СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | |
Ф.И. Дубовая директор библиотеки | Т.М. Захожая проректор по УР | |
Л.Н. Носова заведующий кафедрой | ||
Д.В. Ларкович декан факультета | ||
Е.И. Алферова ____________ |
Компетенция | Содержание компетенции | Тип |
---|---|---|
Готовность взаимодействовать с учащимися образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3) | знать виды и функции общения в педагогической деятельности | знаниевый |
Знать факторы восприятия партнера и конфликтной ситуации; содержание понятий «толерантность» и «интолерантность»; критерии толератности | знаниевый | |
теории поведения личности в конфликте | знаниевый | |
объяснять различия в проявлении толерантности и интолерантности в разных формах и видах общения | ориентировочный | |
описывать характеристики "активного слушания" | ориентировочный | |
владеть приемами "активного слушания" | операциональный | |
применять приемы "активного слушания" в процессе решения психологических задач | опыт | |
Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2) | Знать характеристики конфликта как типа трудной ситуации во взаимодействии, типы и причины возникновения конфликтов; содержание социальной и этической ответственности в профессиональной педагогической деятельности | знаниевый |
Освоить основные понятия конфликтологии как единицы психологического анализа конфликта: "конфликт", "конфликтная ситуация" и ее структура; структурные и динамические характеристики конфликта | знаниевый | |
Понимать критерии ответственного и этического подхода в принятии решения в конфликтной ситуации | ориентировочный | |
Характеризовать конфликт как социальное явление, как тип "трудной" нестандарстной ситуации | ориентировочный | |
Владеть схемой анализа динамических характеристик конфликта | операциональный | |
Готовность организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспеиментальной работы (ПК-15) | Знать теории управления конфликтом; этапы решения педагогической конфликтной ситуации | знаниевый |
Психологические основы организации и ведения переговоров | знаниевый | |
Выбирать стратегию поведения для разрешения конфликтной ситуации и ведения деловых переговоров | ориентировочный | |
описывать методы и способы разрешения конфликтов | ориентировочный | |
выбирать метод и применять способ разрешения педагогической конфликтной ситуации при решении задач | опыт | |
иметь опыт разработки алгоритма ведения деловых переговоров | опыт |
Формирование у студентов способности и готовности к разрешению конфликтных ситуаций, освоение ориентировочной основы действий управления конфликтом, возникающим в системе педагогического взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
Трудоемкость | 72 ч. |
---|---|
Аудиторная работа | 0 ч. (0,0%) |
Контроль самостоятельной работы | 0 ч. |
Самостоятельная работа студента | 0 ч. (0,0%) |
Процент выполнения нагрузки | 0,0% |
Индивидуальная работа со студентами | |
Часов в неделю | 0,0 ч. (2,0 ч. норма) |
Название | Цель | Результат | Дидактические единицы |
---|---|---|---|
Модуль 1. Конфликт как феномен социального взаимодействия | Знать основные понятия конфликтологии и подходы к изучению конфликтов в гуманитарных науках. | Знать: философские, социологические и психологические подходы к изучению конфликта; традиционные и современные психологические теории конфликта; конфликт как тип трудных ситуаций, типы реагирования личности на трудную ситуацию, психологическая устойчивость и конфликтоустойчивость личности; социальные установки личности; теории поведения личности в конфликтых ситуациях; классификация конфликтов: социальные и внутриличностные; защитные механизмы личности: сублимация, проекция, рационализация, вытеснение, регрессия. Понимать: критерии толерантного и конфликтного поведения и общения личности; критерии ответственного поведения в конфликтной ситуации. Уметь: описывать характеристики типов и видов конфликтов,анализировать факторы поведения конфликтных личностней, различать проявления толерантности и интолерантности в различных формах общения . |
|
Модуль 2 Подходы и модели социально-психологогического анализа конфликта | Знать и уметь анализировать основные виды конфликта, используя модели и методы анализа конфликта; | Знать: структурный анализ конфликта: конфликтная ситуация и специфика ее осознания, анализ структуры конфликта, конфликтогены; типы поведения сторон в конфликте; метод картографии конфликта; динамические характеристики конфликта: возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта, конфликтные действия, завершение конфликта; метод декартовых координат; понятия: стороны конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтных ситуаций, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий; понятия: образ конфликтной ситуации, объект конфликта, оппонент, обратная связь, конфликтогенный экстремизм языка, статус, инцидент, каузальная атрибуция, социальная установка, идентичность, ранг оппонента, внутренний (интернальный) локус контроля, внешний (экстернальный) локус контроля, ответственность. Понимать: структурные единицы анализа конфликта, Уметь: выбирать схему анализа структуры конфликта в педагогической ситуации; ориентироваться в схеме анализа динамических характеристик конфликта. Иметь опыт применения методов структурного и динамического анализа отдельных видов конфликтов и использования приемов активного слушания при решении педагогических конфликтных ситуаций. |
|
Модуль 3 Методы и способы управления конфликтом | Знать и уметь использовать методы и способы управления конфликтами в педагогическом взаимодействии с субъектами образовательного процесса. | Знать: основные теории управления конфликтами: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, разрешение; стратегии и тактики разрешения конфликтов; приемы конструктивной критики и самокритики; методы управления конфликтом: институциональные аспекты управления, коммуникативные техники управления конфликтом в межличностном взаимодействии, алгоритм решения конфликтной ситуации в педагогическом общении; психологические основы организации и проведения переговоров (медиация); причины возникновения, типы конфликтов в педагогическом взаимодействия учителя с субъектами образовательного процесса; стили педагогического общения, коммуникативные барьеры. Понимать: значение критики и самокритики в конфликтных ситуациях; возможности управления конфликтными явлениями в педагогических ситуациях. Уметь: внедрять технологии конструктивной критики и самокритики; определять содержание конфликтной педагогической ситуации и способы ее решения; применять алгоритм решения конфликтной ситуации в педагогическом общении. Владеть: опытом применения методик и алгоритма управления конфликтной ситуацией в педагогическом общении |
|
Содержание | Результаты | Уровень усвоения |
---|---|---|
Становление и развитие конфликтологии | Объяснять предпосылки возникновения конфликтологии как теоретической и прикладной области гуманитарных знаний | Воспроизведение |
Давать характеристику этапов развития конфликтологии | Воспроизведение | |
Объяснять природу конфликта с позиции традиционных и современных психологических теорий | Воспроизведение | |
Предмет и задачи конфликтологии | Раскрывать понятие конфликт с позиции конфликтологии | Воспроизведение |
Раскрывать предмет и объект изучения конфликта в гуманитарных науках | Воспроизведение |
Содержание | Результаты | Уровень усвоения |
---|---|---|
Теории поведения личности в конфликтных ситуациях | Охарактеризовывать поведение личности в конфликтных ситуациях с позиции социально-психологических теорий | Воспроизведение |
Определять проявления толерантности/интолерантности в различных формах общения | Применение | |
Описывать конструктивную, деструктивную и конформистскую модели поведения в конфликтной ситуации | Воспроизведение | |
Восприятие конфликта | Описывать типы трудных ситуаций, называть отличия трудной ситуации от простой, | Воспроизведение |
Давать характеристику активного и пассивного типа реагирования личности в конфликте как типа трудной ситуации | Воспроизведение | |
Давать определение психологической устойчивости личности | Воспроизведение | |
Описывать структуру конфликтоустойчивости личности | Воспроизведение |
Содержание | Результаты | Уровень усвоения |
---|---|---|
Классификация конфликтов | Различать типы конфликтов по критериям: проблемно-деятельностный признак, по степени вовлеченности, по степени остроты противоречий | Воспроизведение |
Давать определение типов конфликтов | Воспроизведение | |
Описывать характеристики типов и видов конфликтов | Применение |
Содержание | Результаты | Уровень усвоения |
---|---|---|
Структурный анализ конфликта | Знать определение понятий "конфликтная ситуация", "конфликтогены" | Воспроизведение |
Описывать элементы структуры конфликта | Воспроизведение | |
Опознавать типы поведения сторон в конфликте | Воспроизведение | |
Определять объект и предмет конфликта | Применение | |
Метод картографии конфликта | Выделять ключевые характеристики субъектов конфликтов | Применение |
Выделять типы конфликтогенов в общении | Применение | |
Давать характеристику метода картографии конфликта | Воспроизведение |
Содержание | Результаты | Уровень усвоения |
---|---|---|
Динамические характеристики конфликта | Определяет этапы протекания конфликта | Воспроизведение |
Объясняет содержание этапов и фаз протекания конфликта | Воспроизведение | |
Дает определение понятиям: "образ конфликтной ситуации", "обратная связь" | Воспроизведение | |
Причины возникновения конфликтов | Обяснить причины возникновения конфликта в зависимости от вида конфликтогена | Применение |
Содержание | Результаты | Уровень усвоения |
---|---|---|
Способы разрешения конфликта | Дает определение способов разрешения конфликта: соперничество, компромис, приспособление, избегание, сотрудничество | Воспроизведение |
Перечисляет этапы "техники открытого разговора" | Воспроизведение | |
Дает характеристику принципов метода "принципиальных переговоров" | Воспроизведение |
Содержание | Результаты | Уровень усвоения |
---|---|---|
Содержание | Результаты | Уровень усвоения |
---|---|---|
Содержание | Результаты | Уровень усвоения |
---|---|---|
№ | Тема занятия | Тип занятия | Кол-во часов | Неделя |
---|---|---|---|---|
№ | Тема | Тип занятия | Результаты | Уровень усвоения | Тестовые задания |
---|---|---|---|---|---|