бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа*

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
Л.Н. Носова заведующий кафедрой
Д.В. Ларкович декан факультета

Б1.В.ДВ.7 Конфликтология, 3 семестр

М-6081, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Обучение русскому языку в полиэтнической среде), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.И. Алферова ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность взаимодействовать с учащимися образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3) знать виды и функции общения в педагогической деятельности знаниевый
Знать факторы восприятия партнера и конфликтной ситуации; содержание понятий «толерантность» и «интолерантность»; критерии толератности знаниевый
теории поведения личности в конфликте знаниевый
объяснять различия в проявлении толерантности и интолерантности в разных формах и видах общения ориентировочный
описывать характеристики "активного слушания" ориентировочный
владеть приемами "активного слушания" операциональный
применять приемы "активного слушания" в процессе решения психологических задач опыт
Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2) Знать характеристики конфликта как типа трудной ситуации во взаимодействии, типы и причины возникновения конфликтов; содержание социальной и этической ответственности в профессиональной педагогической деятельности знаниевый
Освоить основные понятия конфликтологии как единицы психологического анализа конфликта: "конфликт", "конфликтная ситуация" и ее структура; структурные и динамические характеристики конфликта знаниевый
Понимать критерии ответственного и этического подхода в принятии решения в конфликтной ситуации ориентировочный
Характеризовать конфликт как социальное явление, как тип "трудной" нестандарстной ситуации ориентировочный
Владеть схемой анализа динамических характеристик конфликта операциональный
Готовность организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспеиментальной работы (ПК-15) Знать теории управления конфликтом; этапы решения педагогической конфликтной ситуации знаниевый
Психологические основы организации и ведения переговоров знаниевый
Выбирать стратегию поведения для разрешения конфликтной ситуации и ведения деловых переговоров ориентировочный
описывать методы и способы разрешения конфликтов ориентировочный
выбирать метод и применять способ разрешения педагогической конфликтной ситуации при решении задач опыт
иметь опыт разработки алгоритма ведения деловых переговоров опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у студентов способности и готовности к разрешению конфликтных ситуаций, освоение ориентировочной основы действий управления конфликтом, возникающим в системе педагогического взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

Задачи

  1. Знать сущность конфликта как социально-психологического явления;
  2. Знать и уметь анализировать основные виды конфликта;
  3. Знать и уметь использовать методы и способы управления конфликтом в межличностном взаимодействии и в педагогической деятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 0 ч. (0,0%)
Контроль самостоятельной работы 0 ч.
Самостоятельная работа студента 0 ч. (0,0%)
Процент выполнения нагрузки 0,0%
Индивидуальная работа со студентами 0 ч. из 3,5 ч.
Часов в неделю 0,0 ч. (2,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Конфликт как феномен социального взаимодействия Знать основные понятия конфликтологии и подходы к изучению конфликтов в гуманитарных науках. Знать: философские, социологические и психологические подходы к изучению конфликта; традиционные и современные психологические теории конфликта; конфликт как тип трудных ситуаций, типы реагирования личности на трудную ситуацию, психологическая устойчивость и конфликтоустойчивость личности; социальные установки личности; теории поведения личности в конфликтых ситуациях; классификация конфликтов: социальные и внутриличностные; защитные механизмы личности: сублимация, проекция, рационализация, вытеснение, регрессия. Понимать: критерии толерантного и конфликтного поведения и общения личности; критерии ответственного поведения в конфликтной ситуации. Уметь: описывать характеристики типов и видов конфликтов,анализировать факторы поведения конфликтных личностней, различать проявления толерантности и интолерантности в различных формах общения .
  • Развитие конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания
  • Конфликт как тип трудных ситуаций: поведение личности в конфликте
  • Классификация и типы конфликтов
Модуль 2 Подходы и модели социально-психологогического анализа конфликта Знать и уметь анализировать основные виды конфликта, используя модели и методы анализа конфликта; Знать: структурный анализ конфликта: конфликтная ситуация и специфика ее осознания, анализ структуры конфликта, конфликтогены; типы поведения сторон в конфликте; метод картографии конфликта; динамические характеристики конфликта: возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта, конфликтные действия, завершение конфликта; метод декартовых координат; понятия: стороны конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтных ситуаций, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий; понятия: образ конфликтной ситуации, объект конфликта, оппонент, обратная связь, конфликтогенный экстремизм языка, статус, инцидент, каузальная атрибуция, социальная установка, идентичность, ранг оппонента, внутренний (интернальный) локус контроля, внешний (экстернальный) локус контроля, ответственность. Понимать: структурные единицы анализа конфликта, Уметь: выбирать схему анализа структуры конфликта в педагогической ситуации; ориентироваться в схеме анализа динамических характеристик конфликта. Иметь опыт применения методов структурного и динамического анализа отдельных видов конфликтов и использования приемов активного слушания при решении педагогических конфликтных ситуаций.
  • Анализ структурных характеристик конфликта
  • Анализ динамических характеристик конфликта
Модуль 3 Методы и способы управления конфликтом Знать и уметь использовать методы и способы управления конфликтами в педагогическом взаимодействии с субъектами образовательного процесса. Знать: основные теории управления конфликтами: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, разрешение; стратегии и тактики разрешения конфликтов; приемы конструктивной критики и самокритики; методы управления конфликтом: институциональные аспекты управления, коммуникативные техники управления конфликтом в межличностном взаимодействии, алгоритм решения конфликтной ситуации в педагогическом общении; психологические основы организации и проведения переговоров (медиация); причины возникновения, типы конфликтов в педагогическом взаимодействия учителя с субъектами образовательного процесса; стили педагогического общения, коммуникативные барьеры. Понимать: значение критики и самокритики в конфликтных ситуациях; возможности управления конфликтными явлениями в педагогических ситуациях. Уметь: внедрять технологии конструктивной критики и самокритики; определять содержание конфликтной педагогической ситуации и способы ее решения; применять алгоритм решения конфликтной ситуации в педагогическом общении. Владеть: опытом применения методик и алгоритма управления конфликтной ситуацией в педагогическом общении
  • Способы разрешения конфликтов
  • Переговоры и медиация как способы разрешения конфликтов
  • Направления профилактики конфликтов в педагогическом общении
  • Развитие коммуникативных компетенций как условие конструктивного разрешения конфликтов субъектов образовательного процесса

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
Учебные мероприятия не заданы

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
Темы не заданы

Литература

Основная

Дополнительная

Цифровые ресурсы

Источники

Учебно-методические материалы