бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Sept. 8, 2017 утверждено Feb. 5, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 17, 2017
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 26, 2017

Б1.В.ОД.5 Современные методы исследования, 5 семестр 2 полусеместр

Б-05061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановкии решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) знание основных научных подходов к решению исследовательских задач в системе образования знаниевый
Знание требований к этапам организации научного исследования в образовании знаниевый
владение критериями выбора последовательности и содержания этапов научного исследования в образовании ориентировочный
Владение критериями обоснованного выбора научных подходов к решению исследовательских задач в системе образования ориентировочный
Умение обоснованного выбора научных подходов к решению исследовательских задач собственного научного исследования операциональный
Умение планировать последовательность и содержания этапов организации научного исследования в образовании операциональный
опыт оценки обоснованности выбора научных подходов к решению исследовательских задач в рамках конкретных исследований в области образования опыт
Опыт планирования последовательность и содержания этапов организации собственного научного исследования в образовании опыт
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) знание основных требований к применению методов диагностики в системе образования знаниевый
владение способом обоснованного выбора конкретного метода диагностики в системе образования ориентировочный
умение определять основное содержание методов диагностики в системе образования операциональный
опыт выбора методов диагностики в решении исследовательских задач в системе образования опыт
способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) знание основных требований к применению методов научного исследования (беседа, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности и др.) знаниевый
владение способами определения показателей оценки результативности методов организации научного исследования (беседа, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности и др.) ориентировочный
умение обоснованного выбора содержания методов научного исследования (беседа, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности и др.) операциональный
Опыт проектирования содержания методов научного исследования (беседа, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности и др.) опыт

Цели изучения дисциплины

научиться осуществлять обоснованный выбор методов научного исследования для решения образовательных и исследовательских задач в предметной области знаний

Задачи

  1. овладеть способами обоснования методологической основы психолого-педагогического исследования
  2. научиться осуществлять обоснованный выбор теоретических и эмпирических методов в соответствии с этапами психолого-педагогического исследования

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 1.0 ч.
Семинар 1.0 ч.
Практическая работа 2.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.5 ч.
Индивидуальная работа со студентами 0 ч. из 0.0 ч.
Часов в неделю 1.0 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Теоретико-методологические основы организации научного исследования в педагогике овладеть способами обоснования методологической основы психолого-педагогического исследования обоснование методологической осовы организации психолого-педагогического исследования
  • Методологические основы научного исследования
  • Организация научного исследования
  • Работа с литературными источниками
Модуль 2 Практические основы организации психолого-педагогического исследования научиться осуществлять обоснованный выбор теоретических и эмпирических методов в соответствии с этапами психолого-педагогического исследования осуществление обоснованного выбора теоретических и эмпирических методов в соответствии с этапами психолого-педагогического исследования
  • Методы педагогического исследования
  • Способы представления данных педагогического исследования
  • Методологическая культура и мастерство исследователя

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Методологические основы научного исследования Лекция 1.0 1
2 Методологические основы научного исследования Самостоятельное изучение 6.0 1
3 Методологические основы научного исследования Самостоятельное изучение 4.0 1
4 Организация научного исследования Самостоятельное изучение 4.0 2
5 Организация научного исследования Семинар 1.0 2
6 Организация научного исследования Самостоятельное изучение 4.0 3
7 Работа с литературными источниками Самостоятельное изучение 4.0 3
8 Работа с литературными источниками Самостоятельное изучение 4.0 3
9 Методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4.0 4
10 Методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4.0 4
11 Методы психолого-педагогического исследования Коллоквиум 1.0 4
12 Наблюдение как метод педагогического исследования Практическая работа 1.0 4
13 Наблюдение как метод педагогического исследования Самостоятельное изучение 6.0 5
14 Опросные методы изучения педагогических проблем Самостоятельное изучение 4.0 5
15 Опросные методы изучения педагогических проблем Практическая работа 1.0 5
16 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Самостоятельное изучение 6.0 6
17 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Конференция 1.0 6
18 Методологическая культура педагога-исследователя Коллоквиум 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Методологические основы научного исследования Лекция Знание основных ориентиров развития современного образования, основных понятий в области методологии педагогики, источников методологического обеспечения, структуры методологии Воспроизведение
знание актуальных направлений развития современной системы образования Воспроизведение
знание основных проблем развития современного образования Воспроизведение
2 Методологические основы научного исследования Самостоятельное изучение умение выделить предмет научного исследования в педагогике Применение
владение схемой выделения основных характеристик научного исследования Применение
знание источников развития современного образования Воспроизведение
3 Методологические основы научного исследования Самостоятельное изучение владение обобщенной схемой определения структуры методологии педагогики, выделения составляющих ее компонентов Воспроизведение
умение определять виды научного исследования в системе образования Применение
владение схемой структуры методологии организации исследовательской деятельности в образовании Воспроизведение
4 Организация научного исследования Самостоятельное изучение знание требований, предъявляемых к формулированию понятийно-категориального аппарата научного исследования Воспроизведение
5 Организация научного исследования Семинар Сформированность умений определять основное содержание этапов организации и проведения психолого-педагогического исследования. Применение
6 Организация научного исследования Самостоятельное изучение умение определять содержательные характеристики понятийно-категориального аппарата психолого-педагогического исследования в рамках тематики своего курсового исследования Применение
умение выделять основания для обоснования актуальности своего курсового исследования Применение
7 Работа с литературными источниками Самостоятельное изучение Сформированность умений вести различного рода записи при работе с научной литературой; грамотно оформлять литературные источники. Применение
знание способов организации работы с литературными источниками Воспроизведение
8 Работа с литературными источниками Самостоятельное изучение сформированность умений подбора литературных источников в соответствии с темой психолого-педагогического исследования, группировки выбранных литературных источников Применение
умение осуществлять различные виды записей при работе с литературными источниками по теме курсового исследования Применение
9 Методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение Сформированность знаний о специфике и классификации методов психолого-педагогического исследования Воспроизведение
10 Методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение умение выбора методов исследования в соответствии с задачами исследовательской работы Воспроизведение
11 Методы психолого-педагогического исследования Коллоквиум Сформированность умений анализа, оценки и выбора исследовательские методы с целью применения в образовательном процессе начального общего образования Применение
12 Наблюдение как метод педагогического исследования Практическая работа знание требований, предъявляемых к педагогическому наблюдению Воспроизведение
умение конструировать план и программу педагогического наблюдения Применение
13 Наблюдение как метод педагогического исследования Самостоятельное изучение умение обосновать объекты педагогического наблюдения Воспроизведение
14 Опросные методы изучения педагогических проблем Самостоятельное изучение знание требований к организации и проведению педагогической беседы Воспроизведение
знание требований к анкетированию как методу научного исследования Воспроизведение
15 Опросные методы изучения педагогических проблем Практическая работа умение конструировать вопросы педагогической беседы Применение
умение конструировать различного типа вопросы в анкете Применение
16 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Самостоятельное изучение знание этапов организации и проведения педагогического эксперимента Воспроизведение
17 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Конференция умение проектировать содержание этапов педагогического эксперимента Применение
18 Методологическая культура педагога-исследователя Коллоквиум умение обосновывать требования к методологической культуре педагога-исследователя Применение
знание требований научной этики к организации психолого-педагогического исследования Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 319 с.
  2. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р. Атаханов и др. – М. «Академия», 2013. – 240 с.
  3. Лазарев, В.С. Инноватика в школе : учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования [Текст] : Сургутский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. – 215 с.
  4. Манухина С.Ю. Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Манухина С.Ю., Занковский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10781.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная

  1. Боликова, Л.Ю. В помощь педагогу-исследователю / Л.Ю. Боликова, Ю.А. Шурыгина. – Пенза: [Пензен. гос. пед. ун-т], 2010. – 199 с.
  2. Буренина, А.И. Размышления о методологии современного дошкольного воспитания [Текст] / А.И. Буренина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. - № 6. – С. 47-51.
  3. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс]: Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - М. : Флинта, 2012. - 256 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492 – Загл. с экрана
  4. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б.С. Волков: Учебное пособие для вузов. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. – 352 с.
  5. Джагаева, Т.Е. Наблюдения и эксперимент в учебно-познавательном процессе / Т.Е. Джагаева // Педагогические технологии. – 2006. - № 4. – С. 55-60.
  6. Загвязинский, В.И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации / В.И. Загвязинский // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. - № 1. – С. 3-6.
  7. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2006. – 176 с.
  8. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов пед. вузов / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2007. – 206 с.
  9. Загвязинский, В.И. О роли педагогической науки в гармонизации социальной стратегии, образовательной политики и практики реформирования российского образования / В.И. Загвязинский // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2010. - № 4. – С. 3-10.
  10. Загвязинский, В.И. Педагогическая наука и реформирование образования / В.И. Загвязинский // Народное образование. – 2010. - № 2. – С. 93-98.
  11. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 393, [3] с.
  12. Крутикова, О.Н. Объективная и субъективная детерминация исследовательской культуры студенческой молодежи / О.Н. Крутикова // Педагогическое образование в России. – 2011. - № 4. – С. 233-239.
  13. Кудрова, И.А. Философия науки и познавательная деятельность студентов (на примере подготовки менеджеров) [Текст] / И.А. Кудрова. - Режим доступа: // Эпистемология и философия науки. – 2011. - № 1. – С. 117-128.
  14. Обучение наблюдением: студенты в исследовательском процессе / С.Г. Кордонский, Ю.М. Плюснин, О.М. Моргунова // Вопросы образования. – 2010. - № 4. – С. 54-69.
  15. Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник науч. Тр. Вып 1 / отв. ред. Е.В. Ткаченко. – Екатеринбург: Издательство Урал. ГПУ, 1995. – 224 с.
  16. Федотова, И.Б. Методология историко-педагогических исследований / И.Б. Федотова // Педагогическое образование и наука. – 2010. - № 12. – С. 29-34.

Цифровые ресурсы

  1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований . - Режим доступа: // http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php
  2. Крысанова О.А. Методология психолого-педагогических исследований Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. . - Режим доступа: // http://publisher.samsu.ru/archive/2006/files/20060332.pdf
  3. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. Краткий курс // http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978594723731&at=exc&n=0
  4. Соснин П.И. История и методология науки . - Режим доступа: - http://old.ulstu.ru/people/SOSNIN|umk|Yistory_and_Methods_of_Science/metod.htm

Источники

  1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б 1.В.ОД 5 Современные методы исследования [Электронный ресурс]: Б-05061 Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование», зачет / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б 1.В.ОД 5 Современные методы исследования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.