бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Sept. 25, 2017 утверждение отклонено Jan. 30, 2018
Н.В. Ганущак заведующий кафедрой
согласовано Feb. 20, 2018
Д.В. Ларкович декан факультета
согласовано March 14, 2018

Б1.В.ОД.8 Теория литературы, 10 семестр

Б-3081, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Русский язык и литература), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Ганущак ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
владеет приемами анализа текстов различных стилей, типов и жанров знаниевый
готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса знаниевый
способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций знаниевый

Цели изучения дисциплины

Раскрыть смысл и дать истолкование основным литературоведческим категориям и понятиям, необходимым учителю литературы для его практической ракботы в школе, опираясь на достижения отечественного и зарубежного литературоведения.

Задачи

  1. Систематизировать представление о природе и сущности литературы как вида искусства
  2. Сформировать навыки применения в школьной практике анализа сложных проблем современной литературоведческой науки
  3. Овладеть различными видами анализа художественных произведений

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30.0 ч. (41.67%)
Контроль самостоятельной работы 10.0 ч.
Самостоятельная работа студента 37.5 ч. (52.08%)
Процент выполнения нагрузки 93.75%
Индивидуальная работа со студентами 8.0 ч. из 7.5 ч.
Часов в неделю 3.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Философия искусства Закрепить представление о природе и сущности литературы как вида искусства Знание природы искусства и специфики литературы как вида искусства
  • Литературоведение как наука
  • Художественная литература как вид искусства
  • Художественный образ
Модуль 2. Родовидовая специфика художественной литературы Расширить представление об основных законах литературного творчества Понимание законов деления литературы на роды и виды
  • Форма и содержание в искусстве
  • Содержательный уровень литературного произведения
  • Родожанровая классификация литературы
Модуль 3. Виды и методология литературоведческого анализа Овладеть методологией различных видов анализа художественных произведений Владение основными методологическими подходами в литературоведении при анализе текста
  • Историко-литературные системы
  • Типы анализа литературного произведения
  • Деконструкция как форма анализа текста

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Философия искусства Лекция 1.0 1
2 Религиозность искусства Лекция 1.0 1
3 Искусство как мифотворчество Лекция 1.0 1
4 Композиция литературного произведения Лекция 2.0 2
5 Сюжет литературного произведения Индивидуальная работа 1.0 2
6 Сюжет литературного произведения Лекция 2.0 3
7 Стиль художественного произведения Лекция 2.0 3
8 Родовидовая специфика литературы Семинар 2.0 4
9 Родовидовая специфика литературы Индивидуальная работа 2.0 4
10 Типы анализа литературного произведения Лекция 1.0 4
11 Деконструкция как форма анализа текста Коллоквиум 2.0 5
12 Деконструкция как форма анализа текста Другое 1.0 5
13 Внутренний мир художественного произведения. Хронотоп Семинар 2.0 6
14 Внутренний мир художественного произведения. Хронотоп Индивидуальная работа 2.0 6
15 Художественное произведение как диалектическое единство фабулы и сюжета, композиции и архитектоники Коллоквиум 2.0 7
16 Теория литературного стиля и стилевые особенности художественного текста Семинар 2.0 7
17 Виды и методология литературоведческого анализа Семинар 2.0 8
18 Виды и методология литературоведческого анализа Индивидуальная работа 2.0 8
19 Образ в художественном произведении Семинар 2.0 9
20 Образ в художественном произведении Контрольная работа (< 1 часа) 1.0 9
21 Рубежный контроль Конференция 4.0 10
22 Рубежный контроль Индивидуальная работа 1.0 10

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Философия искусства Лекция Называть основные критерии художественности Воспроизведение
2 Религиозность искусства Лекция Называть основные критерии художественности Воспроизведение
3 Искусство как мифотворчество Лекция Называть основные критерии художественности Воспроизведение
Художественное направление Узнавание
Художественное течение Воспроизведение
Тип художественного мышления Применение
4 Композиция литературного произведения Лекция Композиция. Элементы композиции Узнавание
Структура произведения Воспроизведение
5 Сюжет литературного произведения Индивидуальная работа Знать структурные уровни словесного образа Узнавание
Понимать связь формы и содержания Воспроизведение
Тема Узнавание
Проблема Применение
Идея Воспроизведение
6 Сюжет литературного произведения Лекция Знать структурные уровни словесного образа Узнавание
Понимать связь формы и содержания Воспроизведение
Тема Узнавание
Проблема Применение
Идея Воспроизведение
7 Стиль художественного произведения Лекция Называть основные критерии художественности Воспроизведение
Знать структурные уровни словесного образа Узнавание
Понимать связь формы и содержания Воспроизведение
Композиция. Элементы композиции Узнавание
Структура произведения Воспроизведение
8 Родовидовая специфика литературы Семинар Особенности эпоса Воспроизведение
Специфика драмы Узнавание
Специфика лирики Воспроизведение
Художественное направление Узнавание
Художественное течение Воспроизведение
Тип художественного мышления Применение
9 Родовидовая специфика литературы Индивидуальная работа Особенности эпоса Воспроизведение
Специфика драмы Узнавание
Специфика лирики Воспроизведение
Художественное направление Узнавание
Художественное течение Воспроизведение
Тип художественного мышления Применение
10 Типы анализа литературного произведения Лекция Особенности эпоса Воспроизведение
Специфика драмы Узнавание
Специфика лирики Воспроизведение
Целостный анализ Применение
Сотворчество Творчество
Семантическая образность Применение
Восприятие произведения Воспроизведение
11 Деконструкция как форма анализа текста Коллоквиум Сотворчество Творчество
Семантическая образность Применение
Восприятие произведения Воспроизведение
12 Деконструкция как форма анализа текста Другое Сотворчество Творчество
Семантическая образность Применение
Восприятие произведения Воспроизведение
13 Внутренний мир художественного произведения. Хронотоп Семинар Называть основные критерии художественности Воспроизведение
Знать структурные уровни словесного образа Узнавание
Понимать связь формы и содержания Воспроизведение
Художественное направление Узнавание
Художественное течение Воспроизведение
Тип художественного мышления Применение
14 Внутренний мир художественного произведения. Хронотоп Индивидуальная работа Называть основные критерии художественности Воспроизведение
Знать структурные уровни словесного образа Узнавание
Понимать связь формы и содержания Воспроизведение
Художественное направление Узнавание
Художественное течение Воспроизведение
Тип художественного мышления Применение
15 Художественное произведение как диалектическое единство фабулы и сюжета, композиции и архитектоники Коллоквиум Композиция. Элементы композиции Узнавание
Структура произведения Воспроизведение
Тема Узнавание
Проблема Применение
Идея Воспроизведение
Целостный анализ Применение
16 Теория литературного стиля и стилевые особенности художественного текста Семинар Называть основные критерии художественности Воспроизведение
Знать структурные уровни словесного образа Узнавание
Понимать связь формы и содержания Воспроизведение
Художественное направление Узнавание
Художественное течение Воспроизведение
Тип художественного мышления Применение
17 Виды и методология литературоведческого анализа Семинар Знать основные разделы литературоведения. Узнавание
Называть основные критерии художественности. Воспроизведение
Называть отличительные признаки литературы в ряду других искусств. Воспроизведение
Целостный анализ Применение
Сотворчество Творчество
Семантическая образность Применение
Восприятие произведения Воспроизведение
18 Виды и методология литературоведческого анализа Индивидуальная работа Знать основные разделы литературоведения. Узнавание
Называть основные критерии художественности. Воспроизведение
Называть отличительные признаки литературы в ряду других искусств. Воспроизведение
Целостный анализ Применение
Сотворчество Творчество
Семантическая образность Применение
Восприятие произведения Воспроизведение
19 Образ в художественном произведении Семинар Называть основные критерии художественности Воспроизведение
Знать структурные уровни словесного образа Узнавание
Понимать связь формы и содержания Воспроизведение
Художественное направление Узнавание
Художественное течение Воспроизведение
Тип художественного мышления Применение
20 Образ в художественном произведении Контрольная работа (< 1 часа) Называть основные критерии художественности Воспроизведение
Знать структурные уровни словесного образа Узнавание
Понимать связь формы и содержания Воспроизведение
Художественное направление Узнавание
Художественное течение Воспроизведение
Тип художественного мышления Применение
21 Рубежный контроль Конференция Знать основные разделы литературоведения. Узнавание
Называть основные критерии художественности. Воспроизведение
Называть отличительные признаки литературы в ряду других искусств. Воспроизведение
Называть основные критерии художественности Воспроизведение
Знать структурные уровни словесного образа Узнавание
Понимать связь формы и содержания Воспроизведение
Композиция. Элементы композиции Узнавание
Структура произведения Воспроизведение
Тема Узнавание
Проблема Применение
Идея Воспроизведение
Особенности эпоса Воспроизведение
Специфика драмы Узнавание
Специфика лирики Воспроизведение
Художественное направление Узнавание
Художественное течение Воспроизведение
Тип художественного мышления Применение
Целостный анализ Применение
Сотворчество Творчество
Семантическая образность Применение
Восприятие произведения Воспроизведение
22 Рубежный контроль Индивидуальная работа Знать основные разделы литературоведения. Узнавание
Называть основные критерии художественности. Воспроизведение
Называть отличительные признаки литературы в ряду других искусств. Воспроизведение
Называть основные критерии художественности Воспроизведение
Знать структурные уровни словесного образа Узнавание
Понимать связь формы и содержания Воспроизведение
Композиция. Элементы композиции Узнавание
Структура произведения Воспроизведение
Тема Узнавание
Проблема Применение
Идея Воспроизведение
Особенности эпоса Воспроизведение
Специфика драмы Узнавание
Специфика лирики Воспроизведение
Художественное направление Узнавание
Художественное течение Воспроизведение
Тип художественного мышления Применение
Целостный анализ Применение
Сотворчество Творчество
Семантическая образность Применение
Восприятие произведения Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения : хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050301 "Русский язык и литература" / сост. Н. П. Хрящева. - М. : Флинта [и др.], 2011. - 454, [2] с. - Гриф УМО
  2. Фесенко, Э.Я. Теория литературы [Электронный ресурс] / Э.Я. Фесенко. - 4-е изд., доп. и испр. - Москва : Академический проект, 2010. - 599 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221082 – Заглавие с экрана
  3. Хализев, В.Е. Теория литературы : учеб. для студентов вузов / В.Е. Хализев. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М. : Высшая школа, 2007. - 404, [1] с. - Гриф МО

Дополнительная

  1. Вартаньянц А.Д., Якубовская М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста. М., 1994.
  2. Гончаров Б.П. Стихотворная речь. Методология изучения. Становление. Художест-венная функция. М., 1999.
  3. Проблемы теории литературной критики. М., 1989.
  4. Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000.
  5. Фесенко, Э.Я. Теория литературы : учеб. пособие для студентов вузов по специальности 032900 - Русский язык и литература / Э.Я. Фесенко. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Едиториал УРСС, 2004. - 334 с. - Гриф МО
  6. Эсалнек, А.Я. Теория литературы [Электронный ресурс] / А.Я. Эсалнек. - Москва : Флинта, 2010. - 208 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=70373 – Заглавие с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Русский филологический портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philology.ru/literature2.htm

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б3.В.ОД.3. Теория литературы [Электронный ресурс]: Б-1081, Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профили «Образование в области русского языка и Литературное образование», зачёт / ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет»; Автор-сост. Н.В. Ганущак. – Электронные данные. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Заглавие с экрана.
  2. Учебная программа. Б3.В.ОД.3. Теория литературы [Электронный ресурс]: Б-1081, Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профили «Образование в области русского языка и Литературное образование», зачёт / ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет»; Автор-сост. Н.В. Ганущак. – Электронные данные. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Заглавие с экрана.