бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 11 сентября 2017 г. утверждено 31 октября 2017 г.
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано 18 сентября 2017 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 2 октября 2017 г.

Б1.В.ОД.2 Научные основы культуры управленческого труда, 1 семестр

М-7062, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Менеджмент в дошкольном образовании), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3) Знать способы взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, направленные на толерантное восприятие социальных, этноконфессиональных и культурных различий знаниевый
Владеть способами взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, направленными на толерантное восприятие их социальных, этноконфессиональных и культурных различий ориентировочный
Уметь взаимодействовать с участниками образовательного процесса при решении учебных задач, моделирующих ситуации управленческой деятельности, проявляя толерантное отношение к ним операциональный
Иметь опыт взаимодействия при решении учебных задач, моделирующих ситуации управленческой деятельности, проявляя толерантное отношение к его участникам опыт
готовность организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы (ПК-15) Знать способы организации командной работы для решения задач развития организациии реализации опытно - экспериментальной деятельности знаниевый
владеть способами организации командной работы при решении учебных задач, моделирующих ситуации решения профессиональных проблем ориентировочный
Уметь организовывать командную работу при решении учебных задач, моделирующих ситуации решения профессиональных проблем операциональный
Иметь опыт участия в решении профессиональных задач в условиях командной работы опыт
готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1) Знать способы профессиональной коммуникации с сотрудниками в процессе решения задач управленческой деятельности знаниевый
Владеть способами профессиональной коммуникации с сотрудниками в устной и письменной форме в процессе решения задач управленческой деятельности ориентировочный
Уметь осуществлять профессиональную коммуникацию при анализе и моделировании ситуаций решения профессиональных задач операциональный
Иметь опыт профессиональной коммуникации в процессе моделирования ситуаций решения профессиональных задач опыт
отовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ПК-16) Знать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательной организацией знаниевый
Владеть способами отбора индивидуальных и групповых технологий принятия решений в управлении образовательной организацией ориентировочный
Уметь использовать индивидуальные и групповые технологии принятия управлевленческих решений в образовательной организации операциональный
Иметь опыт анализа индивидуальных и групповых технологий принятия управленческих решений опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у магистрантов готовности решать профессиональные управленческие задачи с позиции научных основ культуры управленческого труда

Задачи

  1. Сформировать понятие о сущности управления, специфике управленческой деятельноьсти и управленческого труда;
  2. Сформировать умение использовать современные подходы к управлению дошкольным образованием при решении конкретных управленческих и педагогических задач;
  3. Сформировать готовность осваивать современные документы, отражающие заказ общества на руководителя образовательной организацией, диагностировать и повышать уровень развития своей управленческой культуры.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 28,0 ч. (25,93%)
Контроль самостоятельной работы 14,0 ч.
Самостоятельная работа студента 80,666 ч. (74,69%)
Процент выполнения нагрузки 100,62%
Индивидуальная работа со студентами 4,0 ч. из 4,5 ч.
Часов в неделю 2,0 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Современные теоретические и методологические аспекты управления дошкольным образованием Освоение понятий "управление", "менеджмент", "закономерности и принципы управления", требованиях к управленческому труду,структуру, цель и методы управления Соотносить цель и методы управления в управленческой деятельности, оценивать управленческую ситуацию и выстраивать управленческую деятельность в соответствии с современными принципами
  • Современные аспекты управления. Функции, закономерности и принципы управления.Методы управления.
  • Деятельность управления и управленческий труд.
Модуль 2. Классические и современные подходы к управлению дошкольной организацией Понимание сущности классических и современных подходов к управлению дошкольным образованием.Определение специфики управленческой деятельности руководителя ДОО в условиях модернизации образования.Умение анализировать и проектировать управление дошкольной образовательной организацией в режиме развития. Формировать умение применять современные подходы к управлению дошкольным образованием при моделировании решения конкретных управленческих и педагогических задач, проектировании управления ДОО в режиме развития;
  • Классические подходы к управлению дошкольным образованием. Современные управленческие подходы.
  • Технологии управления развитием
Модуль 3. Управленческая деятельность руководителя ДОО в условиях модернизации дошкольного образования освоение современных документов, отражающих заказ общества на руководителя ДОО. Развитие способности изучать уровень развития управленческой культуры руководителяДОО. Формирование умения изучать и отбирать технологии создания современного имиджа руководителя, создания благоприятного социально - психологического климата в коллективе,. Сформировать представление о профессиональной компетентности руководителя ДОО в условиях модернизации дошкольного образования, готовность к использованию научных подходов к управлению, организации, регулированию, принятию решений и др., проектированию собственной профессиональной и управленческой деятельности
  • Руководитель ДОО: квалификационные требования
  • Профессиональный имидж, стиль управления руководителя ДОО

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные аспекты управления. Практическая работа 2,0 1
2 Современные аспекты управления. Самостоятельное изучение 2,0 1
3 Деятельность управления и управленческий труд. Семинар 2,0 2
4 Деятельность управления и управленческий труд. Другое 2,0 3
5 Деятельность управления и управленческий труд. Вариативное задание 3,0 3
6 контроль по модулю 1. Контрольная работа 2,0 4
7 Классические и современные подходы к управлению дошкольным образованием Конференция 2,0 5
8 Классические и современные подходы к управлению дошкольным образованием Самостоятельное изучение 4,0 5
9 Классические и современные подходы к управлению дошкольным образованием Реферат 4,0 5
10 Управленчие дошкольной образовательной организацией в режиме развития. Практическая работа (М) 2,0 6
11 Управленчие дошкольной образовательной организацией в режиме развития. Лекция 2,0 6
12 Управленчие дошкольной образовательной организацией в режиме развития. Семинар 2,0 8
13 Управленчие дошкольной образовательной организацией в режиме развития. Вариативное задание 2,0 8
14 контроль по модулю 2. Другое 2,0 9
15 контроль по модулю 2. Индивидуальная работа 2,0 9
16 Управленческая деятельность руеководителя ДОО . Квалификационные характеристики . Лекция 2,0 10
17 Управленческая деятельность руеководителя ДОО . Квалификационные характеристики . Другое 2,0 11
18 Управленческая деятельность руеководителя ДОО . Квалификационные характеристики . Самостоятельное изучение 3,0 11
19 Управленческая деятельность руеководителя ДОО . Квалификационные характеристики . Вариативное задание 3,0 11
20 Имидж современного руководителя Семинар 2,0 12
21 Имидж современного руководителя Вариативное задание 3,0 12
22 Имидж современного руководителя Самостоятельное изучение 2,0 12
23 Стили управления как условие формирования социально - психологического климата в коллективе. Конференция 2,0 13
24 Стили управления как условие формирования социально - психологического климата в коллективе. Реферат 4,0 13
25 Стили управления как условие формирования социально - психологического климата в коллективе. Самостоятельное изучение 2,0 13
26 контроль по модулю3. Коллоквиум 2,0 14
27 контроль по модулю3. Индивидуальная работа 2,0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные аспекты управления. Практическая работа Идентифицировать цели и методы управления Применение
Оценивать управленческую ситуацию и выстраивать управленческую деятельность в соответствии с современными принципами Творчество
2 Современные аспекты управления. Самостоятельное изучение Оценивать управленческую ситуацию и выстраивать управленческую деятельность в соответствии с современными принципами Творчество
3 Деятельность управления и управленческий труд. Семинар Определять сущность управленческого труда и требования к нему. Воспроизведение
Давать характеристику методов управления. Воспроизведение
Определять структуру технологий управления Применение
4 Деятельность управления и управленческий труд. Другое Прогнозироватьь цель и методы управления в управленческой деятельности Творчество
5 Деятельность управления и управленческий труд. Вариативное задание Прогнозироватьь цель и методы управления в управленческой деятельности Творчество
6 контроль по модулю 1. Контрольная работа Определять сущность понятий"управление", "менеджмент", "руководство". Воспроизведение
Характеризовать закономерности и принципы управления. Воспроизведение
Определять функции и методы управления. Воспроизведение
Идентифицировать цели и методы управления Применение
Определять сущность управленческого труда и требования к нему. Воспроизведение
Определять структуру технологий управления Применение
7 Классические и современные подходы к управлению дошкольным образованием Конференция Характеризовать сущность и результативность классических подходов управленческой деятельности Воспроизведение
Характеризовать сущность и результативность современных подходов управленческой деятельности Воспроизведение
Анализировать основные подходы, цели и задачи модернизации управления образовательными системами в Росии, ХМАО- Югре, Сургуте Применение
8 Классические и современные подходы к управлению дошкольным образованием Самостоятельное изучение Анализировать основные подходы, цели и задачи модернизации управления образовательными системами в Росии, ХМАО- Югре, Сургуте Применение
9 Классические и современные подходы к управлению дошкольным образованием Реферат Анализировать основные подходы, цели и задачи модернизации управления образовательными системами в Росии, ХМАО- Югре, Сургуте Применение
10 Управленчие дошкольной образовательной организацией в режиме развития. Практическая работа (М) Владеть алгоритмом разработки программы развития Применение
Формулировать миссию, обосновывать выбор стратегии развития организации Творчество
11 Управленчие дошкольной образовательной организацией в режиме развития. Лекция Характеризовать сущность стратегического управления. Воспроизведение
Определять структуру программы развития Воспроизведение
12 Управленчие дошкольной образовательной организацией в режиме развития. Семинар Характеризовать сущность стратегического управления. Воспроизведение
Определять структуру программы развития Воспроизведение
13 Управленчие дошкольной образовательной организацией в режиме развития. Вариативное задание Владеть алгоритмом разработки программы развития Применение
14 контроль по модулю 2. Другое Определять структуру программы развития Воспроизведение
Владеть алгоритмом разработки программы развития Применение
Формулировать миссию, обосновывать выбор стратегии развития организации Творчество
15 контроль по модулю 2. Индивидуальная работа Анализировать основные подходы, цели и задачи модернизации управления образовательными системами в Росии, ХМАО- Югре, Сургуте Применение
Характеризовать сущность стратегического управления. Воспроизведение
16 Управленческая деятельность руеководителя ДОО . Квалификационные характеристики . Лекция Характеризовать принципы построения критериев квалификационных категорий. Воспроизведение
Определять должностные обязанности руководитя ДОО Воспроизведение
17 Управленческая деятельность руеководителя ДОО . Квалификационные характеристики . Другое Осуществлять анализ профессинального стандарта руководителя ОО Применение
18 Управленческая деятельность руеководителя ДОО . Квалификационные характеристики . Самостоятельное изучение Осуществлять анализ профессинального стандарта руководителя ОО Применение
19 Управленческая деятельность руеководителя ДОО . Квалификационные характеристики . Вариативное задание Разрабатывать программу совершенствования своих профессиональных компетенций будущего руководителя Творчество
20 Имидж современного руководителя Семинар Определять сущность понятий "имидж руководителя", "имиджирование" Воспроизведение
Формулировать условия , необходимые для формирования имиджа успешного руководителя ДОО Применение
21 Имидж современного руководителя Вариативное задание Проведение самопрезентации в новом трудовом коллективе Творчество
22 Имидж современного руководителя Самостоятельное изучение Определять сущность понятий "имидж руководителя", "имиджирование" Воспроизведение
Характеризовать стили руководства в коллективе Воспроизведение
Определять сущность понятия "социально - психологический климат в коллективе" Воспроизведение
23 Стили управления как условие формирования социально - психологического климата в коллективе. Конференция Характеризовать стили руководства в коллективе Воспроизведение
Определять сущность понятия "социально - психологический климат в коллективе" Воспроизведение
Определять иерархию и степень влияния факторов на социально - психологический климат коллектива Применение
24 Стили управления как условие формирования социально - психологического климата в коллективе. Реферат Характеризовать стили руководства в коллективе Воспроизведение
Определять сущность понятия "социально - психологический климат в коллективе" Воспроизведение
Определять иерархию и степень влияния факторов на социально - психологический климат коллектива Применение
25 Стили управления как условие формирования социально - психологического климата в коллективе. Самостоятельное изучение Характеризовать стили руководства в коллективе Воспроизведение
Определять сущность понятия "социально - психологический климат в коллективе" Воспроизведение
Определять иерархию и степень влияния факторов на социально - психологический климат коллектива Применение
26 контроль по модулю3. Коллоквиум Определять должностные обязанности руководитя ДОО Воспроизведение
Осуществлять анализ профессинального стандарта руководителя ОО Применение
Определять сущность понятий "имидж руководителя", "имиджирование" Воспроизведение
Формулировать условия , необходимые для формирования имиджа успешного руководителя ДОО Применение
Характеризовать стили руководства в коллективе Воспроизведение
Определять сущность понятия "социально - психологический климат в коллективе" Воспроизведение
Определять иерархию и степень влияния факторов на социально - психологический климат коллектива Применение
27 контроль по модулю3. Индивидуальная работа Характеризовать принципы построения критериев квалификационных категорий. Воспроизведение
Определять должностные обязанности руководитя ДОО Воспроизведение
Разрабатывать программу совершенствования своих профессиональных компетенций будущего руководителя Творчество
Определять сущность понятий "имидж руководителя", "имиджирование" Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Волобуева, Л.М. Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс]: монография / Л.М. Волобуева, Е.Б. Кузнецова. - М. : Прометей, 2012. - 159 с. : табл., схем., граф. - Библиогр.: с. 127-138. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437346 –Загл. с экрана
  2. Управление дошкольным образованием : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. - М. : Юрайт, 2015. - 393, [2] с. : ил. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО.
  3. Чумичева Р.М., Платохина Н.А.Управление дошкольным образованием. Учебник для студентов учреждений высшего образования. 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2014. -352 с

Дополнительная

  1. .Герасимова,Н.Г. Технология разработки проектов (программ) инновационного развития образовательных организаций. [Электронный ресурс] /Педагогическое образование и наука.-2013.-№4– Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа : . http://elibrary.ru/download/25226724.pdf
  2. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: учебное пособие. М.: Сфера, 2008. -151 с.
  3. Лазарев, В. С. Разработка программы развития школы: методические рекомендации [Текст]/ В. С. Лазарев. - Сургут: РИО СурГПУ, 2010. - 28 с.
  4. Лебедева, С.С. Управление инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства : [учеб.-метод. пособие] / С.С. Лебедева, Л.М. Маневцова. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Детство-Пресс, 2005. - 135, [3] с. -
  5. Региональные особенности управления содержанием дошкольного и общего образования: рекомендации по разработке основных образовательных программ/ Под ред. Чураковой. -М.: Академкнига, 2011. - 144 с.
  6. Сафонова, О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050703 - Дошкольная педагогика и психология и 050707 - Педагогика и методика дошкольного образования / О.А. Сафонова. - М. : Академия, 2011. - 222, [2] c. - (Высшее профессиональное образование) (Педагогические специальности). - Гриф УМО.
  7. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду : справ.-метод. материалы / сост.: Н.Б. Вершинина, Т.И. Суханова. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, 2011. - 111 с.
  8. Ставринова Н.Н. Управление дошкольным образованием: учебное пособие. - Сургут, РИО СурГПУ.ю 2005. - 209 с.
  9. Суетина, Е.В Организация современного менеджмента в дошкольном образовательном учреждении в свете освоения Федеральных государственных образовательных стандартов. [Электронный ресурс] //Академический вестник.- 2014.- №2 (28). – С. 367 – 373– Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа : . http://elibrary.ru/download/77046487.pdf
  10. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для рук. ДОУ. [Текст] — М.: Аркти, 2003. — 259 с. — (Метод. б-ка). — ISBN 5-89415-288-7.
  11. Честнова, Н.Ю. Новая настольная книга заведующего детским садом / Н.Ю. Честнова. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 334 с.

Цифровые ресурсы

  1. Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tanja-k.chat.ru
  2. Министерство образования и науки РФ.- Режим доступа:http://mon.gov.ru/obr/pri/4508/
  3. Система менеджмента качества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.surgpu.ru/missia_surgpu#ixzz1WmIdNBCd

Источники

  1. Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11678
  2. Профессиональный стандарт. Руководитель образовательной организации. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:http://mcop.dogm.mos.ru/presscenter/news/detail/3263087.html
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями): [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz4KEComfpt

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД. 2 .Научные основы культуры управленческого труда. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44 04.01 Педагогическое образование (направленностьль «Менеджмент в дошкольное образовании»/ ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа Б1.В.ОД.3 Научные основы культуры управленческого труда. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44 04.01«Педагогическое образование направленность «Менеджмент в дошкольном образовании»/ ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.