виды внеурочной деятельности и особенности их организации с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона. Семинар Давать содержательную характеристику видам, направлениям внеурочной деятельности, объяснять различия между воспитательными эффектами и воспитательными результатами. Воспроизведение
Называть требования к структуре программы внеурочной деятельности. Узнавание
35 Федеральный закон "Об образовании в РФ" как основа, регламентирующая деятельность образовательных организаций и субъектов образования. Локальные акты образовательных организаций, регламентирующие их деятельность. Семинар Интерпретировать содержание ФЗ "Об образовании в РФ". Воспроизведение
Называть нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность педагога, объяснять их значимость. Воспроизведение
36 Становление института защиты прав детей в России. Конвенция о правах ребенка. Семинар Называть перечень нормативных документов, обеспечивающих защиту прав детей, характеризовывать содержание и объяснять значение нормативных документов в жизни ребенка. Воспроизведение
37 Рубежный контроль по модулю 3 Контрольная работа Давать характеристику признакам инновационности ФГОС, давать содержательную характеристику требованиям ФГОС, объяснять зависимость образовательных результатов от реализации системного деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Применение
Выделять достоинства и недостатки теорий формирования содержания образования, давать характеристику современному пониманию содержания образования. Воспроизведение
Давать содержательную характеристику Базисному образовательному плану образовательной организации, структурным компонентам ООП. Интерпретировать требования к личностным, метапредметным результатам, видам и содержанию УУД в соответствии с ФГОС общего образования, объяснять требования к системе оценки планируемых результатов освоения ООП общего образования. Воспроизведение
38 Рубежный контроль по модулю 3 Индивидуальная работа Давать характеристику признакам инновационности ФГОС, давать содержательную характеристику требованиям ФГОС, объяснять зависимость образовательных результатов от реализации системного деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Применение
Выделять достоинства и недостатки теорий формирования содержания образования, давать характеристику современному пониманию содержания образования. Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Канке В.А. Теория обучения и воспитания: учебник и практикум. М. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 297 с.
  2. Лапыгин Ю.Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 248 с.
  3. Педагогика[Текст]: учеб. пособие для бакалавров/ под ред. П.И.Пидкасистого. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013.- 511с.
  4. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ.ред. Л.С Подымовой, В.А. Сластенина. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 246 с.
  5. Подласый, И. П. Педагогика : учеб. для бакалавров : для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. образования и педагогики / И. П. Подласый. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 694, [3] с. - (Бакалавр. Базовый курс).

Дополнительная

  1. Алексеева М.Б. Анализ инновационной деятельности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М.Б. Алексеева, П.П. Ветренко. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 303 с.
  2. Карпов А.В., Кузнецова И.В., Кузнецова М.Д., Шадриков В.Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников [Электронный ресурс] : Научная монография / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Логос, 2011. – 168 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы biblioclub.ru – Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=85032&sr=1 – Заглавие с экрана.
  3. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров. - М.: Издателсько-торговая корпорация "Дашков и К", 2016. - 284 с.
  4. Методология исследования механизма оценивания новых результатов образовательного процесса: монография [Электронный ресурс] / под ред. А.А. Орлова. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 180 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы biblioclub.ru - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=435529 - Заглавие с экрана.
  5. Подласый, И. П.Педагогика. [Электронный ресурс] : В 3-х книгах. Кн. 3. Теория и технологии воспитания / И. П. Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. – 464 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы biblioclub.ru - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru - http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=58321- Заглавие с экрана.

Цифровые ресурсы

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/obrpol0311.html
  2. Кулюткин Ю. Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.znanie.org/jornal/n1_01/obraz_sreda.html
  3. Образовательная среда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.libsib.ru/pedagogika/protsess-obucheniya/konflikti-v-shkole

Источники

  1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] : пособие / А.Ю. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 23, [1] c.
  2. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.ug.ru/new_standards/6

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б3.Б2. Педагогика [Электронный ресурс]: Б- 6081 Направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» Направленность: Русский язык и литература ), экзамен / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.