бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 3 октября 2017 г. утверждение отклонено 4 февраля 2018 г.
Н.В. Ганущак заведующий кафедрой
согласовано 22 июня 2018 г.
Д.В. Ларкович декан факультета
согласование отклонено 4 февраля 2018 г.

ОПД.Ф.15 Социология журналистики, 1 семестр

Б-5211, 42.03.02, Журналистика, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Л.В. Гризлюк ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОК-14 - способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, по-литология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимания принципов функционирования современного общества способность использовать знания в области социальных и экономических наук ориентировочный
ПК-14 - ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знание о-новных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процес-са стратификации), представление о составе населения России ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знание оcновных тенденций формирования социальной структуры современного общества знаниевый
ПК-16 - понимание социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знание основных форм организации общественного участия; понимание природы и роли общест-венного мнения, представление об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знание правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе и журналистских публикациях знание правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе и журналистских публикациях операциональный
ПК-43 - осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации опыт
ПК-50 - привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, работников государственных и общественных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества операциональный
ПК-52 - работать с редакционной почтой (анализ, отбор, подготовка к публикации) работать с редакционной почтой операциональный

Цели изучения дисциплины

Достижение синтеза представлений студентов в областях культурологии, социологии, профессиональной культуры с практическими навыками в области журналистики и журналистской деятельности как явлении культуры

Задачи

  1. Определить значение социологической культуры журналиста для формирования его личности, становления его профессиональной карьеры
  2. Обосновать феномен социологической культуры журналиста как условие его продуктивной профессиональной деятельности
  3. Обогатить методический инструментарий журналиста

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30,0 ч. (41,67%)
Контроль самостоятельной работы 4,0 ч.
Самостоятельная работа студента 42,0 ч. (58,33%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 7,5 ч. из 0,0 ч.
Часов в неделю 3,75 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Социология журналистики как предметная область социологии Определить значение социологической культуры журналиста для формирования его личности, становления его профессиональной карьеры Познание процессов, происходящих в обществе, способствует пониманию сложности и динамичности развития социума и его различных групп, помогает понять строение общества, потребности и интересы народа, отдельных общностей и групп
  • Формирование социологической грамотности и культуры журналиста. История развития социологии журналистики. Социология журналистики и потребности практики средств массовой информации.
  • Задачи, объекты, направления, типы, виды социологических исследований. Теоретическая база, основной понятийный аппарат. Особенности организации исследований в области социологии журналистики. Этапы и процедуры исследований.
  • Социологическое знание в процессе обоснования типа, концепции и программы органа информации и их реализации. Виды и задачи соответствующих исследований. Роль социологических методов и информации на других этапах работы редакции и журналиста.Контент-анализ и его разновидности. Качественный анализ (в том числе экспертное чтение). Оперативные опросы (в том числе в формах интерактивной журналистики): репрезентативность, границы выводов.
Аудитория средств массовой информации Обосновать феномен социологической культуры журналиста как условие его продуктивной профессиональной деятельности лучше разбираться в жизни и в людях, в расстановке политических сил, в социальных процессах и ситуациях, сделать собственную деятельность более профессиональной
  • Аудитория средств массовой информации (в целом, отдельных изданий, каналов, программ).
  • Медиаметрические исследования аудитории как направление социологии журналистики и информационного маркетинга. Количественные и качественные методы аудиторных исследований. Интервьюирование (очные, телефонные и электронные опросы), анкетирование, дневники, фокус-группы, технические методы замеров аудитории. Задачи и методы изучения текстов массовой информации. Качественные и качественно-количественные методы
  • Социологическая информация на страницах печати, телевидения, радио, в сетевых СМИ. Надежность и достоверность социологической информации. Правовые и иные формы регулирования.
Редакция и журналист как объекты СЖ Обогатить методический инструментарий журналиста Научиться создавать и анализировать социологическую информация о работе редакций, функциональных, содержательных, связанных с жанрово-стилистической спецификой, особенностях разных средств и типов информации, а также с содержанием СМИ, применять на практике знания о задачах и роли журналистики и журналиста в обществе, найти свое место в журналистском сообществе, заняться самомаркетингом, наметить направления своей карьеры и способы повышения профессиональной подготовки
  • Редакция и журналист как объекты социологии журналистики. Задачи и методы исследований. Владельцы СМИ, учредители органов информации и их социологическое изучение. Черты социологического портрета современного российского журналиста.
  • Социологическая литература и периодика. Социологические центры, их специализация. Каналы распространения социологической информации. Редакционные социологические исследования. Специализированная социологическая служба органа информации.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Введение. Цели и задачи социологии журналистики Лекция 1,0 1
2 Предпосылки социологии журналистики Практическая работа 1,0 1
3 Современные характеристики журналистики как социального института Контрольная работа 1,0 1
4 История развития российской социологии журналистики. Современные аспекты социологических проблем журналистики Вариативное задание 1,0 1
5 История развития российской социологии журналистики. Современные аспекты социологических проблем журналистики Индивидуальная работа 0,5 1
6 Социологическое исследование: понятие и виды Практическая работа 1,0 1
7 Современные характеристики журналистики как социального института Самостоятельное изучение 2,0 1
8 История развития российской социологии журналистики. Современные аспекты социологических проблем журналистики Самостоятельное изучение 2,0 1
9 Социологическое исследование: понятие и виды Самостоятельное изучение 1,0 1
10 Введение. Цели и задачи социологии журналистики Индивидуальная работа 0,5 1
11 Современные характеристики журналистики как социального института Индивидуальная работа 0,5 1
12 Предпосылки социологии журналистики Лекция 2,0 1
13 Социология журналистики как предметная область социологии и часть журналистской науки и практики Другое 1,0 2
14 Единство теоретического и эмпирического познания в социологии журналистики Лекция 1,0 2
15 Особенности применения метода контент-анализа в СЖ Лекция 1,0 2
16 Общественное мнение как социальный феномен, его роль в демократическом обществе и в процессе функционирования СМИ. Направления, особенности и методы изучения общественного мнения. Манипуляции в местной прессе Практическая работа 1,0 2
17 Общественное мнение как социальный феномен, его роль в демократическом обществе и в процессе функционирования СМИ. Направления, особенности и методы изучения общественного мнения. Манипуляции в местной прессе Индивидуальная работа 0,5 2
18 Особенности применения метода контент-анализа в СЖ Практическая работа 1,0 2
19 Социология журналистики как предметная область социологии и часть журналистской науки и практики Практическая работа 1,0 2
20 Диалогические интенции в материалах СМИ Практическая работа 1,0 3
21 Социологическая культура и социологический инструментарий журналиста Лекция 1,0 3
22 Особенности применения метода контент-анализа в СЖ Индивидуальная работа 0,5 3
23 Социологическая культура и социологический инструментарий журналиста Практическая работа 1,0 3
24 Диалогические интенции в материалах СМИ Индивидуальная работа 1,0 3
25 Социальные потребности как объективная основа информационных потребностей Лекция 1,0 4
26 Предпосылки возникновения социологических исследований аудитории Лекция 1,0 4
27 Задачи и методы комплексных социологических исследований аудитории СМИ Лекция 1,0 4
28 Медиаметрические исследования Лекция 1,0 4
29 Задачи и методы комплексных социологических исследований аудитории СМИ Практическая работа 1,0 4
30 Медиаметрические исследования Индивидуальная работа 0,5 4
31 Социальные потребности как объективная основа информационных потребностей Практическая работа 1,0 4
32 Предпосылки возникновения социологических исследований аудитории Практическая работа 1,0 4
33 Медиаметрические исследования Самостоятельное изучение 2,0 4
34 Предпосылки возникновения социологических исследований аудитории Индивидуальная работа 1,0 4
35 Типы выборок. Особенности их конструирования. Анализ данных, их комментирование. Итоговые документы аудиторных исследований (стандартизация показателей, табличные и графические способы представления данных) Лекция 1,0 5
36 Тенденции информационного поведения аудитории современных российских СМИ и ее отношения к ним. Задачи и методы изучения редакционной почты Лекция 1,0 5
37 Надежность и достоверность социологической информации, правила работы с нею в журналистике (критерии отбора, интерпретации, комментирования, способы представления СМИ). Практическая работа 1,0 5
38 Социологические центры Практическая работа 1,0 5
39 Изучение читательского спроса как важнейшее направление деятельности редакционной службы социологии. Практическая работа 1,0 5
40 Принципы сотрудничества редакций и журналистов с социологической организацией. Права и обязанности заказчика и исполнителя. Практическая работа 1,0 5
41 Надежность и достоверность социологической информации, правила работы с нею в журналистике (критерии отбора, интерпретации, комментирования, способы представления СМИ). Индивидуальная работа 1,0 5
42 Принципы сотрудничества редакций и журналистов с социологической организацией. Права и обязанности заказчика и исполнителя. Индивидуальная работа 1,5 5
43 Принципы сотрудничества редакций и журналистов с социологической организацией. Права и обязанности заказчика и исполнителя. Контрольная работа (< 1 часа) 1,0 5
44 Типы выборок. Особенности их конструирования. Анализ данных, их комментирование. Итоговые документы аудиторных исследований (стандартизация показателей, табличные и графические способы представления данных) Контрольная работа 1,0 5
45 Принципы сотрудничества редакций и журналистов с социологической организацией. Права и обязанности заказчика и исполнителя. Самостоятельное изучение 2,0 5
46 Изучение читательского спроса как важнейшее направление деятельности редакционной службы социологии. Самостоятельное изучение 2,0 5
47 Надежность и достоверность социологической информации, правила работы с нею в журналистике (критерии отбора, интерпретации, комментирования, способы представления СМИ). Самостоятельное изучение 1,5 5

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Введение. Цели и задачи социологии журналистики Лекция Знать основные понятия курса Воспроизведение
2 Предпосылки социологии журналистики Практическая работа Знать основные понятия курса Воспроизведение
Знать теоретические, социально-политические, естественно-научные, исторические предпосылки становления журналистики как социального института Воспроизведение
3 Современные характеристики журналистики как социального института Контрольная работа Знать основные качества и характеристики журналистики как социального института Воспроизведение
4 История развития российской социологии журналистики. Современные аспекты социологических проблем журналистики Вариативное задание Назвать основные направления развития СЖ в 20-е годы XX века в России Узнавание
5 История развития российской социологии журналистики. Современные аспекты социологических проблем журналистики Индивидуальная работа Назвать основные направления развития СЖ в 20-е годы XX века в России Узнавание
6 Социологическое исследование: понятие и виды Практическая работа Знать основные виды, черты социологических исследований Воспроизведение
7 Современные характеристики журналистики как социального института Самостоятельное изучение Знать основные качества и характеристики журналистики как социального института Воспроизведение
8 История развития российской социологии журналистики. Современные аспекты социологических проблем журналистики Самостоятельное изучение Назвать основные направления развития СЖ в 20-е годы XX века в России Узнавание
9 Социологическое исследование: понятие и виды Самостоятельное изучение Знать основные виды, черты социологических исследований Воспроизведение
10 Введение. Цели и задачи социологии журналистики Индивидуальная работа Знать основные понятия курса Воспроизведение
11 Современные характеристики журналистики как социального института Индивидуальная работа Знать основные качества и характеристики журналистики как социального института Воспроизведение
12 Предпосылки социологии журналистики Лекция Знать основные понятия курса Воспроизведение
Знать теоретические, социально-политические, естественно-научные, исторические предпосылки становления журналистики как социального института Воспроизведение
13 Социология журналистики как предметная область социологии и часть журналистской науки и практики Другое Перечислить уровни рассмотрения предмета и проблематики СЖ Воспроизведение
14 Единство теоретического и эмпирического познания в социологии журналистики Лекция Назвать способы реализации термина как специфической формы отражения социальной реальности в журналистской практике и СЖ Узнавание
Описать основные показатели профессиональной зрелости журналиста Воспроизведение
15 Особенности применения метода контент-анализа в СЖ Лекция Знать возможности контент-аналитической техники, принципы и методы разработки кодификаторов Применение
16 Общественное мнение как социальный феномен, его роль в демократическом обществе и в процессе функционирования СМИ. Направления, особенности и методы изучения общественного мнения. Манипуляции в местной прессе Практическая работа Знать двойственнность скрытого социального управления Воспроизведение
17 Общественное мнение как социальный феномен, его роль в демократическом обществе и в процессе функционирования СМИ. Направления, особенности и методы изучения общественного мнения. Манипуляции в местной прессе Индивидуальная работа Знать двойственнность скрытого социального управления Воспроизведение
18 Особенности применения метода контент-анализа в СЖ Практическая работа Знать возможности контент-аналитической техники, принципы и методы разработки кодификаторов Применение
19 Социология журналистики как предметная область социологии и часть журналистской науки и практики Практическая работа Перечислить уровни рассмотрения предмета и проблематики СЖ Воспроизведение
20 Диалогические интенции в материалах СМИ Практическая работа Знать методику выявления интенций в тексте Применение
21 Социологическая культура и социологический инструментарий журналиста Лекция Описать основные показатели профессиональной зрелости журналиста Воспроизведение
22 Особенности применения метода контент-анализа в СЖ Индивидуальная работа Знать возможности контент-аналитической техники, принципы и методы разработки кодификаторов Применение
23 Социологическая культура и социологический инструментарий журналиста Практическая работа Описать основные показатели профессиональной зрелости журналиста Воспроизведение
24 Диалогические интенции в материалах СМИ Индивидуальная работа Знать методику выявления интенций в тексте Применение
25 Социальные потребности как объективная основа информационных потребностей Лекция Назвать основные направления схема изучения аудитории печатных СМИ Воспроизведение
26 Предпосылки возникновения социологических исследований аудитории Лекция Описывать основные этапы развития соц. исследований в СМИ Воспроизведение
27 Задачи и методы комплексных социологических исследований аудитории СМИ Лекция Знать субъективные и объективные характеристики аудитории: информационные потребности, интересы, мотивы обращения к СМИ, запросы, ожидания, характеристики потребления массовой информаци Воспроизведение
28 Медиаметрические исследования Лекция Знать определение понятия Узнавание
29 Задачи и методы комплексных социологических исследований аудитории СМИ Практическая работа Знать субъективные и объективные характеристики аудитории: информационные потребности, интересы, мотивы обращения к СМИ, запросы, ожидания, характеристики потребления массовой информаци Воспроизведение
30 Медиаметрические исследования Индивидуальная работа Знать определение понятия Узнавание
31 Социальные потребности как объективная основа информационных потребностей Практическая работа Назвать основные направления схема изучения аудитории печатных СМИ Воспроизведение
32 Предпосылки возникновения социологических исследований аудитории Практическая работа Описывать основные этапы развития соц. исследований в СМИ Воспроизведение
33 Медиаметрические исследования Самостоятельное изучение Знать определение понятия Узнавание
34 Предпосылки возникновения социологических исследований аудитории Индивидуальная работа Описывать основные этапы развития соц. исследований в СМИ Воспроизведение
35 Типы выборок. Особенности их конструирования. Анализ данных, их комментирование. Итоговые документы аудиторных исследований (стандартизация показателей, табличные и графические способы представления данных) Лекция Знать особенности конструирования выборок Воспроизведение
36 Тенденции информационного поведения аудитории современных российских СМИ и ее отношения к ним. Задачи и методы изучения редакционной почты Лекция Анализировать оперативный социологический опрос с помощью Интернета и электронных СМИ как элемент личной коммуникации Применение
Назвать основные направления схема изучения аудитории печатных СМИ Воспроизведение
37 Надежность и достоверность социологической информации, правила работы с нею в журналистике (критерии отбора, интерпретации, комментирования, способы представления СМИ). Практическая работа Знать способы подтверждения достоверности информации Применение
38 Социологические центры Практическая работа Уметь расшифровать понятие и дать развернутый ответ об организации и ее деятельности Применение
39 Изучение читательского спроса как важнейшее направление деятельности редакционной службы социологии. Практическая работа Знать основные виды деятельности редакционной службы социологии Воспроизведение
40 Принципы сотрудничества редакций и журналистов с социологической организацией. Права и обязанности заказчика и исполнителя. Практическая работа Знать основные требования к социологически грамотному представлению результатов эмпирических исследований Воспроизведение
41 Надежность и достоверность социологической информации, правила работы с нею в журналистике (критерии отбора, интерпретации, комментирования, способы представления СМИ). Индивидуальная работа Знать способы подтверждения достоверности информации Применение
42 Принципы сотрудничества редакций и журналистов с социологической организацией. Права и обязанности заказчика и исполнителя. Индивидуальная работа Знать основные требования к социологически грамотному представлению результатов эмпирических исследований Воспроизведение
43 Принципы сотрудничества редакций и журналистов с социологической организацией. Права и обязанности заказчика и исполнителя. Контрольная работа (< 1 часа) Знать основные требования к социологически грамотному представлению результатов эмпирических исследований Воспроизведение
44 Типы выборок. Особенности их конструирования. Анализ данных, их комментирование. Итоговые документы аудиторных исследований (стандартизация показателей, табличные и графические способы представления данных) Контрольная работа Знать особенности конструирования выборок Воспроизведение
45 Принципы сотрудничества редакций и журналистов с социологической организацией. Права и обязанности заказчика и исполнителя. Самостоятельное изучение Знать основные требования к социологически грамотному представлению результатов эмпирических исследований Воспроизведение
46 Изучение читательского спроса как важнейшее направление деятельности редакционной службы социологии. Самостоятельное изучение Знать основные виды деятельности редакционной службы социологии Воспроизведение
47 Надежность и достоверность социологической информации, правила работы с нею в журналистике (критерии отбора, интерпретации, комментирования, способы представления СМИ). Самостоятельное изучение Знать способы подтверждения достоверности информации Применение

Литература

Основная

  1. Касьянов, В.В. Социология массовой коммуникации : учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Касьянов. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 427 с. - (Высшее образование). - Гриф МО. - ISBN 978-5-222-15955-2 : 188-50.ЭКЗ: 15 
  2. Фомичева, И.Д. Социология СМИ [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов по специальности 030601 "Журналистика" / И.Д. Фомичева. - М. : Аспект- Пресс, 2012. - 333, [1] с.- Доступ с сайта электронно библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=78542&sr 1.-Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Мартынов, М.Ю. Социология массовой коммуникации: предмет и методы исследования : учеб. пособие / М.Ю. Мартынов, Е.В. Иванчихина ; Сургут. гос. ун-т, Каф. политологии. - Сургут : Изд-во СурГУ, 2008. - 158 с.ЭКЗ: 1 
  2. Петрова, Н.Е.  Язык современных СМИ: средства речевой агрессии : учеб. пособие / Н.Е. Петрова, Л.В. Рацибурская. - М. : Флинта [и др.], 2011. - 155, [2] c. - ISBN 978-5-9765-0347-2 : 148-20.ЭКЗ: 4 
  3. Сидоров, В.А. 10 Рассуждений о социологии журналистики [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.А. Сидоров. - СПб. : Петрополис, 2012. - 312 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=255091&sr=1.-Загл. с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Медиаметрика. Код доступа: http://mediametrics.ru/rating/ru/online.html?article=205093193
  2. Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ). Код доступа: http://wciom.ru

Источники

  1. Электронный журнал «Медиаскоп». Код доступа: http://mediascope.ru

Учебно-методические материалы

  1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Б1.В.ОД.6 Социология журналистики Направление подготовки 031300.62 «Журналистика» Квалификация (степень) «бакалавр» / ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Л.В.Гризлюк. Электрон. дан. Сургут: СурГПУ, 2017. Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.