бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 11 сентября 2017 г. утверждено 24 октября 2017 г.
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано 22 сентября 2017 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 26 сентября 2017 г.

В.3.1 Психолого-педагогические теории и технологии начального образования, 5 семестр

Б-5021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) Знает психолого-педагогические теории и технологии, реализуемые в НОО. знаниевый
Владеет схемой анализа психолого-педагогических теорий и технологий, используемых в НОО. ориентировочный
Умеет анализировать психолого-педагогических теории и технологии, используемые в НОО. Умеет обосновать выбор технологии с опорой на психолого-педагогические теории для решения профессиональных задач в НОО операциональный
Имеет опыт анализа технологий, используемых в НОО Имеет опыт отбора технологии с опорой на психолого-педагогические теории для решения профессиональных задач в НОО опыт
способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4) Знает принципы построения и функционирования образовательной среды для достижения планируемых результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО знаниевый
Понимание значения возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования Владеет схемой анализа образовательной среды для достижения планируемых результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО ориентировочный
Умеет анализировать возможности образовательной среды для достижения планируемых результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО операциональный
Имеет опыт анализа возможностей образовательной среды для достижения планируемых результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО опыт

Цели изучения дисциплины

Сформировать у студентов готовность к применению психолого-педагогических теорий и технологий при организации и реализации образовательного процесса в начальной школе.

Задачи

  1. Формирование знаний у студентов о теоретических и методологических основах процесса обучения в начальной школе
  2. Формирование у студентов знаний о психолого-педагогических теориях и умений отбирать психолого-педагогические технологии в соответствии с решаемой профессиональной задачей

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44,0 ч. (40,74%)
Контроль самостоятельной работы 10,0 ч.
Самостоятельная работа студента 64,0 ч. (59,26%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 9,0 ч. из 8,5 ч.
Часов в неделю 2,75 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретико-методологические основы процесса обучения в начальной школе Формирование знаний у студентов о теоретических и методологических основах процесса обучения в начальной школе Выделяет теоретико-методологические основы процесса обучения в начальной школе
  • Теоретические основы психолого-педагогических технологий, используемых в НОО
  • Психологические закономерности процесса развития ребенка в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского
  • Учебная деятельность обучающихся как предмет педагогической деятельности
  • Развивающее обучение
  • Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова
  • Система развивающего обучения Л. В. Занкова
  • Основные этапы разработки системно-деятельностного подхода в педагогической психологии
Модуль 2. Общая характеристика психолого-педагогических технологий, используемых в НОО Формирование у студентов знаний о психолого-педагогических теориях и умений отбирать психолого-педагогические технологии в соответствии с решаемой профессиональной задачей Умеет отобрать и использовать необходимые педагогические технологии для преодоления выявленных трудностей и решения профессиональных задач в рамках ФГОС.
  • Технология деятельностного метода обучения
  • Технология внутрипредметных связей в обучении (модульная технология обучения (МТО))
  • Технология проблемного обучения
  • Технология дифференцированного обучения
  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо
  • Интерактивные технологии обучения.
  • Технология проблемно-диалогового обучения в начальной школе
  • Технология проектного обучения.
  • Технологии оценивания достижений обучающихся

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теоретические основы педагогических технологий Лекция 2,0 1
2 Психологические закономерности процесса развития ребенка в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского Семинар 2,0 1
3 Теоретические основы педагогических технологий Индивидуальная работа 2,0 1
4 Основные этапы разработки системно-деятельностного подхода в педагогической психологии Лекция 2,0 1
5 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте Индивидуальная работа 1,0 1
6 Теория по этапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина Семинар 2,0 2
7 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте Семинар 2,0 3
8 Эволюция концепции развивающего обучения в России Семинар 2,0 4
9 Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Семинар 2,0 5
10 Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Индивидуальная работа 2,0 5
11 Система развивающего обучения Л. В. Занкова Семинар 2,0 6
12 Основные этапы разработки системно-деятельностного подхода в педагогической психологии Семинар 2,0 7
13 Рубежный контроль Другое 2,0 8
14 Технология деятельностного метода обучения Семинар 2,0 8
15 Технология проблемного обучения Семинар 2,0 9
16 Технология проблемного обучения Индивидуальная работа 2,0 9
17 Технология дифференцированного обучения Лекция 2,0 10
18 Технология дифференцированного обучения Семинар 2,0 10
19 Интерактивные технологии обучения. Конференция 2,0 11
20 Интерактивные технологии обучения. Другое 2,0 11
21 Технология проектного обучения. Семинар 2,0 12
22 Технология проектного обучения. Контрольная работа 2,0 12
23 Технология внутрипредметных связей в обучении (модульная технология обучения (МТО)) Семинар 2,0 13
24 Технология развития критического мышления через чтение и письмо Семинар 2,0 13
25 Технология проблемно-диалогового обучения в начальной школе Семинар 2,0 14
26 Технология развития критического мышления через чтение и письмо Индивидуальная работа 2,0 14
27 Рубежный контроль Другое 2,0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теоретические основы педагогических технологий Лекция Знает определение понятий "психолого-педагогические технологии", "педагогическая технология", "педагогическая задача" Воспроизведение
Выделяет признаки характеризирующие технологии обучения Воспроизведение
Описывает этапы освоения педагогической технологии педагогом Воспроизведение
2 Психологические закономерности процесса развития ребенка в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского Семинар Описывает психологические закономерности процесса развития ребенка в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Воспроизведение
Соотносит новообразования младшего школьного возраста с УУД, формируемыми в рамках ООП НОО. Применение
Знает основные положения теории зоны ближайшего развития Л. С. Выготского Воспроизведение
Описывает развитие идей Л.С.Выготского в отечественной психологии (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин) Воспроизведение
3 Теоретические основы педагогических технологий Индивидуальная работа Выделяет основания для классификации педагогических технологий Воспроизведение
Владеет схемой анализа психолого-педагогических теорий и технологий, используемых в НОО. Воспроизведение
4 Основные этапы разработки системно-деятельностного подхода в педагогической психологии Лекция Знает определение системно-деятельностного подхода Воспроизведение
5 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте Индивидуальная работа Определяет условия формирования и развития учащегося начальной школы как субъекта учебной деятельности Воспроизведение
6 Теория по этапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина Семинар Описывает этапы формирования умственных действий Воспроизведение
Умеет выделять ООД действия (на теоретическом уровне) Воспроизведение
Дает характеристику деятельности учителя по формированю ООД младшего школьника Воспроизведение
7 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте Семинар Описывает основные характеристики УД (И.А.Зимняя) Воспроизведение
Описывает структуру УД Воспроизведение
Характеризует элементы структуры педагогической деятельности Воспроизведение
Дает общую характеристику уровням педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина) Воспроизведение
Владеет общей схемой анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО Применение
8 Эволюция концепции развивающего обучения в России Семинар Знает как трактуется понятие "развивающее обучение" в психолого-педагогической литературе Воспроизведение
Дает определение взаимосвязи обучения и развития по Выготскому Л.С. (4 группы теорий) Воспроизведение
Анализирует концепции развивающего обучения (Ш.Амонашвили, Л.В.Занкова, В.С.Библер, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова) по наполнению содержанием понятия "развитие", по планируемым результатам обучения, по пути достижения ожидаемого развития) Воспроизведение
9 Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Семинар Описывает основные предпосылки создания СРО Эльконина - Давыдова Воспроизведение
Опысывает основные различия эмпирического и теоретического знания (по В.В. Давыдову) Воспроизведение
Решает проблемные ситуации с учетом специфики СРО Эльконина-Давыдова Применение
Описывает классификацию уроков в СРО Эльконина-Давыдова (Урок постановки учебной задачи. Урок решения учебной задачи. Урок моделирования и преобразования модели. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок контроля и оценки). Воспроизведение
10 Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Индивидуальная работа Описывает суть общедидактических принципов по В.В. Давыдову Воспроизведение
Описывают основные принципы и понятия РО в системе В.Д.Эльконина -В.В.Давыдова Воспроизведение
11 Система развивающего обучения Л. В. Занкова Семинар Описывает предпосылки создания дидактический СРО Л.В. Занкова Воспроизведение
Знает целевые установки и концептуальные дидактические положения СРО Л.В.Занкова Воспроизведение
Характеризует основные принципы дидактической СРО Занкова Воспроизведение
Решает проблемные ситуации с учетом специфики СРО Л.В.Занкова Применение
12 Основные этапы разработки системно-деятельностного подхода в педагогической психологии Семинар Знает характеристику двух подходов к генезису психического развития человека (И.М.Сеченов, В.С.Соловьев) Воспроизведение
Описывает методологические принципы изучения развития ребенка в дореволюционный период Воспроизведение
13 Рубежный контроль Другое Описывает характеристику системно-деятельностного подхода и принципы его реализации в НОО (А. Г. Асмолов) Воспроизведение
14 Технология деятельностного метода обучения Семинар Проектирует урок с использованием технологии деятельностного метода обучения Применение
Описывает возможности применения технологии деятельностного метода в начальной школе Воспроизведение
Описывает особенности проектирования уроков в технологии деятельностного метода обучения (уроки открытия нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля). Воспроизведение
15 Технология проблемного обучения Семинар Описывает классификационные параметры технологии проблемного обучения (по Селевко) Воспроизведение
Описывает основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения в НОО Воспроизведение
Проектирует проблемные ситуации Применение
16 Технология проблемного обучения Индивидуальная работа Конкретизирует достоинства и недостатки проблемного обучения Воспроизведение
17 Технология дифференцированного обучения Лекция Знает возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества реализации технологии дифференцированного обучения в НОО Воспроизведение
Описывает особенности реализации модели «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В. В. Фирсов), модели «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» ( Н. П. Гузик), технологии индивидуализации обучения ( И.Э.Унт) в НОО Воспроизведение
18 Технология дифференцированного обучения Семинар Проектирует учебную ситуацию с учетом цели, задач, специфических особенностей дифференцированного обучения в соответствии с ФГОС НОО Применение
19 Интерактивные технологии обучения. Конференция Знает определение интерактивных технологий обучения по В.В. Гузееву Воспроизведение
Выделяет три режима информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой Воспроизведение
Описывают классификацию интерактивных методов обучения (по Ю.С.Арутюнову) Воспроизведение
20 Интерактивные технологии обучения. Другое Решает учебные задачи по использованию ИКТ для реализации интерактивных технологий в НОО Воспроизведение
Умеет проектировать учебную ситуацию с использованием интерактивных технологии обучения Применение
21 Технология проектного обучения. Семинар Описывает классификацию учебных проектов на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся Воспроизведение
Конкретизирует этапы проектной деятельности Воспроизведение
22 Технология проектного обучения. Контрольная работа Описывает особенности организации проектной деятельности в начальной школе Воспроизведение
Имеет опыт проектирования фрагмента урока с использованием технологии проектного обучения Применение
23 Технология внутрипредметных связей в обучении (модульная технология обучения (МТО)) Семинар Знает теоретические положения модульной технологии обучения Воспроизведение
Описывает принципы МТО (модульности; выделения из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности) Воспроизведение
Описывает возможности применения модульного подхода к структурированию содержания образования в начальной школе (технологии – укрупнения дидактических единиц, содержательного обобщения, опоры, крупных блоков, усиления теоретического обобщения, опережения, «погружения в учебный предмет» и др.) Воспроизведение
24 Технология развития критического мышления через чтение и письмо Семинар Описывает технологию развития критического мышления через чтение и письмо (по Селевко) Воспроизведение
Описывает возможности использования технологии развитие критического мышления через чтение и письмо в начальной школе Воспроизведение
Умеет соотносить приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо с этапами урока по ФГОС НОО Воспроизведение
25 Технология проблемно-диалогового обучения в начальной школе Семинар Описывает основные положения технологии проблемно-диалогового обучения (по Е.Л.Мельниковой) Воспроизведение
Умеет спроектировать проблемный диалог на уроке в начальной школе Применение
26 Технология развития критического мышления через чтение и письмо Индивидуальная работа Знает основные приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо Воспроизведение
27 Рубежный контроль Другое Выделяет особенностии и условия применимости различных технологий обучения в НОО в соответствии с решаемой профессиональной задачей Воспроизведение
Владеет общей схемой отбора технологий для проведения занятий в зависимости от решаемой профессиональной задачи в НОО Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Батколина, В. В. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования: учебное пособие / Батколина В. В.. - М. : Российский новый университет, 2012. - 160 с. - То же [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21304.
  2. Титов, В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций : учебное пособие / В.А. Титов. - М. : Приор-издат, 2008. - 224 с. - (Конспект лекций). - ISBN 978-5-9512-0779-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56304 (10.02.2015).
  3. Шаймарданов, Р.Х. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов вузов / Р.Х. Шаймарданов, А.Н. Хузиахметов. - М. : Дрофа, 2008. и предыдущие издания

Дополнительная

  1. Батюта, М. Б. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М.: Логос, 2011. - 306 с. - 978-5-98704-606-7. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428
  2. Зеер, Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования : учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - М. : Академия, 2010. - 174, [2] c. - (Высшее профессиональное образование) (Профессиональное обучение). - Гриф УМО
  3. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс] / С. С. Кашлев. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 223 с. - 978-985-536-150-4. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78518
  4. Мильситова, С.В. Педагогические теории, системы и технологии : учебное пособие / С.В. Мильситова. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011. - 198 с. - ISBN 978-5-8353-1202-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232374.
  5. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учебник / Л. Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 402 с. - 5-93134-086-6. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93278
  6. Педагогика : учебник для бакалавров вузов по гуманитарным направлениям и специальностям / Л. С. Подымова, [и др.], Моск. пед. гос. ун-т (МПГУ) ; общ. ред. Л. С. Подымова, В. А. Сластенин . – М. : Юрайт, 2014 . – 332 с. – (Бакалавр. Базовый курс) .
  7. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов вузов пед. специальностей / М.В. Буланова-Топоркова [и др.] ; под ред. В.С. Кукушина. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. [и др.] : МарТ, 2006.
  8. Тимофеева, Ю. Ф. Основы творческой деятельности: Учебное пособие. Изд. 3-е. Часть I. Эвристика, ТРИЗ [Электронный ресурс] / Ю. Ф. Тимофеева. - М.: Прометей, 2013. - 338 с. - 978-5-4263-0119-1. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212842
  9. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

Цифровые ресурсы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Асмолов А.Г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2769
  2. Планируемые результаты начального общего образования – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2770

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г. / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 33с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. В.3.1 Психолого-педагогические теории и технологии начального образования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" профиль «Начальное образование» [Электронный ресурс]: Б-4021, Б-4022 Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" профиль «Начальное образование» / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. В.3.1 Психолого-педагогические теории и технологии начального образования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование»/ БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.