бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 26 декабря 2017 г. утверждение отклонено 17 мая 2018 г.
Н.В. Ганущак заведующий кафедрой
согласовано 8 июня 2018 г.
Д.В. Ларкович декан факультета
согласовано 8 июня 2018 г.

Б1.В.ОД.9 Современные методы исследования, 4 семестр

Б-6081, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Русский язык и литература), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.А. Авдеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) Знает круг проблемных вопросов для разработки исследования по предмету знаниевый
Знает лингвистические и литературоведческие методы исследований знаниевый
Знает общенаучные методы исследований знаниевый
Владеет критериями оценки качества проблематизации исследований ориентировочный
Владеет критериями оценки качественного отбора методов исследования ориентировочный
Владеет принципами выбора методов исследования ориентировочный
Владеет способами проблематизации исследований ориентировочный
Выявляет логическую связь элементов аппарата научного исследования ориентировочный
Выбирает методы исследования, исходя из темы, цели, предмета и объекта исследования операциональный
Опыт обоснования методологии проводимого исследования опыт
Опыт подготовки аппарата научного исследования по теме курсовой работы опыт
готовность к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (ПК-21) Знает лингвистические и литературоведческие методы исследований знаниевый
владеет схемой выбора вида и метода филологического анализа текста в соответствии с целью; ориентировочный
анализа текстов с помощью разных литературоведческих и лингвистических методов в зависимости от цели; опыт
способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) Знает современные методы исследования знаниевый
Владеет принципами проведения исследования ориентировочный
Владеет принципами проектирования исследования ориентировочный
Владеет способами проектирования аппарата исследования операциональный
Опыт подготовки аппарата исследования опыт
способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) Знает особенности учебно-исследовательской деятельности обучающихся по русскому языку и литературе знаниевый
Владеет критериями оценки соответствия темы задачам и возможностям учебного исследования ориентировочный
Владеет принципами отбора тем для организации учебного исследования ориентировочный
Формулирует темы учебных исследований операциональный
Опыт разработки перечня тем для учебного исследования по русскому языку и литературе опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться применять современные методы исследования в профессиональной деятельности будущего учителя-словесника.

Задачи

  1. Знать основные исследовательские методы в современной отечественной и зарубежной филологической науке
  2. Уметь анализировать художественные тексты на основе различных исследовательских методов
  3. Владеть навыками выполнения научно-исследовательских проектов, разработки тем учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30,0 ч. (41,67%)
Контроль самостоятельной работы 12,0 ч.
Самостоятельная работа студента 42,0 ч. (58,33%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 14,0 ч. из 13,0 ч.
Часов в неделю 1,88 ч. (2,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль № 1 (теоретический) Знать основные научные методы в отечественной и зарубежной филологии Освоение содержания основных принципов и подходов, разработанных представителями различных научных школ в филологии
  • Методологическая основа научного исследования
  • Исследовательские школы в современной филологической науке
Модуль № 2 (практический) Научиться применять различные принципы и подходы при изучении различных произведений словесного творчества Сформированный вариативный исследовательский потенциал студента-словесника
  • Виды анализа в современной филологической практике
Модуль № 3 (проектный) Научиться составлять научный доклад в соответствии с критериями одного из освоенных научных методов Разработка индивидуального исследовательского проекта
  • Проектная работа в филологическом исследовании
  • Учебное исследование

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Научное знание как система. Методология научного исследования Лекция 2,0 1
2 Филология как наука, её предмет, задачи и структура. Основные пути филологических исследований в зарубежной и отечественной науке до XX века Лекция 2,0 2
3 Биографический метод. Мифологический метод и мифокритические концепции литературы Лекция 2,0 3
4 Сравнительно-исторический метод. Развитие компаративистских методик в сравнительно-типологическом литературоведении XX века. Культурно-исторический метод Лекция 2,0 4
5 Феноменология в литературоведении. Русская «формальная школа». Швейцарская «школа интерпретации» и американская «новая критика». Неокантианство Лекция 2,0 5
6 Семиотика. Структурализм. Герменевтика XX в. «Рецептивная эстетика». Когнитивистика, когнитивная лингвистика и лингвистическая семантика. Постструктурализм в гуманитаристике Лекция 2,0 6
7 Лингвистические методы исследований Коллоквиум 2,0 7
8 Научные филологические школы Минизачет 2,0 7
9 Научные филологические школы Индивидуальная работа 4,0 7
10 Биографический анализ книги Ф.М. Достоевского "Записки из мертвого дома" Семинар 2,0 8
11 Мифокритический анализ повести Н.В. Гоголя "Ревизор" Семинар 2,0 9
12 "Исповедь" Л.Н. Толстого в ракурсе компаративистики Семинар 2,0 10
13 "Исповедь" Л.Н. Толстого в ракурсе компаративистики Индивидуальная работа 3,0 10
14 Феноменологический анализ рассказа В.М. Гаршина "Ночь" Семинар 2,0 11
15 Структурно-семантический анализ рассказа А.П. Чехова "Черный монах" Другое 2,0 12
16 Структурно-семантический анализ рассказа А.П. Чехова "Черный монах" Индивидуальная работа 2,0 12
17 Учебная конференция "Художественное произведение как объект научного исследования" Конференция 4,0 13
18 Учебная конференция "Художественное произведение как объект научного исследования" Индивидуальная работа 3,0 14
19 Учебные исследования по русскому языку и литературе в школе Коллоквиум 2,0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Научное знание как система. Методология научного исследования Лекция Знать основные виды познания Воспроизведение
Уметь определять основные черты научного знания Воспроизведение
Знать основные виды научных исследований Воспроизведение
2 Филология как наука, её предмет, задачи и структура. Основные пути филологических исследований в зарубежной и отечественной науке до XX века Лекция Знать функциональную структуру филологии как науки Воспроизведение
Знать основные виды филологических научных дисциплин Воспроизведение
Знать основные этапы становления филологической науки Воспроизведение
3 Биографический метод. Мифологический метод и мифокритические концепции литературы Лекция Знать основные принципы биографического метода Узнавание
Знать основные принципы мифологического метода Узнавание
4 Сравнительно-исторический метод. Развитие компаративистских методик в сравнительно-типологическом литературоведении XX века. Культурно-исторический метод Лекция Знать основные принципы сравнительно-исторического метода Узнавание
5 Феноменология в литературоведении. Русская «формальная школа». Швейцарская «школа интерпретации» и американская «новая критика». Неокантианство Лекция Знать основные принципы феноменологического метода Узнавание
Знать основные принципы формального литературоведения Узнавание
6 Семиотика. Структурализм. Герменевтика XX в. «Рецептивная эстетика». Когнитивистика, когнитивная лингвистика и лингвистическая семантика. Постструктурализм в гуманитаристике Лекция Знать основные принципы семиотического метода Узнавание
Знать основные принципы структурной и постструктуралистской поэтики Узнавание
Знать основные принципы филологической герменевтики Узнавание
7 Лингвистические методы исследований Коллоквиум Знать виды лингвистических исследований Воспроизведение
Уметь анализировать художественный текст с применением одного из лингвистических методов Применение
Соблюдать технологию проведения лингвистического исследования Применение
8 Научные филологические школы Минизачет Знать основные виды познания Воспроизведение
Уметь определять основные черты научного знания Воспроизведение
Знать основные виды научных исследований Воспроизведение
Знать функциональную структуру филологии как науки Воспроизведение
Знать основные виды филологических научных дисциплин Воспроизведение
Знать основные этапы становления филологической науки Воспроизведение
Знать основные принципы биографического метода Узнавание
Знать основные принципы мифологического метода Узнавание
Знать основные принципы сравнительно-исторического метода Узнавание
Знать основные принципы феноменологического метода Узнавание
9 Научные филологические школы Индивидуальная работа Результаты не указаны
10 Биографический анализ книги Ф.М. Достоевского "Записки из мертвого дома" Семинар Знать основные принципы биографического метода Узнавание
Уметь анализировать художественный текст на основе биографического метода Применение
11 Мифокритический анализ повести Н.В. Гоголя "Ревизор" Семинар Знать основные принципы мифологического метода Узнавание
Уметь анализировать художественный текст с позиций мифокритического метода Применение
12 "Исповедь" Л.Н. Толстого в ракурсе компаративистики Семинар Знать основные принципы сравнительно-исторического метода Узнавание
Уметь анализировать художественный текст с использованием сравнительно-исторических принципов Применение
13 "Исповедь" Л.Н. Толстого в ракурсе компаративистики Индивидуальная работа Знать основные принципы сравнительно-исторического метода Узнавание
Уметь анализировать художественный текст с использованием сравнительно-исторических принципов Применение
14 Феноменологический анализ рассказа В.М. Гаршина "Ночь" Семинар Знать основные принципы феноменологического метода Узнавание
Уметь анализировать художественный текст с позиций герменевтики Применение
15 Структурно-семантический анализ рассказа А.П. Чехова "Черный монах" Другое Знать основные принципы структурной и постструктуралистской поэтики Узнавание
Уметь анализировать художественный текст с точки зрения его структурной семантики Применение
16 Структурно-семантический анализ рассказа А.П. Чехова "Черный монах" Индивидуальная работа Результаты не указаны
17 Учебная конференция "Художественное произведение как объект научного исследования" Конференция Уметь анализировать художественный текст на основе биографического метода Применение
Уметь анализировать художественный текст с позиций мифокритического метода Применение
Уметь анализировать художественный текст с использованием сравнительно-исторических принципов Применение
Уметь анализировать художественный текст с позиций герменевтики Применение
Уметь анализировать художественный текст с точки зрения его структурной семантики Применение
Подготовка и презентация научного доклада в ракурсе определенной исследовательской методологии Творчество
18 Учебная конференция "Художественное произведение как объект научного исследования" Индивидуальная работа Уметь анализировать художественный текст на основе биографического метода Применение
Уметь анализировать художественный текст с позиций мифокритического метода Применение
Уметь анализировать художественный текст с использованием сравнительно-исторических принципов Применение
Уметь анализировать художественный текст с позиций герменевтики Применение
19 Учебные исследования по русскому языку и литературе в школе Коллоквиум Знает особенности учебно-исследовательской деятельности обучающихся по русскому языку и литературе Воспроизведение
Формулирует критерии оценки соответствия темы задачам и возможностям учебного исследования Применение
Отбирает темы для организации учебного исследования Применение
Разрабатывает темы для учебного исследования по русскому языку и литературе Применение

Литература

Основная

  1. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста [Электронный ресурс]: Н.С. Болотнова. - 4-е изд. - Москва : Флинта, 2009. - 520 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83071 –Загл. с экрана
  2. Даниленко, В. П. Методы лингвистического анализа : курс лекций [для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей вузов] / В. П. Даниленко. - М. : Флинта [и др.], 2011. - 277, [3] с.
  3. Минералова, И. Г. Анализ художественного произведения: стиль и внутренняя форма : учеб.пособие / И. Г. Минералова. - М. : Флинта [и др.], 2011. - 252, [3] с. - ISBN 978-5-9765-0976-4 : 212-40
  4. Чувакин, А.А. Основы филологии [Электронный ресурс]: А.А. Чувакин. - Москва: Флинта, 2011. - 121 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=69125 –Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Жеребило Т.В. Методы исследования в филологии: Словарь–справочник. Назрань: Пилигрим, 2013.
  2. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 2000.
  3. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий; под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Intrada, 2008.
  4. Розеншток-Хюсси О. Язык рода человеческого. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.
  5. Розов, М.А. Философия науки в новом видении [Электронный ресурс]: М.А. Розов. - Москва: «Новый хронограф», 2012. - 440 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228552 –Загл. с экрана
  6. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М.: Интрада—ИНИОН. 1999.
  7. Стернин И.А. Анализ скрытых смыслов в тексте. Воронеж: Истоки, 2011.
  8. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М.: Академия, 2009.
  9. Якобсон, Р.О. Формальная школа и современное русское литературоведение [Электронный ресурс] Р.О. Якобсон. - Москва : Языки славянской культуры, 2011. - 280 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211096 –Загл. с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Аnnализ текста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/annalystxt/ Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://manyal-med.boom.ru /ID _16_48_55.htm
  2. Лотман Ю.М. Структура художественного текста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vgershov.lib.ru/ ARCHIVES/L/LOTMAN_Yu._M/_Lotman_Yu._M..shtml
  3. Русский филологический портал: http://www.philology.ru
  4. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://feb-web.ru/
  5. Эйхенбаум Б. Теория «формального метода» [Электронный ресурс] // ОПОЯЗ: Материалы. Документы. Публикации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.opojaz.ru/method/method01.html

Источники

  1. Гаршин В.М. Сочинения. М.: Худож. литер., 1983.
  2. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22 томах. М.: Худож. литер., 1978–1985.
  3. Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. М.: Наука, 1974–1983.

Учебно-методические материалы

  1. Современные методы исследования : Рабочая программа: АРМ преподавателя СурГПУ [Электронный ресурс]: Б-4081 Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, зачет / ГОУ ВПО-ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Е.А. Авдеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Современные методы исследования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, зачет / ГОУ ВПО «Сургут.гос. пед. ун-т» ; сост. Е.А. Авдеева. – Электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.