бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 26 декабря 2017 г. утверждение отклонено 17 мая 2018 г.
Н.В. Ганущак заведующий кафедрой
согласовано 21 мая 2018 г.
Д.В. Ларкович декан факультета
согласовано 21 мая 2018 г.

Б1.В.ОД.12 История русской литературы, 8 семестр

Б-4081, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Русский язык и литература), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Е.А. Авдеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-21 готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса Знать содержание и художественные особенности произведений; знаниевый
Знать творчество ведущих писателей, его оценку в литературоведении и критике; знаниевый
Знать этапы историко-литературного процесса; знаниевый
Владеть методологией анализа художественных текстов. ориентировочный
Владеть принципами выбора формы и метода литературоведческого анализа произведений 20-60х гг. XX века в зависимости от поставленных задач. ориентировочный
Владеть принципами постановки задач анализа произведений в контексте истории литературы ориентировочный
Владеть схемой оценки качества проведенного анализа произведения 20-60х гг. XX века. ориентировочный
Владеть схемой оценки обоснованности выбора метода литературоведческого анализа произведений 20-60х гг. XX века ориентировочный
анализировать эпические, лирические, драматические произведения изучаемого периода; операциональный
пользоваться научной и справочной литературой для уточнения контекста бытования художественного произведения.; операциональный
характеризовать художественный мир писателя, своеобразие его мировоззрения, принадлежность к литературному направлению/течению; операциональный
Опыт анализа эпических, лирических, драматических произведений изучаемого периода; опыт
Опыт использования научной и справочной литературой для уточнения контекста бытования художественного произведения опыт
Опыт характеристики художественного мира писателя, своеобразия его мировоззрения, принадлежности к литературному направлению/течению; опыт
ПК-22 владеет знаниями об истории и принципах литературной критики владеет схемой анализа основных идей литературно-критического текста о произведениях 1917-1950 гг. ориентировочный
анализировать литературно-критический текст о произведениях 1917-1950 гг. операциональный
анализа основных идей литературно-критических работ в анализе текста художественного произведения 1917-1950 г. опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться интепретировать и анализировать художественные произведения в контексте культуры и социально-исторического опыта 20-50-х гг. XX века и использовать историко-литературные сведения в профессиональной деятельности.

Задачи

  1. Научиться анализировать разнонаправленные произведения русской литературы, определять направления движения литературного процесса в контексте политико-идеологических изменений после Октябрьской революции и использовать полученные сведения в педагогической деятельности.
  2. Научиться интерпретировать и анализировать литературные произведения в контексте историко-культурных процессов 30-40-х гг. XX века, выявлять место произведений указанного периода в литераторном процессе и особенности его изучения в школьной программе.
  3. Научиться определять закономерности развития русской литературы в 40-50-е годы XX века на основе анализа творчества крупнейших художников слова (М.А. Шолохов, А.П. Платонов, Л.М. Леонов, Б. Пастернак и др.) и использовать полученные сведения в деятельности учителя-словесника.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44,0 ч. (40,74%)
Контроль самостоятельной работы 18,0 ч.
Самостоятельная работа студента 64,5 ч. (59,72%)
Процент выполнения нагрузки 100,46%
Индивидуальная работа со студентами 9,5 ч. из 10,0 ч.
Часов в неделю 2,93 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Литературный процесс 1917-30-х гг. XX века. Научиться анализировать разнонаправленные произведения русской литературы, появившиеся после Октябрьской революции, и использовать полученные сведения в педагогической деятельности. Комментирует процесс разделения литературы на 3 потока, анализирует произведения изучаемого периода, готовит дидактические материалы по результатам анализа текстов.
  • Русская литература ХХ в.: периодизация, социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия и их преподавание в основной школе
  • Послеоктябрьское творчество крупнейших писателей, анализ произведений, особенности интерпретации материала в основной школе
Модуль 2. Особенности литературного процесса 30-40х гг. Научиться интерпретировати и анализировать литературные произведения в контексте историко-культурных процессов 30-40-хх гг. XX века и использовать полученные сведения в педагогической деятельности анализирует динамику литературного процесса 30-40-х гг., объясняет жанрово-стилевые особенности произведений данного периода, использует историко-литературный материал для разрабоки конспектов уроков.
  • Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений 30-40-х гг. XX века, их преподавание в основной школе
Модуль 3. Достижения и утраты литературы периода Великой Отечественной войны и превого послевоенного десятилетия Научиться определять закономерности развития русской литературы в 40-50-е годы XX века на основе анализа творчества крупнейших художников слова (М.А. Шолохов, А.П. Платонов, Л.М. Леонов, Б. Пастернак и др.) и использовать полученные сведения в педагогической деятельности Анализирует магистральные закономерности литературного развития на материале частных фактов прозаического, поэтического и драматургического творчества, характеризует творчество крупнейших художников слова изучаемого периода и умеет использовать полученные сведения в педагогической деятельности.
  • Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений 40-50х гг. Литературный процесс 40-50-х в основной школе

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Введение. Проблемы периодизации русской литературы 20-80-х гг. XX в. Основные темы и направления русской литературы Лекция 2,0 1
2 Художественная литература в 1917 году и годы Гражданской войны Лекция 2,0 1
3 Творчество А.М. Горького после Октября Семинар 2,0 2
4 Позднее творчество С.А. Есенина Практическая работа 2,0 3
5 Творчество А.М. Горького после Октября Конференция 2,0 3
6 Послеоктябрьское творчество В.Маяковского Практическая работа 2,0 4
7 Рубежный контроль. Модуль 1. Конференция 2,0 5
8 Социокультурная ситуация 20-30-х гг. Творчество А.П. Платонова Лекция 2,0 5
9 Рубежный контроль. Модуль 1. Индивидуальная работа 2,0 5
10 Специфика повестей "Чевенгур" и "Котлован" Коллоквиум 2,0 6
11 Творчество М.А. Булгакова. Саририческое творчество М.А. Булгакова Лекция 2,0 7
12 Творчество М.А. Булгакова. Саририческое творчество М.А. Булгакова Коллоквиум 2,0 7
13 Идейно-художественное своеобразие романа "Мастер и Маргарита" и его преподавание в школе Семинар 2,0 8
14 Творчество А.Н. Толстого Коллоквиум 2,0 9
15 Творчество А.Н. Толстого Индивидуальная работа 2,0 9
16 Творчество М.А. Шолохова Лекция 2,0 9
17 Творчество М.А. Шолохова Коллоквиум 2,0 10
18 Художественные особенности романа "Тихий Дон" и его изучение в школе Семинар 2,0 11
19 Художественные особенности романа "Тихий Дон" и его изучение в школе Контрольная работа (< 1 часа) 1,0 11
20 Рубежный контроль. Модуль 2. Другое 2,0 11
21 Рубежный контроль. Модуль 2. Индивидуальная работа 2,0 11
22 Лирика 40-50х Конференция 2,0 12
23 Творчество А.Т. Твардовского Практическая работа 2,0 13
24 Особенности литературного процесса 40-50-х Лекция 2,0 13
25 Творчество Л.Леонова Практическая работа 2,0 14
26 Стихи наизусть Самостоятельное изучение 2,0 15
27 Стихи наизусть Индивидуальная работа 1,5 15
28 Рубежный контроль. Модуль 3. Другое 1,0 15
29 Рубежный контроль. Модуль 3. Индивидуальная работа 2,0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Введение. Проблемы периодизации русской литературы 20-80-х гг. XX в. Основные темы и направления русской литературы Лекция Перечисляет положения теории литературы о сущности литературного периода Воспроизведение
Интерпретирует историко-литературные факты при определении литературы периода Применение
Характеризует жанрово-стилевое своеобразии литературы Применение
Прогнозирует дальнейшее развитие литературного процесса Применение
Знает этапы историко-литературного процесса Воспроизведение
Обнаруживает особенности художественных методов советской литературы Применение
Объясняет функционирование политики в отношении художественной литературы Воспроизведение
Называет основные постановления о советской литературе Воспроизведение
Даёт определение понятию "соцреализм" Воспроизведение
Анализирует новаторство писателей в изображении эстетического в литературе советского периода Применение
Даёт определение понятию "теория бесконфликтности" Воспроизведение
Анализирует проявления теории бесконфликтности в произведениях советского периода Применение
Анализирует особенности преподавания литературы 20-х в школьном курсе Применение
2 Художественная литература в 1917 году и годы Гражданской войны Лекция Анатизирует динамику трансформации взглядов русских писателей на события Октябрьской революции Применение
Перечисляет основные произведения, посвященные теме "Интеллигенция и революция" в прозе 20-х гг. Воспроизведение
Выявляет черты антиутопии в романе Е.Замятина "Мы" Применение
Перечисляет жанровые признаки антиутопии Воспроизведение
Называет производственные романы и причины их появления в литературе Воспроизведение
Комментирует содержание романа "Соть" Л.Леонова Применение
Выявляет революционный пафос в лирике 20-х Применение
Выявляет отражение разочарования в политических идеалах в лирике 20-х гг. Применение
Выявляет признаки движения литературы от обобщенного образа революционной массы к социально-психологическому изображению характера Применение
Комментирует принятие революции А.Блоком и разочарование в ней. Воспроизведение
Анализирует содержание поэмы "Двеннадцать" А.Блока Применение
Анализирует лирическое творчество романтиков революции ( Н.Тихонов, М.Светлов, Э.Багрицкий.) Применение
Знает содержание произведений: В.Маяковский «Мистерия-буфф», К.Тренев «Любовь Яровая», М.Булгаков «Дни Турбинных», Вс.Вишневский «Оптимистическая трагедия», А.Афиногенов «Машенька». Воспроизведение
Выявляет основные жанровые направления русской драмы 20-х гг. Применение
Характеризует идейно-тематическое своеобразие драм изучаемого периода Применение
Фиксирует стилистические особенности драмы 20-х гг. Применение
3 Творчество А.М. Горького после Октября Семинар Анализирует своеобразие повести "Жизнь Клима Самгина" Применение
Знает содержание повести "Жизнь Клима Самгина" Воспроизведение
Комментрирует cоциально-исторический и философский аспекты проблематики романа "Дело Артамоновых" Применение
Анализирует образы главных героев романа "Дело Артамонова" Применение
Комменирует динамику позиции А.М.Горького по вопросу русской революции Применение
Знает содержание публицистического цикла "Несвоевременные мысли" Воспроизведение
Знает содержание драматургии Горького 30-х годов («Егор Булычев и другие», «Васса Железнова»). Воспроизведение
Характеризует особенности подхода А.М. Горького к даматическим текстам в 30-х гг. Применение
Владеет содержанием дискуссий литературоведов и литературных критиков о позднем творчесте Горького и его литературной общественной деятельности Воспроизведение
Формулирует собственную позицию о позднем творчестве А.М. Горького и его литературной и общественной деятельности Творчество
Анализирует место позднего творчества М. Горького в школьной программе Применение
4 Позднее творчество С.А. Есенина Практическая работа Комментирует мифологические и фольклорные мотивы в лирике 1917-1918 гг. Применение
Выявляет своеобразие лирического конфликта как отражения противоречий между «живым» и «железным». ("Сорокоуст") Применение
Владеет содержанием циклов "Персидские мотивы" и "Москва кабацкая" Воспроизведение
Комментирует идейное содержание и образную специфику циклов «Москва кабацкая», «Персидские мотивы». Применение
Знает содержания поэмы «Анна Снегина». Воспроизведение
Характеризует философские вопросы в лирике 20-х годов. Применение
Комментирует современные дискуссии о роли и месте С.Есенина в русской поэзии. Применение
Отбирает историко-литературный материал для конспекта урока Применение
Оценивает качество отбора историко-литературного материала для конспекта урока Применение
Готовит дидактические материалы для комплексного урока по творчеству С.А. Есенина Творчество
5 Творчество А.М. Горького после Октября Конференция Анализирует своеобразие повести "Жизнь Клима Самгина" Применение
Знает содержание повести "Жизнь Клима Самгина" Воспроизведение
Комменирует динамику позиции А.М.Горького по вопросу русской революции Применение
Знает содержание публицистического цикла "Несвоевременные мысли" Воспроизведение
Характеризует особенности подхода А.М. Горького к даматическим текстам в 30-х гг. Применение
Владеет содержанием дискуссий литературоведов и литературных критиков о позднем творчесте Горького и его литературной общественной деятельности Воспроизведение
Формулирует собственную позицию о позднем творчестве А.М. Горького и его литературной и общественной деятельности Творчество
Анализирует место позднего творчества М. Горького в школьной программе Применение
6 Послеоктябрьское творчество В.Маяковского Практическая работа Выявляет особенности жанра поэмы в творчестве Маяковского («Владимир Ильич Ленин», «Хорошо», «Про это», «Во весь голос»). Применение
Комментирует современнные дискуссии о творчестве В. Маяковского Применение
Демонстрирует на примере текстов поэтическое новаторство Маяковского в области лексики, стиля, формы, графической организации Применение
Анализирует поэтическую сатиру Маяковского в лирике ("О Дряни", "Прозаседавшиеся" и др.) Применение
Выявляет направленость сатиры Маяковского в поэмах «Клоп», «Баня». Применение
Анализирует жанрово-стилевое своеобразие, самобытность лирического героя Маяковского. Применение
Анализирует темы лирики революции и «лирики сердца». Применение
Отбирает историко-литературный материал для конспекта урока Применение
Оценивает качество отбора историко-литературного материала для конспекта урока Применение
7 Рубежный контроль. Модуль 1. Конференция Анализирует проявления теории бесконфликтности в произведениях советского периода Применение
Анатизирует динамику трансформации взглядов русских писателей на события Октябрьской революции Применение
Перечисляет основные произведения, посвященные теме "Интеллигенция и революция" в прозе 20-х гг. Воспроизведение
Выявляет основные жанровые направления русской драмы 20-х гг. Применение
Фиксирует стилистические особенности драмы 20-х гг. Применение
Комментрирует cоциально-исторический и философский аспекты проблематики романа "Дело Артамоновых" Применение
Анализирует место позднего творчества М. Горького в школьной программе Применение
Комментирует мифологические и фольклорные мотивы в лирике 1917-1918 гг. Применение
Отбирает историко-литературный материал для конспекта урока Применение
Оценивает качество отбора историко-литературного материала для конспекта урока Применение
Готовит дидактические материалы для комплексного урока по творчеству С.А. Есенина Творчество
Демонстрирует на примере текстов поэтическое новаторство Маяковского в области лексики, стиля, формы, графической организации Применение
Анализирует поэтическую сатиру Маяковского в лирике ("О Дряни", "Прозаседавшиеся" и др.) Применение
Отбирает историко-литературный материал для конспекта урока Применение
Оценивает качество отбора историко-литературного материала для конспекта урока Применение
8 Социокультурная ситуация 20-30-х гг. Творчество А.П. Платонова Лекция Знает содержание рассказов и повестей А.П. Платонова Воспроизведение
Знает оценку творчества Платонова в литературоведении и критике; Воспроизведение
Выполняет сопоставительный анализ мотива возвращения в творчестве А.Платонова и М.Шолохова Применение
Использует научную и справочную литературу для уточнения контекста бытования художественного произведения Применение
Оценикает качество выполенного сопоставительного анализа Применение
Выявляет черты идиостия А.П. Платонова Применение
Определяет особенности литературоведческих концепций интерпретации текстов Платонова в школьных программах Применение
Выполняет подборку методических материалов для подготовки конспекта урока изучения нового материала Применение
Анализирует идейно-тематическое своеобразие повести А. Платонова "Котлован" Применение
9 Рубежный контроль. Модуль 1. Индивидуальная работа Перечисляет положения теории литературы о сущности литературного периода Воспроизведение
Интерпретирует историко-литературные факты при определении литературы периода Применение
Прогнозирует дальнейшее развитие литературного процесса Применение
Знает этапы историко-литературного процесса Воспроизведение
Комментирует содержание романа "Соть" Л.Леонова Применение
Выявляет революционный пафос в лирике 20-х Применение
10 Специфика повестей "Чевенгур" и "Котлован" Коллоквиум Знает содержание рассказов и повестей А.П. Платонова Воспроизведение
Знает оценку творчества Платонова в литературоведении и критике; Воспроизведение
Выполняет сопоставительный анализ мотива возвращения в творчестве А.Платонова и М.Шолохова Применение
Использует научную и справочную литературу для уточнения контекста бытования художественного произведения Применение
Оценикает качество выполенного сопоставительного анализа Применение
Выявляет черты идиостия А.П. Платонова Применение
Формулирует задачи интерпретации произведений Платонова в школе Применение
Определяет особенности литературоведческих концепций интерпретации текстов Платонова в школьных программах Применение
Выполняет подборку методических материалов для подготовки конспекта урока изучения нового материала Применение
Создает дидактические материалы для изучения творчаства А.П. Платонова в школе Творчество
Анализирует идейно-тематическое своеобразие повести А. Платонова "Котлован" Применение
11 Творчество М.А. Булгакова. Саририческое творчество М.А. Булгакова Лекция Анализирует особенности хронотопа романа "Мастер и Маргарита" Применение
Знает оценку творчества Булгакова в литературоведении и критике; Воспроизведение
Знает творческую историю произведений М.А. Булгакова и использует эти сведения в ходя аналитической работы Воспроизведение
Знает биографию М.А. Булгакова Воспроизведение
Использует научную и справочную литературу для уточнения контекста бытования художественного произведения Применение
Анализирует идейное содержание произведений М.А. Булгакова Применение
12 Творчество М.А. Булгакова. Саририческое творчество М.А. Булгакова Коллоквиум Анализирует особенности хронотопа романа "Мастер и Маргарита" Применение
Знает оценку творчества Булгакова в литературоведении и критике; Воспроизведение
Знает творческую историю произведений М.А. Булгакова и использует эти сведения в ходя аналитической работы Воспроизведение
Знает биографию М.А. Булгакова Воспроизведение
Использует научную и справочную литературу для уточнения контекста бытования художественного произведения Применение
Анализирует идейное содержание произведений М.А. Булгакова Применение
Характеризует идиостиль Булгакова Применение
Анализирует особенности сатиры М.А. Булгакова в повестях Применение
Отбирает эпизоды романа "Мастер и Маргарита" для работы со школьниками над темой урока Творчество
Оценивает качество и мотивированность отбора эпизодов для работы над темами интерпретации в школе Применение
Создает дидактические материалы к темам уроков по творчеству Булгакова Творчество
13 Идейно-художественное своеобразие романа "Мастер и Маргарита" и его преподавание в школе Семинар Анализирует особенности хронотопа романа "Мастер и Маргарита" Применение
Знает оценку творчества Булгакова в литературоведении и критике; Воспроизведение
Знает творческую историю произведений М.А. Булгакова и использует эти сведения в ходя аналитической работы Воспроизведение
Знает биографию М.А. Булгакова Воспроизведение
Использует научную и справочную литературу для уточнения контекста бытования художественного произведения Применение
Анализирует идейное содержание произведений М.А. Булгакова Применение
Характеризует идиостиль Булгакова Применение
Анализирует особенности сатиры М.А. Булгакова в повестях Применение
Отбирает эпизоды романа "Мастер и Маргарита" для работы со школьниками над темой урока Творчество
Оценивает качество и мотивированность отбора эпизодов для работы над темами интерпретации в школе Применение
Создает дидактические материалы к темам уроков по творчеству Булгакова Творчество
14 Творчество А.Н. Толстого Коллоквиум Выявляет признаки движения литературы от обобщенного образа революционной массы к социально-психологическому изображению характера Применение
Комментирует принятие революции А.Блоком и разочарование в ней. Воспроизведение
Знает содержание произведений А.Н. Толстого Воспроизведение
Знает биографию А.Н. Толстого Воспроизведение
Характеризует особенности исторического романа "Петр I" Применение
Анализирует образную структуру и идейное содержание трилогии "Хождение по мукам" Применение
Знает оценку творчества Толстого в литературоведении и критике; Применение
Анализирует причины изменений, произведенных Толстым в финале романа. Применение
Анализирует место творчества А.Толстого в школьном курсе литературы Применение
Готовит дидактические материалы по изучаемой теме Творчество
15 Творчество А.Н. Толстого Индивидуальная работа Знает содержание произведений А.Н. Толстого Воспроизведение
Знает биографию А.Н. Толстого Воспроизведение
Характеризует особенности исторического романа "Петр I" Применение
Анализирует образную структуру и идейное содержание трилогии "Хождение по мукам" Применение
Знает оценку творчества Толстого в литературоведении и критике; Применение
Анализирует причины изменений, произведенных Толстым в финале романа. Применение
Анализирует место творчества А.Толстого в школьном курсе литературы Применение
Готовит дидактические материалы по изучаемой теме Творчество
16 Творчество М.А. Шолохова Лекция Владеет содержанием крупнейших шолоховских текстов Воспроизведение
Способен комментировать творческую историю произведений Воспроизведение
Знает оценку творчества Шолохова в литературоведении и критике; Воспроизведение
Понимает принципы постановки задач анализа шолоховских произведений в контексте истории литературы Применение
Комментирует место творчества Шолохова в школьных программах Применение
17 Творчество М.А. Шолохова Коллоквиум Владеет содержанием крупнейших шолоховских текстов Воспроизведение
Способен комментировать творческую историю произведений Воспроизведение
Анализирует идейное содержание ключевые эпизоды шолоховских текстов Применение
Знает оценку творчества Шолохова в литературоведении и критике; Воспроизведение
Проводит мифопоэтический анализ текста Применение
Понимает принципы постановки задач анализа шолоховских произведений в контексте истории литературы Применение
Выявляет черты идиостия М.А. Шолохова Применение
Создает собственные дидактические материалы к изучению романа "Тихий Дон" и рассказа "Судьба человека" Творчество
Исследует жанровую природу романа-эпопеи "Тихий Дон" и рассказа-эпопеи "Судьба человека" Творчество
18 Художественные особенности романа "Тихий Дон" и его изучение в школе Семинар Владеет содержанием крупнейших шолоховских текстов Воспроизведение
Способен комментировать творческую историю произведений Воспроизведение
Анализирует идейное содержание ключевые эпизоды шолоховских текстов Применение
Знает оценку творчества Шолохова в литературоведении и критике; Воспроизведение
Проводит мифопоэтический анализ текста Применение
Понимает принципы постановки задач анализа шолоховских произведений в контексте истории литературы Применение
Формулирует задачи интерпретации эпизодов шолоховских произведений в школе Применение
Комментирует место творчества Шолохова в школьных программах Применение
Оценикает качество мифопоэтического анализа сокурсника Применение
Использует научную и справочную литературу для уточнения контекста бытования художественного произведения Применение
Выявляет черты идиостия М.А. Шолохова Применение
Создает собственные дидактические материалы к изучению романа "Тихий Дон" и рассказа "Судьба человека" Творчество
Исследует жанровую природу романа-эпопеи "Тихий Дон" и рассказа-эпопеи "Судьба человека" Творчество
Знает биографию М.А. Шолохова и проблемы использования биографического метода в исследовании его произведений Воспроизведение
19 Художественные особенности романа "Тихий Дон" и его изучение в школе Контрольная работа (< 1 часа) Владеет содержанием крупнейших шолоховских текстов Воспроизведение
Способен комментировать творческую историю произведений Воспроизведение
Анализирует идейное содержание ключевые эпизоды шолоховских текстов Применение
Знает оценку творчества Шолохова в литературоведении и критике; Воспроизведение
Проводит мифопоэтический анализ текста Применение
Понимает принципы постановки задач анализа шолоховских произведений в контексте истории литературы Применение
Использует научную и справочную литературу для уточнения контекста бытования художественного произведения Применение
Выявляет черты идиостия М.А. Шолохова Применение
Создает собственные дидактические материалы к изучению романа "Тихий Дон" и рассказа "Судьба человека" Творчество
Исследует жанровую природу романа-эпопеи "Тихий Дон" и рассказа-эпопеи "Судьба человека" Творчество
Знает биографию М.А. Шолохова и проблемы использования биографического метода в исследовании его произведений Воспроизведение
20 Рубежный контроль. Модуль 2. Другое Проводит мифопоэтический анализ текста Применение
Понимает принципы постановки задач анализа шолоховских произведений в контексте истории литературы Применение
Формулирует задачи интерпретации эпизодов шолоховских произведений в школе Применение
Комментирует место творчества Шолохова в школьных программах Применение
Оценикает качество мифопоэтического анализа сокурсника Применение
Использует научную и справочную литературу для уточнения контекста бытования художественного произведения Применение
Выявляет черты идиостия М.А. Шолохова Применение
Создает собственные дидактические материалы к изучению романа "Тихий Дон" и рассказа "Судьба человека" Творчество
Исследует жанровую природу романа-эпопеи "Тихий Дон" и рассказа-эпопеи "Судьба человека" Творчество
Выполняет сопоставительный анализ мотива возвращения в творчестве А.Платонова и М.Шолохова Применение
Использует научную и справочную литературу для уточнения контекста бытования художественного произведения Применение
Оценикает качество выполенного сопоставительного анализа Применение
Выявляет черты идиостия А.П. Платонова Применение
Формулирует задачи интерпретации произведений Платонова в школе Применение
Определяет особенности литературоведческих концепций интерпретации текстов Платонова в школьных программах Применение
Анализирует особенности хронотопа романа "Мастер и Маргарита" Применение
Знает оценку творчества Булгакова в литературоведении и критике; Воспроизведение
Использует научную и справочную литературу для уточнения контекста бытования художественного произведения Применение
Анализирует идейное содержание произведений М.А. Булгакова Применение
21 Рубежный контроль. Модуль 2. Индивидуальная работа Способен комментировать творческую историю произведений Воспроизведение
Анализирует идейное содержание ключевые эпизоды шолоховских текстов Применение
Знает оценку творчества Шолохова в литературоведении и критике; Воспроизведение
Проводит мифопоэтический анализ текста Применение
Понимает принципы постановки задач анализа шолоховских произведений в контексте истории литературы Применение
Создает собственные дидактические материалы к изучению романа "Тихий Дон" и рассказа "Судьба человека" Творчество
Исследует жанровую природу романа-эпопеи "Тихий Дон" и рассказа-эпопеи "Судьба человека" Творчество
Знает оценку творчества Платонова в литературоведении и критике; Воспроизведение
Выполняет сопоставительный анализ мотива возвращения в творчестве А.Платонова и М.Шолохова Применение
Использует научную и справочную литературу для уточнения контекста бытования художественного произведения Применение
Выявляет черты идиостия А.П. Платонова Применение
Формулирует задачи интерпретации произведений Платонова в школе Применение
Выполняет подборку методических материалов для подготовки конспекта урока изучения нового материала Применение
Создает дидактические материалы для изучения творчаства А.П. Платонова в школе Творчество
Анализирует особенности хронотопа романа "Мастер и Маргарита" Применение
Использует научную и справочную литературу для уточнения контекста бытования художественного произведения Применение
Анализирует идейное содержание произведений М.А. Булгакова Применение
Анализирует особенности сатиры М.А. Булгакова в повестях Применение
Отбирает эпизоды романа "Мастер и Маргарита" для работы со школьниками над темой урока Творчество
22 Лирика 40-50х Конференция Знает наизусть стихотворения А.Т. Твардовского Воспроизведение
Оценивает разнообразие патриотической лирики 40-50-х гг.: М.Исаковский, А.Твардовский, Н.Тихонов, К.Симонов, П.Шубин и др. Применение
Выразительно исполняет наизусть стихотворения, посвященные ВОВ Применение
Выявляет ключевые характеристики лирики современников Второй мировой войны Применение
Аналирует роль поэмы А.Т. Твардовского "Василий Теркин" в создании образа русского солдата Применение
Создавать конспект внеклассного урока Памяти Творчество
Отбирать историко-литературные материалы для урока Памяти Применение
Проводить оценку качества отбора историко-литературных материалов для урока Памяти Применение
23 Творчество А.Т. Твардовского Практическая работа Знает наизусть стихотворения А.Т. Твардовского Воспроизведение
Оценивает разнообразие патриотической лирики 40-50-х гг.: М.Исаковский, А.Твардовский, Н.Тихонов, К.Симонов, П.Шубин и др. Применение
Выявляет ключевые характеристики лирики современников Второй мировой войны Применение
Аналирует роль поэмы А.Т. Твардовского "Василий Теркин" в создании образа русского солдата Применение
Создавать конспект внеклассного урока Памяти Творчество
Отбирать историко-литературные материалы для урока Памяти Применение
Анализирует тематическое многообразие лирики А.Т. Твардовского и его творческую манеру Применение
Проводит учебное исследование темы матери в творчестве А.Т. Твардовского Творчество
24 Особенности литературного процесса 40-50-х Лекция Анализирует всплеск публикцистики в годы ВОВ. Применение
Анализирует особенности героического эпоса: «Непокоренные» Б.Горбатова, «Волоколамское шоссе» А.Бека и др. Применение
Знает содержание публицистики А.Толстого, И.Эренбурга, М. Шолохова, П.Вершигоры, и др.; Воспроизведение
Знает содержание произведения С.Алексиевич "У войны не женское лицо" Воспроизведение
Выявляет направления развития темы войны в прозе 40-50х Применение
Отбирать историко-литературные материалы для урока Памяти Применение
Проводить оценку качества отбора историко-литературных материалов для урока Памяти Применение
Создавать конспект внеклассного урока Памяти Творчество
Оценивает особенности драматургии 40-50хгг. Применение
Знает содержание героических драм о подвиге народа: «Нашествие» Л.Леонова, «Фронт» А.Корнейчука, «Русские люди» К.Симонова. Воспроизведение
25 Творчество Л.Леонова Практическая работа Знает этапы творческой эволюции Л. Леонова Воспроизведение
Знает содержание романов Л.Леонова Воспроизведение
Анализирует своеобразие конфликта романа "Русский лес" Применение
Характеризует драматургию Л. Леонова Применение
Выявляет типологические связи творчества Л. Леонова с русской классикой Применение
Определяет место творчества Л.Леонова в школьной программе Применение
Анализирует своеобразие композиции романа "Русский лес" Применение
26 Стихи наизусть Самостоятельное изучение Обнаруживает особенности художественных методов советской литературы Применение
Объясняет функционирование политики в отношении художественной литературы Воспроизведение
Называет основные постановления о советской литературе Воспроизведение
Даёт определение понятию "соцреализм" Воспроизведение
Анализирует новаторство писателей в изображении эстетического в литературе советского периода Применение
Анализирует проявления теории бесконфликтности в произведениях советского периода Применение
Выявляет революционный пафос в лирике 20-х Применение
Выявляет отражение разочарования в политических идеалах в лирике 20-х гг. Применение
Знает содержание следующих стектов: Б.Пильняк «Голый год», И.Бабель «Конармия», А.Серафимович «Железный поток», Д.Фурманов «Чапаев», А.Фадеев «Разгром». Воспроизведение
Выявляет признаки движения литературы от обобщенного образа революционной массы к социально-психологическому изображению характера Применение
Комментирует принятие революции А.Блоком и разочарование в ней. Воспроизведение
Анализирует содержание поэмы "Двеннадцать" А.Блока Применение
Анализирует лирическое творчество романтиков революции ( Н.Тихонов, М.Светлов, Э.Багрицкий.) Применение
Комментирует мифологические и фольклорные мотивы в лирике 1917-1918 гг. Применение
Выявляет своеобразие лирического конфликта как отражения противоречий между «живым» и «железным». ("Сорокоуст") Применение
Владеет содержанием циклов "Персидские мотивы" и "Москва кабацкая" Воспроизведение
Характеризует философские вопросы в лирике 20-х годов. Применение
Комментирует современные дискуссии о роли и месте С.Есенина в русской поэзии. Применение
Отбирает историко-литературный материал для конспекта урока Применение
Оценивает качество отбора историко-литературного материала для конспекта урока Применение
Готовит дидактические материалы для комплексного урока по творчеству С.А. Есенина Творчество
Анализирует поэтическую сатиру Маяковского в лирике ("О Дряни", "Прозаседавшиеся" и др.) Применение
Знает наизусть стихотворения А.Т. Твардовского Воспроизведение
Оценивает разнообразие патриотической лирики 40-50-х гг.: М.Исаковский, А.Твардовский, Н.Тихонов, К.Симонов, П.Шубин и др. Применение
Выразительно исполняет наизусть стихотворения, посвященные ВОВ Применение
27 Стихи наизусть Индивидуальная работа Обнаруживает особенности художественных методов советской литературы Применение
Объясняет функционирование политики в отношении художественной литературы Воспроизведение
Называет основные постановления о советской литературе Воспроизведение
Даёт определение понятию "соцреализм" Воспроизведение
Анализирует новаторство писателей в изображении эстетического в литературе советского периода Применение
Выявляет признаки движения литературы от обобщенного образа революционной массы к социально-психологическому изображению характера Применение
Комментирует принятие революции А.Блоком и разочарование в ней. Воспроизведение
Анализирует содержание поэмы "Двеннадцать" А.Блока Применение
Анализирует лирическое творчество романтиков революции ( Н.Тихонов, М.Светлов, Э.Багрицкий.) Применение
28 Рубежный контроль. Модуль 3. Другое Знает этапы творческой эволюции Л. Леонова Воспроизведение
Знает содержание романов Л.Леонова Воспроизведение
Анализирует своеобразие конфликта романа "Русский лес" Применение
Характеризует драматургию Л. Леонова Применение
Выявляет типологические связи творчества Л. Леонова с русской классикой Применение
Определяет место творчества Л.Леонова в школьной программе Применение
Анализирует своеобразие композиции романа "Русский лес" Применение
Анализирует всплеск публикцистики в годы ВОВ. Применение
Анализирует особенности героического эпоса: «Непокоренные» Б.Горбатова, «Волоколамское шоссе» А.Бека и др. Применение
Знает содержание публицистики А.Толстого, И.Эренбурга, М. Шолохова, П.Вершигоры, и др.; Воспроизведение
Знает содержание произведения С.Алексиевич "У войны не женское лицо" Воспроизведение
Выявляет направления развития темы войны в прозе 40-50х Применение
Отбирать историко-литературные материалы для урока Памяти Применение
Проводить оценку качества отбора историко-литературных материалов для урока Памяти Применение
Создавать конспект внеклассного урока Памяти Творчество
Знает наизусть стихотворения А.Т. Твардовского Воспроизведение
Оценивает разнообразие патриотической лирики 40-50-х гг.: М.Исаковский, А.Твардовский, Н.Тихонов, К.Симонов, П.Шубин и др. Применение
Выразительно исполняет наизусть стихотворения, посвященные ВОВ Применение
Выявляет ключевые характеристики лирики современников Второй мировой войны Применение
Аналирует роль поэмы А.Т. Твардовского "Василий Теркин" в создании образа русского солдата Применение
Создавать конспект внеклассного урока Памяти Творчество
Отбирать историко-литературные материалы для урока Памяти Применение
Проводить оценку качества отбора историко-литературных материалов для урока Памяти Применение
Анализирует тематическое многообразие лирики А.Т. Твардовского и его творческую манеру Применение
Проводит учебное исследование темы матери в творчестве А.Т. Твардовского Творчество
Оценивает особенности драматургии 40-50хгг. Применение
Знает содержание героических драм о подвиге народа: «Нашествие» Л.Леонова, «Фронт» А.Корнейчука, «Русские люди» К.Симонова. Воспроизведение
29 Рубежный контроль. Модуль 3. Индивидуальная работа Знает этапы творческой эволюции Л. Леонова Воспроизведение
Знает содержание романов Л.Леонова Воспроизведение
Анализирует своеобразие конфликта романа "Русский лес" Применение
Характеризует драматургию Л. Леонова Применение
Выявляет типологические связи творчества Л. Леонова с русской классикой Применение

Литература

Основная

  1. История русской литературы XX века : учеб. для бакалавров, студентов, обучающихся по специальности 032900 "Русский язык и литература" : в 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. В.В. Агеносова. - 2-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 795, [1] c. - (Бакалавр. Базовый курс). - Гриф МО. - ISBN 978-5-9916-2111-3.
  2. История русской литературы XX века : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050301 (032900) - Русский язык и литература : в 4 кн. Кн. 1 : 1910 - 1930-е годы / [Л.Ф. Алексеева и др.] ; под ред. Л.Ф. Алексеевой. - Изд. 2-е ; испр. и доп. - М. : Студент, 2012. - 423, [1] c. - Авт. указаны на обороте тит. л. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-4363-0039-9 : 427-90.
  3. История русской литературы XX века : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050301 (032900) - Русский язык и литература : в 4 кн. Кн. 2 : 1910 - 1930-е годы. Русское зарубежье / [Л.Ф. Алексеева и др.] ; под ред. Л.Ф. Алексеевой. - Изд. 2-е ; испр. и доп. - М. : Студент, 2012. - 327, [1] c. - Авт. указаны на обороте тит. л. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-4363-0033-7 : 427-90.
  4. История русской литературы XX века : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050301(032900) - Русский язык и литература : в 4 кн. Кн. 3 : 1940 - 1960-е годы / [Л.Ф. Алексеева и др.] ; под ред. Л.Ф. Алексеевой. - Изд. 2-е ; испр. и доп. - М. : Студент, 2012. - 406, [2] c. - Авт. указаны на обороте тит. л. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-4363-0035-1 : 491-70.
  5. Серафимова, В.Д. История русской литературы XX века : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Русский язык и литература" / В.Д. Серафимова. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 538, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Гриф МО. - ISBN 978-5-16-005635-7 : 577-39.

Дополнительная

  1. Глушаков, Е.Б. Великие судьбы русской поэзии начала ХХ века. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2016. — 256 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/84205 — Загл. с экрана.
  2. Глушаков, Е.Б. Великие судьбы русской поэзии: середина ХХ века. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2016. — 340 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/74708 — Загл. с экрана
  3. Дворяшин, Ю. А. М. Шолохов: грани судьбы и творчества : [научное издание] / Ю. А. Дворяшин. - Москва : Синергия, 2005. - 219, [3] c. - ISBN 5-7368-0279-1 : 50-00.
  4. Кирпичников, А.И. Очерки по истории новой русской литературы. Том 2. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 226 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/37061 — Загл. с экрана.
  5. Михайлов, А.А. Маяковский : [монография] / Ал. Михайлов. - М. : Молодая гвардия, 1988. - 557, [2] с.
  6. Русские поэты XX века. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2016. — 320 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/84307 — Загл. с экрана.

Цифровые ресурсы

  1. Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги [Электронный ресурс]. Биобиблиографический словарь: в 3 томах. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. - Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10547, свободный

Источники

  1. Русская драматургия XX века : хрестоматия. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2016. — 528 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/84299 — Загл. с экрана.
  2. Русская поэзия ХХ век : антология / [под общ. ред. В. А. Кострова, Г. Красникова]. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 1999. - 926 с.
  3. ФГОС среднего общего образования.[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.google.ru/search?client=opera&q=фгос+среднего+общего+образования&sourceid=opera&ie=UTF-8&oe=UTF-8-, свободный. – Загл. с экрана.

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. История русской литературы [Электронный ресурс]: Направление подготовки Педагогическое образование, экзамен / ГОУ ВПО «Сургут.гос. пед. ун-т» ; сост. Е.А. Авдеева. – Электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.