бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра лингвистического образования и межкультурной коммуникации

Рабочая программа

2017-18 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Sept. 27, 2017 утверждено Nov. 3, 2017
Ю.В. Волобуева заведующий кафедрой
согласовано Nov. 2, 2017
Д.В. Ларкович декан факультета
согласовано Nov. 2, 2017

Б1.В.ДВ.3 Латинский язык , 9 семестр 2 полусеместр

Б-5082, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Русский язык и литература), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Волкова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способность выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (ПК-15) Знать языковые единицы разных уровней знаниевый
Иметь представление о принципах членения дисциплины на разделы: «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография», «Лексика и фразеология», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Синтаксис. Пунктуация»; понимать их системный характер ориентировочный
Понимать уровневую организацию языковой системы ориентировочный
Уметь анализировать языковые единицы разных уровней операциональный
Опыт анализа языковых единиц разных уровней опыт

Цели изучения дисциплины

способствовать расширению лингвистического кругозора студентов и формированию у них грамматического мышления.

Задачи

  1. ознакомить с основными сведениями о фонетической, графической и морфологической системах латинского языка
  2. ознакомить со словообразовательной и лексической системами латинского языка, а также его синтаксическим строем

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч. (25.0%)
Контроль самостоятельной работы 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.328 ч. (75.46%)
Процент выполнения нагрузки 100.46%
Индивидуальная работа со студентами 8.0 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 2.25 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Фонетика и графика. Морфология ознакомить с основными сведениями о фонетической, графической и морфологической системах латинского языка называть звуки латинского языка и их буквенные соответствия называть буквы латинского алфавита делить латинское слово на слоги узнавать звукобуквенные соотвествия и буквосочетания владеть навыками чтения на латинском языке называть правила чтения владеть навыками самостоятельной работы с двуязычными словарями устанавливать этимологические параллели между латинскими словами и словами новых европейских языков называть существенные характеристики латинского существительного определять форму существительного в тексте склонять латинское существительное определять словарную форму латинских существительных, придагательных, глаголов и их неличных форм называть существенные характеристики латинских наречий узнавать основные предлоги и союзы латинского языка интерпретировать функции многозначных предлогов в предложении называть неличные форму глагола и их существенные характеристики образовывать неличные форму глагола от их основ определять формы и функции неличных форм глагола в тексте называть существенные характеристики латинского глагола образовывать формы повелительного наклонения спрягать глагол во всех временах системы инфекта называть все личные формы глагола определять форму глагола в тексте
  • Роль латинского языка в мировой культуре и становлении других языков
  • Фонетика и графика латинского языка
  • Морфология
Лексика. Словообразование. Синтаксис ознакомить со словообразовательной и лексической системами латинского языка, а также его синтаксическим строем владеть лексическим минимумом слов общеупотребительной лексики латинского языка производить грамматический анализ и перевод латинского предложения называть алгоритм грамматического анализа и перевода латинского предложения узнавать и интерпретировать основные глагольные конструкции латинского языка анализировать латинские именные слвоосочетания владеть лексическим минимумом слов общеупотребительной лексики латинского языка называть существенные характеристики и типы латинских местоимений определеять форму и функцию латинского местоимения в тексте склонять латинские местоимения называть существенные характеристики латинских количественных и порядковых числительных интерпретировать числа, записанные римскими цифрами записывать числа римскими цифрами называть функции римских цифр в современных европейских языках узнавать основные грамматические термины латинского языка производить грамматический анализ и перевод латинского предложения называть алгоритм грамматического анализа и перевода латинского предложения называть неличные форму глагола и их существенные характеристики образовывать неличные форму глагола от их основ определять формы и функции неличных форм глагола в тексте производить грамматический анализ и перевод латинского предложения определять формы и функции неличных форм глагола в тексте владеть лексическим минимумом слов общеупотребительной лексики латинского языка производить грамматический анализ и перевод латинского предложения владеть навыками самостоятельной работы с двуязычными словарями узнавать основные грамматические термины латинского языка производить грамматический анализ и перевод латинского предложения
  • Лексика и фразеология латинского языка
  • Синтаксис латинского языка

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Место латинского языка в индоевропейской языковой семье. Роль латинского языка в мировой культуре. Влияние латинского языка на развитие основных европейских языков. Основные этапы развития латинского языка. Практическая работа (М) 2.0 1
2 Структура, основные формы и категории латинского глагола. Практическая работа (М) 2.0 1
3 Рубежный контроль. Грамматический анализ латинского текста Контрольная работа 1.0 1
4 Место латинского языка в индоевропейской языковой семье. Роль латинского языка в мировой культуре. Влияние латинского языка на развитие основных европейских языков. Основные этапы развития латинского языка. Индивидуальная работа 2.0 1
5 Рубежный контроль. Грамматический анализ латинского текста Индивидуальная работа 2.0 1
6 Местоимения: общая характеристика, система склонения. Способы образования латинских числительных. Индивидуальная работа 2.0 1
7 Фонетическая система латинского языка. Алфавит. Правила слогоделения. Правила чтения. Звукобуквенные соответствия. Практическая работа (М) 2.0 2
8 Местоимения: общая характеристика, система склонения. Способы образования латинских числительных. Практическая работа (М) 2.0 2
9 Неличные формы латинского глагола. Латинская фразеология. Грамматический анализ латинского текста Практическая работа (М) 2.0 2
10 Неличные формы латинского глагола. Латинская фразеология. Грамматический анализ латинского текста Самостоятельное изучение 4.0 2
11 Местоимения: общая характеристика, система склонения. Способы образования латинских числительных. Самостоятельное изучение 4.0 2
12 Рубежный контроль. Грамматический анализ латинского текста Контрольная работа 1.0 2
13 Основной словарный фонд латинского языка. Латинские корни в английском языке. Особенности работы с латино-русским словарём. Существительное: общая характеристика, система склонения существительных и прилагательных. Наречие. Предлоги и союзы. Анализ именного сочетания. Практическая работа (М) 4.0 3
14 Основной словарный фонд латинского языка. Латинские корни в английском языке. Особенности работы с латино-русским словарём. Существительное: общая характеристика, система склонения существительных и прилагательных. Наречие. Предлоги и союзы. Анализ именного сочетания. Самостоятельное изучение 4.0 3
15 Структура, основные формы и категории латинского глагола. Индивидуальная работа 2.0 4
16 Способы словообразования в латинском языке. Латинские аффиксы в современном русском языке. Принципы перевода латинского предложения. Практическая работа (М) 2.0 5

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Место латинского языка в индоевропейской языковой семье. Роль латинского языка в мировой культуре. Влияние латинского языка на развитие основных европейских языков. Основные этапы развития латинского языка. Практическая работа (М) определять место латинского языка в индоевропейской языковой семье. Узнавание
описывать роль латинского языка в мировой культуре Узнавание
перечислять результаты влияния латинского языка на развитие русского языка Узнавание
характеризовать содержание основных этапов развития латинского языка. Узнавание
2 Структура, основные формы и категории латинского глагола. Практическая работа (М) называть неличные форму глагола и их существенные характеристики Узнавание
образовывать неличные форму глагола от их основ Применение
определять формы и функции неличных форм глагола в тексте Воспроизведение
называть существенные характеристики латинского глагола Узнавание
образовывать формы повелительного наклонения Применение
спрягать глагол во всех временах системы инфекта Применение
называть все личные формы глагола Узнавание
определять форму глагола в тексте Применение
3 Рубежный контроль. Грамматический анализ латинского текста Контрольная работа владеть навыками самостоятельной работы с двуязычными словарями Узнавание
узнавать основные грамматические термины латинского языка Узнавание
производить грамматический анализ и перевод латинского предложения Применение
узнавать и интерпретировать основные глагольные конструкции латинского языка Воспроизведение
анализировать латинские именные словосочетания Воспроизведение
4 Место латинского языка в индоевропейской языковой семье. Роль латинского языка в мировой культуре. Влияние латинского языка на развитие основных европейских языков. Основные этапы развития латинского языка. Индивидуальная работа определять место латинского языка в индоевропейской языковой семье. Узнавание
описывать роль латинского языка в мировой культуре Узнавание
5 Рубежный контроль. Грамматический анализ латинского текста Индивидуальная работа называть алгоритм грамматического анализа и перевода латинского предложения Воспроизведение
узнавать и интерпретировать основные глагольные конструкции латинского языка Воспроизведение
6 Местоимения: общая характеристика, система склонения. Способы образования латинских числительных. Индивидуальная работа производить грамматический анализ и перевод латинского предложения Применение
называть алгоритм грамматического анализа и перевода латинского предложения Воспроизведение
7 Фонетическая система латинского языка. Алфавит. Правила слогоделения. Правила чтения. Звукобуквенные соответствия. Практическая работа (М) называть звуки латинского языка и их буквенные соответствия Узнавание
называть буквы латинского алфавита Узнавание
делить латинское слово на слоги Применение
узнавать звукобуквенные соответствия и буквосочетания Воспроизведение
владеть навыками чтения на латинском языке Применение
называть правила чтения Воспроизведение
8 Местоимения: общая характеристика, система склонения. Способы образования латинских числительных. Практическая работа (М) называть существенные характеристики и типы латинских местоимений Узнавание
определять форму и функцию латинского местоимения в тексте Применение
склонять латинские местоимения Применение
называть существенные характеристики латинских количественных и порядковых числительных Узнавание
интерпретировать числа, записанные римскими цифрами Воспроизведение
записывать числа римскими цифрами Применение
называть функции римских цифр в современных европейских языках Узнавание
владеть лексическим минимумом слов общеупотребительной лексики латинского языка Воспроизведение
9 Неличные формы латинского глагола. Латинская фразеология. Грамматический анализ латинского текста Практическая работа (М) называть неличные форму глагола и их существенные характеристики Узнавание
образовывать неличные форму глагола от их основ Применение
определять формы и функции неличных форм глагола в тексте Воспроизведение
узнавать основные грамматические термины латинского языка Узнавание
производить грамматический анализ и перевод латинского предложения Применение
называть алгоритм грамматического анализа и перевода латинского предложения Воспроизведение
10 Неличные формы латинского глагола. Латинская фразеология. Грамматический анализ латинского текста Самостоятельное изучение определять формы и функции неличных форм глагола в тексте Воспроизведение
производить грамматический анализ и перевод латинского предложения Применение
11 Местоимения: общая характеристика, система склонения. Способы образования латинских числительных. Самостоятельное изучение владеть лексическим минимумом слов общеупотребительной лексики латинского языка Воспроизведение
производить грамматический анализ и перевод латинского предложения Применение
12 Рубежный контроль. Грамматический анализ латинского текста Контрольная работа владеть навыками самостоятельной работы с двуязычными словарями Узнавание
узнавать основные грамматические термины латинского языка Узнавание
производить грамматический анализ и перевод латинского предложения Применение
13 Основной словарный фонд латинского языка. Латинские корни в английском языке. Особенности работы с латино-русским словарём. Существительное: общая характеристика, система склонения существительных и прилагательных. Наречие. Предлоги и союзы. Анализ именного сочетания. Практическая работа (М) называть существенные характеристики латинского существительного Узнавание
определять форму существительного в тексте Применение
склонять латинское существительное Применение
определять словарную форму латинских существительных, прилагательных, глаголов и их неличных форм Применение
называть существенные характеристики латинских наречий Узнавание
узнавать основные предлоги и союзы латинского языка Узнавание
интерпретировать функции многозначных предлогов в предложении Воспроизведение
владеть навыками самостоятельной работы с двуязычными словарями Узнавание
устанавливать этимологические параллели между латинскими словами и словами новых европейских языков Узнавание
14 Основной словарный фонд латинского языка. Латинские корни в английском языке. Особенности работы с латино-русским словарём. Существительное: общая характеристика, система склонения существительных и прилагательных. Наречие. Предлоги и союзы. Анализ именного сочетания. Самостоятельное изучение владеть лексическим минимумом слов общеупотребительной лексики латинского языка Воспроизведение
15 Структура, основные формы и категории латинского глагола. Индивидуальная работа образовывать неличные форму глагола от их основ Применение
16 Способы словообразования в латинском языке. Латинские аффиксы в современном русском языке. Принципы перевода латинского предложения. Практическая работа (М) владеть лексическим минимумом слов общеупотребительной лексики латинского языка Воспроизведение
производить грамматический анализ и перевод латинского предложения Применение
называть алгоритм грамматического анализа и перевода латинского предложения Воспроизведение
узнавать и интерпретировать основные глагольные конструкции латинского языка Воспроизведение
анализировать латинские именные словосочетания Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Воронков, А.И. Латинское наследие в русском языке. [Электронный ресурс] / А.И. Воронков, Л.П. Поняева, Л.М. Попова. — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2014. — 266 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/62962
  2. Гараева, Л.А. Латинский язык. Курс для начинающих. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2014. — 320 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/48387
  3. Кравченко, В.И. Универсальный справочник по грамматике латинского языка. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2015. — 356 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/74611
  4. Марцелли, А. А. Латинский язык : учеб. пособие для студентов гуманитар. фак. вузов / А. А. Марцелли. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 286, [1] с.
  5. Солопов, А. И. Латинский язык : учеб. пособие для бакалавров, [студентов вузов] обучающихся по специальности 031000 и направлению подготовки 031001 "Филология" / А. И. Солопов, Е. В. Антонец ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филолог. фак., Каф. клас. филологии . - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 447, [1] с.

Дополнительная

  1. Кацман, Н.Л. Латинский язык : учебник / Н.Л. Кацман, З.А. Покровская. - 7-е изд., перераб. доп. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 482 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234852
  2. Козлова, Г.Г. Самоучитель латинского языка. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2011. — 359 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/2599
  3. Латинский язык : учеб. для студентов пед. вузов / под ред. В. Н. Ярхо, В. И. Лободы. - Изд. 6-е, стер. - М. : Высшая школа, 2000. - 384 с.
  4. Латинский язык: учебное пособие. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Кемерово : КемГУ, 2015. — 171 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/80110
  5. Мельничук, А.А. Латинский язык для юристов : учебное пособие / А.А. Мельничук, А.А. Меликян. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 271 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115403
  6. Подосинов, А.В. Введение в латинский язык и античную культуру. 1 ч. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2011. — 192 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/2606
  7. Чеканова, Н.В. Краткий курс грамматики латинского языка. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2014. — 112 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/51862

Цифровые ресурсы

  1. Triliguis – языковой портал – Режим доступа: http://www.trilinguis.ru/linguistic/latina.aspx
  2. Всё о латыни – Режим доступа: http://latinum.ru/
  3. Латинский язык без труда – Режим доступа: http://linguaeterna.com/ru/enchir/
  4. Латинский язык – Режим доступа: http://latinpro.info/latin_cifrae.php
  5. Латинский язык – Режим доступа: http://www.all-abc.ru
  6. Латинский язык – Режим доступа: http://www.lingualatina.ru/

Источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.04.05. Педагогическое образование (квалификация (степень) "магистр") (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. N 1505)

Учебно-методические материалы

  1. ИНСТРУКЦИЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ О порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению учебной программы дисциплины СМК СурГПУ ИМ 04-2014
  2. ИНСТРУКЦИЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ О порядке формирования фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации СМК СурГПУ ИМ-04/1-2014
  3. Рабочая программа по дисциплине [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://wp.surgpu.ru/wp/15078/