бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа*

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 11 сентября 2017 г. утверждение отклонено 31 октября 2017 г.
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласование отклонено 31 октября 2017 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласование отклонено 31 октября 2017 г.

Б.1.В.ОД.12 Просветительская работа педагога с родителями обучающихся инновационной начальной школы, 3 семестр

М-06021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3) Знает традиционные и инновационные формы и методы просветительской работы педагога НОО с родителями. знаниевый
Владеет критериями отбора форм и методов просветительской работы педагога с родителями в соответствии с решаемой профессиональной задачей ориентировочный
Умеет анализировать просветительскую работу (программу просветительской работы) педагога НОО с родителями. Умеет проектировать просветительскую работу педагога НОО с родителями. Умеет проектировать просветительскую работу педагога НОО с родителями операциональный
Имеет опыт проектирования работы педагога НОО с родителями в форме просветительской программы опыт
способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2). Знает содержание понятий образовательная среда Знает принципы и этапы формирования образовательной среды ОО для организации просветительской работы педагога с родителями обучающихся в инновационной начальной школе знаниевый
Владеет общей схемой проектирования образовательной среды начальной школы для организации просветительской работы педагога с родителями ориентировочный
Умеет проектировать элементы образовательной среды начальной школы с учетом требований к просветительской работе педагога с родителями операциональный
Имеет опыт проектирования элементов образовательной среды начальной школы для организации просветительской работы педагога с родителями опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование профессиональной компетентности магистрантов в области просветительской работы педагога с родителями обучающихся в инновационной начальной школе и практической готовности к решению профессиональных педагогических задач в сфере начального общего образования

Задачи

  1. Сформировать у магистрантов знание теоретических основ реализации просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе
  2. Сформировать у магистрантов умения анализировать, проектировать, организовывать и оценивать просветительскую работу с родителями обучающихся в инновационной начальной школе.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8,0 ч. (11,11%)
Контроль самостоятельной работы 16,0 ч.
Самостоятельная работа студента 64,0 ч. (88,89%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 10,0 ч. из 2,0 ч.
Часов в неделю 0,62 ч. (2,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы пpосветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе. Сформировать у магистрантов знание теоретических основ реализации просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе Сформированность знаний о теоретических основах реализации просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе
  • Развитие просветительства в России
  • Особенности восприятия информакции
  • Просветительская деятельность в процессе работы педагога с родителями
Организация пpосветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе. Формировать умения анализировать, проектировать, оценивать просветительскую работу с родителями обучающихся в инновационной начальной школе. Владеют критериями оцении просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе. Проектируют мероприятия просветительской направленности и программы просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе.
  • Законодательная регламентация просветительской работы педагога с родителями
  • Информационно-просветительские технологии работы с родителями
  • Интерактивные формы просветительской работы с родителями
  • Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Развитие просветительства в России Самостоятельное изучение 2,0 1
2 Технологии информационно- просветительской работы педагога с родителями Другое 2,0 1
3 Социально-психологические закономерности восприятия информации Самостоятельное изучение 2,0 1
4 Информационные возможности просветительской работы педагога с родителями Самостоятельное изучение 2,0 1
5 Социально-психологические закономерности восприятия информации Минизачет 2,0 1
6 Рубежный контроль Самостоятельное изучение 2,0 1
7 Организация просветительской работы с родителями младших школьников. Самостоятельное изучение 2,0 1
8 Развитие просветительства в России Минизачет 2,0 1
9 Просветительская деятельность в процессе работы педагога с родителями Самостоятельное изучение 2,0 4
10 Законодательная регламентация просветительской деятельности. Контрольная работа 2,0 5
11 Организация просветительской работы с родителями младших школьников. Практическая работа 2,0 6
12 Организация просветительской работы с родителями младших школьников. Минизачет 2,0 6
13 Технологии информационно- просветительской работы педагога с родителями Самостоятельное изучение 2,0 9
14 Интерактивные формы просветительской работы с родителями Другое 2,0 10
15 Интерактивные формы просветительской работы с родителями Самостоятельное изучение 2,0 10
16 Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий Минизачет 2,0 12
17 Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий Самостоятельное изучение 2,0 12
18 Рубежный контроль Минизачет 2,0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Развитие просветительства в России Самостоятельное изучение Выделяет основания для переодизации просветительской работы в России (до революции, в советский период, современная Россия) Применение
2 Технологии информационно- просветительской работы педагога с родителями Другое Отбирает информационно-просветительские технологии для работы с родителями в зависимости от направления просветительской работы учителя начальной школы Применение
Описывает сущность и специфику использования информационно-просветительских технологий при работе педагога с родителями Воспроизведение
3 Социально-психологические закономерности восприятия информации Самостоятельное изучение Знает виды и свойства восприятия Воспроизведение
4 Информационные возможности просветительской работы педагога с родителями Самостоятельное изучение Знает основные особенности различных технологий информационно-просветительской деятельности Воспроизведение
Отбирает информационно-просветительские технологии для работы с родителями в зависимости от направления просветительской работы учителя начальной школы Применение
Описывает сущность и специфику использования информационно-просветительских технологий при работе педагога с родителями Воспроизведение
5 Социально-психологические закономерности восприятия информации Минизачет Описывает механизмы и эффекты восприятия информационных материалов Воспроизведение
Выделяет зависимость результативности восприятия новой информации от уровня компетентности людей и их "системы ожидания" в конкретной ситуации Применение
6 Рубежный контроль Самостоятельное изучение Описывает сущность и специфику использования информационно-просветительских технологий при работе педагога с родителями Воспроизведение
7 Организация просветительской работы с родителями младших школьников. Самостоятельное изучение Определяет цели и задачи просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе в зависимости от направления просветительской работы педагога Применение
8 Развитие просветительства в России Минизачет Характеризует основные особенности пpосветительской деятельности среди населения на на разных исторических этапах Применение
9 Просветительская деятельность в процессе работы педагога с родителями Самостоятельное изучение Определяет цели и задачи просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе в зависимости от направления просветительской работы педагога Применение
Харатеризует традиционные и инновационные формы и методы просветительской работы педагога с родителями Воспроизведение
Умеет при организации просветительской работы с родителями выделять и конкретизировать профессиональные трудности и придавать им статус профессиональных задач Применение
Подбирает диагностический материал для выявления запросов и потребностей родителей обучающихся в начальной школе в педагогическом просвещении Применение
10 Законодательная регламентация просветительской деятельности. Контрольная работа Знает основные положения модельного закона о просветительской деятельности Воспроизведение
11 Организация просветительской работы с родителями младших школьников. Практическая работа Определяет цели и задачи просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе в зависимости от направления просветительской работы педагога Применение
Харатеризует традиционные и инновационные формы и методы просветительской работы педагога с родителями Воспроизведение
12 Организация просветительской работы с родителями младших школьников. Минизачет Умеет выделять критерии отбора форм и методов просветительской работы педагога с родителями в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
Умеет отбирать и использовать необходимые технологии для преодоления выявленных трудностей и решения профессиональных задач в сфере педагогического просвещения родителей Применение
Умеет при организации просветительской работы с родителями выделять и конкретизировать профессиональные трудности и придавать им статус профессиональных задач Применение
Подбирает диагностический материал для выявления запросов и потребностей родителей обучающихся в начальной школе в педагогическом просвещении Применение
13 Технологии информационно- просветительской работы педагога с родителями Самостоятельное изучение Знает основные особенности различных технологий информационно-просветительской деятельности Воспроизведение
14 Интерактивные формы просветительской работы с родителями Другое Описывает возможности использования информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения просветительских задач при работе с родителями Воспроизведение
Отбирает для просветительской работы с родителями ИКТ в зависимости от конкретной цели и задач просветительского мероприятий Применение
15 Интерактивные формы просветительской работы с родителями Самостоятельное изучение Описывает возможности использования информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения просветительских задач при работе с родителями Воспроизведение
Отбирает для просветительской работы с родителями ИКТ в зависимости от конкретной цели и задач просветительского мероприятий Применение
16 Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий Минизачет Анализирует просветительские программы работы педагога с родителями в соответствии с требованиями , предъявляемые к подобного рода программам локальными актами школы Применение
Умеет формулировать цели и задачи в программе просветительской работы с родителями в соответствии с планируемыми результатами Применение
Знает традиционные и инновационные формы и методы просветительской работы педагога НОО с родителями. Воспроизведение
Владеет критериями отбора форм и методов просветительской работы педагога с родителями в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
Знает компоненты программы просветительской работы с родителями Воспроизведение
17 Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий Самостоятельное изучение Умеет формулировать цели и задачи в программе просветительской работы с родителями в соответствии с планируемыми результатами Применение
Умеет анализировать просветительскую работу (программу просветительской работы) педагога НОО с родителями. Умеет проектировать просветительскую работу педагога НОО с родителями. Умеет проектировать просветительскую работу педагога НОО с родителями Применение
Имеет опыт проектирования работы педагога НОО с родителями в форме просветительской программы Творчество
18 Рубежный контроль Минизачет Имеет опыт проектирования программ просветительской работы с родителями в соответствии с ФГОС НОО Применение
Отбирает информационно-просветительские технологии для работы с родителями в зависимости от направления просветительской работы учителя начальной школы Применение
Знает компоненты программы просветительской работы с родителями Воспроизведение
Умеет анализировать просветительскую работу (программу просветительской работы) педагога НОО с родителями. Умеет проектировать просветительскую работу педагога НОО с родителями. Умеет проектировать просветительскую работу педагога НОО с родителями Применение
Имеет опыт проектирования работы педагога НОО с родителями в форме просветительской программы Творчество

Литература

Основная

  1. Марусева, И.В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии) : учебное пособие для вузов / И.В. Марусева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 624 с. : ил. - ISBN 978-5-4475-4912-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279291
  2. Педагогика[Текст]: учеб. пособие для бакалавров/ под ред. П.И.Пидкасистого. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013.- 511с.

Дополнительная

  1. Бим-Бад, Б. Понимают ли родители учителей? Это одно из условий согласия семьи и школы [Текст] / Б. Бим-Бад // Семья и школа. – 2010. – № 1. – С. 2–3. – (Повод к размышлению).
  2. Маркова А.В. Педагогическое просвещение родителей по вопросу гуман-ных взаимоотношений с детьми.[Текст] / А.В. Маркова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Берлинского.-2007.-№7.- С.5.
  3. Морозова С. А. История развития культурно-просветительской деятельности в отечественном образовании (конец XVIII - начало XXI века) [Текст] / С. А. Морозова //Человек и образование. - № 4 (37). – 2013.- С.174-179.
  4. Семья: психология, педагогика, социальная работа[Текст]: учебник / [Андреева Т. В. и др.] ; под ред. А. А. Реана. – Москва : АСТ, 2010. – 576 с.
  5. Сергеев А. Н. Культурно-просветительская деятельность учителя в сетевых сообществах интернета [Текст] / А. Н Сергеев. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №.158. – 2013. – С.95-102.
  6. Сиротюк, А.Л. Психологическая основа формирования учебных навыков школьников : учебное пособие / А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 92 с. - ISBN 978-5-4458-5321-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226150
  7. Ясвин, В. Школьные «грабли» общения с родителями [Текст] / В. Ясвин [Текст] // Директор школы. – 2011. – № 5. – С. 97–102. – (Школа и родители).

Цифровые ресурсы

  1. Интерактивные формы работы по взаимодействию с семьей:[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.azov-rcpmss.ru/psikhologiia/interaktivnye-formy-raboty-po-vzaimodeistviiu-s-semei
  2. Методика обучения взрослых: [Элетронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fadr.msu.ru/rin/uprava/agropol/agropol23.html
  3. Организация информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказание им помощи в воспитании детей:[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/organizaciya-informacionno-prosvetitelskoy-raboty-s
  4. Смолин О.Н. Образование через всю жизнь: проблемы законодательства и развития просветительской деятельности :[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smolin.ru/duma/committee/2012-07-05.htm

Источники

  1. Лебедева. К. А. Педагогическая компетентность родителей дошкольников: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода. [Текст] / К. А. Лебедева // Современные проблемы науки и образования.-2014.-№6.-С.84.
  2. Модельный закон "О просветительской деятельности" (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 7 декабря 2002 г. N 20-15) :[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_339/doc339a751x906.htm
  3. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ОД.12 Просветительская работа педагога с родителями обучающихся инновационной начальной школы [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100.68 "Педагогическое образование" "Педагогическое образование" магистерская программа «Инновационная начальная школа» [Электронный ресурс]: М-5021, М-4021 Направление подготовки 050100.68 "Педагогическое образование" "Педагогическое образование" магистерская программа «Инновационная начальная школа» / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. М2.В.ОД.11 Просветительская работа педагога с родителями обучающихся инновационной начальной школы [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100.68 "Педагогическое образование" "Педагогическое образование" магистерская программа «Инновационная начальная школа» [Электронный ресурс]: М-5021, М-4021 Направие подготовки 44.04.01 "Педагогическое образование" магистерская программа «Инновационная начальная школа» / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.