бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-художественного образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Sept. 21, 2017 утверждено Oct. 31, 2017
Г.И. Белошапка заведующий кафедрой
согласовано Sept. 25, 2017
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Sept. 25, 2017

Б1.В.ОД.11 Композиция, 7 семестр

Б-4031, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Изобразительное искусство), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 часов
Ю.В. Бахлюстова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-15 способен создавать художественный образ графическими, живописными, конструктивно-пространственными, объемно-пластическими и формально-композиционными методами построения 1.1.1. Знать способы и приемы конструктивного построения пространственной геометрии предметных форм знаниевый
1.1.2. Знать способы и приемы светотональной, цветотональной, пластической моделировки объемной пластики предметных форм знаниевый
1.2.1. Уметь проектировать процесс построения графического, живописного, скульптурного образов на основе логики пространственной структуры предметных объектов ориентировочный
1.2.2. Ориентироваться в специфике экспрессивных средств графического, живописного, скульптурного языка ориентировочный
1.3.1. Владеть способами и приемами создания графического построения конструктивно-пластического образа разного рода предметных объектов операциональный
1.3.2. Владеть техникой создания графического образа наброска, зарисовки, эскиза, живописного этюда, станковой композиции операциональный
1.4.1. Иметь опыт реализации художественного замысла в различных техниках станковой графики, живописи, скульптуры опыт
ПК-16 способность реализовывать собственные изобразительные навыки в работе над композицией в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве и скульптуре в профессиональной деятельности Применение навыков в работе над композицией в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве и скульптуре операциональный
Опыт создания композиции в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве и скульптуре опыт

Цели изучения дисциплины

формирование у студентов композиционного мышления на основе принципов, законов, методов и средств художественнообразного формообразования и, как результат, приобретение студентами навыков, необходимых для художественно-творческой работы

Задачи

  1. умение на практике применять основные законы, правила и приемы композиционного построения;
  2. овладение общими и специфическими изобразительно-выразительными средствами и приемами исполнения композиции тематического пейзажа;
  3. овладение общими и специфическими изобразительно-выразительными средствами и приемами исполнения композиции натюрморта;
  4. овладение общими и специфическими изобразительно-выразительными средствами и приемами исполнения композиции интерьера;
  5. овладение общими и специфическими изобразительно-выразительными средствами и приемами исполнения тематической сюжетной композиции;
  6. овладение общими и специфическими изобразительно-выразительными средствами и приемами исполнения композиции тематического портрета

Числовые характеристики

Трудоемкость 180 ч.
Аудиторная работа 72.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 66.0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 108.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 16.0 ч. из 16 ч.
Часов в неделю 4.5 ч. (5.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Основные закономерности композиции изучение основных компонентов художественного творчества;
  • Дидактическая единица (1) Композиция, образ, содержание, форма в произведении
Модуль 3. Композиция натюрморта изучение общих и специфических изобразительно-выразительных средств и приемов исполнения композиции тематического натюрморта; уметь выполнять композицию простого и сложного тематического натюрморта
  • Дидактическая единица (1) Композиция простого и сложного тематического натюрморта
Модуль 2. Композиция тематического пейзажа изучение общих и специфических изобразительно-выразительных средтв и пиемов исполнения композиции тематического пейзажа уметь выполнять композицию простого и сложного тематического пейзажа
  • Дидактическая единица (1) Композиция городского и индустриального пейзажа
Модуль 4. Композиция интерьера изучение общих и специфических изобразительно-выразительных средств и приемов исполнения композиции интерьера; уметь выполнять композицию сложного многопланового интерьера с введением фигуры людей
  • Дидактическая единица (1) Композиционная структура многопланового интерьера
Модуль 5. Однофигурная и многофигурная тематическая картина изучение общих и специфических изобразительно-выразительных средств и приемов исполнения однофигурной и многофигурной тематической композиции; уметь выполнять сложные многопланового однофигурные и многофигурные композиции
  • Дидактическая единица (1) Тематическая сюжетная картина
Модуль 6. Композиция портрета изучение общих и специфических изобразительно-выразительных средств и приемов исполнения композиции тематического портрета знать общие и специфические изобразительно-выразительные средства и приемы исполнения композиции тематического портрета; уметь разрабатывать и выполнять композицию тематического портрета, на формате А2;
  • Дидактическая единица (1) Тематический портрет

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Понятие «композиция». Композиция как учебный предмет. Практическая работа (ПК) 1.0 1
2 Закономерности композиции: законы, правила, приемы. Основные законы композиции. Практическая работа (ПК) 1.0 1
3 Разработка сюжета и выполнение первоначальных эскизов композиции городского пейзажа. Практическая работа (ПК) 2.0 1
4 Понятие «композиция». Композиция как учебный предмет. Индивидуальная работа 2.0 1
5 Закономерности композиции: законы, правила, приемы. Основные законы композиции. Самостоятельное изучение 2.0 1
6 Разработка сюжета и выполнение первоначальных эскизов композиции городского пейзажа. Самостоятельное изучение 2.0 1
7 Работа над эскизами композиции городского пейзажа. Выполнение набросков, зарисовок, этюдов, мотивов городского пейзажа с натуры Практическая работа (ПК) 4.0 2
8 Работа над эскизами композиции городского пейзажа. Выполнение набросков, зарисовок, этюдов, мотивов городского пейзажа с натуры Самостоятельное изучение 2.0 2
9 Работа над композицией городского или индустриального пейзажа. Практическая работа (ПК) 6.0 3
10 Работа над композицией городского или индустриального пейзажа. Индивидуальная работа 2.0 3
11 Работа над композицией городского или индустриального пейзажа. Самостоятельное изучение 2.0 3
12 Выполнение композиции городского или индустриального пейзажа. Практическая работа (ПК) 4.0 4
13 Выполнение композиции городского или индустриального пейзажа. Другое 2.0 4
14 Разработка сюжета несложного тематического натюрморта. Практическая работа (ПК) 4.0 5
15 Разработка сюжета несложного тематического натюрморта. Самостоятельное изучение 2.0 5
16 Поиски тонового, цветового, колористического решения эскиза композиции несложного тематического натюрморта. Практическая работа (ПК) 6.0 6
17 Поиски тонового, цветового, колористического решения эскиза композиции несложного тематического натюрморта. Самостоятельное изучение 4.0 6
18 Выполнение композиции сложного тематического натюрморта «Моя профессия». Практическая работа (ПК) 4.0 7
19 Выполнение композиции сложного тематического натюрморта «Моя профессия». Индивидуальная работа 1.0 8
20 Выполнение композиции сложного тематического натюрморта «Моя профессия». Другое 2.0 8
21 Компоновка части помещения с небольшим количеством мебели (работа с натуры). Практическая работа (ПК) 4.0 9
22 Разработка сюжета композиции интерьера. Практическая работа (ПК) 4.0 10
23 Разработка сюжета композиции интерьера. Самостоятельное изучение 2.0 10
24 Выполнение композиции многопланового интерьера с введением фигуры человека Практическая работа (ПК) 4.0 11
25 Выполнение композиции многопланового интерьера с введением фигуры человека Другое 2.0 11
26 Выполнение композиции многопланового интерьера с введением фигуры человека Индивидуальная работа 2.0 11
27 Выполнение эскиза тематической однофигурной композиции на нейтральном фоне Практическая работа (ПК) 6.0 12
28 Выполнение эскиза тематической однофигурной композиции на нейтральном фоне Самостоятельное изучение 2.0 12
29 Выполнение эскиза двух – трехфигурной композиции на пейзажном фоне Практическая работа (ПК) 4.0 13
30 Выполнение эскиза двух – трехфигурной композиции на пейзажном фоне Индивидуальная работа 2.0 13
31 Выполнение эскиза двух – трехфигурной композиции на пейзажном фоне Самостоятельное изучение 2.0 13
32 Работа над набросками, зарисовками, этюдами портрета. Практическая работа (ПК) 6.0 14
33 Работа над набросками, зарисовками, этюдами портрета. Индивидуальная работа 2.0 14
34 Работа над набросками, зарисовками, этюдами портрета. Самостоятельное изучение 2.0 14
35 Выполнение композиции портрета. Тема «Мой современник» Практическая работа (ПК) 6.0 15
36 Выполнение композиции портрета. Тема «Мой современник» Индивидуальная работа 3.0 16
37 Выполнение композиции портрета. Тема «Мой современник» Минизачет 2.0 16
38 Выполнение композиции портрета. Тема «Мой современник» Самостоятельное изучение 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Понятие «композиция». Композиция как учебный предмет. Практическая работа (ПК) уметь на практике применять основные закономерности композиции: законы, правила и приемы; Воспроизведение
2 Закономерности композиции: законы, правила, приемы. Основные законы композиции. Практическая работа (ПК) уметь на практике применять основные закономерности композиции: законы, правила и приемы; Воспроизведение
3 Разработка сюжета и выполнение первоначальных эскизов композиции городского пейзажа. Практическая работа (ПК) уметь выполнять композицию городского или индустриального пейзажа, на формате А2; Применение
4 Понятие «композиция». Композиция как учебный предмет. Индивидуальная работа уметь на практике применять основные закономерности композиции: законы, правила и приемы; Воспроизведение
5 Закономерности композиции: законы, правила, приемы. Основные законы композиции. Самостоятельное изучение уметь на практике применять основные закономерности композиции: законы, правила и приемы; Воспроизведение
6 Разработка сюжета и выполнение первоначальных эскизов композиции городского пейзажа. Самостоятельное изучение уметь выполнять композицию городского или индустриального пейзажа, на формате А2; Применение
7 Работа над эскизами композиции городского пейзажа. Выполнение набросков, зарисовок, этюдов, мотивов городского пейзажа с натуры Практическая работа (ПК) уметь выполнять композицию городского или индустриального пейзажа, на формате А2; Применение
8 Работа над эскизами композиции городского пейзажа. Выполнение набросков, зарисовок, этюдов, мотивов городского пейзажа с натуры Самостоятельное изучение уметь выполнять композицию городского или индустриального пейзажа, на формате А2; Применение
9 Работа над композицией городского или индустриального пейзажа. Практическая работа (ПК) уметь выполнять композицию городского или индустриального пейзажа, на формате А2; Применение
10 Работа над композицией городского или индустриального пейзажа. Индивидуальная работа уметь выполнять композицию городского или индустриального пейзажа, на формате А2; Применение
11 Работа над композицией городского или индустриального пейзажа. Самостоятельное изучение уметь выполнять композицию городского или индустриального пейзажа, на формате А2; Применение
12 Выполнение композиции городского или индустриального пейзажа. Практическая работа (ПК) уметь выполнять композицию городского или индустриального пейзажа, на формате А2; Применение
13 Выполнение композиции городского или индустриального пейзажа. Другое уметь выполнять композицию городского или индустриального пейзажа, на формате А2; Применение
14 Разработка сюжета несложного тематического натюрморта. Практическая работа (ПК) уметь выполнять композицию простого и сложного тематического натюрморта на формате А2; Применение
15 Разработка сюжета несложного тематического натюрморта. Самостоятельное изучение уметь выполнять композицию простого и сложного тематического натюрморта на формате А2; Применение
16 Поиски тонового, цветового, колористического решения эскиза композиции несложного тематического натюрморта. Практическая работа (ПК) уметь выполнять композицию простого и сложного тематического натюрморта на формате А2; Применение
17 Поиски тонового, цветового, колористического решения эскиза композиции несложного тематического натюрморта. Самостоятельное изучение уметь выполнять композицию простого и сложного тематического натюрморта на формате А2; Применение
18 Выполнение композиции сложного тематического натюрморта «Моя профессия». Практическая работа (ПК) уметь выполнять композицию простого и сложного тематического натюрморта на формате А2; Применение
19 Выполнение композиции сложного тематического натюрморта «Моя профессия». Индивидуальная работа уметь выполнять композицию простого и сложного тематического натюрморта на формате А2; Применение
20 Выполнение композиции сложного тематического натюрморта «Моя профессия». Другое уметь выполнять композицию простого и сложного тематического натюрморта на формате А2; Применение
21 Компоновка части помещения с небольшим количеством мебели (работа с натуры). Практическая работа (ПК) уметь выполнять композицию сложного многопланового интерьера с введением фигуры людей, на формате А2; Применение
22 Разработка сюжета композиции интерьера. Практическая работа (ПК) уметь выполнять композицию сложного многопланового интерьера с введением фигуры людей, на формате А2; Применение
23 Разработка сюжета композиции интерьера. Самостоятельное изучение уметь выполнять композицию сложного многопланового интерьера с введением фигуры людей, на формате А2; Применение
24 Выполнение композиции многопланового интерьера с введением фигуры человека Практическая работа (ПК) уметь выполнять композицию сложного многопланового интерьера с введением фигуры людей, на формате А2; Применение
25 Выполнение композиции многопланового интерьера с введением фигуры человека Другое уметь выполнять композицию сложного многопланового интерьера с введением фигуры людей, на формате А2; Применение
26 Выполнение композиции многопланового интерьера с введением фигуры человека Индивидуальная работа уметь выполнять композицию сложного многопланового интерьера с введением фигуры людей, на формате А2; Применение
27 Выполнение эскиза тематической однофигурной композиции на нейтральном фоне Практическая работа (ПК) уметь выполнять однофигурную и многофигурную тематическую сюжетную композицию в интерьере, на фоне пейзажа, на формате А2; Применение
28 Выполнение эскиза тематической однофигурной композиции на нейтральном фоне Самостоятельное изучение уметь выполнять однофигурную и многофигурную тематическую сюжетную композицию в интерьере, на фоне пейзажа, на формате А2; Применение
29 Выполнение эскиза двух – трехфигурной композиции на пейзажном фоне Практическая работа (ПК) уметь выполнять однофигурную и многофигурную тематическую сюжетную композицию в интерьере, на фоне пейзажа, на формате А2; Применение
30 Выполнение эскиза двух – трехфигурной композиции на пейзажном фоне Индивидуальная работа уметь выполнять однофигурную и многофигурную тематическую сюжетную композицию в интерьере, на фоне пейзажа, на формате А2; Применение
31 Выполнение эскиза двух – трехфигурной композиции на пейзажном фоне Самостоятельное изучение уметь выполнять однофигурную и многофигурную тематическую сюжетную композицию в интерьере, на фоне пейзажа, на формате А2; Применение
32 Работа над набросками, зарисовками, этюдами портрета. Практическая работа (ПК) выполнить композицию тематического портрета, на формате А2 Творчество
33 Работа над набросками, зарисовками, этюдами портрета. Индивидуальная работа выполнить композицию тематического портрета, на формате А2 Творчество
34 Работа над набросками, зарисовками, этюдами портрета. Самостоятельное изучение выполнить композицию тематического портрета, на формате А2 Творчество
35 Выполнение композиции портрета. Тема «Мой современник» Практическая работа (ПК) выполнить композицию тематического портрета, на формате А2 Творчество
36 Выполнение композиции портрета. Тема «Мой современник» Индивидуальная работа выполнить композицию тематического портрета, на формате А2 Творчество
37 Выполнение композиции портрета. Тема «Мой современник» Минизачет выполнить композицию тематического портрета, на формате А2 Творчество
38 Выполнение композиции портрета. Тема «Мой современник» Самостоятельное изучение выполнить композицию тематического портрета, на формате А2 Творчество

Литература

Основная

  1. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050602.65 (030800) - "Изобразительное искусство" / К.Т. Даглдиян. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 312, [2] с. : [24] л. цв. ил., портр. - (Высшее образование). - Гриф УМО
  2. Панксенов, Г. И.Живопись: форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Архитектура" / Г. И. Панксенов. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 143, [1] c. : ил. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф УМО.
  3. Стародуб, К. И. Рисунок и живопись. От реалистического изображения к условно-стилизованному : учеб. пособие [для студентов специальностей "Архитектура", "Дизайн"] / К. И. Стародуб, Н. А. Евдокимова. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 190, [1] c. : ил., [16] л. ил. - (Высшее образование)

Дополнительная

  1. Композиция портрета : метод. указания для студентов специальности 050602 "Изобраз. искусство" / Сургут. гос. пед. ун-т ; [сост. Э.С. Галеева]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2009. - 34 с.
  2. Прокофьев, Н.И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство" / Н.И. Прокофьев. - М. : Владос, 2010. - 158, [1] с., 16 л. цв. вкл. : ил. - (Учебное пособие для вузов). - Гриф УМО.
  3. Рисунок. Живопись. Композиция : хрестоматия : учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / сост.: Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. - М. : Просвещение, 2011. - 208 с. - ISBN 5-09-000956-2.Кол-во экземпляров: всего - 17
  4. Смирнова, М.А. Композиционные основы и графическая стилизация в курсе рисунка [Электронный ресурс] метод. пособие / М.А. Смирнова. - Екатеринбург : Архитектон, 2010. - 156 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=222107&sr=1.- Загл. с экрана И др.

Цифровые ресурсы

  1. А.Н. Фанталов «Реализм и условность в истории, теории и практике изобразительного искусства». Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт Петербург, 2002, http://fantasy-art.boom.ru/
  2. Государственная Третьяковская галерея. http://www.rusmuseum.ru/
  3. Рождение картины: этюд, эскиз, композиция [Электронный ресурс] : образоват. видеопрграмма для эстет. и художеств. развития детей / Русский музей. - Электрон. дан. - М. : Кордис & Медиа [и др.], 2003. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : ил. - (Русский музей - детям) (Из коллекции Русского музея). - Систем. требования: IBM PC ; Windows98/2000/XP ; Pentium 500 ; 64 Мб ОЗУ ; объем видеопамяти 8 Мб ; 16-скорост. CD-ROM ; звуковая карта ; мышь ; или Video-CD/DVD-проигрыватели . - ISBN 4-607104-450050 : 143-10. Сигла: - к/з Кол-во экземпляров: всего - 1
  4.   Натюрморт [Электронный ресурс] : Русский музей - детям : образоват. видеопрограмма для эстет. и художеств. развития детей. - Электрон. дан. - М. : Кордис & Медиа [и др.], 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: IBM PC; Windows 98/ME/2000/XP; Pentium 500; 64 мб; 16-скоростной CD-ROM. Кол-во экземпляров: всего – 1

Источники

  1. Закон об образовании РФ последняя редакция 2015 [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyy-redakciya-2015/
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm781-1.pdf

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД.11. Композиция [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование /Направленность: Изобразительное искусство /БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Ю.В.Бахлюстова. – Элек-трон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.