бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2012-13 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 31, 2013

В.3.1 Психолого-педагогические теории и технологии начального образования, 4 семестр

Б-1021, 050100.62, Педагогическое образование (профиль Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенции не сформулированы

Цели изучения дисциплины

- усвоение будущими учителями основ технологии целостного педагогического процесса; - формирование представлений о современных психолого-педагогических теориях и технологиях, реализующихся в начальной школе; развитие осознанного отношения к их выбору; - ознакомление студентов с теоретическими и практическими основами педагогики, способствующих становлению профессионального мастерства будущих специалистов; - ознакомление с основными развивающими технологиями и концепциями в начальном звене обучения; - разработка и создание дидактических условий к подготовке будущего учителя начальных классов к овладению технологиями развивающего обучения; формирование педагогического мастерства.

Задачи

  1. формирование представлений о психологическом обосновании специфики образовательного процесса начальной школе
  2. вооружить знаниями в области проектирования, конструирования и диагностирования педагогических технологий;
  3. формировать общие представления об авторских технологиях; рассмотреть технологии педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика;
  4. формировать умения применять педагогические технологии в начальной школе; обеспечить понимание и основу сознательного выбора будущими педагогами концепции воспитания, обучения и развития младших школьников в своей педагогической деятельности;
  5. выработка умений по решению педагогических задач в рамках разнообразных педагогических технологий;
  6. формировать общие представления об авторских технологиях; рассмотреть технологии педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика;

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 42.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 24.0 ч.
Практическая работа 2.0 ч.
КСР 12.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 67.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 13.0 ч. из 9.5 ч.
Часов в неделю 4.67 ч. (5.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Психологическое обоснование специфики содержания, методов обучения и воспитания в образовательном процессе начальной школы формировать представление о психологическом основе специфике образовательного процесса в начальной школе Соотносит фактический материал содержания начального образования с соответствующими психологическими теориями
  • Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте
  • Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте
  • Психологические основы типов обучения
Модуль 2. Сущность педагогической технологии вооружить знаниями в области проектирования, конструирования и диагностирования педагогических технологий; Объясняет сущность педагогических технологий
  • Психолого-педагогические основы технологии обучения в начальном образовании
  • Сущность технологии обучения
  • Конструирование технологии обучения
Модуль 3. Педагогика развивающего обучения. Теоретические основы технологии развивающего обучения формировать общие представления об авторских технологиях; рассмотреть технологии педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика; Описывает теоретические основы технологии развивающего обучения
  • Сущность развивающего обучения
  • Теория по этапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина
  • Система развивающего обучения Л. В. Занкова
  • Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова
  • Технология деятельностного метода обучения
  • Проектирование образовательной деятельности (уроков)
Модуль 4. Технология осуществления педагогического процесса формировать умения применять педагогические технологии в начальной школе; обеспечить понимание и основу сознательного выбора будущими педагогами концепции воспитания, обучения и развития младших школьников в своей педагогической деятельности; Демонстрирует правильное применение педагогических технологий в своей педагогической деятельности в зависимости от конкретных условий
  • Методика педагогической диагностики
  • Формулирование целей педагогического процесса
  • Проектирование форм организации обучения
Модуль 5. Педагогические технологии обучения выработать умения по решению педагогических задач в рамках разнообразных технологий обучения Анализирует решение педагогических задач в рамках разнообразных технологий обучения
  • Технология межпредметных связей в обучении (координированное обучение)
  • Технология интегрированных межпредметных связей в обучении (интегративное, или интегральное обучение)
  • Технология внутрипредметных связей в обучении (модульное обучение)
  • Умение учиться как система межпредметных умений и навыков учебного труда
  • Технология проектного обучения
  • Технология развития через письмо и речь (технология критического мышления)
  • Активные методы обучения
Модуль 6. Технология педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика формировать общие представления об авторских технологиях; рассмотреть технологии педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика Видит ошибки и упущения в логике рассуждения при реализации технологии педагогического взаимодействия учителя начальных классов и учиника
  • Педагогика сотрудничества
  • Индивидуализация и дифференциация в обучении
  • Технологии педагогического взаимодействия

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Лекция 2.0 1
2 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте Практическая работа 2.0 1
3 Психологические основы типов обучения Лекция 2.0 1
4 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте Индивидуальная работа 2.0 1
5 Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Индивидуальная работа 2.0 1
6 Рубежный контроль Другое 2.0 2
7 Психолого-педагогические основы технологии обучения в начальном образовании Индивидуальная работа 2.0 2
8 Сущность технологии обучения Семинар 2.0 2
9 Эволюция концепции развивающего обучения в России Индивидуальная работа 2.0 2
10 Сущность развивающего обучения Другое 2.0 2
11 Теория по этапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина Семинар 2.0 3
12 Система развивающего обучения Л. В. Занкова Семинар 2.0 3
13 Теория по этапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина Индивидуальная работа 1.0 3
14 Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Семинар 2.0 4
15 Проектирование образовательной деятельности (уроков) Семинар 2.0 4
16 Рубежный контроль Вариативное задание 2.0 4
17 Система развивающего обучения Л. В. Занкова Индивидуальная работа 2.0 4
18 Методика педагогической диагностики Индивидуальная работа 2.0 5
19 Формулирование целей педагогического процесса Конференция 2.0 5
20 Проектирование форм организации обучения Семинар 2.0 6
21 Технология межпредметных связей в обучении (координированное обучение) Семинар 2.0 6
22 Технология интегрированных межпредметных связей в обучении (интегративное, или интегральное обучение) Семинар 2.0 6
23 Технология внутрипредметных связей в обучении (модульное обучение) Семинар 2.0 7
24 Умение учиться как система межпредметных умений и навыков учебного труда Семинар 2.0 7
25 Технология, основанная на развитии общих учебно-интеллектуальных умений Семинар 2.0 8
26 Технология развития через письмо и речь (технология критического мышления) Семинар 2.0 8
27 Технология проектного обучения. Другое 2.0 8
28 Активные методы обучения. Конференция 2.0 9
29 Рубежный контроль Другое 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Лекция Описывает структуру учебной деятельности Воспроизведение
2 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте Практическая работа Описывает структуру учебной деятельности Воспроизведение
Описывает в общих чертах психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте Воспроизведение
3 Психологические основы типов обучения Лекция Демонстрирует понимание достоинств и недостатков основных типов обучения Применение
4 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте Индивидуальная работа Выделяет причинно-следственные связи ведущего вида деятельности от возраста учащихся Воспроизведение
5 Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Индивидуальная работа Иллюстрируют на примерах особенности внедрения СРО Эльконина-Давыдова Применение
6 Рубежный контроль Другое Описывает структуру учебной деятельности Воспроизведение
Описывает в общих чертах психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте Воспроизведение
7 Психолого-педагогические основы технологии обучения в начальном образовании Индивидуальная работа Описывают психолого-педагогические основы технологии обучения в начальном образовании Воспроизведение
8 Сущность технологии обучения Семинар Анализируют дидактические основы технологий обучения Воспроизведение
Дает определение Узнавание
Описывают стуктуру педагогических технологий Воспроизведение
9 Эволюция концепции развивающего обучения в России Индивидуальная работа Описывают технологический подход к обучению Воспроизведение
10 Сущность развивающего обучения Другое Дают определение Узнавание
Описывают основные характеристики Воспроизведение
11 Теория по этапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина Семинар Описывают этапы формирования умственных действий. Воспроизведение
Выделяют сильные и слабые стороны теории Применение
12 Система развивающего обучения Л. В. Занкова Семинар Иллюстрируют примерами дидактические принципы СРО Л.В.Занкова Применение
Демонстрируют на примерах знаниеособенностей внедрения СРО Л.В.Занкова Применение
13 Теория по этапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина Индивидуальная работа Иллюстрируют примерами каждый этап формирования умственных действий Применение
14 Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Семинар Описывают предпосылки создания данной СРО Применение
Иллюстрируют на примерах особенности внедрения СРО Эльконина-Давыдова Применение
15 Проектирование образовательной деятельности (уроков) Семинар Описвает реализацию деятельностного подхода к обучению Воспроизведение
Разрабатывает технологические карты урока Применение
16 Рубежный контроль Вариативное задание Выделяют сильные и слабые стороны теории Применение
Иллюстрируют примерами дидактические принципы СРО Л.В.Занкова Применение
Иллюстрируют на примерах особенности внедрения СРО Эльконина-Давыдова Применение
17 Система развивающего обучения Л. В. Занкова Индивидуальная работа Демонстрируют на примерах знаниеособенностей внедрения СРО Л.В.Занкова Применение
18 Методика педагогической диагностики Индивидуальная работа Подбирает и оценивает педагогические диагностики планируемых результатов обучения Применение
19 Формулирование целей педагогического процесса Конференция Оценивает значимость и коррекность целей обучения в конкретных условиях Узнавание
20 Проектирование форм организации обучения Семинар Демонстрирует правильное примениение организационных форм обучения в зависимости от целей обучения Применение
21 Технология межпредметных связей в обучении (координированное обучение) Семинар Соотносят фактический материал с теорией Воспроизведение
22 Технология интегрированных межпредметных связей в обучении (интегративное, или интегральное обучение) Семинар Оценивает положительные и отрицательные стороны интегрального обучения Применение
23 Технология внутрипредметных связей в обучении (модульное обучение) Семинар Анализируют положительные и отрицательные аспекты модульного обучения Применение
24 Умение учиться как система межпредметных умений и навыков учебного труда Семинар Дают определения Узнавание
25 Технология, основанная на развитии общих учебно-интеллектуальных умений Семинар Описвает реализацию деятельностного подхода к обучению Воспроизведение
26 Технология развития через письмо и речь (технология критического мышления) Семинар Описывают приемы формирования критического мышления у младших школьников на уроке Применение
27 Технология проектного обучения. Другое Соотносит фактический материал по реализации технологии педагогического взаимодействия с теорией Воспроизведение
28 Активные методы обучения. Конференция Оценивают положительные и отрицательные аспекты активных методов обучения Применение
Соотносит фактический материал по реализации технологии педагогического взаимодействия с теорией Воспроизведение
29 Рубежный контроль Другое Анализируют положительные и отрицательные аспекты модульного обучения Применение
Создают небольшие творческие работы Творчество
Описывают приемы формирования критического мышления у младших школьников на уроке Применение
Оценивают положительные и отрицательные аспекты активных методов обучения Применение
Оценивают положительные и отрицательные стороны реализации педагогики сотрудничества Применение
Описывают способы индивидуализации и диффренциациии в обучении Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.
  2. И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004.
  3. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ«МарТ»; Ростовн/Д: ИКЦ«МарТ»; 2005. - 592 с.
  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / С. А. Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. - 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.
  5. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону, 2002. – 320с.
  6. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. − Томск: Пеленг, 1997.
  7. Степанова, М. А. Предпосылки теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий: Л. С. Выготский и П. Я. Гальперин. Вопросы психологии, 2000, № 6.

Дополнительная

  1. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. Введение в систему Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. – М., 2004
  2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения – М.: Директ-Медиа, 2008. - 613 c.
  3. Давыдов В.В. (ред). Философско-психологические проблемы развития образования.- М., 1994
  4. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. и др. Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинского. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
  5. Занков Л.В. О начальном обучении. – М., 1963
  6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002. – 368 с.
  7. Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова.– М., 1975
  8. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? – Томск: Пеленг, 1993.
  9. Степанова М. А. Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского и П. Я. Гальперина // Вопросы психологии. — 2001. — № 4
  10. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006
  11. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников //Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 68-81
  12. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

Цифровые ресурсы

  1. http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html - Новые педагогические технологии
  2. http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html - Новые педагогические технологии. Обучение в сотрудничестве. Метод проектов
  3. http://www.apkpro.ru/content/section/39/401/ - Методический центр «Развивающее обучение (система Д.Б.Эльконина –В.В. Давыдова)
  4. http://www.edu.ru - Федеральный портал "Российское образование".
  5. http://www.experiment.lv/ - Развивающее обучение
  6. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/63993 - Развивающая система обучения Л. Занкова
  7. http://www.koob.ru/pedagogics/ - «Электронная библиотека по педагогике»
  8. http://www.school2100.ru/index.html - Образовательная система "Школа 2100"
  9. http://www.trizminsk.org/ - Педагогические проблемы. ТРИЗ
  10. http://www.zankov.ru/ - Сайт Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова
  11. http://zdd.1september.ru/ - Здоровье детей. Газета издательского дома "1 сентября"
  12. Педагогическая психология. -http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/index.html

Источники

Учебно-методические материалы