бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа*

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
В.В. Толмачева декан факультета

Б.1.В.ОД.12 Просветительская работа педагога с родителями обучающихся инновационной начальной школы, 3 семестр

М-06021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3) . Знает традиционные и инновационные формы и методы просветительской работы педагога НОО с родителями. знаниевый
Владеет критериями отбора форм и методов просветительской работы педагога с родителями в соответствии с решаемой профессиональной задачей ориентировочный
Умеет анализировать просветительскую работу (программу просветительской работы) педагога НОО с родителями. Умеет проектировать просветительскую работу педагога НОО с родителями. Умеет проектировать просветительскую работу педагога НОО с родителями операциональный
Имеет опыт проектирования работы педагога НОО с родителями в форме просветительской программы опыт
способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2). Знает содержание понятий образовательная среда Знает принципы и этапы формирования образовательной среды ОО для организации просветительской работы педагога с родителями обучающихся в инновационной начальной школе знаниевый
Владеет общей схемой проектирования образовательной среды начальной школы для организации просветительской работы педагога с родителями ориентировочный
Умеет проектировать образовательную среду начальной школы с учетом требований к просветительской работе педагога с родителями операциональный
Имеет опыт проектирования образовательной среды начальной школы для организации просветительской работы педагога с родителями опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование профессиональной компетентности магистрантов в области просветительской работы педагога с родителями обучающихся в инновационной начальной школе и практической готовности к решению профессиональных педагогических задач в сфере начального общего образования

Задачи

  1. Сформировать у магистрантов знание теоретических основ реализации просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе
  2. Сформировать у магистрантов умения анализировать, проектировать, организовывать и оценивать просветительскую работу с родителями обучающихся в инновационной начальной школе.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8,0 ч. (11,11%)
Контроль самостоятельной работы 16,0 ч.
Самостоятельная работа студента 44,0 ч. (61,11%)
Процент выполнения нагрузки 72,22%
Индивидуальная работа со студентами 8,0 ч. из 2,0 ч.
Часов в неделю 2,67 ч. (10,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы пpосветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе. Сформировать у магистрантов знание теоретических основ реализации просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе Сформированность знаний о теоретических основах реализации просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе
  • Развитие просветительства в России
  • Особенности восприятия информакции
  • Просветительская деятельность в процессе работы педагога с родителями
Организация пpосветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе. Формировать умения анализировать, проектировать, оценивать просветительскую работу с родителями обучающихся в инновационной начальной школе. Владеют критериями оцении просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе. Проектируют мероприятия просветительской направленности и программы просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе.
  • Законодательная регламентация просветительской работы педагога с родителями
  • Информационно-просветительские технологии работы с родителями
  • Интерактивные формы просветительской работы с родителями
  • Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Развитие просветительства в России Минизачет 2,0 1
2 Социально-психологические закономерности восприятия информации Минизачет 2,0 2
3 Просветительская деятельность в процессе работы педагога с родителями Конференция 2,0 4
4 Законодательная регламентация просветительской деятельности. Минизачет 2,0 5
5 Организация просветительской работы с родителями ltntq. Конференция 2,0 7
6 Технологии информационно- просветительской работы педагога с родителями Коллоквиум 2,0 8
7 Интерактивные формы просветительской работы с родителями Конференция 2,0 10
8 Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий Минизачет 2,0 11

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Развитие просветительства в России Минизачет Знает переодизацию просветительской работы в России (до революции, в советский период, современная Россия) Воспроизведение
Характеризует основные особенности пpосветительской деятельности среди населения на на разных исторических этапах Применение
2 Социально-психологические закономерности восприятия информации Минизачет Знает виды и свойства восприятия Воспроизведение
Описывает механизмы и эффекты восприятия информационных материалов Воспроизведение
Выделяет зависимость результативности восприятия новой информации от уровня компетентности людей и их "системы ожидания" в конкретной ситуации Применение
3 Просветительская деятельность в процессе работы педагога с родителями Конференция Описывает цели и задачи просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе в зависимости от направления просветительской работы педагога Воспроизведение
Харатеризует традиционные и инновационные формы и методы просветительской работы педагога с родителями Воспроизведение
Владеет критериями отбора форм и методов просветительской работы педагога с родителями в зависимости от решаемой профессиональной задачи Воспроизведение
Умеет отбирать и использовать необходимые технологии для преодоления выявленных трудностей и решения профессиональных задач в сфере педагогического просвещения родителей Применение
Умеет при организации просветительской работы с родителями выделять и конкретизировать профессиональные трудности и придавать им статус профессиональных задач Применение
Подбирает диагностический материал для выявления запросов и потребностей родителей обучающихся в начальной школе в педагогическом просвещении Применение
4 Законодательная регламентация просветительской деятельности. Минизачет Знает основные положения модельного закона о просветительской деятельности Воспроизведение
Знает требования, предъявляемые к подобного рода программам локальными актами школы Воспроизведение
5 Организация просветительской работы с родителями ltntq. Конференция Описывает цели и задачи просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе в зависимости от направления просветительской работы педагога Воспроизведение
Харатеризует традиционные и инновационные формы и методы просветительской работы педагога с родителями Воспроизведение
Владеет критериями отбора форм и методов просветительской работы педагога с родителями в зависимости от решаемой профессиональной задачи Воспроизведение
Умеет отбирать и использовать необходимые технологии для преодоления выявленных трудностей и решения профессиональных задач в сфере педагогического просвещения родителей Применение
Умеет при организации просветительской работы с родителями выделять и конкретизировать профессиональные трудности и придавать им статус профессиональных задач Применение
Подбирает диагностический материал для выявления запросов и потребностей родителей обучающихся в начальной школе в педагогическом просвещении Применение
Знает требования к просветительской работе педагога начального общего образования с родителями Воспроизведение
Владеет общей схемой построения просветительской работы педагога начального образования с родителями Воспроизведение
Знает основные особенности различных технологий информационно-просветительской деятельности Воспроизведение
Отбирает информационно-просветительские технологии для работы с родителями в зависимости от направления просветительской работы учителя начальной школы Применение
Описывает сущность и специфику использования информационно-просветительских технологий при работе педагога с родителями Воспроизведение
6 Технологии информационно- просветительской работы педагога с родителями Коллоквиум Знает основные особенности различных технологий информационно-просветительской деятельности Воспроизведение
Отбирает информационно-просветительские технологии для работы с родителями в зависимости от направления просветительской работы учителя начальной школы Применение
Описывает сущность и специфику использования информационно-просветительских технологий при работе педагога с родителями Воспроизведение
7 Интерактивные формы просветительской работы с родителями Конференция Знает основные интерактивные формы мероприятий, используемые для просветительской работы педагога с родителями Воспроизведение
Подбирает интерактивные формы для просветительских мероприятий с родителями в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
Описывает возможности использования информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения просветительских задач при работе с родителями Воспроизведение
Отбирает для просветительской работы с родителями ИКТ в зависимости от конкретной цели и задач просветительского мероприятий Применение
8 Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий Минизачет Знает требования, предъявляемые к подобного рода программам локальными актами школы Воспроизведение
Имеет опыт проектирования программ просветительской работы с родителями в соответствии с ФГОС НОО Применение
Умеет формулировать цели и задачи в программе просветительской работы с родителями в соответствии с планируемыми результатами Применение
Подбирает диагностические материалы для выяснения удовлетворенности родителей от просветительской работы педагога Воспроизведение
Анализирует с позиции эффективного решения профессиональных задач программу просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий. Применение
Знает компоненты программы просветительской работы с родителями Воспроизведение
Умеет выбрать современные методы и средства для реализации программы просветительской работы с родителями в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
Умеет проектировать программу просветительской работы учителя начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО Применение

Литература

Основная

  1. Марусева, И.В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии) : учебное пособие для вузов / И.В. Марусева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 624 с. : ил. - ISBN 978-5-4475-4912-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279291
  2. Педагогика[Текст]: учеб. пособие для бакалавров/ под ред. П.И.Пидкасистого. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013.- 511с.

Дополнительная

  1. Бим-Бад, Б. Понимают ли родители учителей? Это одно из условий согласия семьи и школы [Текст] / Б. Бим-Бад // Семья и школа. – 2010. – № 1. – С. 2–3. – (Повод к размышлению).
  2. Маркова А.В. Педагогическое просвещение родителей по вопросу гуман-ных взаимоотношений с детьми.[Текст] / А.В. Маркова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Берлинского.-2007.-№7.- С.5.
  3. Морозова С. А. История развития культурно-просветительской деятельности в отечественном образовании (конец XVIII - начало XXI века) [Текст] / С. А. Морозова //Человек и образование. - № 4 (37). – 2013.- С.174-179.
  4. Семья: психология, педагогика, социальная работа[Текст]: учебник / [Андреева Т. В. и др.] ; под ред. А. А. Реана. – Москва : АСТ, 2010. – 576 с.
  5. Сергеев А. Н. Культурно-просветительская деятельность учителя в сетевых сообществах интернета [Текст] / А. Н Сергеев. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №.158. – 2013. – С.95-102.
  6. Сиротюк, А.Л. Психологическая основа формирования учебных навыков школьников : учебное пособие / А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 92 с. - ISBN 978-5-4458-5321-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226150
  7. Ясвин, В. Школьные «грабли» общения с родителями [Текст] / В. Ясвин [Текст] // Директор школы. – 2011. – № 5. – С. 97–102. – (Школа и родители).

Цифровые ресурсы

  1. Интерактивные формы работы по взаимодействию с семьей:[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.azov-rcpmss.ru/psikhologiia/interaktivnye-formy-raboty-po-vzaimodeistviiu-s-semei
  2. Методика обучения взрослых: [Элетронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fadr.msu.ru/rin/uprava/agropol/agropol23.html
  3. Организация информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказание им помощи в воспитании детей:[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/organizaciya-informacionno-prosvetitelskoy-raboty-s
  4. Смолин О.Н. Образование через всю жизнь: проблемы законодательства и развития просветительской деятельности :[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smolin.ru/duma/committee/2012-07-05.htm

Источники

  1. Лебедева. К. А. Педагогическая компетентность родителей дошкольников: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода. [Текст] / К. А. Лебедева // Современные проблемы науки и образования.-2014.-№6.-С.84.
  2. Модельный закон "О просветительской деятельности" (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 7 декабря 2002 г. N 20-15) :[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_339/doc339a751x906.htm
  3. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ОД.12 Просветительская работа педагога с родителями обучающихся инновационной начальной школы [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100.68 "Педагогическое образование" "Педагогическое образование" магистерская программа «Инновационная начальная школа» [Электронный ресурс]: М-5021, М-4021 Направление подготовки 050100.68 "Педагогическое образование" "Педагогическое образование" магистерская программа «Инновационная начальная школа» / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. М2.В.ОД.11 Просветительская работа педагога с родителями обучающихся инновационной начальной школы [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100.68 "Педагогическое образование" "Педагогическое образование" магистерская программа «Инновационная начальная школа» [Электронный ресурс]: М-5021, М-4021 Направление подготовки 050100.68 "Педагогическое образование" "Педагогическое образование" магистерская программа «Инновационная начальная школа» / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.