бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Sept. 13, 2017 утверждено Oct. 31, 2017
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Oct. 2, 2017
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 30, 2017

Б3.Б.9 Организация научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона, 7 семестр

Б-4022, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) знание теоретических основ организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях знаниевый
владение способами организации научно-исследовательской деятельности ориентировочный
умение определять цель, задачи, осуществлять планирование педагогического исследования с целью оптимизации деятельности образовательного учреждения операциональный
опыт анализа научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона опыт
Способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) знание теоретических основ организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся знаниевый
владение способами организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся ориентировочный
умение определять цель, задачи, формы организации учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, осуществлять её планирование операциональный
опыт проектирования учебно-исследовательской деятельностью обучающихся опыт

Цели изучения дисциплины

Сформировать готовность организовывать научно-исследовательскую деятельность в образовательных учреждениях региона

Задачи

  1. формировать знания об особенностях организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона
  2. научиться проектировать научно-исследовательскую деятельность в образовательных учреждениях региона

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 12.0 ч.
Практическая работа 12.0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 8.5 ч.
Часов в неделю 2.75 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Сформировать представление о сущности научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Знание особенностей организации, функций,структуры, методов научно-исследовательской деятельности
  • Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность
  • Оформление результатов исследования
Практические основы организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона сформировать готовность разрабатывать и анализировать продукты научно-исследовательской деятельности в образовательных организациях региона умение проектировать научно-исследовательскую деятельность в общеобразовательных учреждениях региона
  • Организация педагогических исследований в образовательных учреждениях
  • Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона
  • Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона
  • Особенности организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Лекция 2.0 1
2 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Семинар 2.0 1
3 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Конференция 2.0 2
4 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Вариативное задание 2.0 2
5 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Лекция 2.0 3
6 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Вариативное задание 2.0 4
7 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Практическая работа 4.0 4
8 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Семинар 2.0 5
9 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Индивидуальная работа 1.0 5
10 Рубежный контроль по первому модулю Коллоквиум 2.0 6
11 Рубежный контроль по первому модулю Индивидуальная работа 2.0 6
12 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Лекция 2.0 7
13 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Семинар 2.0 8
14 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Индивидуальная работа 1.0 8
15 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Лекция 2.0 9
16 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Другое 2.0 9
17 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Индивидуальная работа 2.0 9
18 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Вариативное задание 2.0 10
19 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Практическая работа 4.0 10
20 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Лекция 2.0 11
21 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Вариативное задание 2.0 11
22 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Семинар 4.0 12
23 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Лекция 2.0 13
24 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Вариативное задание 2.0 14
25 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Семинар 2.0 14
26 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Практическая работа 4.0 15
27 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Индивидуальная работа 2.0 15
28 Рубежный контроль по второму модулю Другое 2.0 16
29 Рубежный контроль по второму модулю Индивидуальная работа 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Лекция знать сущность научно-исследовательской компетентности педагога Воспроизведение
характеризовать понятие "педагогическое исследование", определять виды научных исследований и их функции Воспроизведение
2 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Семинар выделять этапы научно-исследовательской деятельности педагога Воспроизведение
осуществлять анализ профессионального стандарта педагога и стандарта высшего образования с позиций требований к научно-исследовательской компетентности педагога Применение
3 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Конференция выделять проблемы в организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Воспроизведение
4 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Вариативное задание уметь применять методы научно-исследовательской деятельности Применение
владеть общей схемой анализа научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении Применение
5 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Лекция иметь представление о многообразии форм оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
6 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Вариативное задание разрабатывать содержание научных тезисов в соответствии с требованиями к научному изложению результатов научно-исследовательской деятельности Творчество
7 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Практическая работа анализировать примеры оформления результатов научно-исследовательской деятельности в регионе Применение
обосновывать выбор формы оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
8 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Семинар характеризовать формы оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
9 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Индивидуальная работа структурировать материал, отражающий собственный опыт организации научно-исследовательской работы по направлению близкому к курсовой работе или ВКР Применение
10 Рубежный контроль по первому модулю Коллоквиум знать сущность научно-исследовательской компетентности педагога Воспроизведение
характеризовать понятие "педагогическое исследование", определять виды научных исследований и их функции Воспроизведение
выделять этапы научно-исследовательской деятельности педагога Воспроизведение
уметь применять методы научно-исследовательской деятельности Применение
осуществлять анализ профессионального стандарта педагога и стандарта высшего образования с позиций требований к научно-исследовательской компетентности педагога Применение
владеть общей схемой анализа научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении Применение
выделять проблемы в организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Воспроизведение
характеризовать формы оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
обосновывать выбор формы оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
структурировать материал, отражающий собственный опыт организации научно-исследовательской работы по направлению близкому к курсовой работе или ВКР Применение
разрабатывать содержание научных тезисов в соответствии с требованиями к научному изложению результатов научно-исследовательской деятельности Творчество
иметь представление о многообразии форм оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
11 Рубежный контроль по первому модулю Индивидуальная работа анализировать примеры оформления результатов научно-исследовательской деятельности в регионе Применение
12 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Лекция знать особенности организации руководства научно-исследовательской деятельностью в образовательных учреждениях Воспроизведение
13 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Семинар определять пути, типы стратегии организации научно-исследовательской деятельность в образовательных учреждениях Применение
14 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Индивидуальная работа иметь представления об условиях для организации научно-исследовательской деятельностью в образовательных организациях Воспроизведение
15 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Лекция уметь выделять признаки передового педагогического опыта Воспроизведение
характеризовать педагогическое мастерство и новаторство как составляющие педагогического опыта Воспроизведение
знать особенностии системы работы методической службы образовательного учреждения по работе с передовым педагогическим опытом Воспроизведение
16 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Другое уметь анализировать планы и полученные результаты научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Применение
17 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Индивидуальная работа владеть критериями анализа педагогического опыта Воспроизведение
18 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Вариативное задание анализировать передовой педагогический опыт организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона Применение
19 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Практическая работа иметь опыт подбора содержания таких методов исследования как беседы, анкетирования при изучении педагогического опыта в образовательных учреждениях региона Применение
уметь использовать формы представления передового педагогического опыта в образовательных учреждениях Творчество
20 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Лекция знать понятие и сущность проектной деятельности Воспроизведение
21 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Вариативное задание владеть технологией разработки проекта Применение
22 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Семинар характеризовать типологию проектов в современном образовании Воспроизведение
выделяет критерии оценки жизнеспособности проекта Воспроизведение
характеризовать особенности проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Воспроизведение
23 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Лекция знать технологию организации учебно-исследовательской деятельности Воспроизведение
24 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Вариативное задание осуществлять анализ продуктов научно-исследовательской деятельности обучающихся Применение
25 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Семинар характеризовать виды учебно-исследовательской деятельности обучающихся Воспроизведение
26 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Практическая работа уметь проектировать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся в соответствии со структурными компонентами Творчество
27 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Индивидуальная работа определять сущность и значение учебно-исследовательской деятельности обучающихся Воспроизведение
28 Рубежный контроль по второму модулю Другое знать особенности организации руководства научно-исследовательской деятельностью в образовательных учреждениях Воспроизведение
определять пути, типы стратегии организации научно-исследовательской деятельность в образовательных учреждениях Применение
иметь представления об условиях для организации научно-исследовательской деятельностью в образовательных организациях Воспроизведение
уметь анализировать планы и полученные результаты научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Применение
знать понятие и сущность проектной деятельности Воспроизведение
характеризовать типологию проектов в современном образовании Воспроизведение
владеть технологией разработки проекта Применение
выделяет критерии оценки жизнеспособности проекта Воспроизведение
характеризовать особенности проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Воспроизведение
определять сущность и значение учебно-исследовательской деятельности обучающихся Воспроизведение
характеризовать виды учебно-исследовательской деятельности обучающихся Воспроизведение
осуществлять анализ продуктов научно-исследовательской деятельности обучающихся Применение
знать технологию организации учебно-исследовательской деятельности Воспроизведение
29 Рубежный контроль по второму модулю Индивидуальная работа уметь проектировать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся в соответствии со структурными компонентами Творчество

Литература

Основная

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 319 с.
  2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов пед. вузов / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2007. – 206 с.
  3. Колмогорова, Н.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.В. Колмогорова, З.А. Аксютина ; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск : Издательство СибГУФК, 2012. - 248 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274599 -Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б.С. Волков: Учебное пособие для вузов. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. – 352 с
  2. Джагаева, Т.Е. Наблюдения и эксперимент в учебно-познавательном процессе / Т.Е. Джагаева // Педагогические технологии. – 2006. - № 4. – С. 55-60.
  3. Загвязинский, В.И. Педагогическая наука и реформирование образования / В.И. Загвязинский // Народное образование. – 2010. - № 2. – С. 93-98
  4. Засыпкин, В. П. Дети в системе дополнительного образования северного города: методология и методика социологического исследования : монография / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина ; Департамент образования и молодеж. политики ХМАО - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т" ; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования "Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина". - Тюмень : [Аксиома], 2014. - 99 с.
  5. Засыпкин, В. П. Методология и методика конкретно-социологического исследования проблем обучения и социальной адаптации детей-мигрантов в ХМАО - Югре : науч.-метод. пособие / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Лаб. регион. исслед. - Сургут : РИО СурГПУ, 2012. - 94 c.
  6. Засыпкин, В. П. Учительство ХМАО - Югры как социально-профессиональная общность : монография / Засыпкин В. П., Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т ", Урал. отд-ние Рос. о-ва социологов, Югор. отд-ние Рос. о-ва социологов. - Тюмень : Аксиома, 2013. - 35с.
  7. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. - М. : Педагогика, 1990. - 144 с.
  8. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 393, [3] с.
  9. Кудрова, И.А. Философия науки и познавательная деятельность студентов (на примере подготовки менеджеров) [Текст] / И.А. Кудрова // Эпистемология и философия науки. – 2011. - № 1. – С. 117-128.
  10. Мокий, М. С. Методология научных исследований :учеб. для магистратуры : учеб. для студентов вузов / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; Гос. ун-т упр. ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2015. - 255 c.
  11. Образование в Ханты-Мансийском автономном округе / [авт.-сост. Л. М. Деревянко]. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2004. - 48 с.
  12. Обучение наблюдением: студенты в исследовательском процессе / С.Г. Кордонский, Ю.М. Плюснин, О.М. Моргунова // Вопросы образования. – 2010. - № 4. – С. 54-69.
  13. Ставринова, Н.Н. Введение в педагогическое исследование: Учебно -методические рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения / Н.Н. Ставринова. - Сургут: РИО СурГПИ, 2003. – 34 с.
  14. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. – 2011. - № 5. – 3-21.

Цифровые ресурсы

  1. Международный образовательный портал [Электронный ресурс]. - доступ - http://www.maam.ru/
  2. Розин В.М.Традиционные и современные идеи (стратегии) построения учебных и образовательных предметов / В.М. Розин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fondgp.ru/lib/chteniya/xiv/abstracts/3

Источники

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступившей в силу с 1 сентября 2013 г.- М.: КНОРУС, 2013. - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. В 3.4. Организация научно-исследователськой работы в образовательных учреждениях региона [Электронный ресурс], Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование», экзамен / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т»; Автор-сост. А.А.Арасланова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.