бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Sept. 21, 2017 утверждено Oct. 31, 2017
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Sept. 21, 2017
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Sept. 21, 2017

Б1.Б.19 Теория и история культуры, 3 семестр

Б-6201, 51.03.03, Социально-культурная деятельность, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
С.Р. Аминов ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОК-2: способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции; знание основных культурно-исторических этапов развития культуры и общества знаниевый
понимание механизмов развития культурно-исторического развития ориентировочный
владение навыками анализа механизмов культурно-исторического развития операциональный
опыт организации и проведения кргулого стола по проблеме культурно-исторического развития опыт
ПК-1: способность эффективно реализовывать актуальные задачи государственной культурной политики в процессе социально-культурной деятельности. знание актуальных проблем современной культуры в контексте государственной культурной политики знаниевый
понимание значимости государственной культурной политики в решении проблем современной культуры ориентировочный
владение навыками диалога по проблемам современной культуры в контексте государственной культурной политики операциональный
подготовки культурологического эссе опыт

Цели изучения дисциплины

уметь анализировать социокультурные явления и процессы как в исторической ретроспективе так и в контексте современной повседневной культуры

Задачи

  1. знать общие представления о теориях, концепциях и направлениях развития культуры как феномена
  2. уметь анализировать и прогнозировать социокультурные проблемы и процессы, события и явления

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 64.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 20.0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 12.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 81.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.0 ч. из 12 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теория культуры Сформировать общие представления о культурологических теориях и концепциях Знать основные культурологические концепции, школы, течения и концепты.
  • 1.1. Культура: понятие, признаки, функции
  • 1.2. Типология культуры
  • 1.3. Основные культурологические концепции
  • 1.4. Культура, общество, личность, природа, цивилизация. Диалог культур и цивилизаций
История культуры иметь представление о социокультурных явлениях и процессах как в исторической ретроспективе так и в контексте современной повседневной культуры уметь определять причинно-следственные факторы и связи развития мировой культуры как в исторической ретроспективе так и в контексте современной повседневной культуры
  • 2.1. Первобытная культура.
  • 2.2. Культура древних цивилизаций (Месопотамия, Египет, Передняя Азия)
  • 2.3. Культура Древней Греции и Рима: памятники античного искусства
  • 2.4. Культура Западноевропейского средневековья
  • 2.5. Культура эпохи Возрождения
  • 2.6. Западноевропейская культура Нового и Новейшего времени

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Культура: понятие, признаки, функции. Входной контроль (эссе) Лекция 2.0 1
2 Культура: понятие, признаки, функции. Входной контроль (эссе) Индивидуальная работа 1.0 1
3 Культура: понятие, признаки, функции. Входной контроль (эссе) Семинар 2.0 1
4 Типология культуры Семинар 2.0 2
5 Типология культуры Индивидуальная работа 2.0 3
6 Основные модели развития культуры Семинар 2.0 4
7 ХХ век: цивилизация и культура. Другое 2.0 4
8 Культура и общество. Семинар 2.0 5
9 Культура и общество. Практическая работа 2.0 5
10 Культура и общество. Индивидуальная работа 2.0 5
11 Культура и личность. Инкультурация и социализация Практическая работа 2.0 6
12 Культура и личность. Инкультурация и социализация Индивидуальная работа 2.0 6
13 Рубежный контроль №1 Контрольная работа 2.0 7
14 Культура и процесс глобализации Коллоквиум 2.0 7
15 Культура и процесс глобализации Индивидуальная работа 2.0 7
16 Культурогенез Лекция 2.0 8
17 Первобытная культура. Практическая работа 2.0 8
18 Культурогенез Семинар 2.0 8
19 Первобытная культура. Лекция 2.0 9
20 Первобытная культура. Семинар 2.0 9
21 Первобытная культура. Индивидуальная работа 2.0 9
22 Культура древних цивилизаций (Месопотамия, Египет, Передняя Азия). Семинар 2.0 10
23 Культура древних цивилизаций (Месопотамия, Египет, Передняя Азия). Лекция 2.0 10
24 Культура древних цивилизаций (Месопотамия, Египет, Передняя Азия). Индивидуальная работа 2.0 10
25 Культура Древней Индии и Китая. Практическая работа 2.0 11
26 Культура Древней Индии и Китая. Лекция 2.0 11
27 Культура Древней Греции: памятники античного искусства. Другое 2.0 12
28 Древняя Греция и Древний Рим: общее и особенное Лекция 2.0 12
29 Древняя Греция и Древний Рим: общее и особенное Практическая работа 2.0 13
30 Макабрическая культура Возрождения Лекция 2.0 13
31 Древняя Греция и Древний Рим: общее и особенное Семинар 2.0 13
32 Раннехристианская культура. Культура Византии. Практическая работа 2.0 14
33 Макабрическая культура Возрождения Практическая работа 2.0 14
34 Макабрическая культура Возрождения Семинар 2.0 14
35 Макабрическая культура Возрождения Индивидуальная работа 1.0 14
36 Западноевропейская культура Нового времени. Лекция 2.0 15
37 Западноевропейская культура Нового времени. Семинар 2.0 15
38 Культура ХХ века Другое 2.0 15
39 Западноевропейская культура Нового времени. Практическая работа 2.0 16
40 Рубежный контроль №2 Конференция 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Культура: понятие, признаки, функции. Входной контроль (эссе) Лекция знать определение понятия культуры и функций Воспроизведение
2 Культура: понятие, признаки, функции. Входной контроль (эссе) Индивидуальная работа знать определение понятия культуры и функций Воспроизведение
3 Культура: понятие, признаки, функции. Входной контроль (эссе) Семинар знать определение понятия культуры и функций Воспроизведение
4 Типология культуры Семинар выявлять основания типологизации культур Применение
5 Типология культуры Индивидуальная работа выявлять основания типологизации культур Применение
6 Основные модели развития культуры Семинар выделять концепты культуры и применять в своей профессиональной деятельности Применение
7 ХХ век: цивилизация и культура. Другое выделять основные проблемы культуры и цивилизации в контексте деятельности человека Применение
8 Культура и общество. Семинар выявлять основания типологизации культур Применение
9 Культура и общество. Практическая работа выявлять основания типологизации культур Применение
10 Культура и общество. Индивидуальная работа выявлять основания типологизации культур Применение
11 Культура и личность. Инкультурация и социализация Практическая работа выделять основные проблемы культуры и цивилизации в контексте деятельности человека Применение
подготовить круглый стол по проблеме межкультурного диалога Творчество
12 Культура и личность. Инкультурация и социализация Индивидуальная работа выделять основные проблемы культуры и цивилизации в контексте деятельности человека Применение
подготовить круглый стол по проблеме межкультурного диалога Творчество
13 Рубежный контроль №1 Контрольная работа знать определение понятия культуры и функций Воспроизведение
выявлять основания типологизации культур Применение
выделять концепты культуры и применять в своей профессиональной деятельности Применение
выделять основные проблемы культуры и цивилизации в контексте деятельности человека Применение
14 Культура и процесс глобализации Коллоквиум выявлять причинно-следственные факторы становления и развития повседневной культуры античности, характеризовать повседневную культуру античного мира Применение
15 Культура и процесс глобализации Индивидуальная работа выделять основные проблемы культуры и цивилизации в контексте деятельности человека Применение
подготовить круглый стол по проблеме межкультурного диалога Творчество
16 Культурогенез Лекция выделять особенности первобытной культуры, приводить примеры синкретизма культуры первобытности и современности Применение
17 Первобытная культура. Практическая работа анализировать общее и особенное повседневной культуры древних цивилизаций Применение
18 Культурогенез Семинар выделять особенности первобытной культуры, приводить примеры синкретизма культуры первобытности и современности Применение
19 Первобытная культура. Лекция выделять особенности первобытной культуры, приводить примеры синкретизма культуры первобытности и современности Применение
20 Первобытная культура. Семинар выделять особенности первобытной культуры, приводить примеры синкретизма культуры первобытности и современности Применение
21 Первобытная культура. Индивидуальная работа выделять особенности первобытной культуры, приводить примеры синкретизма культуры первобытности и современности Применение
22 Культура древних цивилизаций (Месопотамия, Египет, Передняя Азия). Семинар выявлять причинно-следственные факторы становления и развития повседневной культуры античности, характеризовать повседневную культуру античного мира Применение
23 Культура древних цивилизаций (Месопотамия, Египет, Передняя Азия). Лекция анализировать общее и особенное повседневной культуры древних цивилизаций Применение
24 Культура древних цивилизаций (Месопотамия, Египет, Передняя Азия). Индивидуальная работа анализировать общее и особенное повседневной культуры древних цивилизаций Применение
25 Культура Древней Индии и Китая. Практическая работа выделять характерные особенности и факторы становления повседневной культуры Средневековья Применение
26 Культура Древней Индии и Китая. Лекция анализировать общее и особенное повседневной культуры древних цивилизаций Применение
27 Культура Древней Греции: памятники античного искусства. Другое выявлять причинно-следственные факторы становления и развития повседневной культуры античности, характеризовать повседневную культуру античного мира Применение
28 Древняя Греция и Древний Рим: общее и особенное Лекция выявлять причинно-следственные факторы становления и развития повседневной культуры античности, характеризовать повседневную культуру античного мира Применение
29 Древняя Греция и Древний Рим: общее и особенное Практическая работа выявлять особенности стилизации повседневной жизни людей Нового и Новейшего времени Применение
30 Макабрическая культура Возрождения Лекция сравнивать концепты культуры античности и возрождения Применение
выявлять особенности макабрической культуры Применение
31 Древняя Греция и Древний Рим: общее и особенное Семинар выявлять причинно-следственные факторы становления и развития повседневной культуры античности, характеризовать повседневную культуру античного мира Применение
32 Раннехристианская культура. Культура Византии. Практическая работа выделять характерные особенности и факторы становления повседневной культуры Средневековья Применение
33 Макабрическая культура Возрождения Практическая работа сравнивать концепты культуры античности и возрождения Применение
выявлять особенности макабрической культуры Применение
34 Макабрическая культура Возрождения Семинар сравнивать концепты культуры античности и возрождения Применение
выявлять особенности макабрической культуры Применение
35 Макабрическая культура Возрождения Индивидуальная работа сравнивать концепты культуры античности и возрождения Применение
выявлять особенности макабрической культуры Применение
36 Западноевропейская культура Нового времени. Лекция выявлять особенности стилизации повседневной жизни людей Нового и Новейшего времени Применение
37 Западноевропейская культура Нового времени. Семинар выявлять особенности стилизации повседневной жизни людей Нового и Новейшего времени Применение
38 Культура ХХ века Другое выявлять особенности стилизации повседневной жизни людей Нового и Новейшего времени Применение
39 Западноевропейская культура Нового времени. Практическая работа выявлять особенности стилизации повседневной жизни людей Нового и Новейшего времени Применение
40 Рубежный контроль №2 Конференция выделять особенности первобытной культуры, приводить примеры синкретизма культуры первобытности и современности Применение
анализировать общее и особенное повседневной культуры древних цивилизаций Применение
выделять характерные особенности и факторы становления повседневной культуры Средневековья Применение
сравнивать концепты культуры античности и возрождения Применение
выявлять особенности макабрической культуры Применение
выявлять особенности стилизации повседневной жизни людей Нового и Новейшего времени Применение

Литература

Основная

  1. Багдасарьян, Н.Г. Культурология : учеб. для вузов / Н.Г. Багдасарьян. - М. : Юрайт [и др.], 2010. - 495 с.
  2. Багновская, Н.М. Культурология [Электронный ресурс]: учебник / Н.М. Багновская. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и Ко, 2011. - 420 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116048 –Загл. с экрана
  3. Садохин А.П. Культурология [Электронный ресурс] /А.П. Садохин. М.: Юнити-Дана, 2012. ЭБС «Университетская библиотека Онлайн». Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115400&sr=1

Дополнительная

  1. Культурология : учеб. для бакалавров и специалистов, студентов вузов / Г.В. Драч [и др.]. - СПб. [и др.] : Питер, 2013. - 384 с.
  2. Флиер, А.Я. Происхождение и развитие культуры - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусства, 2008. - 271 с.

Цифровые ресурсы

  1. Журнал "Вопросы культурологии". Режим доступа: http://www.panor.ru/journals/culturolog/
  2. Научная электронная библиотека. Режим доступа: http://rliprary.ru/defaultx.asp
  3. Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена. Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru

Источники

  1. Основы государственной культурной политики. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 [Электронный ресурс]: http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=4318
  2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями на 21 июля 2014 года) (редакция, действующая с 1 января 2015 года) [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/9005213
  3. Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018)». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. №186 [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/902335243

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Теория и история культуры [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки Социально-культурная деятельность / <БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. С.Р. Аминов. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.