бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-художественного образования

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Sept. 21, 2017 утверждено Feb. 2, 2018
Г.И. Белошапка заведующий кафедрой
согласовано Nov. 2, 2017
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Nov. 2, 2017

Б1.В.ОД.5 Композиция, 5 семестр

Б-05031, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Изобразительное искусство), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Ю.В. Бахлюстова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-15 способен создавать художественный образ графическими, живописными, конструктивно-пространственными, объемно-пластическими и формально-композиционными методами построения 1.1.1. Знать способы и приемы конструктивного построения пространственной геометрии предметных форм знаниевый
1.1.2. Знать способы и приемы светотональной, цветотональной, пластической моделировки объемной пластики предметных форм знаниевый
1.2.1. Уметь проектировать процесс построения графического, живописного, скульптурного образов на основе логики пространственной структуры предметных объектов ориентировочный
1.2.2. Ориентироваться в специфике экспрессивных средств графического, живописного, скульптурного языка ориентировочный
1.3.1. Владеть способами и приемами создания графического построения конструктивно-пластического образа разного рода предметных объектов операциональный
1.3.2. Владеть техникой создания графического образа наброска, зарисовки, эскиза, живописного этюда, станковой композиции операциональный
1.4.1. Иметь опыт реализации художественного замысла в различных техниках станковой графики, живописи, скульптуры опыт
ПК-16 способность реализовывать собственные изобразительные навыки в работе над композицией в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве и скульптуре в профессиональной деятельности Применение навыков в работе над композицией в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве и скульптуре операциональный
Опыт создания композиции в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве и скульптуре опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у студентов композиционных навыков на основе принципов, законов, методов и средств художественнообразного формообразования.

Задачи

  1. Умение применять основные законы, правила и приемы композиционного построения.
  2. Формирование навыков выполнения тематической композиции.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 0 ч. из 3.0 ч.
Часов в неделю 0.5 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Основные закономерности композиции Умение применять основные законы, правила и приемы композиционного построения. Уметь применять в творческих работах основные законы, правила и приемы композиционного построения.
  • Дидактическая единица (1) Композиция, образ, содержание, форма в произведении
Модуль 2. Композиция тематического пейзажа Формирование навыков выполнения тематической композиции. Уметь выполнять тематические композиции.
  • Дидактическая единица (1) Композиция городского и индустриального пейзажа

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Понятие «композиция». Композиция как учебный предмет. Самостоятельное изучение 2.0 1
2 Закономерности композиции: законы, правила, приемы. Основные законы композиции. Самостоятельное изучение 2.0 1
3 Разработка сюжета и выполнение первоначальных эскизов композиции городского пейзажа. Самостоятельное изучение 2.0 1
4 Работа над эскизами композиции городского пейзажа. Выполнение набросков, зарисовок, этюдов, мотивов городского пейзажа с натуры Самостоятельное изучение 2.0 2
5 Работа над композицией городского или индустриального пейзажа. Самостоятельное изучение 2.0 3
6 Выполнение композиции городского или индустриального пейзажа. Самостоятельное изучение 4.0 4
7 Разработка сюжета несложного тематического натюрморта. Самостоятельное изучение 2.0 5
8 Поиски тонового, цветового, колористического решения эскиза композиции несложного тематического натюрморта. Самостоятельное изучение 4.0 6
9 Выполнение композиции сложного тематического натюрморта «Моя профессия». Самостоятельное изучение 4.0 7
10 Компоновка части помещения с небольшим количеством мебели (работа с натуры). Самостоятельное изучение 4.0 9
11 Разработка сюжета композиции интерьера. Самостоятельное изучение 2.0 10
12 Выполнение композиции многопланового интерьера с введением фигуры человека Практическая работа (ПК) 4.0 11
13 Выполнение эскиза тематической однофигурной композиции на нейтральном фоне Самостоятельное изучение 4.0 12
14 Выполнение эскиза двух – трехфигурной композиции на пейзажном фоне Самостоятельное изучение 8.0 13
15 Работа над набросками, зарисовками, этюдами портрета. Самостоятельное изучение 6.0 14
16 Выполнение композиции портрета. Тема «Мой современник» Практическая работа (ПК) 4.0 15
17 Выполнение композиции портрета. Тема «Мой современник» Самостоятельное изучение 8.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Понятие «композиция». Композиция как учебный предмет. Самостоятельное изучение уметь на практике применять основные закономерности композиции: законы, правила и приемы; Применение
2 Закономерности композиции: законы, правила, приемы. Основные законы композиции. Самостоятельное изучение уметь на практике применять основные закономерности композиции: законы, правила и приемы; Применение
3 Разработка сюжета и выполнение первоначальных эскизов композиции городского пейзажа. Самостоятельное изучение уметь выполнять композицию городского или индустриального пейзажа, на формате А2; Применение
4 Работа над эскизами композиции городского пейзажа. Выполнение набросков, зарисовок, этюдов, мотивов городского пейзажа с натуры Самостоятельное изучение уметь выполнять композицию городского или индустриального пейзажа, на формате А2; Применение
5 Работа над композицией городского или индустриального пейзажа. Самостоятельное изучение уметь выполнять композицию городского или индустриального пейзажа, на формате А2; Применение
6 Выполнение композиции городского или индустриального пейзажа. Самостоятельное изучение уметь выполнять композицию городского или индустриального пейзажа, на формате А2; Применение
7 Разработка сюжета несложного тематического натюрморта. Самостоятельное изучение уметь на практике применять основные закономерности композиции: законы, правила и приемы; Применение
8 Поиски тонового, цветового, колористического решения эскиза композиции несложного тематического натюрморта. Самостоятельное изучение Выполнить эскизы композиции несложного тематического натюрморта. Творчество
9 Выполнение композиции сложного тематического натюрморта «Моя профессия». Самостоятельное изучение Выполнить композицию сложного тематического натюрморта «Моя профессия». Творчество
10 Компоновка части помещения с небольшим количеством мебели (работа с натуры). Самостоятельное изучение Выполнить компоновку части помещения с небольшим количеством мебели (работа с натуры). Творчество
11 Разработка сюжета композиции интерьера. Самостоятельное изучение Разработать сюжет композиции интерьера. Творчество
12 Выполнение композиции многопланового интерьера с введением фигуры человека Практическая работа (ПК) Создать композицию многопланового интерьера с введением фигуры человека Творчество
13 Выполнение эскиза тематической однофигурной композиции на нейтральном фоне Самостоятельное изучение Выполнить эскиз тематической однофигурной композиции на нейтральном фоне Творчество
14 Выполнение эскиза двух – трехфигурной композиции на пейзажном фоне Самостоятельное изучение Выполнить эскиз двух – трехфигурной композиции на пейзажном фоне Творчество
15 Работа над набросками, зарисовками, этюдами портрета. Самостоятельное изучение Выполнить наброски, зарисовки, этюды портрета. Творчество
16 Выполнение композиции портрета. Тема «Мой современник» Практическая работа (ПК) Выполнить композицию сложного тематического натюрморта «Моя профессия». Творчество
17 Выполнение композиции портрета. Тема «Мой современник» Самостоятельное изучение Выполнить композицию сложного тематического натюрморта «Моя профессия». Творчество

Литература

Основная

  1. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050602.65 (030800) - "Изобразительное искусство" / К.Т. Даглдиян. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 312, [2] с. : [24] л. цв. ил., портр. - (Высшее образование). - Гриф УМО
  2. Панксенов, Г. И.Живопись: форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Архитектура" / Г. И. Панксенов. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 143, [1] c. : ил. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф УМО.
  3. Стародуб, К. И. Рисунок и живопись. От реалистического изображения к условно-стилизованному : учеб. пособие [для студентов специальностей "Архитектура", "Дизайн"] / К. И. Стародуб, Н. А. Евдокимова. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 190, [1] c. : ил., [16] л. ил. - (Высшее образование)

Дополнительная

  1. Композиция портрета : метод. указания для студентов специальности 050602 "Изобраз. искусство" / Сургут. гос. пед. ун-т ; [сост. Э.С. Галеева]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2009. - 34 с.
  2. Прокофьев, Н.И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство" / Н.И. Прокофьев. - М. : Владос, 2010. - 158, [1] с., 16 л. цв. вкл. : ил. - (Учебное пособие для вузов). - Гриф УМО.
  3. Рисунок. Живопись. Композиция : хрестоматия : учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / сост.: Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. - М. : Просвещение, 2011. - 208 с. - ISBN 5-09-000956-2.Кол-во экземпляров: всего - 17
  4. Смирнова, М.А. Композиционные основы и графическая стилизация в курсе рисунка [Электронный ресурс] метод. пособие / М.А. Смирнова. - Екатеринбург : Архитектон, 2010. - 156 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=222107&sr=1.- Загл. с экрана И др.

Цифровые ресурсы

  1. А.Н. Фанталов «Реализм и условность в истории, теории и практике изобразительного искусства». Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт Петербург, 2002, http://fantasy-art.boom.ru/
  2. Государственная Третьяковская галерея. http://www.rusmuseum.ru/
  3. Рождение картины: этюд, эскиз, композиция [Электронный ресурс] : образоват. видеопрграмма для эстет. и художеств. развития детей / Русский музей. - Электрон. дан. - М. : Кордис & Медиа [и др.], 2003. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : ил. - (Русский музей - детям) (Из коллекции Русского музея). - Систем. требования: IBM PC ; Windows98/2000/XP ; Pentium 500 ; 64 Мб ОЗУ ; объем видеопамяти 8 Мб ; 16-скорост. CD-ROM ; звуковая карта ; мышь ; или Video-CD/DVD-проигрыватели . - ISBN 4-607104-450050 : 143-10. Сигла: - к/з Кол-во экземпляров: всего - 1
  4.   Натюрморт [Электронный ресурс] : Русский музей - детям : образоват. видеопрограмма для эстет. и художеств. развития детей. - Электрон. дан. - М. : Кордис & Медиа [и др.], 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: IBM PC; Windows 98/ME/2000/XP; Pentium 500; 64 мб; 16-скоростной CD-ROM. Кол-во экземпляров: всего – 1

Источники

  1. Закон об образовании РФ последняя редакция 2015 [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyy-redakciya-2015/
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm781-1.pdf

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД.11. Композиция [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование /Направленность: Изобразительное искусство /БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Ю.В.Бахлюстова. – Элек-трон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.