бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 11 сентября 2017 г. утверждено 24 октября 2017 г.
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
согласовано 20 сентября 2017 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 26 сентября 2017 г.

Б3.В.ОД.4 Инновационные программы и технологии в системе начального общего образования, 7 семестр

Б-4021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования (ОПК-4) Знает требования профессионального стандарта педагога, основные положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС НОО к организации учебно-воспитательного процесса в НОО знаниевый
Владеет схемой анализа нормативно-правовых актов в сфере образования, предъявляющих требования к использованию инновационных программам и технологий в начальной школе ориентировочный
Умеет анализировать нормативно-правовые акты сферы образования с позиции требований к использованию инновационных программ и технологий в НОО операциональный
Имеет опыт анализа нормативно-правовых актов сферы образования с позиции требований к использованию инновационных программ и технологий в НОО опыт
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) Знает содержание понятий "инновационные программы" и "инновационные технологии". знаниевый
Владеет схемой анализа инновационных программам и технологий, используемых в НОО. ориентировочный
Умеет анализировать инновационные программы и технологии, используемые в НОО Умеет обосновать выбор инновационных программ и технологии для решения профессиональных задач в НОО операциональный
Имеет опыт анализа инновационных программ и технологий, используемых в НОО Имеет опыт отбора инновационных программ и технологии для решения профессиональных задач в НОО опыт

Цели изучения дисциплины

Формировать профессиональную компетентность бакалавров в области программного обеспечения НОО и практическую готовность к реализации инновационных педагогических технологий в сфере начального образования

Задачи

  1. Сформировать у студентов знания о ключевых направлениях развития начального образования в условиях модернизации системы образования РФ
  2. Сформировать готовность адаптировать, применять и анализировать результаты внедрения инновационных программ и технологий в системе НОО

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 58,0 ч. (40,28%)
Контроль самостоятельной работы 18,0 ч.
Самостоятельная работа студента 87,0 ч. (60,42%)
Процент выполнения нагрузки 100,69%
Индивидуальная работа со студентами 25,0 ч. из 25 ч.
Часов в неделю 3,87 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Научно-теоретические основы инновационных программ и технологий НОО Сформировать у студентов знания о ключевых направлениях развития начального образования в условиях модернизации системы образования РФ Владеет понятиями "инновационные программы" и "инновационные технологии". Знает требования к инновационным программам и технологиям в НОО. Описывает психолого-педагогические основы использования инновационных программ и технологий в НОО
  • Педагогические инновации
  • Технологическая компетентность педагога
  • Теоретические и нормативные аспекты модернизации НОО как инновационного процесса.
Использование инновационных программ и технологий Сформировать готовность адаптировать, применять и анализировать результаты внедрения инновационных программ и технологий в НОО Умеет отбирать инновационные педагогические программы и технологи обучения и воспитания младших школьников в соответствии с требованиями предметной области ФГОС НОО. Умеет конструировать содержание непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего школьного возраста с использованием инновационных технологий,учитывающим специфику реализации инновационных программ в НОО. Умеет адаптировать, применять и анализировать результаты внедрения инновационных программ и технологий в НОО.
  • Личностно-ориентированное обучение
  • Игровые технологии
  • Интерактивные технологии обучения
  • Технология коммуникативного обучения
  • Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения
  • Ситуативный анализ (кейсовая технология)
  • Технология решения изобретательских задач
  • Инновационные технологии воспитания
  • Здоровьесберегающие технологии в НОО
  • УМК "Инновационная начальная школа"

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Педагогические инновации Лекция 2,0 1
2 Педагогические инновации Индивидуальная работа 2,0 1
3 Технологическая компетентность учителя Семинар 2,0 2
4 Теоретические и нормативные аспекты модернизации НОО Семинар 2,0 2
5 Теоретические и нормативные аспекты модернизации НОО Индивидуальная работа 2,0 2
6 Технологическая компетентность учителя Индивидуальная работа 2,0 3
7 Рубежный контроль модуля 1 Минизачет 2,0 3
8 Инновационные технологии обучения: классификации Лекция 2,0 3
9 Личностно-ориентированное обучение Лекция 2,0 4
10 Личностно-ориентированное обучение Семинар 2,0 4
11 Личностно-ориентированное обучение Индивидуальная работа 2,0 4
12 Игровые технологии Конференция 2,0 5
13 Игровые технологии Семинар 2,0 5
14 Игровые технологии Индивидуальная работа 2,0 5
15 Интерактивные технологии обучения Конференция 2,0 6
16 Интерактивные технологии обучения Индивидуальная работа 2,0 6
17 Интерактивные технологии обучения Семинар 2,0 6
18 Технология коммуникативного обучения Семинар 2,0 7
19 Технология коммуникативного обучения Конференция 2,0 7
20 Технология коммуникативного обучения Индивидуальная работа 2,0 7
21 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Лекция 2,0 8
22 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Семинар 2,0 8
23 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Семинар 2,0 8
24 Ситуативный анализ (кейсовая технология) Лекция 2,0 9
25 Ситуативный анализ (кейсовая технология) Семинар 2,0 9
26 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Индивидуальная работа 2,0 9
27 Ситуативный анализ (кейсовая технология) Минизачет 2,0 10
28 Технология решения изобретательских задач Лекция 2,0 10
29 Ситуативный анализ (кейсовая технология) Индивидуальная работа 2,0 10
30 Технология решения изобретательских задач Конференция 2,0 11
31 Технология решения изобретательских задач Семинар 2,0 11
32 Инновационные технологии воспитания Лекция 2,0 11
33 Инновационные технологии воспитания Конференция 2,0 12
34 Инновационные технологии воспитания Индивидуальная работа 2,0 12
35 Инновационные технологии воспитания Семинар 2,0 12
36 Здоровьесберегающие технологии в НОО Лекция 2,0 13
37 Здоровьесберегающие технологии в НОО Семинар 2,0 13
38 Здоровьесберегающие технологии в НОО Другое 2,0 13
39 Здоровьесберегающие технологии в НОО Семинар 2,0 14
40 Здоровьесберегающие технологии в НОО Индивидуальная работа 1,0 14
41 УМК "Инновационная начальная школа" Семинар 2,0 15
42 Рубежный контроль модуля 2 (Проект) Другое 2,0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Педагогические инновации Лекция Описывает ФГОС НОО как инновационный проект. Воспроизведение
Знает содержание понятий "инновационные программы" и "инновационные технологии". Воспроизведение
2 Педагогические инновации Индивидуальная работа Знает содержание понятия педагогические инновации Воспроизведение
3 Технологическая компетентность учителя Семинар Владеет понятиями "компетенции" , "компетентность", технологическая компетентность педагога" Воспроизведение
Знает структурные компоненты технологической компетентности педагога Воспроизведение
4 Теоретические и нормативные аспекты модернизации НОО Семинар Описывают теоретические аспекты модернизации НОО как инновационного процесса. Воспроизведение
Знает требования профессионального стандарта педагога, основные положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС НОО к организации учебно-воспитательного процесса в НОО Воспроизведение
5 Теоретические и нормативные аспекты модернизации НОО Индивидуальная работа Владеет схемой анализа нормативно-правовых актов в сфере образования, предъявляющих требования к использованию инновационных программам и технологий в начальной школе Воспроизведение
6 Технологическая компетентность учителя Индивидуальная работа Знает структурные компоненты инновационной деятельности учителя: мотивационный, операционный, рефлексивный и уровни инновационной деятельности учителя Воспроизведение
7 Рубежный контроль модуля 1 Минизачет Знает возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества реализации педагогических инноваций в НОО Воспроизведение
Конкретизирует изменения в деятельности педагогов и обучающихся, обучающегося в соответствии с ФГОС, во взаимодействии педагогов с родителями, обучающихся в соответствии с ФГОС. Применение
8 Инновационные технологии обучения: классификации Лекция Знает классификацию инновационных педагогических технологий (по Бондаренко О.В.) Воспроизведение
9 Личностно-ориентированное обучение Лекция Знает основные параметры личностно-ориентированного образования Воспроизведение
10 Личностно-ориентированное обучение Семинар Выделяет преимущество ЛОО перед традиционным обучением Воспроизведение
Разрабатывает технологическую карту личностно-ориентированного урока Применение
11 Личностно-ориентированное обучение Индивидуальная работа Конкретизирует основные проблемы, возникающие при реализации ЛОО в НОО Воспроизведение
12 Игровые технологии Конференция Знает сущность и функции игры и игровой деятельности, игровых технологий Воспроизведение
Выделяет ограничения и недостатки использования игровых технологий в НОО Воспроизведение
13 Игровые технологии Семинар Описывает структуру игровой деятельности: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект. Воспроизведение
Проектирует учебную ситуацию с использование игровых технологий Применение
14 Игровые технологии Индивидуальная работа Умеет обосновать необходимость использования игровых технологий в учебно-воспитательном процессе НОО Воспроизведение
15 Интерактивные технологии обучения Конференция Знает определение интерактивных технологий обучения по В.В. Гузееву Воспроизведение
16 Интерактивные технологии обучения Индивидуальная работа Выделяет три режима информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой Воспроизведение
17 Интерактивные технологии обучения Семинар Умеет проектировать урок с использованием интерактивных технологий Применение
Описывают особенности использование интерактивных технологий в НОО (беседа и консультация) Воспроизведение
Конкретизирует особенности использования ИКТ для реализации интерактивных технологий в НОО Воспроизведение
18 Технология коммуникативного обучения Семинар Описывает единицы обучения с использованием коммуникативных технологий (совместный анализ текстов,создания коммуникативной ситуации) Воспроизведение
Умеет проектировать учебную ситуацию на уроках русского языка с использованием технологии коммуникативного обучения Применение
19 Технология коммуникативного обучения Конференция Знает особенности уроков, реализованных на основе коммуникативной технологии (уроки с измененными способами организации: публичная защита знаний, зачет, мастерская, ученическая конференция и т.д.; уроки, опирающиеся на фантазию и творчество: спектакль, коллективное сочинение, концерт; уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, ярмарка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране; уроки – игры; уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям и т.д.; уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов) Воспроизведение
20 Технология коммуникативного обучения Индивидуальная работа Описывает единицы обучения с использованием коммуникативных технологий (совместный анализ текстов,создания коммуникативной ситуации) Воспроизведение
Умеет проектировать учебную ситуацию на уроках русского языка с использованием технологии коммуникативного обучения Применение
21 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Лекция Знает концептуальные положения технологии дифференцированного обучения (по Селевко) Воспроизведение
22 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Семинар Описывает технологии дифференцированного обучения Воспроизведение
Знает возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества реализации педагогических инноваций в НОО Воспроизведение
23 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Семинар Умеет проектировать учебную ситуацию с использованием технологии дифференцированного обучения Применение
24 Ситуативный анализ (кейсовая технология) Лекция Знает классификацию кейсов Воспроизведение
25 Ситуативный анализ (кейсовая технология) Семинар Характеризует требования которым должен удовлетворять кейс Воспроизведение
26 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Индивидуальная работа Конкретизирует особенности реализации модели «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В. В. Фирсов), модели «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» ( Н. П. Гузик), технологии индивидуализации обучения ( И.Э.Унт) в НОО Воспроизведение
27 Ситуативный анализ (кейсовая технология) Минизачет Умеет проектировать учебную ситуацию с использованием кейсов Применение
28 Технология решения изобретательских задач Лекция Конкретизирует формирование познавательных УУД средствами ТРИЗ Узнавание
29 Ситуативный анализ (кейсовая технология) Индивидуальная работа Описывает классификационные параметры технологии ситуативного анализа (по Селевко) Воспроизведение
30 Технология решения изобретательских задач Конференция Описывает методы ТРИЗ, используемые в НОО (Метод проб и ошибок. Мозговой штурм. Метод синектики. Морфологический анализ. Метод фокальных объектов. Метод контрольных вопросов) Воспроизведение
31 Технология решения изобретательских задач Семинар Умеет проектировать учебную ситуацию с использованием ТРИЗ Применение
32 Инновационные технологии воспитания Лекция Описывает инновационные технологии воспитания, используемые в воспитательной системе школы Воспроизведение
33 Инновационные технологии воспитания Конференция Владеет критериями отбора инновационных технологий воспитания в соответствии с решаемой профессиональной задачей Воспроизведение
34 Инновационные технологии воспитания Индивидуальная работа Использует возможности информационно-образовательной среды с учетом специфики инновационных технологий воспитания Воспроизведение
35 Инновационные технологии воспитания Семинар Разрабатывает конспект воспитательных мероприятий в НОО с использованием инновационных технологий воспитания Творчество
36 Здоровьесберегающие технологии в НОО Лекция Определяет основания для классификации здоровьесберегающих технологий в НОО Воспроизведение
37 Здоровьесберегающие технологии в НОО Семинар Владеет критериями отбора здоровьесберегающих технологий в соответствии с решаемой профессиональной задачей Воспроизведение
38 Здоровьесберегающие технологии в НОО Другое Умеет проектировать учебную ситуацию с использованием здоровьесберегающих технологий на уроке Творчество
39 Здоровьесберегающие технологии в НОО Семинар Умеет использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения эффективности реализации здоровьесберегающих технологий в НОО Воспроизведение
40 Здоровьесберегающие технологии в НОО Индивидуальная работа Знает классификацию здоровьесберегающих технологий (по Н. Смирнову) Воспроизведение
41 УМК "Инновационная начальная школа" Семинар Знает особенности УМК "Начальная инновационная школа" Воспроизведение
Определяет соотношение традиционной и инновационных технологий обучения в УМК "Инновационная начальная школа" Применение
Владеет схемой анализа УМК, с позиции использования в содержании инновационных технологий Применение
42 Рубежный контроль модуля 2 (Проект) Другое Конкретизирует изменения в деятельности педагогов и обучающихся, обучающегося в соответствии с ФГОС, во взаимодействии педагогов с родителями, обучающихся в соответствии с ФГОС. Применение
Владеет схемой анализа УМК, с позиции использования в содержании инновационных технологий Применение
Владеет схемой анализа инновационных программам и технологий, используемых в НОО Воспроизведение
Умеет анализировать инновационные технологии , используемые в НОО Применение

Литература

Основная

  1. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс] / С. С. Кашлев. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 223 с. - 978-985-536-150-4. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78518
  2. Лемешко, Т. Б. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т. Б. Лемешко. - М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2012. - 132 с. - 978-5-9675-0755-7. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144926
  3. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании : [учеб. пособие] / В.А. Трайнев, В.Ю. Теплышев, И.В. Трайнев ; Ун-т информатизации и упр. - 2-е изд. - М. : Дашков и К°, 2012. – 317 с
  4. Шаймарданов, Р.Х. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов вузов / Р.Х. Шаймарданов, А.Н. Хузиахметов. - М. : Дрофа, 2008.

Дополнительная

  1. Батюта, М. Б. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М.: Логос, 2011. - 306 с. - 978-5-98704-606-7. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428
  2. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в образовании : учеб.-метод. пособие для студентов заоч. формы обучения : Направление подготовки 050000 - Образование и педагогика / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т" ; [авт.-сост.: Е.В. Митющенко, С.Р. Мугаллимова]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2013.
  3. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ«МарТ»; Ростовн/Д: ИКЦ«МарТ»; 2005. - 592 с.
  4. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учебник / Л. Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 402 с. - 5-93134-086-6. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93278
  5. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям "Педагогика и психология" и "Педагогика" / А.П. Панфилова. - М. : Академия, 2009. – 191 с.
  6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / С. А. Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. - 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.
  7. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум. Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Минск: ТетраСистемс, 2010. - 224 с. - 978-985-536-093-4. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78562
  8. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов вузов пед. специальностей / М.В. Буланова-Топоркова [и др.]; под ред. В.С. Кукушина. М.: МарТ, 2006.
  9. Пинская, М. А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта : курс на 36 ч. : [учеб.-метод. пособие] / М. А. Пинская. - М. : Первое сентября, 2013.
  10. Тимофеева, Ю. Ф. Основы творческой деятельности: Учебное пособие. Изд. 3-е. Часть I. Эвристика, ТРИЗ [Электронный ресурс] / Ю. Ф. Тимофеева. - М.: Прометей, 2013. - 338 с. - 978-5-4263-0119-1. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212842

Цифровые ресурсы

  1. Видео, клипы, ролики смотреть онлайн «Флешмоб Для Детей». – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pesni.fm/artist/videos
  2. ПОРТРЕТ "КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ ДМТ" – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gym1.oprb.ru/template/guest/partner/album.php?id=6&alb=24
  3. Программа по здоровьесбережению младших школьников «Здоровые дети – здоровая Россия». – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://shkolnie.ru/kultura/93271/index.html?page=2
  4. ТРИЗ интернет школа. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://triz.natm.ru/default.htm

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД.9 Инновационные программы и технологии в системе начального общего образования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" профиль «Начальное образование» [Электронный ресурс]: Б-3021, Б-3022 Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" профиль «Начальное образование» / БЮ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.В.ОД.9. Инновационные программы и технологии в системе начального общего образования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" профиль «Начальное образование»/ БЮ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.