бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Sept. 11, 2017 утверждено Oct. 27, 2017
Л.Н. Носова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 20, 2017
О.В. Власова декан факультета
согласовано Sept. 22, 2017

Б1.Б.6 Основы саморазвития личности, 1 семестр

Б-7241, 39.03.03, Организация работы с молодежью, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Е.И. Алферова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовностью необходимости и способность к непрерывному профессиональному самообразованию и самосовершенствованию в течение всей жизни (ОПК-3) знать понятия "цель", "целеполагание" знаниевый
знать профессионально-значимые качества менеджера по управлению персоналом знаниевый
знать пути и способы саморазвития в избранной профессии знаниевый
владеть критериями оценки способов профессионального роста и личностного развития ориентировочный
владеть схемой анализа методов профессионального роста и личностного развития ориентировочный
понимать критерии отбора информации по саморазвитию личности ориентировочный
владеть методами проектирования траектории своего профессионального роста и личностного развития операциональный
составлять план саморазвития личности операциональный
владеть опытом рефлексии, анализа психических состояний, установок и т.д. опыт
иметь опыт построения траектории своего провессионального роста и личностного развития опыт
Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК - 7) знать содержание понятий "развитие" и "саморазвитие" знаниевый
знать содержание понятий "субъект деятельноти" и "субъект труда" знаниевый
знать структуру учебной деятельности знаниевый
выбирать схему анализа сформированости компонентов учебной деятельности ориентировочный
понимать роль учения в психическом развитии ориентировочный
владеть методами анализа сформированности компонентов учебной деятельности операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование у студентов способности и готовности к самопознанию и саморазвитию

Задачи

  1. формировать образ актуального и проспективного представления о себе как субъекте учебной деятельности на основе самопознания и адекватной самооценки
  2. формировать образ проспективного представления о себе как субъекте профессиональной деятельности на основе самопознания и адекватной самооценки

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч. (40.74%)
Контроль самостоятельной работы 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 65.0 ч. (60.19%)
Процент выполнения нагрузки 100.93%
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 2.75 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Основы самопознания и самооценки формировать образ актуального и проспективного представления о себе как субъекте учебной деятельности на основе самопознания и адекватной самооценки · знать: понятия развития и саморазвития; общую характеристику психического развития; понятия индивида, субъекта деятельности, личности, субъектности; структуру учебной деятельности. · понимать: роль учения в психическом развитии человека. · уметь: анализировать психологическую структуру учебной деятельности; характеризовать себя с точки зрения развитости компонентов учебной деятельности; ставить задачи развития себя как субъекта учебной деятельности, планировать деятельность по саморазвитию. · владеть: методами анализа сформированности компонентов учебной деятельности; способами постановки задач саморазвития в учебной деятельности и проектирования способов их решения.
  • Понятие развития и саморазвития личности
  • Студент как субъект учебной деятельности
  • Мотивация в структуре учебной деятельности
  • Цель учебной деятельности
  • Учебные действия
Субъектность в профессиональной сфере формировать образ проспективного представления о себе как субъекте профессиональной деятельности на основе самопознания и адекватной самооценки · знать: понятия труд, профессия, субъект труда, индивидуальный стиль деятельности; перечень личностных особенностей, необходимых в профессиональной деятельности; этапы профессионального развития; · понимать: роль профессиональной деятельности в развитии личности; · уметь: характеризовать психологические аспекты будущей профессиональной деятельности; ставить задачи развития себя как субъекта будущей профессиональной деятельности, планировать деятельность по саморазвитию. · владеть: способами постановки задач саморазвития в будущей профессиональной деятельности и проектирования способов их решения.
  • Психологические аспекты избранной профессии
  • Профессиональное саморазвитие личности
  • Успешность профессиональной деятельности

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Введение в курс «Основы саморазвития личности» Лекция 2.0 1
2 Человек как субъект саморазвития Семинар 2.0 2
3 Проблема субъектности в учебной деятельности Лекция 2.0 2
4 Студент как субъект учебной деятельности Семинар 2.0 3
5 Студент как субъект учебной деятельности Индивидуальная работа 1.0 4
6 Мотивация в структуре учебной деятельности Семинар 2.0 4
7 Студент как субъект учебной деятельности Практическая работа 2.0 4
8 Оценка особенностей мотивации учебной деятельности студента Практическая работа 2.0 5
9 Человек как субъект саморазвития Вариативное задание 4.0 5
10 Учебные действия в структуре учебной деятельности. Познавательные учебные действия Практическая работа 2.0 6
11 Цель учебной деятельности Практическая работа 2.0 6
12 Цель учебной деятельности Индивидуальная работа 1.0 6
13 Учебные действия в структуре учебной деятельности. Познавательные учебные действия Практическая работа 2.0 7
14 Учебные действия в структуре учебной деятельности. Познавательные учебные действия Индивидуальная работа 1.0 7
15 Учебные действия. Действие контроля и оценки Практическая работа 2.0 8
16 Учебные действия. Действие контроля и оценки Практическая работа 2.0 8
17 Рубежный контроль - аналитическая справка Другое 2.0 9
18 Рубежный контроль - аналитическая справка Индивидуальная работа 2.0 10
19 Человек как субъект трудовой деятельности Семинар 2.0 10
20 Психологические основы трудовой деятельности Лекция 2.0 10
21 Психологические аспекты избранной профессии Практическая работа 2.0 11
22 Профессиональное саморазвитие личности Семинар 2.0 12
23 Психологические аспекты избранной профессии Практическая работа 2.0 12
24 Психологические аспекты избранной профессии Индивидуальная работа 1.0 12
25 Профессиональное саморазвитие личности Практическая работа 2.0 13
26 Успешность в профессиональной деятельности Вариативное задание 2.0 13
27 Профессиональное саморазвитие личности Индивидуальная работа 1.0 13
28 Успешность в профессиональной деятельности Семинар 2.0 14
29 Успешный студент как основа будущей профессиональной деятельности Практическая работа 2.0 14
30 Успешный студент как основа будущей профессиональной деятельности Индивидуальная работа 1.0 14
31 Рубежный контроль - аналитическая справка Другое 2.0 15
32 Рубежный контроль - аналитическая справка Индивидуальная работа 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Введение в курс «Основы саморазвития личности» Лекция Знать понятие "развитие", определять сущностные характеристики развития Воспроизведение
Перечислять виды развития Воспроизведение
Знать понятия "индивид", "личность", "индивидуальность", "субъект деятельности" Узнавание
Знать понятие "саморазвитие" Узнавание
2 Человек как субъект саморазвития Семинар Знать понятия "индивид", "личность", "индивидуальность", "субъект деятельности" Узнавание
Знать понятие "саморазвитие" Узнавание
Описывать саморазвитие как вид развития Воспроизведение
обосновывать способность к саморазвитию как ключевую компетентность специалиста Воспроизведение
3 Проблема субъектности в учебной деятельности Лекция - характеризовать современное состояние российского образования Воспроизведение
- давать определение учебной деятельности Воспроизведение
- обосновывать развитие субъектной позиции учащегося как цель образования Применение
4 Студент как субъект учебной деятельности Семинар - характеризовать студенчество как социально-психологическую категорию Воспроизведение
- давать определение учебной деятельности Воспроизведение
- давать определение субъекта деятельности Воспроизведение
- обосновывать развитие субъектной позиции учащегося как цель образования Применение
5 Студент как субъект учебной деятельности Индивидуальная работа - характеризовать студенчество как социально-психологическую категорию Воспроизведение
- давать определение субъекта деятельности Воспроизведение
- обосновывать развитие субъектной позиции учащегося как цель образования Применение
6 Мотивация в структуре учебной деятельности Семинар - давать определение понятию "Мотивационная сфера личности" Узнавание
- давать характеристику мотивационной сфере человека Воспроизведение
- знать определение понятия «мотивация» Узнавание
- раскрывать роль потребностей, мотивов, ценностей, убеждений и др. в структуре мотивации Воспроизведение
7 Студент как субъект учебной деятельности Практическая работа - характеризовать студенчество как социально-психологическую категорию Воспроизведение
- давать определение учебной деятельности Воспроизведение
- давать определение субъекта деятельности Воспроизведение
- обосновывать развитие субъектной позиции учащегося как цель образования Применение
8 Оценка особенностей мотивации учебной деятельности студента Практическая работа - характеризовать особенности собственной учебной мотивации Применение
9 Человек как субъект саморазвития Вариативное задание Знать понятие "развитие", определять сущностные характеристики развития Воспроизведение
Знать понятия "индивид", "личность", "индивидуальность", "субъект деятельности" Узнавание
обосновывать способность к саморазвитию как ключевую компетентность специалиста Воспроизведение
10 Учебные действия в структуре учебной деятельности. Познавательные учебные действия Практическая работа - давать определение действию как морфологической единицы учебной деятельности Узнавание
- перечислить основные виды учебных действий Воспроизведение
- характеризовать степень развитости учебных действий, выделяемых на основании позиции субъекта учебной деятельности Применение
- составлять алгоритм выполнения познавательных учебных действий Применение
11 Цель учебной деятельности Практическая работа - давать определение цели как системообразующему компоненту деятельности Узнавание
- описывать правила постановки цели учебной деятельности Воспроизведение
- давать общую характеристику цели в структуре учебной деятельности Воспроизведение
- определять цель собственной учебной деятельности Применение
12 Цель учебной деятельности Индивидуальная работа - давать определение цели как системообразующему компоненту деятельности Узнавание
- описывать правила постановки цели учебной деятельности Воспроизведение
- давать общую характеристику цели в структуре учебной деятельности Воспроизведение
13 Учебные действия в структуре учебной деятельности. Познавательные учебные действия Практическая работа - перечислить основные виды учебных действий Воспроизведение
- характеризовать познавательные учебные действия Воспроизведение
- характеризовать степень развитости учебных действий, выделяемых на основании позиции субъекта учебной деятельности Применение
14 Учебные действия в структуре учебной деятельности. Познавательные учебные действия Индивидуальная работа - перечислить основные виды учебных действий Воспроизведение
- характеризовать познавательные учебные действия Воспроизведение
- характеризовать степень развитости учебных действий, выделяемых на основании позиции субъекта учебной деятельности Применение
- составлять алгоритм выполнения познавательных учебных действий Применение
15 Учебные действия. Действие контроля и оценки Практическая работа - давать определение действию как морфологической единицы учебной деятельности Узнавание
- перечислить основные виды учебных действий Воспроизведение
16 Учебные действия. Действие контроля и оценки Практическая работа - перечислить основные виды учебных действий Воспроизведение
17 Рубежный контроль - аналитическая справка Другое Знать понятие "развитие", определять сущностные характеристики развития Воспроизведение
Знать понятие "саморазвитие" Узнавание
Описывать саморазвитие как вид развития Воспроизведение
- обосновывать развитие субъектной позиции учащегося как цель образования Применение
- знать определение понятия «учебная мотивация» Узнавание
18 Рубежный контроль - аналитическая справка Индивидуальная работа - обосновывать развитие субъектной позиции учащегося как цель образования Применение
19 Человек как субъект трудовой деятельности Семинар - называть сущностные признаки человека как субъекта труда Узнавание
- давать обобщенную характеристику человека как субъекта труда Применение
20 Психологические основы трудовой деятельности Лекция - давать определение понятию «труд» Узнавание
- перечислять основные признаки труда Воспроизведение
- раскрывать содержание трудовой деятельности Воспроизведение
21 Психологические аспекты избранной профессии Практическая работа - давать определение профессионально-важным качествам Узнавание
- называть основные виды ПВК Воспроизведение
- знать и давать определение понятию «профессиограмма», «психограмма», «модуль профессии», «модель специалиста», «формула профессии» Узнавание
- знать основные виды профессиограмм, их структуру Узнавание
22 Профессиональное саморазвитие личности Семинар - давать определение понятиям «профессиональное развитие» и «профессиональное саморазвитие" Узнавание
- выделять роль и условия профессионального развития Воспроизведение
- выделять условия профессионального развития Воспроизведение
- уметь перечислять этапы профессионального развития Воспроизведение
- характеризовать особенности собственных профессиональных качеств, склонностей и способностей Применение
- разрабатыать план собственного профессионального развития Применение
23 Психологические аспекты избранной профессии Практическая работа - давать определение профессионально-важным качествам Узнавание
- называть основные виды ПВК Воспроизведение
- знать и давать определение понятию «профессиограмма», «психограмма», «модуль профессии», «модель специалиста», «формула профессии» Узнавание
- знать основные виды профессиограмм, их структуру Узнавание
24 Психологические аспекты избранной профессии Индивидуальная работа - давать определение профессионально-важным качествам Узнавание
- называть основные виды ПВК Воспроизведение
- знать и давать определение понятию «профессиограмма», «психограмма», «модуль профессии», «модель специалиста», «формула профессии» Узнавание
- знать основные виды профессиограмм, их структуру Узнавание
25 Профессиональное саморазвитие личности Практическая работа - давать определение понятиям «профессиональное развитие» и «профессиональное саморазвитие" Узнавание
- выделять условия профессионального развития Воспроизведение
- уметь перечислять этапы профессионального развития Воспроизведение
26 Успешность в профессиональной деятельности Вариативное задание - давать определение понятиям «успех», успешность» Узнавание
- выделять личностные качества, способствующие успешности в профессиональной деятельности Применение
- уметь определять особенности профессионального и карьерного успеха Узнавание
27 Профессиональное саморазвитие личности Индивидуальная работа - характеризовать особенности собственных профессиональных качеств, склонностей и способностей Применение
- разрабатыать план собственного профессионального развития Применение
28 Успешность в профессиональной деятельности Семинар - давать определение понятиям «успех», успешность» Узнавание
- выделять личностные качества, способствующие успешности в профессиональной деятельности Применение
- уметь определять особенности профессионального и карьерного успеха Узнавание
- уметь определять признаки успешности профессионального обучения Применение
29 Успешный студент как основа будущей профессиональной деятельности Практическая работа - уметь выделять критерии профессионального и карьерного успеха в будущей профессии Применение
- уметь выделять личностные качества, способствующие успешности в профессиональной деятельности Применение
30 Успешный студент как основа будущей профессиональной деятельности Индивидуальная работа - уметь выделять критерии профессионального и карьерного успеха в будущей профессии Применение
- уметь выделять личностные качества, способствующие успешности в профессиональной деятельности Применение
31 Рубежный контроль - аналитическая справка Другое - выделять условия профессионального развития Воспроизведение
- уметь перечислять этапы профессионального развития Воспроизведение
- характеризовать особенности собственных профессиональных качеств, склонностей и способностей Применение
- разрабатыать план собственного профессионального развития Применение
- уметь определять особенности профессионального и карьерного успеха Узнавание
32 Рубежный контроль - аналитическая справка Индивидуальная работа - разрабатыать план собственного профессионального развития Применение
- уметь определять особенности профессионального и карьерного успеха Узнавание

Литература

Основная

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 376 с.
  2. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Е. В. Андриенко ; Междунар. акад. наук пед. образования ; под ред. В. А. Сластенина. - 6-е изд., испр. - М. : Академия, 2011. - 262, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат). - ISBN 978-5-7695-8080-2 : 362-55.
  3. Асмолов, А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека [Текст]: учеб. для студентов вузов / Александр Асмолов. - 4-е изд., испр. - М. : Смысл [и др.], 2010. - 447, [1] c. - (Психология для студента). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-89357-258-2 : 360-36
  4. Гуревич, П.С. Психология личности [электронный ресурс]: Учебник/П.С. Гуревич.- 2-е изд.- М. : НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 479 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы IPRbooks.–Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52637.htmi.-Загл. с экрана
  5. Слотина, Т. В. Психология личности : [учеб. пособие для студентов, аспирантов и преподавателей вузов] / Т. В. Слотина. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 447, [1] с.

Дополнительная

  1. Бортникова, Л.Г.Основы саморазвития личности: учебно-методическое пособие[Текст]: Учеб.- методическое пособие / Л.Г.Бортникова [и др.]- Сургут: РИО СурГПУ, 2016. - 228 с.
  2. Духновский, С. В. Психология личности и деятельности педагога : учеб. пособие [для магистрантов, соискателей и аспирантов, обучающихся по направлению " Психолого-педагогическое образование"] / С. В. Духновский. - М. : РИОР [и др.], 2016. - 298, [2] с.
  3. Капустина, Н. Г. Основы саморазвития личности : учеб.-метод. пособие с основами практикума / Н. Г. Капустина, В. П. Прядеин ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО "Урал. гос. пед. ун-т" ; Ин-т соц. образования, Каф. психологии и соц. педагогики. - Екатеринбург : [Урал. гос. пед. ун-т], 2016. - 297, [1] с.
  4. Капустина, Н.Г. Психология саморазвития личности: [учеб. пособие] / Н.Г. Капустина, Н.В. Бякова. - Сургут, 2010.
  5. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [учеб. пособие] / В.Г. Маралов. - М., 2004.
  6. Минюрова, С. А. Психология самопознания и саморазвития : учеб. для студентов высш. пед. вузов, обучающихся по направлению подгот. 050400 - Психолого-педагогическое образование / С. А. Минюрова. - М. : Флинта [и др.], 2016. - 474, [2] с. - (Библиотека психолога). - Гриф УМО.
  7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2008. - 560 с.
  8. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжников; Ред. И.Б.Чистякова. - М. : Академия, 2001. - 480с. - (Высшее образование).
  9. Шапарь, В.Б. Практическая психология инструментарий [текст] / В.Б. Шапарь - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 760, [2] с.

Цифровые ресурсы

  1. Дружинин В.Н. Психология [Электронный ресурс]: учебник / В.Н. Дружинин. - Доступ с сайта электронно - библиотечной системы "Библиотека Гумер - гуманитарные науки" . - Режим доступа: http://www.gumer.info.
  2. Слотина Т.В. Психология личности [Электронный ресурс]: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с. - Доступ с сайта электронной библиотеки KOOB.RU.- Режим доступа: http://www.klex.ru/fq3

Источники

  1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // «ГАРАНТ.РУ». - Москва, 2013. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz3cXSMY2ni/, свободный. – Загл. с экрана.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс». - Москва, 2013. - 238 с. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/, свободный. – Загл. с экрана.

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа Б1.Б.11 Основы саморазвития личности [Электронный ресурс]:Направление подготовки 38.03.03. Управление персоналом /ГОУ ВПО "Сургут. гос. пед. ун-т"; сост. А.А. Ефимова, Н.А. Мишанкиина, Д.Б. Петрова, М.А. Плюснина. - Электрон.дан. Сургут: СурГПУ, 2016. - Режим доступа: http:// els.surgpu.ru/, доступ ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.