бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 21 сентября 2017 г. утверждено 9 ноября 2017 г.
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано 21 сентября 2017 г.
В.Н. Бойко декан факультета
согласовано 22 сентября 2017 г.

Б1.В.ОД.2 Система физической культуры , 1 семестр

М-7011, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Теория физической культуры и технология физического воспитания), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Г.М. Акушев ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готов к осуществлению педагогического проектирования образовательных программи индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8) Знание основных направлений в развитии современной педагогической и психологической науки знаниевый
Понимание значимости выстраивания собственной профессиональной деятельности в соответствии с определенной психолого – педагогической концепцией ориентировочный
Владение способами проектирования содержания и организации учебно – воспитательного процесса в рамках личностно - ориентированного подхода операциональный
Опыт организации и проведения занятий в рамках личностно - ориентированного подхода опыт
готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2) Знание современных проблем образования, науки, физической культуры и спорта, пути решения этих проблем в профессиональной практике знаниевый
Понимание значимости проблем и средств их решения ориентировочный
Владение средствами и методами решения проблем в образовании, сфере физической культуры и спорта операциональный
Опыт участия в общественных формированиях по выполнению решений, обозначенных проблем в области образования, физической культуры и спорта опыт
готовность к разработке и реализации, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4); - критерии инновационных процессов в физкультурном образовании; знаниевый
способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению современных систем физической культуры. операциональный
владеть способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подхо-дов к построению современных систем физической культуры. опыт
способен проектировать образовательные пространства, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7) Знание специфических задач физической рекреации знаниевый
Понимание важности использования физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановление функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин ориентировочный
Умение использовать средства физической рекреации при проведении массовых физкультурных мероприятий, владение правилами проведения физкультурно-рекреационных мероприятий во всех типах учебных заведений операциональный
Опыт организации и проведения оздоровительно-реабилитационных занятий в учебных заведениях опыт
способность формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4) - теоретические основы организации и развития современных систем физического воспитания; знаниевый
использовать теоретические и экспериментальные методы исследования различных направлений систем физической культуры; ориентировочный

Цели изучения дисциплины

Формирование общих научно-методических основ профессионального мировоззрения будущего преподавателя физической культуры, умений самостоятельно в практической деятельности использовать разнообразные средства, методы и формы физического воспитания, примнять инновационные технологии в области физической екльтуры и спорта

Задачи

  1. 1. Формирование понятий современной системы физической культуры и ее мировоззренческих, программно-нормативных и организационных основ
  2. 2. Формирование умений дальнейшей разработки теории и технологии физического воспитания
  3. 3. Формирование умений применения современных средств, методов, технологий системы
  4. 4. Формирование у будущего специалиста способность анализировать информацию, относящуюся к научно-техническим основам профессиональной деятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 36,0 ч. (33,33%)
Контроль самостоятельной работы 17,0 ч.
Самостоятельная работа студента 72,996 ч. (67,59%)
Процент выполнения нагрузки 100,92%
Индивидуальная работа со студентами 5,0 ч. из 5,0 ч.
Часов в неделю 2,57 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1Формирование знаний о системе физического воспитания как социальной категории 1. Формирование понятий современной системы физической культуры и ее мировоззренческих, программно-нормативных и организационных основ Знать направления функционирования физического воспитания как социального явления. Уметь формулировать цель и задачи систем в различных общественно-экономических формациях. Понимать научно-прикладные аспекты совершенствования отечественной системы физического воспитания.
  • Понятие системы физического воспитания. Цель и задачи системы в демократическом обществе.Основы системы физического воспитания. Принципы системы физического воспитания
Модуль 2 Проблемы углубленного познания закономерностей процесса физического воспитания 2. Формирование умений дальнейшей разработки теории и технологии физического воспитания Знать главенствующие закономерности на которых основан процесс физического воспитания. Уметь руководствоваться основными принципами государственной политики в сфере физического воспитания. Знать проблемы разработки технологий обучения основным жизненно-важным двигательным действиям.проблематику углубленного познания закономерностей оптимизации процесса физического развития индивида, совершенствования на этой основе технологии воспитания физических качеств
  • Закономерности и принципы физической культуры и спорта. Двигательное умение и навык. Управление движением. Спортивная техника. Двигательные физические качества (Сила, быстрота, выносливость, гибкость, координационные способности)
Модуль 3 Современное состояние средств и методов в технологии системы физического воспитания 3. Формирование умений применения современных средств, методов, технологий системы Знать проблематику разработки методологии и технологии прогнозирования моделирования и контроля процессов развертывания физкультурно-спортивной дееятельности и ее результатов. Разбираться в современной системе органов управления физической культурой и спортом в России. Знать классификации системы средств направленного воздействия в системе физического воспитания. Уметь пользоваться классификацией общепедагогических и специфических методов при организации обучения двигательных действий и воспитания физических качеств
  • Прогнозирование, моделирование и контрол. Государственные и общественные формы организации физической культуры и спорта. Традиционные и нетрадиционные физические упражнения.Тренажерные устройства. Строгорегламентированные методы физического воспитания.
Модуль 4 Проблемы современной системы физической культуры 4. Формирование у будущего специалиста способность анализировать информацию, относящуюся к научно-техническим основам профессиональной деятельности Знать общекультурные и специфические функции физической культуры и современного спорта. Понимать место физической культуры в рамках современных социальных систем физического воспитания. Разбираться в различных направления организации процесса физического воспитания: образования-воспитания; в системе повседневного быта; в системе лечебно-реабилитационных факторов и т.п.
  • Функции. Нравственное, идейно-политическое, этетическое и интеллектуальное воспитание. Профессиональный спорт. Современные проблемы физической культуры и спорта.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Цель и задачи современных систем физического воспитания Семинар (М) 2,0 1
2 Цель и задачи современных систем физического воспитания Лекция 2,0 1
3 Основы и социальные принципы систем физического воспитания Семинар (М) 2,0 2
4 Основы и социальные принципы систем физического воспитания Лекция 2,0 2
5 Основные закономерности формирование системы физического воспитания Конференция 2,0 3
6 Основные закономерности формирование системы физического воспитания Лекция 2,0 4
7 Методика воспитания двигательных физических качеств Вариативное задание 2,0 5
8 Методика воспитания двигательных физических качеств Лекция 2,0 6
9 Планирование и контроль в физическом воспитании Другое 2,0 7
10 Планирование и контроль в физическом воспитании Индивидуальная работа 1,0 8
11 Планирование и контроль в физическом воспитании Индивидуальная работа 1,0 8
12 Основное специфическое средство - физическое упражнение Семинар (М) 1,0 9
13 Основное специфическое средство - физическое упражнение Минизачет 1,0 10
14 Основное специфическое средство - физическое упражнение Индивидуальная работа 1,0 11
15 Функции современной физической культуры и спорта Коллоквиум 2,0 12
16 Функции современной физической культуры и спорта Самостоятельное изучение 4,0 13
17 Формирование личности в процессе организации физического воспитания Семинар (М) 2,0 13
18 Функции современной физической культуры и спорта Индивидуальная работа 1,0 13
19 Формирование личности в процессе организации физического воспитания Другое 2,0 13
20 Негативное влияние спортивой деятельности Семинар (М) 2,0 15
21 Негативное влияние спортивой деятельности Контрольная работа 2,0 15
22 Негативное влияние спортивой деятельности Другое 4,0 15
23 История возникновения систем физического воспитания Семинар (М) 2,0 16
24 Проблемы современного спорта Семинар (М) 1,0 16
25 История возникновения систем физического воспитания Коллоквиум 2,0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Цель и задачи современных систем физического воспитания Семинар (М) Уметь выделять цель и задачи различных систем ФВ Узнавание
2 Цель и задачи современных систем физического воспитания Лекция Уметь выделять цель и задачи различных систем ФВ Узнавание
Воспроизводить содержание этапов ТиМФК Воспроизведение
3 Основы и социальные принципы систем физического воспитания Семинар (М) Сравнивать основы и принципы систем Воспроизведение
Объяснять воздействие принципов ФВ Применение
4 Основы и социальные принципы систем физического воспитания Лекция Сравнивать основы и принципы систем Воспроизведение
Объяснять воздействие принципов ФВ Применение
5 Основные закономерности формирование системы физического воспитания Конференция Объяснять воздействие принципов ФВ Применение
Уметь подбирать средства и методы при обучении ДД Применение
Различать семь уровней управления движением Применение
6 Основные закономерности формирование системы физического воспитания Лекция Объяснять воздействие принципов ФВ Применение
Различать семь уровней управления движением Применение
7 Методика воспитания двигательных физических качеств Вариативное задание разбираться в технологиях развития ФК Применение
8 Методика воспитания двигательных физических качеств Лекция разбираться в технологиях развития ФК Применение
9 Планирование и контроль в физическом воспитании Другое Различать формы и типы планов в ФВ Воспроизведение
10 Планирование и контроль в физическом воспитании Индивидуальная работа Различать формы и типы планов в ФВ Воспроизведение
11 Планирование и контроль в физическом воспитании Индивидуальная работа Различать формы и типы планов в ФВ Воспроизведение
12 Основное специфическое средство - физическое упражнение Семинар (М) Применять различные классификации в физ.практике Узнавание
13 Основное специфическое средство - физическое упражнение Минизачет Результаты не указаны
14 Основное специфическое средство - физическое упражнение Индивидуальная работа Применять различные классификации в физ.практике Узнавание
15 Функции современной физической культуры и спорта Коллоквиум Различать уровни управления физкультурой и спортом Узнавание
Различать социальные и спец. функции Узнавание
16 Функции современной физической культуры и спорта Самостоятельное изучение Различать уровни управления физкультурой и спортом Узнавание
Различать социальные и спец. функции Узнавание
17 Формирование личности в процессе организации физического воспитания Семинар (М) Уметь подбирать средства и методы ФК в воспитании личности Применение
18 Функции современной физической культуры и спорта Индивидуальная работа Различать уровни управления физкультурой и спортом Узнавание
Различать социальные и спец. функции Узнавание
19 Формирование личности в процессе организации физического воспитания Другое Уметь подбирать средства и методы ФК в воспитании личности Применение
20 Негативное влияние спортивой деятельности Семинар (М) Уметь выделять положит. и отриц. стороны проф.спорта Воспроизведение
21 Негативное влияние спортивой деятельности Контрольная работа Уметь выделять положит. и отриц. стороны проф.спорта Воспроизведение
22 Негативное влияние спортивой деятельности Другое Уметь выделять положит. и отриц. стороны проф.спорта Воспроизведение
23 История возникновения систем физического воспитания Семинар (М) Воспроизводить содержание этапов ТиМФК Воспроизведение
Различать социальные и спец. функции Узнавание
Выделятьхарактерные черты современного физ.движения Воспроизведение
24 Проблемы современного спорта Семинар (М) Выделятьхарактерные черты современного физ.движения Воспроизведение
25 История возникновения систем физического воспитания Коллоквиум Воспроизводить содержание этапов ТиМФК Воспроизведение
Различать социальные и спец. функции Узнавание
Выделятьхарактерные черты современного физ.движения Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / В. С. Кузнецов. - М. : Академия, 2012. - 409, [2] c. Холодов, Ж. К.
  2. Никитушкин, В. Г.Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта : учеб. для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению 034300 – Физическая культура / В. Г. Никутушкин. - М. : Советский спорт, 2013. - 279, [1] с
  3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подгот. "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 13-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2016. - 494, [2] с.

Дополнительная

  1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М,: Физкультура и спорт,1991.-288 с.
  2. Выдрин В.М., Курамшин Ю.Ф., Николаев Ю.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры – магистральный путь ее теории //Теория и практика физической культуры – 1996, №5
  3. Единая всероссийская спортивная классификация.- М.: Физическая культура и спорт, 2003.- Часть 1-3.- 136 с.
  4. Кокоулина О.П. Основы теории и методики физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кокоулина О.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11049.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие осн2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб.для ин-тов физ.культуры.-М.: Физкультура и спорт, 1991.-543 с.овы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб.для ин-тов физ.культуры.-М.: Физкультура и спорт, 1991.-543 с.
  6. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века. - СПб., 1998. - 217 с.
  7. Платонов, В. Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм. Отечественный и зарубежный опыт. История и современность : [науч.-попул. изд.] / В. Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2010.
  8. Профессиональный спорт / Под ред. С.И. Гуськова, В.Н. Платонова - Киев, «Олимпийская литература», 2000.- 385 с.
  9. Семенов Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие /Л.А. Семенов -М.: Советский спорт, 2011.-200с.
  10. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под ред.проф.Ю.Ф.Курамшина.-3-е изд., стереотип.-М.: Советский спорт, 2007.-464 с.

Цифровые ресурсы

  1. Высшее образование в России: Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки РФ. http://www.vovr.ru
  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
  3. .Научная электронная библиотека. - http://elibrary.ru
  4. Научный портал "ТЕОРИЯ.РУ". - http://teoriya.ru
  5. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru

Источники

  1. http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2001n4/p2-8.htmКонцепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации
  2. http://www.oprf.ru/ru/about/structure/structurenews/newsitem/14089?PHPSESSID=59emdisva9eo8bpa4lqkpodm65 Федеральный закон РФ о развитии физическрй культуры и спорта
  3. Распоряжение ПравительстваРоссийской Федерации"Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года"

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа.М2.В.ОД.1 Система физической культуры. [Электронный ресурс] НаправлениеМ-5011, 44.04.01, 0 "педагогическое образование" профиль "Физкультурное образование"/, экзамен ГОУ ВПО "Сургутский гос. пед. университет" сост.Г.М. Акушев Электр. дан.-Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана
  2. Учебная программа.М2.В.ОД.1 Система физической культуры. [Электронный ресурс] НаправлениеМ-5011, 44.04.01, 0 "педагогическое образование" профиль "Физкультурное образование"/, экзамен ГОУ ВПО "Сургутский гос. пед. университет" сост.Г.М. Акушев Электр. дан.-Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана