бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа*

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 8 сентября 2017 г. утверждение отклонено 29 октября 2017 г.
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласование отклонено 10 ноября 2017 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласование отклонено 29 октября 2017 г.

Б1.Б.7 Введение в профессию, 1 семестр 1 полусеместр

Б-07061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
- владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5) знает правила профессиональной этики педагога знаниевый
умеет обосновывать принципы собственной профессиональной деятельности, ориентируясь на правила профессиональной этики педагога ориентировочный
владеет умениями составления сообщений, докладов, рефератов по проблеме профессиональной этики педагога операциональный
имеет опыт анализа типичных педагогических ситуаций ориентируясь на правила профессиональной этики педагога опыт
- готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4). знает основные требования рынка труда к педагогам системы дошкольного образования; компетентностную модель выпускника (ФГОС ВО, учебный план подготовки бакалавров педагогического направления подготовки, профессионального стандарта педагога, "Закона об образовании в РФ", ФГОС ДО) знаниевый
умеет определять критерии оценки необходимых качеств субъекта профессиональной деятельности на основании требований рынка труда к педагогам системы дошкольного образования; компетентностную модель выпускника (ФГОС ВО, учебный план подготовки бакалавров педагогического направления подготовки, профессионального стандарта педагога, "Закона об образовании в РФ", ФГОС ДО) ориентировочный
умеет выбирать способы оценки необходимых качеств субъекта профессиональной деятельности на основании требований рынка труда к педагогам системы дошкольного образования; компетентностную модель выпускника (ФГОС ВО, учебный план подготовки бакалавров педагогического направления подготовки, профессионального стандарта педагога, "Закона об образовании в РФ", ФГОС ДО) операциональный
имеет опыт выбора способов оценки необходимых качеств субъекта профессиональной деятельности на основании требований рынка труда к педагогам системы дошкольного образования; компетентностную модель выпускника (ФГОС ВО, учебный план подготовки бакалавров педагогического направления подготовки, профессионального стандарта педагога, "Закона об образовании в РФ", ФГОС ДО) опыт
готовность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); знает социальную роль и значимость педагогической профессии знаниевый
умеет выбирать критерии обоснования сущностных характеристик профессии педагога и роли педагогической профессии в социуме ориентировочный
владеет навыками описания, выявления миссии и роли педагогической профессии в социуме операциональный
имеет опыт описания сущностных характеристик педагогической деятельности в сообщениях о лучших представителях профессии, выступлениях на круглых столах, встречах с представителями педагогической профессии опыт
способностью к самоорганизации и самообразованию - (ОК-6); знает подходы к построению собственной программы профессионального развития на основе нормативно-правовых требований в области образования знаниевый
Умеет обосновывать способ построения собственной программы профессионального развития, ориентируясь на требования нормативно-правовых документов в области образования ориентировочный
умеет строить собственную программу профессионального развития, ориентируясь на требования нормативно-правовых актов сферы образования операциональный
имеет опыт разработки элементов собственной программы профессионального развития, ориентируясь на требования нормативно-правовых актов сферы образования опыт

Цели изучения дисциплины

Научится выделять качественные характеристики профессиональной деятельности педагога системы дошкольного образования

Задачи

  1. Научится обосновывать социальную роль педагогической профессии
  2. Научится выделять компетенции, которыми должен владеть педагог
  3. Научится осуществлять осознанный выбор способов самовоспитания и самообразования для овладения педагогической профессией

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8,0 ч. (11,11%)
Контроль самостоятельной работы 2,0 ч.
Самостоятельная работа студента 64,0 ч. (88,89%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 7,0 ч. из 7,0 ч.
Часов в неделю 1,0 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Общая характеристика педагогической профессии и перспектив ее развития научится обосновывать социальную роль педагогической профессии умение обосновывать социальную роль педагогической профессии
  • Характеристика основных тенденций развития педагогической профессии
  • Профессиональная деятельность и личность педагога.
модуль 2. Профессиональная компетентность и культура педагога научится выделять компетенции, которыми должен владеть педагог умение систематизировать содержание компетенций, которыми должен обладать педагог
  • Модель профессиональной компетентности педагога
  • Общая и профессиональная культура педагога
модуль 3. Особенности профессионально-личностного развития педагога научится осуществлять осознанный выбор способов самовоспитания и самообразования для овладения педагогической профессией умение проектировать способы самовоспитания и самообразования для овладения педагогической профессией
  • Профессиональное становление и развитие педагога

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Лекция 2,0 1
2 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Самостоятельное изучение 6,0 1
3 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Индивидуальная работа 2,0 1
4 Сущность и специфика педагогической деятельности. Профессиональный стандарт педагога. Самостоятельное изучение 6,0 3
5 Сущность и специфика педагогической деятельности. Профессиональный стандарт педагога. Самостоятельное изучение 2,0 3
6 Сущность и специфика педагогической деятельности. Профессиональный стандарт педагога. Индивидуальная работа 2,0 3
7 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Самостоятельное изучение 6,0 4
8 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Самостоятельное изучение 4,0 4
9 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Индивидуальная работа 1,0 4
10 Профессиональная компетентность и культура педагога Практическая работа 2,0 5
11 Профессиональная компетентность и культура педагога Самостоятельное изучение 6,0 5
12 Профессиональная компетентность и культура педагога Самостоятельное изучение 4,0 6
13 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника. Практическая работа 2,0 6
14 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника. Самостоятельное изучение 4,0 6
15 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника. Самостоятельное изучение 4,0 6
16 Профессиональное становление и развитие педагога Самостоятельное изучение 6,0 7
17 Профессиональное становление и развитие педагога Самостоятельное изучение 5,0 7
18 Профессиональное становление и развитие педагога Коллоквиум 2,0 7
19 Профессиональное становление и развитие педагога Индивидуальная работа 2,0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Лекция Знать основные этапы развития педагогической профессии Воспроизведение
2 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Самостоятельное изучение уметь определять тенденции развития педагогической профессии в истории развития человеческой цивилизации Применение
3 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Индивидуальная работа уметь определять тенденции развития педагогической профессии в истории развития человеческой цивилизации Применение
4 Сущность и специфика педагогической деятельности. Профессиональный стандарт педагога. Самостоятельное изучение знать требования нормативно-законадательных актов к профессиональной деятельности педагога Воспроизведение
5 Сущность и специфика педагогической деятельности. Профессиональный стандарт педагога. Самостоятельное изучение дать характеристику целей и содержания педагогической деятельности Применение
6 Сущность и специфика педагогической деятельности. Профессиональный стандарт педагога. Индивидуальная работа знать основные виды педагогической деятельности Воспроизведение
знать типологию современных педагогических специальностей Воспроизведение
7 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Самостоятельное изучение уметь определять стиль педагогической деятельности Применение
8 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Самостоятельное изучение описывать социальную роль и значимость профессии воспитатель Творчество
9 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Индивидуальная работа определять значение деятельности воспитателя как субъекта педагогической деятельности Применение
10 Профессиональная компетентность и культура педагога Практическая работа знать основные структурный компоненты профессиональной компетентности педагога Воспроизведение
знать основные структурные компоненты педагогической культуры Воспроизведение
11 Профессиональная компетентность и культура педагога Самостоятельное изучение владеть понятиями компетенции и компетентности Воспроизведение
уметь соотносить требования к профессиональной компетентности педагога с актуальным уровнем развития собственной личности Применение
определять значение культурологической подготовки будущего педагога Применение
12 Профессиональная компетентность и культура педагога Самостоятельное изучение знать правила профессиональной этики педагога Воспроизведение
13 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника. Практическая работа характеризовать требования Федерального государственного образовательного стандарта ВО, Профессионального стандарта педагога Применение
14 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника. Самостоятельное изучение знать требования к подготовке обучающихся в системе профессионального педагогического образования Воспроизведение
15 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника. Самостоятельное изучение знать составляющие компоненты системы профессиональной подготовки педагогов Воспроизведение
16 Профессиональное становление и развитие педагога Самостоятельное изучение знать требования, предъявляемые к современному педагогу ДО Воспроизведение
17 Профессиональное становление и развитие педагога Самостоятельное изучение уметь подбирать методы диагностики, позволяющие определить уровень собственного профессионального развития Применение
18 Профессиональное становление и развитие педагога Коллоквиум определять факторы и движущие силы становления педагога Применение
знать основные пути овладения педагогической профессией Воспроизведение
разрабатывать программы профессионально-личностного становления и развития Творчество
уметь подбирать способы профессионального саморазвития Применение
19 Профессиональное становление и развитие педагога Индивидуальная работа знать основные пути овладения педагогической профессией Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность [Электронный ресурс]: учебник / А.Г. Бермус. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 112 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242 –Загл. с экрана
  2. Кузнецов, В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / В.В. Кузнецов. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 176 с.
  3. Кукушин, В. С. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студентов пед. специальностей вузов / В. С. Кукушин. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Ростов н/Д : МарТ [и др.], 2010. - 255 с.

Дополнительная

  1. Абашина, В.В. Профессиональная деятельность педагога в условиях модернизации дошкольного образования: учебное пособие [Текст] / В.В. Абашина. – Сургут: РИО СурГПУ, 2007. – 110 с.
  2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / под ред А.С. Роботовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.
  3. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс]: Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - М. : Флинта, 2012. - 256 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492 – Загл. с экрана
  4. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов по педагогическим специальностям (ОПД - Педагогика) / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 222 с.
  5. Орлов, А.А., Агафонова, А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: учеб.-мет. Пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. А.А. Орлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 40-45.
  6. Хрестоматия по педагогической аксиологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Сост. В.А. Сластенин, Г.М. Чижакова. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 480 с.

Цифровые ресурсы

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0309/index.shtm
  2. Педагогика. Дидактический комплекс. // Автор-составитель к.п.н., доц. Юзефавчус Т.А. / Под ред. Д.п.н,. проф. Крившенко Л.П. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ro.mgou.ru/catalog/categoru100/89.html
  3. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ре-сурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/- Загл. с экрана.

Источники

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
  2. ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 4 ДЕКАБРЯ 2015 Г. № 1426 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА)»
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html
  4. Проект: национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Приложение к письму Департамента Государственной Политики в Образовании Минобрнауки России 13.03.09 № 03 - 451) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nmc-pushkin.spb.ru/DOCS/Development/HS/OER/AKT2.htm
  5. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.Б7 Введение в профессию [Электронный ресурс]: Б-07061 Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование», зачет / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.Б7 Введение в профессию [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.