бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Sept. 12, 2017 утверждено Oct. 30, 2017
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 13, 2017
Д.В. Ларкович декан факультета
согласовано Sept. 16, 2017

Б1.Б.16 Инноватика в образовании, 7 семестр 1 полусеместр

Б-4081, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Русский язык и литература), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Э.П. Бакшеева ____________
Е.Н. Подковко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) Умение выделять критерии для изучения и оценки новшеств в сфере образования ориентировочный
Готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6) Владение общей схемой организации работы рабочей группы внедренческого проекта ориентировочный
Готовность реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) Знание инновационных процессов в российском образовании, основных понятий педагогической инноватики, типов новшеств, жизненного цикла новшества, нововведения, модели развития педагогической системы образовательной организации знаниевый
Владение способами ориентирования в профессиональных источниках информации операциональный
Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) Знание источников получения информации о новшествах в сфере образования, критериев оценки новшеств знаниевый
Владение обобщенной схемой оценки различных моделей развития педагогической системы образовательной организации ориентировочный
Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6) Умение использовать различные источники получения информации о новшествах в сфере образования ориентировочный
Владение механизмом анализа собственной профессиональной деятельности, оценки профессиональных трудностей операциональный операциональный
Способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5) Владение обобщенной схемой работы в рабочей группе внедренческого проекта ориентировочный

Цели изучения дисциплины

Формирование умения осуществлять инновационную деятельность в сфере образования для решения профессиональных задач

Задачи

  1. Формировать понятие о педагогической инноватике и основах организации инновационной деятельности
  2. Формировать умение учебно-методического сопровождения инновационной деятельности в образовательных организациях различных уровней

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 10.0 ч.
Практическая работа 2.0 ч.
КСР 9.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 43.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.5 ч. из 10.0 ч.
Часов в неделю 3.63 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы инновационной деятельности в образовании Формировать понятие о педагогической инноватике и основах организации инновационной деятельности Знание инновационных процессов в российском образовании, основных понятий педагогической инноватики, типов новшеств, структуры инновационного процесса и факторов его эффективности, стадий жизненного цикла новшества и нововведения, основных стилей адаптации образовательной организации к изменяющейся среде
  • Инновационные процессы в российском образовании
  • Педагогическая инноватика как средство совершенствования образования
  • Типы новшеств, характеристики новшеств и нововведений
  • Структура инновационного процесса и факторы его эффективности
  • Инновационный потенциал современных образовательных организаций в РФ
Методические основы организации инновационной деятельности в образовательных организациях различных уровней Формировать умение учебно-методического сопровождения инновационной деятельности в образовательных организациях различных уровней Знание основных компонентов инновационной системы образовательной организации, умение охарактеризовывать различные уровни сформированности инновационной деятельности педагога, использовать различные источники получения информации о новшествах в сфере образования, владение механизмом оценки новшеств в сфере образования
  • Инновационная система образовательной организации
  • Модели развития педагогической системы образовательной организации
  • Поиск, выбор и внедрение новшеств
  • Опытно-экспериментальная работа в образовательной организации
  • Инновационная деятельность современного педагога

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Инновационные процессы в российском образовании Самостоятельное изучение 2.0 1
2 Инновационные процессы в российском образовании Индивидуальная работа 2.0 1
3 Педагогическая инноватика как средство совершенствания образования Другое 2.0 1
4 Педагогическая инноватика как средство совершенствания образования Лекция 2.0 2
5 Типы новшеств, характеристики новшеств и нововведений Лекция 2.0 2
6 Типы новшеств, характеристики новшеств и нововведений Индивидуальная работа 1.5 2
7 Структура инновационного процесса и факторы его эффективности Семинар 2.0 3
8 Инновационный потенциал современных образовательных организаций в РФ Семинар 2.0 3
9 Рубежный контроль по Модулю 1 Коллоквиум 2.0 4
10 Рубежный контроль по Модулю 1 Индивидуальная работа 2.0 4
11 Инновационная система образовательной организации Лекция 2.0 4
12 Инновационная система образовательной организации Семинар 2.0 5
13 Модели развития педагогической системы образовательной организации Лекция 2.0 5
14 Модели развития педагогической системы образовательной организации Другое 2.0 5
15 Поиск, выбор и внедрение новшеств Практическая работа 2.0 6
16 Поиск, выбор и внедрение новшеств Вариативное задание 1.0 6
17 Опытно-экспериментальная работа в образовательной организации Семинар 2.0 7
18 Опытно-экспериментальная работа в образовательной организации Индивидуальная работа 1.0 7
19 Инновационная деятельность современного педагога Семинар 2.0 7
20 Инновационная деятельность современного педагога Вариативное задание 3.0 8
21 Рубежный контроль по Модулю 2 Другое 3.0 8
22 Рубежный контроль по Модулю 2 Индивидуальная работа 2.0 8
23 Инновационная деятельность современного педагога Индивидуальная работа 1.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Инновационные процессы в российском образовании Самостоятельное изучение Называть основные факторы, определявшие развитие образования в историческом процессе Узнавание
Объяснять причины интенсификации процессов развития образования в XIX-XX вв. Воспроизведение
Называть основные проблемы реализации изменений в российской системе образования в настоящее время Узнавание
2 Инновационные процессы в российском образовании Индивидуальная работа Давать характеристику инновационных процессов в российской системе образования с 90-х годов ХХ в. и по настоящее время Воспроизведение
Объяснять причины появления отдельных проблем реализации изменений в российской системе образования в настоящее время Воспроизведение
3 Педагогическая инноватика как средство совершенствания образования Другое Давать определение понятий "инновация", "новшество", "нововведение", "инновационный процесс", "инноватика" Узнавание
Называть объект и предмет педагогической инноватики Узнавание
Охарактеризовывать основные задачи педагогической инноватики Воспроизведение
Раскрывать основные методы педагогической инноватики Воспроизведение
4 Педагогическая инноватика как средство совершенствания образования Лекция Давать определение понятий "инновация", "новшество", "нововведение", "инновационный процесс", "инноватика" Узнавание
Называть объект и предмет педагогической инноватики Узнавание
Раскрывать основные методы педагогической инноватики Воспроизведение
5 Типы новшеств, характеристики новшеств и нововведений Лекция Называть основные признаки типологизации новшеств Узнавание
Давать характеристику новшеств различных типов Воспроизведение
Объяснять основные характеристики новшеств в образовании Воспроизведение
Объяснять содержание понятий результативности и эффективности нововведений Воспроизведение
6 Типы новшеств, характеристики новшеств и нововведений Индивидуальная работа Называть основные признаки типологизации новшеств Узнавание
Давать характеристику новшеств различных типов Воспроизведение
Объяснять основные характеристики новшеств в образовании Воспроизведение
Объяснять содержание понятий результативности и эффективности нововведений Воспроизведение
7 Структура инновационного процесса и факторы его эффективности Семинар Давать определение жизненного цикла новшества и нововведения Узнавание
Объяснять обобщенную структуру инновационного процесса Воспроизведение
Давать характеристику основных факторов эффективности инновационного процесса на каждой его стадии Воспроизведение
8 Инновационный потенциал современных образовательных организаций в РФ Семинар Называть основные компоненты внешней среды образовательной организации, изменение которых оказывает влияние на ее деятельность Узнавание
Давать характеристику основным новшествам, распространяющимся в российской системе общего образования Воспроизведение
Раскрывать основные стили адаптации образовательных организаций к изменяющейся среде на конкретном примере Применение
9 Рубежный контроль по Модулю 1 Коллоквиум Называть основные проблемы реализации изменений в российской системе образования в настоящее время Узнавание
Охарактеризовывать основные задачи педагогической инноватики Воспроизведение
Приводить примеры различных новшеств в образовании Применение
Раскрывать стадии жизненного цикла новшества и нововведения Воспроизведение
Объяснять механизм действия основных факторов эффективности инновационного процесса на каждой его стадии Воспроизведение
Обосновывать необходимость развития образовательной организации Воспроизведение
Охарактеризовывать отличительные особенности основных стилей адаптации образовательных организаций к изменяющейся среде Воспроизведение
10 Рубежный контроль по Модулю 1 Индивидуальная работа Называть основные проблемы реализации изменений в российской системе образования в настоящее время Узнавание
Охарактеризовывать основные задачи педагогической инноватики Воспроизведение
Приводить примеры различных новшеств в образовании Применение
Раскрывать стадии жизненного цикла новшества и нововведения Воспроизведение
Объяснять механизм действия основных факторов эффективности инновационного процесса на каждой его стадии Воспроизведение
Обосновывать необходимость развития образовательной организации Воспроизведение
Охарактеризовывать отличительные особенности основных стилей адаптации образовательных организаций к изменяющейся среде Воспроизведение
11 Инновационная система образовательной организации Лекция Давать определение понятия инновационной системы Узнавание
Раскрывать содержание основных функций инновационной деятельности в образовательной организации Воспроизведение
Давать характеристику основных компонентов инновационной системы Воспроизведение
12 Инновационная система образовательной организации Семинар Раскрывать содержание основных функций инновационной деятельности в образовательной организации Воспроизведение
Выявлять взаимосвязь между инновационной и педагогической системами образовательной организации Применение
Раскрывать уровни и показатели развития инновационной системы образовательной организации Воспроизведение
13 Модели развития педагогической системы образовательной организации Лекция Называть основные модели развития педагогической системы образовательной организации Узнавание
Охарактеризовывать основные положения различных моделей развития педагогической системы образовательной организации Воспроизведение
14 Модели развития педагогической системы образовательной организации Другое Называть основные модели развития педагогической системы образовательной организации Узнавание
Охарактеризовывать основные положения различных моделей развития педагогической системы образовательной организации Воспроизведение
Проводить сравнительный анализ достоинств и недостатков различных моделей развития педагогической системы образовательной организации Применение
15 Поиск, выбор и внедрение новшеств Практическая работа Перечислять основные источники информации о новшествах Узнавание
Разрабатывать процедуру оценки новшеств Применение
Охарактеризовывать факторы эффективности внедрения новшеств Воспроизведение
Раскрывать сущность проектного подхода к внедрению новшеств (целеполагание, принципы, планы-графики) Воспроизведение
16 Поиск, выбор и внедрение новшеств Вариативное задание Перечислять основные источники информации о новшествах Узнавание
Разрабатывать процедуру оценки новшеств Применение
Охарактеризовывать факторы эффективности внедрения новшеств Воспроизведение
Раскрывать сущность проектного подхода к внедрению новшеств (целеполагание, принципы, планы-графики) Воспроизведение
17 Опытно-экспериментальная работа в образовательной организации Семинар Давать определение опытной работы и педагогического эксперимента Узнавание
Давать характеристику основных направлений опытно-экспериментальной работы в образовательной организации Воспроизведение
Раскрывать основные компоненты научного аппарата педагогического эксперимента и требования к ним Воспроизведение
Выявлять достоинства и недостатки различных моделей экспериментов на конкретных примерах Применение
18 Опытно-экспериментальная работа в образовательной организации Индивидуальная работа Давать определение опытной работы и педагогического эксперимента Узнавание
Давать характеристику основных направлений опытно-экспериментальной работы в образовательной организации Воспроизведение
Раскрывать основные компоненты научного аппарата педагогического эксперимента и требования к ним Воспроизведение
Описывать содержание программы эксперимента, мониторинг его хода, оценку результатов Воспроизведение
19 Инновационная деятельность современного педагога Семинар Объяснять значение творчества в профессиональной деятельности педагога Воспроизведение
Перечислять основные компоненты инновационной деятельности педагога Узнавание
Охарактеризовывать различные уровни сформированности инновационной деятельности педагога Воспроизведение
Выявлять взаимосвязь между эффективностью инновационной деятельности педагога и сформированностью у него отдельных ее компонентов Применение
20 Инновационная деятельность современного педагога Вариативное задание Давать определение готовности педагога к инновационной деятельности Узнавание
Составлять характеристику готовности педагога к инновационной деятельности Применение
21 Рубежный контроль по Модулю 2 Другое Выявлять взаимосвязь между инновационной и педагогической системами образовательной организации Применение
Раскрывать уровни и показатели развития инновационной системы образовательной организации Воспроизведение
Охарактеризовывать основные положения различных моделей развития педагогической системы образовательной организации Воспроизведение
Охарактеризовывать факторы эффективности внедрения новшеств Воспроизведение
Раскрывать условия эффективной работы рабочей группы внедренческого проекта на конкретном примере Применение
Описывать содержание программы эксперимента, мониторинг его хода, оценку результатов Воспроизведение
Охарактеризовывать различные уровни сформированности инновационной деятельности педагога Воспроизведение
Выявлять взаимосвязь между эффективностью инновационной деятельности педагога и сформированностью у него отдельных ее компонентов Применение
Составлять характеристику готовности педагога к инновационной деятельности Применение
22 Рубежный контроль по Модулю 2 Индивидуальная работа Выявлять взаимосвязь между инновационной и педагогической системами образовательной организации Применение
Раскрывать уровни и показатели развития инновационной системы образовательной организации Воспроизведение
Охарактеризовывать основные положения различных моделей развития педагогической системы образовательной организации Воспроизведение
Охарактеризовывать факторы эффективности внедрения новшеств Воспроизведение
Раскрывать условия эффективной работы рабочей группы внедренческого проекта на конкретном примере Применение
Описывать содержание программы эксперимента, мониторинг его хода, оценку результатов Воспроизведение
Охарактеризовывать различные уровни сформированности инновационной деятельности педагога Воспроизведение
Выявлять взаимосвязь между эффективностью инновационной деятельности педагога и сформированностью у него отдельных ее компонентов Применение
Составлять характеристику готовности педагога к инновационной деятельности Применение
23 Инновационная деятельность современного педагога Индивидуальная работа Объяснять значение творчества в профессиональной деятельности педагога Воспроизведение
Перечислять основные компоненты инновационной деятельности педагога Узнавание
Охарактеризовывать различные уровни сформированности инновационной деятельности педагога Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Лазарев, В.С. Инноватика в школе: Учеб. пособие для вузов / В.С. Лазарев [Текст]. - Екатеринбург: Гуманитар. ун-т, 2011. - 159, [1] с.
  2. Основы научных исследований : учеб. пособие по специальности "Менеджмент организации" / [Б. И. Герасимов и др.]. - М. : Форум, 2013. - 269, [1] c. - (Высшее образование). - Гриф УМО.
  3. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова [Текст]. - М.: Академия, 2012. - 191,[1] с.
  4. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / А.В. Хуторской [Текст]. - М.: Академия, 2010. - 252,[3] с.

Дополнительная

  1. Вершинин, В. Как спланировать внедрение инноваций и провести мониторинг результатов? / В. Вершинин [Текст] // Школьное планирование. - 2012. - №3. - С. 3-23.
  2. Ермолаева, М.Г. Инновации в учебном процессе / М.Г. Ермолаева [Текст] // Вестник образования. - 2010. - №1 (прил.). - С. 55-59.
  3. Карандасова, Е. Инноватика в воспитании / Е. Карандасова [Текст] // Воспитательная работа в школе. - 2013. - №7. - С. 15-17.
  4. Красикова, Т. Критерии эффективности инновационного образования / Т. Красикова [Текст] // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - №2. - С. 137-142.
  5. Лазарев, В.С., Мартиросян, Б.П. Педагогическая инноватика / В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян [Текст]. - М.: Просвещение, 2006. - 242 с.
  6. Малышева, О.И. Современные представления об инновационном процессе в системе образования / О.И. Малышева [Текст] // Аспирант и соискатель. - 2012. - №2. - С. 44-49.
  7. Поляков, С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / С.Д. Поляков [Текст]. - М.: Педагогический поиск, 2007. - 167 с.
  8. Рычагова, Т. Инновации рождаются в школе / Т. Рычагова [Текст] // Директор школы. - 2011. - №10. - С. 73-78.
  9. Федоров, В.К. Инноватика как деятельность и система (к вопросу о методологии теории инновации) / В.К. Федоров, Г.П. Бендерский, Е.К. Епанешникова [Текст] // Инновации. - 2011. - №7. - С. 65-68.
  10. Щетинина, С.Ю. Классификация инноваций в образовании / С.Ю. Щетинина [Текст] // Педагогические науки. - 2013. - №3. - С. 14-17.

Цифровые ресурсы

  1. Гумерова, Л.З. Инновационная деятельность руководителя образовательного учреждения / Л.З. Гумерова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008-1.html
  2. Кулешова, Г.М. Инновация как новая философия образования / Г.М. Кулешова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2005/0910-20.htm
  3. Образовательный портал СурГПУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://els.surgpu.ru
  4. Подымов, Н.А., Подымова, Л.С. Барьеры на пути к инновациям (Методологические основы исследования отношений в процессе инновационной деятельности) / Н.А. Подымов, Л.С. Подымова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://education.rekom.ru/4_2002/podymows.htm
  5. Слободчиков, В.И. Инновации в образовании: основания и смысл / В.И. Слободчиков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.html
  6. Ступин, Р. Инновационные процессы в образовании / Р. Ступин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.it-start.pro/news/innovatsionnye-protsessy-v-obrazovanii/
  7. Ясвин, В.А. Что соответствует понятию "инновационная школа" в современном мире? / В.А. Ясвин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.org/ask/237/question2751.html

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.Б.16 Инноватика в образовании [Электронный ресурс]: Б-4081 Направление 44.03.05 Педагогическое образование (профиль Образование в области русского языка и Литературное образование), зачет / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Е.Н. Подковко, Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.Б.16 Инноватика в образовании [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль Образование в области русского языка и Литературное образование) / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Е.Н. Подковко. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.